Ситуационные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:15, лекция

Описание

Задача 1. Этические проблемы в бизнесе возникают из-за несоответствия между экономическими показателями организации (измеряемыми доходами, издержками и прибылью) и показателями социальной ответственностьи (обязательствами бизнеса как системы и бизнесмена, как бизнесмена как руководителя по отношению к коллективу и обществу)
Перед фирмой стоит задача выбрать одну из двух разработанных экспертами моделей организаций, которая бы в большей степени отвечала этическим нормам.

Работа состоит из  1 файл

ситуационные задачи.docx

— 262.38 Кб (Скачать документ)

Задача 1. Этические проблемы в бизнесе возникают из-за несоответствия между экономическими показателями организации (измеряемыми доходами, издержками и прибылью) и показателями социальной ответственностьи (обязательствами бизнеса как системы и бизнесмена, как бизнесмена как руководителя по отношению к коллективу и обществу)

Перед фирмой стоит задача выбрать одну из двух разработанных  экспертами моделей организаций, которая  бы в большей степени отвечала этическим нормам.

Первая модель поведения

Авторитарный стиль руководства. Этичные цели и законные средства их достижения. Формально соответствующие  стандартам нормы поведения между  сотрудниками и руководством. Из-за нестабильной и сложной внешней  среды не всегда высокоприбыльная экономическая  деятельность фирмы и как следствие  низкая, но справедливая система оплаты труда.

Вторая модель поведения

Либеральный стиль руководства. Этичные цели, но средства их достижения часто ущемляют права сотрудников  и руководства. Прибыльная деятельность фирмы и высокие доходы работников. Неформальные отношения между сотрудниками и руководством.

Проблема. Проанализируйте  каждую модель поведения и выбирите оптимальную с точки зрения этики  и конфликтности в коллективе.

Ответ: Приоритетной для  российского бизнеса будет только первая модель поведения

 

Основной подход к формированию культуры бизнеса на корпоративном  уровне в условиях глобализации базируется на следующих положениях:

  1. Деловая этика является одной из основ глобализации экономических процессов. Освоение этических норм бизнеса снимает «культурные» барьеры установления технологических цепочек между компаниями разных стран. Кросс-культурный аспект отношений обеспечивает эффективную кооперационную интеграцию в рамках международного разделения труда только при отсутствии организационных барьеров (например, в виде политических мотивов решений, завышенных таможенных преград) или дискриминационных правил взаимодействия фирм разных стран по отношению к России, которые пытается установить ВТО.
  2. Механизм формирования национальной деловой культуры (рис.1) необходимо рассматривать как подстраивание реальной существующей модели и норм на национальном уровне к нормативной деловой культуре. При этом последняя рассматривается как свод абстрактных правил, интегрирующих мировой опыт менеджмента, а не его национальные модели.

Рис. 1. Схема формирования российской национальной деловой культуры в условиях глобализации

Реальная российская деловая культура — это постоянное совершенствование  национальной модели в направлении  творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной  деятельности. С одной стороны, это  рационализация внутрифирменных процессов  в условиях России, с другой, —  практика взаимодействия с российскими  партнерами и партнерами из стран  СНГ, с третьей, — опыт хозяйственных  связей с зарубежными партнерами из стран с развитыми рыночными  отношениями, с четвертой, — практический опыт хозяйствования, представляющий эволюцию практики управления, начиная  с советского периода, и изменение  подходов и методов управления, произошедших за последние десятилетия.

Вместе с тем, условия глобализации экономики обусловливают творческое наполнение национальных норм корпоративной  культуры российской экономики в  условиях постоянного сокращения преград  межнациональных хозяйственных  связей, а также их современных  организационных форм: от самоорганизации  технологических цепочек производства и реализации на международных рынках до транснациональных компаний. Структуру  процессов формирования национальных норм корпоративной культуры в рассмотренном  направлении можно представить  в виде рис. 2.

