Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
Закон самосохранения. Общее состояние любой организации подвергается теоретической оценке с помощью закона самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал В соответствии с данным законом каждая организация и ее часть стремится сохранить свою целостность. Самосохранение организации есть результат действия двух противоположных факторов: стабильности и развития. Первоочередной задачей руководителя организации является нахождение баланса между ними, так как преобладание первого грозит организации застоем и упадком, а второго — временным успехом и тяжелыми последствиями в будущем. Чтобы оценить последствия, к которым приведет реакция организации на внутренние и (или) внешние отрицательные воздействия, следует учитывать ряд факторов. Среди внутренних факторов выделим: • миссию организации; • характеристики ее организационной структуры и культуры; • уровень квалификации руководства; • коммуникации; • использование ресурсов и технологии; • продвижение товаров на рынке. Важнейшими факторами внешней среды являются: • демографические; • общий уровень развития экономики страны; • политические условия; • уровень развития технологии; • объемы поступающих данных и информации; • особенности национальной культуры. Названные факторы могут как повысить, так и понизить ресурс организации, поэтому от руководителя требуется грамотно их использовать: • повышать собственный уровень и профессионализм подчиненных; • следить за развитием технологии;• отслеживать изменения рыночной конъюнктуры и строить прогнозы; • иметь связи в среде политиков хотя бы для обладания свежей информацией; • создавать союзы и ассоциации с аналогичными организациями; • обязательно страховать наиболее рискованные виды деятельности; • повышать ликвидность организации. Учет возможных факторов внутренней и внешней среды, а также своевременное выявление неблагоприятных тенденций является основой самосохранения организации. Рассмотрим закон самосохранения по той же схеме, что и закон синергии, то есть по трем вариантам его реализации. В соответствии с первым вариантом ни руководитель, ни подчиненные ничего не знают о законе самосохранения. Закон фактически не действует, пока организация действует успешно. Если появляются признаки неблагополучной ситуации, организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). В итоге растут затраты, которые часто являются невосполнимыми (получение кредитов под очень высокие проценты, под залог собственной продукции или ликвидной недвижимости). Вместо увеличения происходит уменьшение энергии удержания. Во втором варианте руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Если организация стабильна и энергия удержания превалирует над энергией ликвидации, руководитель не предпринимает никаких радикальных действий и только формирует потенциальные ресурсы удержания. Работники не думают о самосохранении. Как только начинаются неблагоприятные изменения, работники переходят к активным действиям, часть даже уходит из организации (энергия удержания уменьшается), а другие предлагают руководителю сомнительные варианты наращивания энергии удержания или ослабления энергии ликвидации. Третий вариант предполагает, что и руководитель, и подчиненные знают о законе самосохранении. Этот вариант наиболее благоприятный, характеризующий профессиональный подход к деятельности организации. Каждый работник в пределах своих полномочий и ответственности предполагает возможность того, что организация в условиях рыночной экономики может оказаться в неблагоприятных условиях. Стремясь сохранить организацию и свое рабочее место, они в плановом порядке постепенно создают новые ресурсы, укрепляют старые связи, снижают отрицательные возмущающие влияния или переводят их на пользу себе. Э. А. Смирнов отмечает 4 стратегии, которые следует применять в работе с внешней средой. 1. Пассивно-индивидуальная — основана на ожидании партнеров и предложений для заполнении свободных ниш в деятельности сторонних организаций; предполагает проведение умеренной рекламной кампании. Стратегия уместна, если внешняя среда не предъявляет серьезных требований к параметрам организации, а руководитель организации положительно относится к предпринимательскому риску и имеет дополнительный источник доходов. При использовании стратегии для основной организации возможно ее банкротство или смена стратегии. 2. Пассивно-коллективная стратегия основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в конкретной области. В данной стратегии заинтересован руководитель, способный специально создать под нее организацию. Внешняя среда предоставляет развитую инфраструктуру, риск является минимальным, а доходы не самыми высокими, но стабильными. Как правило, такие организации действуют от 3 до 5 лет. Стратегию можно рекомендовать для организаций, работающих в сфере традиционных услуг с высоким уровнем ручного труда. Опасность заключается в том, что слишком пассивная организация полностью теряет инициативу и становится зависимой от окружающей среды. 3. Активно-индивидуальная стратегия предполагает постоянный поиск своей ниши в науке, технологии, информации с целью достижения стабильного развития. Особенно стратегия подходит для молодых руководителей небольших организаций. 4. Активно-коллективная стратегия в отличие от пассивно-коллективной предполагает создание инфраструктуры под собственную организацию непосредственно ее руководителем. Инфраструктура таким образом играет пассивную роль, а организация активную. Чтобы успешно реализовать такую стратегию руководитель должен обладать знаниями и прирожденными качествами. При выборе партнеров надо удостовериться в соответствии их стратегий активно-коллективной стратегии организации лидера, что возможно только в случае пассивно-коллективных стратегий или, в крайнем случае, пассивно-индивидуальных.
