Ситуационные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:15, лекция

Описание

Задача 1. Этические проблемы в бизнесе возникают из-за несоответствия между экономическими показателями организации (измеряемыми доходами, издержками и прибылью) и показателями социальной ответственностьи (обязательствами бизнеса как системы и бизнесмена, как бизнесмена как руководителя по отношению к коллективу и обществу)
Перед фирмой стоит задача выбрать одну из двух разработанных экспертами моделей организаций, которая бы в большей степени отвечала этическим нормам.

Работа состоит из  1 файл

ситуационные задачи.docx

— 262.38 Кб (Скачать документ)

Острота этического аспекта повышается, когда прогнозируемый масштаб последствий (положительных или отрицательных), социальный консенсус и вероятность  ущерба или пользы велики, последствия  проявятся быстро, дистанция коротка, а концентрация последствий высока. Если связь между этими факторами  налицо, то этическая сторона решения  или действия приобретает значимость. Определение остроты этического аспекта — сложный процесс, зависящий  от морали принимающих решения менеджеров и от их положения в иерархии.

Решения обычно принимаются, когда  их эффективность выше минимально приемлемого  уровня, и отвергаются, если она ниже. Например, экономическое решение  отвергается, если норма прибыли  на инвестиции будет ниже заданной величины. С точки зрения этики решение неприемлемо, если оно создает конфликт интересов. Минимально приемлемая инициатива принимается, если другие аспекты решения подкрепляют ее и в совокупности дают выигрышное решение (метод совокупной выгоды).

Как считает профессор Пенсильванского  университета Д.П. Фритцше, экономические  и этические аспекты решения  способны усиливать или ослаблять  друг друга. Он условно поделил их на три уровня — желательный, минимально приемлемый и неприемлемый (ниже минимальной  эффективности), как показано в табл. 1:

Таблица 1

Характеристика экономического и этического аспектов принимаемых  решений

Экономический аспект решения (норма  прибыли на инвестиции, %)

Этический аспект решения (примеры)

Желательный уровень

11

10

9

Справедливое трудоустройство, без  дискриминации по непрофессиональным признакам. Предложение социальных благ. Достоверная информация о продукте

Минимально приемлемый уровень

8

7

6

Нечестность в мелочах

Небольшие взятки или подарки

Небольшие неточности в информации

Неприемлемый уровень

5

4

3

Крупные взятки

Обман клиентов, потребителей

Дискриминация по непрофессиональным признакам


По Фритцше, обман, крупные взятки и дискриминация при трудоустройстве  создают острые отрицательные этические  проблемы, чреватые финансовыми потерями. Зато желательный моральный эффект тесно связан с желательной нормой прибыли: справедливое трудоустройство  расширяет возможности найма  высококвалифицированных работников и не требует дополнительных затрат, предоставление социальных благ дает экономическую отдачу (рост производительности труда, лояльность потребителей), а  объективная информация о продукте может слегка понизить прибыль, но сохранить  покупательский спрос. И, наоборот, ожидание высоких прибылей не вызовет желания  тратить их на взятки. Минимальные  отступления от моральных норм скорее понизят прибыль до минимально приемлемой величины, чем повысят ее, как  и решение получать небольшую  прибыль вполне допускает небольшие  этические погрешности.

Соблазн принять неэтичное решение  усиливается, если ущерб от него невелик  или наказание хотя и строго, но маловероятно. Но те, кто поддаются  такому соблазну, увеличивают риски  и связанные с ним издержки, а неэтичный подход ослабляет  совокупную выгоду.

Для эффективного использования этики  в процессе принятия решений необходимы по меньшей мере два условия —  высокая организационная культура и внимание менеджеров к этическим  решениям. Последнее характерно для  тех компаний, где высок уровень  корпоративной культуры, где руководители являются подлинными лидерами, где  положение «этичный бизнес — это  хороший бизнес» разделяется  всеми, стратегия и тактика подчинены  удовлетворению запросов основных участников бизнеса и сложился гибкий механизм приспособления к меняющемуся внешнему окружению. В таких компаниях  убеждены, что этика — это необходимое, хотя не достаточное условие хорошего бизнеса, и что она поддерживает корпоративную культуру на должной  высоте, что помогает укреплять бизнес.