Реализация рассмотренных принципов  в деятельности менеджеров сталкивается с определенными трудностями. Для  руководителей, привыкших к количественным критериям эффективности и испытывающим нехватку времени, этические решения  часто бывают тягостными и неопределенными, и они хотят ими пренебречь. Большую трудность для них  представляет и оперирование разными  уровнями этических норм. Гипернормы иногда противоречат микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь могут стандартные  приемы (хотя и в ограниченной степени) и некоторые новые рекомендации американских специалистов по введению этических решений в практику управления.

Идеальных, абсолютно приемлемых для  всех заинтересованных сторон управленческих решений практически не бывает. Овладение  же стандартными приемами позволяет  менеджеру объяснить свое решение  заинтересованным сторонам, а последним  — оценить качество моральных  аргументов.

Содержание наиболее распространенных в новом веке принципов построения этической аргументации сводится к  следующему. Согласно принципу утилитаризма, действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести наибольшую пользу наибольшему числу лиц. Из суммарной пользы вычитается объем причиняемого ущерба, и если он перевешивает, действие (решение) неэтично. Если все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается «наименьшее зло». Согласно принципу нравственного императива, моральные решения не должны зависеть от конкретного результата. Любая взятка есть зло, обман одного клиента так же аморален, как и многих.

Применение обоих принципов  ограничено его сложностью. Выявить  круг лиц и организаций, чьи интересы могут быть затронуты решением, просчитать все последствия, а, главное, определить, чьими интересами поступиться, бывает трудоемкой, а то и невыполнимой задачей. Так, расширение кредита выгодно  потребителям, но может сократить  поступление прибылей, нанести ущерб  компании и акционерам.

Содержание наиболее распространенных в новом веке принципов построения этической аргументации сводится к  следующему. Согласно принципу утилитаризма, действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести наибольшую пользу наибольшему числу лиц. Из суммарной пользы вычитается объем причиняемого ущерба, и если он перевешивает, действие (решение) неэтично. Если все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается «наименьшее зло». Согласно принципу нравственного императива, моральные решения не должны зависеть от конкретного результата. Любая взятка есть зло, обман одного клиента так же аморален, как и многих.

Применение обоих принципов  ограничено его сложностью. Выявить  круг лиц и организаций, чьи интересы могут быть затронуты решением, просчитать все последствия, а, главное, определить, чьими интересами поступиться, бывает трудоемкой, а то и невыполнимой задачей. Так, расширение кредита выгодно  потребителям, но может сократить  поступление прибылей, нанести ущерб  компании и акционерам. Успешная забастовка важна для рабочих данного  предприятия, но от нее несут убытки работодатели и клиенты, страдают потребители. Решить, какое зло «наименьшее» одним  методом вычитания невозможно. Хотя в современной этике бизнеса  применяются (в модифицированном виде) принципы утилитаризма и нравственного  императива, для решения ряда сложных  вопросов используются и другие методы.

При возникновении конфликта между  этическими нормами разных уровней  его рекомендуется решать по принципу приоритетности. Такой конфликт возможен при размещении филиалов компании в странах или регионах с другой культурой, чем у центрального подразделения. Хотя гипернормы и макронормы должны доминировать, следует считаться и с микронормами. Например, если компания из развитой страны создает предприятие в отсталой стране, она вводит принятые в стране базирования материнской компании правила техники безопасности, запрещает несправедливую дискриминацию при найме и детский труд. Считается, что данные гипернормы отвечают как интересам отсталой страны, так и ее развитых партнеров. Однако оплата труда должна соответствовать местным стандартам, чтобы не дестабилизировать экономику и выдержать принцип справедливости в отношении других предприятий.

Современная этика бизнеса отдает приоритет тем локальным нормам, которые четко формулируются. Противоречивые или неясные нормы трудно использовать для принятия решений. Неоднозначен, например, вопрос о применении физического труда женщин. В некоторых странах их используют на тяжелых работах, чего не принято делать в развитых странах, и конфликт норм налицо. Если решать такой вопрос на основе местных обычаев, моральные соображения все же не должны полностью игнорироваться. Можно, например, ввести специальные программы облегчения условий труда или систему компенсаций. Важно, по мере возможности, обеспечить «подгонку» норм и их логическую взаимосвязь.

