Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:15, дипломная работа
цель работы заключается в совершенствовании организационной системы управления Филиалом.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
- сбор информации о высших государственных образовательных учреждениях Кировско-Апатитского района;
- анализ организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района;
- выявление недостатков организационной системы управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ…………………………………………………………… 9
1.1 Краткая характеристика организационной системы управления……… 9
1.2 Организационная система управления государственными образовательными учреждениями………………………………………….. 26
1.2.1 Образовательная система как объект управления……….................... 26
1.2.2 Основные методы и принципы управления………………..…………. 29
1.2.3 Механизмы управления образовательными системами……………... 40
1.3 Выработка стратегии в современных университетах в контексте глобальных изменений в управлении высшими учебными заведениями…………………………………………………………......…….. 43
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА……..…………………………… 46
2.1 Организационная система управления Филиалом ГОУ ВПО
«Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова
в г. Кировске в сравнении с образовательными учреждениями
Кировско-Апатитского района……………………………………………… 46
2.1.1 Анализ и оценка организационной системы управления
Кольским Филиалом Петрозаводского государственного
университета………………………………………………………………… 55
2.1.2 Организационная система управления Филиалом Санкт-
-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета в г.Апатиты…………………………………………………… 60
2.1.3 Апатитский Филиал МГТУ, изучение организационной
системы управления………………..…………………………………….….. 63
2.2 Выявленные проблемы организационной системы управления
Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет
им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске………………..………………………….. 68
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА
ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.А.НЕКРАСОВА» В Г.КИРОВСКЕ…...…………………..………….. 70
3.1 Создание системы дистанционного обучения……………….…............. 70
3.2 Использование системы интерактивного обучения…..………………... 73
3.3 Организация системы рейтинговой оценки учащихся…………………. 76
3.4 Затраты на реализацию предложенных мероприятий………………….. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. 89
Существенным преимуществами систем дистанционного обучения являются:
1 Сохранность инвестиций в систему автоматизации:
- система дистанционного обучения позволяет вносить оперативные изменения и осуществлять наращивание функциональности;
2 Сокращение издержек на ИТ-сопровождение учебного процесса.
3 В рамках системы дистанционного обучения возможна организация дистанционных городских олимпиад, общей подготовки к ЕГЭ, а заодно и мониторинга этого процесса.
Используя систему дистанционного обучения, учитель (преподаватель) может наблюдать за процессом обучения как в режиме реального времени (в процессе выполнения задания учащимся), так и по завершении работы с системой (анализируя предоставляемую системой дистанционного обучения отчетность), корректировать процесс обучения. назначать дополнительные тесты со специфическими критериями или выдачей индивидуальных заданий.
Посредством системы дистанционного обучения учащиеся получают возможность осуществлять доступ ко всем учебным программам и заданиям из дома или компьютерного класса, то есть из любого места, оснащенного компьютером, имеющего сетевое соединение с сервером системы дистанционного обучения[13].
В мировой практике давно уже существует и достаточно успешно используется кооперирование образовательных учреждений в совместной разработке курсов дистанционного обучения, электронных учебников, баз данных, проведении совместных онлайновых форумов, конференций, пр., в том числе видеоконференций. Конечно, привлекаются частные средства бизнеса, совместные, кооперированные инвестиции самих образовательных учреждений. Не стоит забывать, что сама система дистанционного обучения не бесплатная, за некоторым, разумеется, исключением, и затраченные на ее организацию средства смогут окупиться при грамотной организации менеджмента. Рано или поздно (лучше, конечно, раньше) наш бизнес поймет, что у него прямой интерес к сфере дистанционного обучения, поскольку такая система обучения дает возможность оперативно, достаточно гибко готовить нужные кадры, повышать квалификацию работников, без отрыва от производства, экономя, таким образом, немалые средства.
Интеграция дистанционных и очных форм обучения представляется на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной в ВУЗах. Здесь также требуется определенная правовая регламентация профильных курсов, практических и лабораторных работ, выполняемых виртуально, тестирования и пр.
Прогресс всегда давался через преодоление трудностей. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования в стране, ибо именно образование, квалификация – основные ценности для человека в век информационных технологий[13].
Особенность рейтинговой системы оценки успеваемости студентов – это учет каждого вида работы студента по дисциплине в рейтинговых баллах. Усвоение каждой изучаемой студентом за семестр дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по дисциплинарным модулям в зависимости от их значимости и трудоемкости. Пересчет рейтинговых баллов в оценки по 4-балльной системе:
− менее 55 – «неудовлетворительно» (2);
− от 55 до 69 – «удовлетворительно» (3);
− от 70 до 84 – «хорошо» (4);
− от 85 до 100 – «отлично» (5).
В зачетную книжку студента итоговая оценка проставляется по 4-балльной системе.
Модульное построение учебного процесса предполагает
структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули. По каждому дисциплинарному модулю устанавливается перечень обязательных видов работы студента, включающий: посещение лекционных занятий; ответы на теоретические вопросы на семинаре; решение практических задач и заданий на семинаре; выполнение лабораторных работ; выполнение контрольных работ; написание рефератов; коллоквиумы по отдельным темам; тестирование по теме (группе тем); другие виды работ, определяемые преподавателем.
Участниками
модульно-рейтинговой системы
Введение
рейтинговой системы в
По каждому дисциплинарному модулю устанавливается перечень обязательных видов работы студента, включающий:
- посещение семинарских занятий;
- ответы на теоретические вопросы на семинаре;
- решение практических задач и заданий на семинаре;
- решение деловых ситуаций;
- выполнение индивидуальных заданий по теме пропущенного занятия;
- другие виды работ, определяемые преподавателем.