Согласно одной из существующих моделей этически обоснованных решений, принимающие их менеджеры действуют  по следующей схеме:

  1. Собирают информацию для всестороннего обоснования решения. Если решение затрагивает интересы основных участников бизнеса, менеджеры прогнозируют степень положительного и отрицательного воздействия.
  2. Подбирают соответствующие этические гипернормы и микронормы. Если между ними возникает конфликт, применяется правило приоритетности: доминируют первые, а из вторых предпочтение отдается тем, которые согласуются с первыми, выстраиваются с ними в логический ряд и формулируются четко и понятно. Например, одни компании соблюдают конфиденциальность переписки служащих по своей электронной почте, ссылаясь на неприкосновенность посланий, другие контролируют ее, мотивируя это своим правом собственности на компьютеры и сохранением служебной информации. Этическим решением является недвусмысленное, четкое и ясное заявление компании о своей политике в отношении использования ее компьютеров служащими (независимо от конкретного содержания такого заявления).
  3. Исключение неприемлемых вариантов решений. Подготовка двух вариантов их этического обоснования: желательное и минимально приемлемое.
  4. Выявление возможностей преобразования минимально приемлемого этического обоснования в желательное. Это происходит в силу внешнего давления или производственной необходимости. Например, на предприятии имеет место конфликт двух этических гипернорм: неприкосновенности частной жизни и моральной ответственности работодателя за жизнь и здоровье занятых. Последняя реализуется через правила техники безопасности. На данном предприятии эти правила требуют тестирования сотрудников на употребление наркотиков и алкоголя. Поскольку такие проверки безвредны, но абсолютно необходимы, они этичны, а неприкосновенность частной жизни отходит на второй план. Однако работодатель несет ответственность за добросовестность тестирования, чтобы исключить увольнения из-за неправильно сделанного анализа.
  5. При недостаточности этического обоснования принимаемого решения следует руководствоваться другими обоснованиями — экономическими, технологическими, социальными или политическими. Скажем, сокращение штатов при реконверсии или модернизации производства трудно осудить или оправдать с моральной точки зрения, если оно диктуется производственной необходимостью или политическим давлением. Суммарный выигрыш от такого сокращения (экономический, технологический, политический) преодолевает моральные соображения, нацеленные в пользу сохранения рабочих мест. Уволить же недисциплинированных сотрудников, пренебрегающих нормами морали, можно и по одним этическим соображениям.

Современное применение этики бизнеса  отличается гибкостью, недогматичностью и разнообразием. Оно позволяет  максимально использовать потенциал  этического фактора, не создавая конфликта  с остальными факторами. При возникновении  проблемы важно определить, в какой  сфере (экономической, технологической, политической, социальной, этической) лежат желательные, минимально приемлемые и нежелательные решения, рассмотреть, можно ли усилить действие минимально приемлемых обоснований.

Российский бизнес не изолирован от мирового, и условием его развития является усвоение этических норм и  приемов использования. Быстрый  успех, который несколько лет  назад был возможен только благодаря  отсутствию конкуренции, отмыванию  денег, получению льгот, обману вкладчиков, уклонению от налогов, — это все  достижения вчерашнего дня. В наши дни  управление предприятием в условиях усиления конкуренции, умножения числа  участников бизнеса предполагает развитие законодательной базы. Но вместе с  тем, положительные примеры ведения  бизнеса все больше будут актуализироваться. Этические факторы принятия решений  получат качественное развитие от признания  необходимости их учета к конкретным методикам и способам задействования этических требований в стандартном  процессе принятия бизнес-решений. 

 

 

 

Задача 2. Ситуация: возможность информационного обеспечения.

В соответствии с общепринятым выражением «Кто владеет информацией  тот владеет всем миром» информационное обеспечение открывает ряд возможностей для управление организацией. К их числу относятся:

  • Достижение конкурентных преимуществ компании,
  • Снижение финансовых рисков и опасностей для имиджа компании
  • Определение отношения потребителей к товарам и услугам компании
  • Анализ состояния внешней среды
  • Координация реализации стратегии компании
  • Оценка рыночной деятельности компании
  • Получении поддержки руководства при принятии решений
  • Повышение эффективности деятельности компании

Вопросы для обсуждения ситуации

Какие еще возможности  открывает информационное обеспечение  для повышение эффективности  управления организацией?

Какие возможности информационного  обеспечение необходимо использовать в первую очередь?