Закон наименьших
. Предложен русским ученым Александром
Александровичем Богдановым (1873-1928) в рамках
развиваемой им науки об общих законах
организации — тектологии. Согласно мнению
ученого, в силу этого закона прочность
цепи определяется наиболее слабым из
ее звеньев: «скорость эскадры — наименее
быстроходным из ее судов и т. п.». А потому
расширение хозяйственного целого зависит
от наиболее отстающей его части. По мнению
А.А. Богданова, этот закон относится ко
всем системам: физическим, психическим,
социально-экономическим. С этой точки
зрения он подходит и к установлению общей
схемы планомерного восстановления частично
разрушенного хозяйства. В первую очередь,
считал он, необходимо выяснить нормальную
пропорцию разных звеньев целого при его
равновесии. По закону наименьших, роль
сдерживающих будут играть наиболее отстающие
отрасли, которые и будут «ударными» (именно
их и следует развивать в первую очередь,
повышая одну за дугой минимальные по
сравнению с нормой величины). Идея
«наиболее слабого звена» позднее легла
в основу метода сетевого планирования
и управления. Развивая эту идею в других
работах А.А. Богданов высказывает интересные
суждения, касающиеся действия закона
наименьших в области руководства трудовыми
коллективами. Руководитель, пишет он,
мог целые годы правильно и целесообразно
вести дело, по всей линии поддерживая
своевременным, умелым вмешательством
достаточную устойчивость организации,
но если даже в одном вопросе его интеллектуальная
энергия изменила ему или просто на минуту
ослабло внимание, то может произойти
непоправимый ущерб.
В различной литературе приводятся классические схемы организационных структур предприятий:
Иерархические (бюрократические) типы структур
Подобные структуры управления, преобладающие на многих российских предприятиях построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века (М. Вебер, А. Файоль).
Линейная организационная структура
Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.
Линейно
- штабная организационная
Такой
вид организационной структуры
является развитием линейной и призван
ликвидировать ее важнейший недостаток,
связанный с отсутствием
Дивизионная (дивизиональная) структура управления
Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением..
Органические типы структур
Органические
или адаптивные структуры управления
стали развиваться примерно с
конца 70-х годов, когда, с одной
стороны, создание международного рынка
товаров и услуг резко
Бригадная (кросс - функциональная) структура
Основой
этой структуры управления является
организация работ по рабочим
группам (бригадам), во многом прямо
противоположной иерархическому типу
структур. Основными принципами такой
организации управления являются:
· автономная работа рабочих групп (бригад);
· самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;
· замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
· привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.
Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.
Проектная структура управления
Основным
принципом построения проектной
структуры является концепция проекта,
под которым понимается любое
целенаправленное изменение в системе,
например, освоение и производство
нового изделия, внедрение новых
технологий, строительство объектов
и т. д. Деятельность предприятия
рассматривается как
Матричная (программно - целевая) структура управления
Такая
структура представляет собой сетевую
структуру, построенную на принципе
двойного подчинения исполнителей: с
одной стороны - непосредственному
руководителю функциональной службы,
которая предоставляет персонал
и техническую помощь руководителю
проекта, с другой - руководителю проекта
или целевой программы, который
наделен необходимыми полномочиями
для осуществления процесса управления.
При такой организации
Согласно органическому подходу к управлению функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития, так и его стадийность.
Как правило, специалисты
несмотря на продолжающиеся дискуссии,
сходятся в том, что полный жизненный цикл
организации обязательно включает такие
стадии, как формирование организации,
ее интенсивный рост или “размножение”,
стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя
стадия вовсе не обязательно должна завершаться
“смертью” или ликвидацией организации.
Вполне возможным считается и вариант
ее “возрождения” или “преображения”
(рис. Жизненные циклы организации).
1 - формирование организации, 2 - интенсивный рост, 3 - стабилизация, 4 - кризис.
В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности развития организации ни одна фирма (предприятие) не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей, противоречий. Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, мы будем называть - стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, - циклами развития.
Циклы развития
организации: Однако если мы сравним
особенности внутрифирменных
Формирование. “Заявка”
на рынке товаров/услуг - Предпринимательская.
Привлечь внимание к товару, найти
своего потребителя, организовать продажу
и сервис, стать привлекательным
для клиента - Принимаются проекты
с высокой степенью финансового
риска, минимальным количеством
действий. Ресурсы недостаточны для
удовлетворения всех требований заказчика.
В центре внимания - быстрое осуществление
ближайших мер - Работники должны
быть новаторами, инициативными, контактными,
с долговременной ориентацией, готовыми
рисковать, не боящимися ответственности.
Малая сменяемость ведущих