Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:15, лекция
Задача 1. Этические проблемы в бизнесе возникают из-за несоответствия между экономическими показателями организации (измеряемыми доходами, издержками и прибылью) и показателями социальной ответственностьи (обязательствами бизнеса как системы и бизнесмена, как бизнесмена как руководителя по отношению к коллективу и обществу)
Перед фирмой стоит задача выбрать одну из двух разработанных экспертами моделей организаций, которая бы в большей степени отвечала этическим нормам.
Острота этического аспекта повышается,
когда прогнозируемый масштаб последствий
(положительных или
Решения обычно принимаются, когда их эффективность выше минимально приемлемого уровня, и отвергаются, если она ниже. Например, экономическое решение отвергается, если норма прибыли на инвестиции будет ниже заданной величины. С точки зрения этики решение неприемлемо, если оно создает конфликт интересов. Минимально приемлемая инициатива принимается, если другие аспекты решения подкрепляют ее и в совокупности дают выигрышное решение (метод совокупной выгоды).
Как считает профессор
Таблица 1
Характеристика экономического и этического аспектов принимаемых решений
Экономический аспект решения (норма прибыли на инвестиции, %) |
Этический аспект решения (примеры) |
Желательный уровень | |
11 10 9 |
Справедливое трудоустройство, без дискриминации по непрофессиональным признакам. Предложение социальных благ. Достоверная информация о продукте |
Минимально приемлемый уровень | |
8 7 6 |
Нечестность в мелочах Небольшие взятки или подарки Небольшие неточности в информации |
Неприемлемый уровень | |
5 4 3 |
Крупные взятки Обман клиентов, потребителей Дискриминация по непрофессиональным признакам |
По Фритцше, обман, крупные взятки
и дискриминация при
Соблазн принять неэтичное решение усиливается, если ущерб от него невелик или наказание хотя и строго, но маловероятно. Но те, кто поддаются такому соблазну, увеличивают риски и связанные с ним издержки, а неэтичный подход ослабляет совокупную выгоду.
Для эффективного использования этики
в процессе принятия решений необходимы
по меньшей мере два условия —
высокая организационная
Согласно одной из существующих моделей этически обоснованных решений, принимающие их менеджеры действуют по следующей схеме:
Современное применение этики бизнеса отличается гибкостью, недогматичностью и разнообразием. Оно позволяет максимально использовать потенциал этического фактора, не создавая конфликта с остальными факторами. При возникновении проблемы важно определить, в какой сфере (экономической, технологической, политической, социальной, этической) лежат желательные, минимально приемлемые и нежелательные решения, рассмотреть, можно ли усилить действие минимально приемлемых обоснований.
Российский бизнес не изолирован от мирового, и условием его развития является усвоение этических норм и приемов использования. Быстрый успех, который несколько лет назад был возможен только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению льгот, обману вкладчиков, уклонению от налогов, — это все достижения вчерашнего дня. В наши дни управление предприятием в условиях усиления конкуренции, умножения числа участников бизнеса предполагает развитие законодательной базы. Но вместе с тем, положительные примеры ведения бизнеса все больше будут актуализироваться. Этические факторы принятия решений получат качественное развитие от признания необходимости их учета к конкретным методикам и способам задействования этических требований в стандартном процессе принятия бизнес-решений.
Задача 2. Ситуация: возможность информационного обеспечения.
В соответствии с общепринятым
выражением «Кто владеет информацией
тот владеет всем миром» информационное
обеспечение открывает ряд
Вопросы для обсуждения ситуации
Какие еще возможности открывает информационное обеспечение для повышение эффективности управления организацией?
Какие возможности информационного обеспечение необходимо использовать в первую очередь?
Ответ: Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений. Под информацией обычно понимают процесс передачи сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояния последней.
Выход в свет в конце 40-х
годов XX столетия работ К. Шеннона
и Н. Винера послужил началом развития
математической теории информации, которая
определяет понятие "информация"
через меру уменьшения неопределенности
знания при совершении какого-либо
события. Математическая теория информации
стала важнейшим стимулом развития
кибернетики - науки об общих законах
получения, хранения, передачи и переработки
информации в целях ее использования
в процессах управления различными
системами, в том числе и социальными.
Кибернетика разрабатывает
Управление социальными системами, их подсистемами и организациями предполагает производство, воспроизводство и применение различных видов информации. Оно включает:
Потребность в информации разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется прежде всего теми задачами, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого аппарата. Она зависит также от масштаба и важности принимаемых решений (чем масштабнее и важнее решение, тем большая по объему и разнообразная по содержанию информация необходима для его подготовки и принятия), от количества и характера управляемых, регулируемых параметров, от количества вариантов возможного состояния и поведения управляемого объекта, от величины и разнообразия возмущающих управляемую систему внутренних и внешних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих результаты функционирования данной системы.
По мере совершенствования управления обществом возрастает необходимость знания об объектах управления, будь это социальные группы, слои населения, социальные организации, территориальные общности или подсистемы общества - экономическая, социальная, политическая, социокультурная. В этих условиях и субъект, и объект управления нуждаются в достоверной и полной информации о функционировании общества, его основных подсистем, организаций и групп. Социологические исследования показывают, что руководители и менеджеры редко и не в полной мере используют доступную информацию, несмотря на приписываемую ей первостепенную роль в процессах управления. Разработчики социальных программ чаще всего жалуются на то, что результаты их труда не используются или редко используются в управленческой деятельности. В результате социологических исследований установлено, что менеджеры более 50 % своего времени тратят на распределение документов среди подчиненных, на обсуждение их с подчиненными и на участие в совместном - с подчиненными или вышестоящими руководителями - решении возникающих проблем. Менее 50 % опрошенных работников сферы управления использовали компьютерные отчеты в качестве основы для оценки и поощрения работников, запросов большего количества ресурсов или их лерераспре-деления, пересмотра методов и процедур организаторской деятельности и функционирования системы управления, повышения достоверности информации.
Поэтому в практике управления
важное значение приобретает выявление
и изучение основных факторов, определяющих
интенсивность использования
Первым из таких факторов
является организационная культура.
Будут ли содержащиеся в информационных
потоках данные правильно восприняты,
поняты и воплощаются ли в практические
действия менеджера, в существенной
мере зависит от его организационной
культуры. В системах оценки работников
управленческой сферы, как и в
прежние времена, чаще всего используются
такие критерии, как пунктуальность,
ответственность и умение сотрудничать,
а не способность быстро и квалифицированно
отыскать и использовать новую информацию,
необходимую для успешного