Ответ: Эффективное управление различными социальными организациями  и системами немыслимо без  использования информации. Такая  ситуация предопределяется тем, что  управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление  цепи последовательных решений управляющей  системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта  и окружающей среды, а также степень  исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений. Под информацией  обычно понимают процесс передачи сообщений  между передающей и принимающей  системами, что ведет к изменению  разнообразия состояния последней.

Выход в свет в конце 40-х  годов XX столетия работ К. Шеннона  и Н. Винера послужил началом развития математической теории информации, которая  определяет понятие "информация" через меру уменьшения неопределенности знания при совершении какого-либо события. Математическая теория информации стала важнейшим стимулом развития кибернетики - науки об общих законах  получения, хранения, передачи и переработки  информации в целях ее использования  в процессах управления различными системами, в том числе и социальными. Кибернетика разрабатывает общие  принципы создания систем управления. Использование категориального  аппарата кибернетики применительно  к обществу заключается в том, что последнее рассматривается  как самоорганизующаяся динамическая система, в которой происходят материально-энергетические информационно-управленческие процессы. В контексте ее использования  в управленческой деятельности информация истолковывается как совокупность сведений, необходимых для активного  воздействия на управляемую систему  с целью ее оптимизации. Полезность и эффективность информации в  таком случае оценивается по степени  ее влияния на изменение представляющего  звена о состоянии управляемого социального объекта.

Управление социальными  системами, их подсистемами и организациями  предполагает производство, воспроизводство  и применение различных видов  информации. Оно включает:

  • Производство информации в виде научных исследований, изобретений, открытий; обобщения практического опыта в области производства, культуры, образования, социально-политической жизни и т.д.;
  • сбор, отбор, оценка информации, необходимой для управления;
  • аналитико-синтетическая переработка информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирование);
  • хранение и поиск информации;
  • размножение и распространение информации, передача ее потребителю;
  • использование информации;
  • контроль за эффективностью использования информации.

Потребность в информации разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется прежде всего теми задачами, которые решает в процессе управления тот или  иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого аппарата. Она зависит также от масштаба и важности принимаемых решений (чем масштабнее и важнее решение, тем большая по объему и разнообразная  по содержанию информация необходима для его подготовки и принятия), от количества и характера управляемых, регулируемых параметров, от количества вариантов возможного состояния  и поведения управляемого объекта, от величины и разнообразия возмущающих  управляемую систему внутренних и внешних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих  результаты функционирования данной системы.

По мере совершенствования  управления обществом возрастает необходимость  знания об объектах управления, будь это  социальные группы, слои населения, социальные организации, территориальные общности или подсистемы общества - экономическая, социальная, политическая, социокультурная. В этих условиях и субъект, и объект управления нуждаются в достоверной  и полной информации о функционировании общества, его основных подсистем, организаций  и групп. Социологические исследования показывают, что руководители и менеджеры  редко и не в полной мере используют доступную информацию, несмотря на приписываемую ей первостепенную роль в процессах управления. Разработчики социальных программ чаще всего жалуются на то, что результаты их труда не используются или редко используются в управленческой деятельности. В  результате социологических исследований установлено, что менеджеры более 50 % своего времени тратят на распределение  документов среди подчиненных, на обсуждение их с подчиненными и на участие  в совместном - с подчиненными или  вышестоящими руководителями - решении  возникающих проблем. Менее 50 % опрошенных работников сферы управления использовали компьютерные отчеты в качестве основы для оценки и поощрения работников, запросов большего количества ресурсов или их лерераспре-деления, пересмотра методов и процедур организаторской  деятельности и функционирования системы  управления, повышения достоверности  информации.

Поэтому в практике управления важное значение приобретает выявление  и изучение основных факторов, определяющих интенсивность использования информации менеджерами.

Первым из таких факторов является организационная культура. Будут ли содержащиеся в информационных потоках данные правильно восприняты, поняты и воплощаются ли в практические действия менеджера, в существенной мере зависит от его организационной  культуры. В системах оценки работников управленческой сферы, как и в  прежние времена, чаще всего используются такие критерии, как пунктуальность, ответственность и умение сотрудничать, а не способность быстро и квалифицированно отыскать и использовать новую информацию, необходимую для успешного решения  задач, стоящих перед данной организацией.

Информация о работе Ситуационные задачи