При разработке управленческих решений  приходится рассматривать и взвешивать их экономические, технологические, политические, социальные и этические аспекты. Если принимаются во внимание все  или большинство аспектов, решение  наиболее обоснованно. Сами обоснования  либо принимаются, либо используются для  выработки альтернатив, либо отвергаются. Моральный аспект имеется у многих решений, задевающих интересы других людей  или организаций, но верное решение  не всегда лежит в области этики. Например, для репутации фирмы  важно выяснить, уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки вследствие сокращения штатов или компания скорее выиграет, чем потеряет, скажем, в глазах инвесторов, или сокращение штатов безальтернативно и не подлежит моральной оценке.

Для бизнеса естественна ведущая  роль экономического обоснования принимаемых  решений, но это не значит, что этика  либо безоговорочно уступает, либо препятствует экономической или  иной выгоде. Менеджеры зачастую напрасно приписывают этике «антиприбыльную» направленность и исключают ее из рассмотрения. Такая позиция ошибочна: при выработке оптимального решения  важно, чтобы этические соображения  усиливали действие экономического или другого фактора, или чтобы  другие факторы усиливали действие этического. Этика не претендует на роль «судьи», она скорее направлена на выработку всесторонне обоснованного  решения, оправданного со всех точек  зрения.

Можно, скажем, подкрепить технологическое  решение, ясное только специалистам, моральными аргументами, понятными  для сотрудников фирмы и принятыми  в ее организационной культуре. Решение  выделить ассигнования для спонсорской  деятельности или на новые фильтры  очистки невозможно аргументировать  экономическими соображениями, но тут  «сработает» этика, учитывающая  социальные приоритеты. Продажа спиртного  несовершеннолетним увеличивает прибыль, но недопустима с этической, правовой, социальной точек зрения и их совокупность перевешивает экономические доводы. Если по экономическим или технологическим  причинам невозможно повысить качество продукции, этические требования к  нему не исчезают, а сводятся к минимально приемлемому уровню (безвредность товара, небольшое число рекламаций).

Необходимость этического обоснования  проявляется тогда, когда у руководства  возникает подозрение, что решение  может нарушить стандарты деловой  морали. При этом принимаются во внимание корпоративные этические  кодексы, а если возникает нестандартная  ситуация, то взвешенное решение зависит  от этических взглядов руководства  или группы менеджеров равного служебного статуса. На остроту этического аспекта, т.е. явную необходимость с ним считаться, влияют следующие прогнозируемые факторы.

  1. Масштаб моральных последствий — речь идет о распространении по уровням: мировой, национальной экономики или корпорации. Помимо этого необходимо учитывать количество компаний, чьи интересы ущемляются в результате отсутствия договоренности о применении единых этических норм в бизнесе.
  2. Социальный консенсус — степень морального одобрения или осуждения обществом, клиентами и (или) коллективом организации решения или действия, иными словами, реально действующая система ценностей и предпочтений в обществе.
  3. Вероятность ущерба или пользы от принимаемого решения для заинтересованных групп. Здесь необходимо учитывать природу неопределенности внешней среды, в которой функционирует предпринимательская организация. Необходимым атрибутом таких свойств является постоянное присутствие риска как угрозы потерь, так и шанса положительного результата решения. Наличие шанса движет предпринимателем и создает базу для экономической эффективности системы рыночных отношений в целом. Реально сложилась закономерность в рисковых решениях: чем выше результат, тем с большим риском он связан.
  4. Время проявления последствий (в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах). Критерии эффективности функционирования организации в рыночной неопределенности качественно меняются. Если в долгосрочном режиме управления для организации решается проблема выживания, то в среднесрочном — адаптации, в краткосрочном — увеличения прибыли.
  5. Длина дистанции (психологической, культурной, служебной и др.) между лицами, принимающими решения, и теми, кого эти решения затрагивают. Если решения затрагивают интересы непосредственных подчиненных или клиентов, положительные или отрицательные последствия проявятся быстро, а если дистанция велика, то они дойдут медленно, в ослабленном виде или не проявятся.
  6. Концентрация последствий, т.е. доля лиц среди релевантных конкретной ситуации, на которых распространяются последствия принятого решения.

Информация о работе Ситуационные задачи