Итоговая рейтинговая оценка студента по дисциплине формируется на основе данных, полученных в процессе:
- текущего контроля успеваемости;
- промежуточного контроля успеваемости;
Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. В рамках текущего контроля в рейтинговых баллах оцениваются все виды работы студента, предусмотренные рабочей учебной программой по дисциплине.
Преподаватель может использовать «штрафы» в виде уменьшения набранных баллов за пропуск лекционных занятий, за нарушение сроков выполнения учебной работы, за систематический отказ отвечать на семинарских занятиях и т.д. Размер штрафов устанавливается в пределах норм по соответствующему виду работы студента.
За блестящее выполнение отдельных видов заданий, активную работу на семинарских занятиях студенту могут начисляться премиальные баллы. Не рекомендуется превышать сумму всех премиальных баллов более 10. Премиальные баллы учитываются только при определении итоговой рейтинговой оценки, при этом итоговая сумма баллов, набранная студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100.
Промежуточный контроль успеваемости студентов включает подготовку и сдачу индивидуальных заданий в сроки, установленные графиком учебного процесса.
В случае пропуска занятий по уважительным причинам (болезнь студента, необходимость ухода за близким родственником) студент имеет право отработать их путем выполнения индивидуальных заданий по соответствующим темам.
Организация занятий таким образом, чтобы они проходили интересно, с высокой результативностью и усвоением максимального объема полезной информации по изучаемому предмету - важная задача для любого преподавателя[3].
Необходимо также выделить рекомендации к разработке рейтинговой системы:
1 Целью разрабатываемой рейтинговой системы ВУЗа должна являться комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования.
2 Оценка качества учебной работы студента в рейтинговой системе должна быть кумулятивной (накопительной) и использоваться для управления образовательным процессом и решения других вопросов по усмотрению ВУЗа.
3 Главные задачи рейтинговой системы должны заключаться в:
-
повышении мотивации студентов
к освоению образовательных
- повышении уровня организации образовательного процесса в ВУЗе.
4 Разработанную ВУЗом рейтинговую систему следует вводить во всем вузе по всем дисциплинам основных образовательных программ (на начальном этапе возможно введение рейтинговой системы по одной или нескольким основным образовательным программам). Разработанная ВУЗом рейтинговая система должна формироваться единой для всех задействованных в эксперименте кафедр и вводиться одновременно на всех кафедрах, обеспечивающих основную образовательную программу.
5 Рейтинговая система должна стимулировать регулярную самостоятельную учебную работу студентов в семестре. С этой целью суммарную рейтинговую оценку по дисциплине целесообразно формировать из рейтинговой оценки качества самостоятельной работы в семестре и рейтинговой оценки на промежуточной аттестации по дисциплине в семестре[3].
6 Рейтинговая система должна предусматривать поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов с возможностью получить семестровую оценку без сдачи экзаменов или зачетов. При этом целесообразно ограничить проставление оценки без прохождения промежуточной аттестации баллом не выше «хорошо» и предусмотреть для получения оценки «отлично» обязательное прохождение промежуточной аттестации[3].
7 Наиболее целесообразна разработка рейтинговой системы, учитывающей трудоемкость всех учебных дисциплин через, так называемые, «зачетные единицы». В этом случае успешность работы студента в семестре по каждой дисциплине оценивается одинаковой максимальной суммой баллов (например, 100 баллов - это «стопроцентный успех»). Система зачетных единиц должна позволять достаточно легко выводить кумулятивную рейтинговую оценку, в том числе и по дисциплинам, изучаемым в 2-3 семестрах, и за все время обучения. Для каждого студента возможен расчет суммарного количества баллов и определение места, которое занимает студент в группе, на курсе, в ВУЗе.
8 Шкала оценок по отдельным модулям, блокам, разделам и т.д. каждой учебной дисциплины должна быть разработана соответствующей кафедрой и сообщается студентам в начале каждого семестра. Возможно использование варианта системы, в котором из 100 баллов по дисциплине, до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре и от 20 до 40 – за экзамены и зачеты. При получении на промежуточной аттестации оценки ниже 20 баллов выставляется «неуд» и требуется повторная сдача. Для получения допуска к экзамену или зачету студент должен в семестре набрать не меньше 40 баллов.
9 Для организации постоянного текущего контроля и управления учебным процессом в ВУЗе все кафедры регулярно в течение семестра (3-4 раза на «контрольных» неделях) должны передавать в деканат сведения по рейтинговым оценкам студентов и заполнять соответствующую форму единой ведомости для текущего контроля и промежуточной аттестации, используемую в течение всего семестра.
10 Рейтинговая система в ВУЗе должна реализоваться с применением
автоматизированной компьютерной подсистемы, которая собирает и обрабатывает информацию.
Современные информационные технологии требуют от высших учебных заведений внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. Все чаще в обучении используются мультимедийные технологии, спектр которых заметно расширился: от создания обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, подготовки кадров университетского уровня по данному направлению, формирования новых средств обучения[13].
Идея
мультимедиа заключается в
Использование мультимедийных технологий в обучении реализует несколько основных методов педагогической деятельности, которые традиционно делятся на активные и пассивные принципы взаимодействия обучаемого с компьютером. Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации (лекции, презентации, практикумы), активные - это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль студента, который самостоятельно выбирает подразделы в рамках некоторой темы, определяя последовательность их изучения[13].