Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:15, дипломная работа
цель работы заключается в совершенствовании организационной системы управления Филиалом.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
- сбор информации о высших государственных образовательных учреждениях Кировско-Апатитского района;
- анализ организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района;
- выявление недостатков организационной системы управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ…………………………………………………………… 9
1.1 Краткая характеристика организационной системы управления……… 9
1.2 Организационная система управления государственными образовательными учреждениями………………………………………….. 26
1.2.1 Образовательная система как объект управления……….................... 26
1.2.2 Основные методы и принципы управления………………..…………. 29
1.2.3 Механизмы управления образовательными системами……………... 40
1.3 Выработка стратегии в современных университетах в контексте глобальных изменений в управлении высшими учебными заведениями…………………………………………………………......…….. 43
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА……..…………………………… 46
2.1 Организационная система управления Филиалом ГОУ ВПО
«Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова
в г. Кировске в сравнении с образовательными учреждениями
Кировско-Апатитского района……………………………………………… 46
2.1.1 Анализ и оценка организационной системы управления
Кольским Филиалом Петрозаводского государственного
университета………………………………………………………………… 55
2.1.2 Организационная система управления Филиалом Санкт-
-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета в г.Апатиты…………………………………………………… 60
2.1.3 Апатитский Филиал МГТУ, изучение организационной
системы управления………………..…………………………………….….. 63
2.2 Выявленные проблемы организационной системы управления
Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет
им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске………………..………………………….. 68
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА
ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.А.НЕКРАСОВА» В Г.КИРОВСКЕ…...…………………..………….. 70
3.1 Создание системы дистанционного обучения……………….…............. 70
3.2 Использование системы интерактивного обучения…..………………... 73
3.3 Организация системы рейтинговой оценки учащихся…………………. 76
3.4 Затраты на реализацию предложенных мероприятий………………….. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. 89
Существует
несколько видов сценариев
Данный метод представления мультимедийной информации
последовательно знакомит студента с учебным материалом, используя возможности линейной навигации в рамках всего ресурса. Достоинство данного метода заключается в более широких возможностях интеграции различных типов мультимедийной информации в рамках одного средства обучения. Недостатком служит - отсутствие возможности контроля за ходом изложения материала (нет возможности управления процессом изложения материала). Этот метод рекомендуется для студентов, которые не обладают, либо обладают очень ограниченными предварительными знаниями в изучаемой области и им требуется обзорное изложение изучаемого материала. Мультимедийный курс полностью соответствует главам традиционного учебника и за счет этого, не требует от студентов усилий при изучении материала.
Это
метод организации в
При использовании мультимедийных учебных материалов следует учитывать, что такой вид информации приводит к умственным и эмоциональным перегрузкам обучаемых, и достаточно резко сокращает время, необходимое на усвоение материала.
В
ходе подобного обучения развиваются
способности обучаемых
С
развитием Интернет появился новый
вид мультимедийных средств, ориентированных
на www-технологии, которые можно использовать
при семинарской и
Важным
условием реализации и внедрения
мультимедийных технологий в образовательный
процесс является наличие специально
оборудованных аудиторий с
Мультимедийные материалы, разработанные фирмами, имеют достаточно обширную тематику - от школьных обучающих материалов до серьезных профессиональных исследовательских программ. Этим направленно занимаются библиотеки ВУЗов, которые формируют медиатеки и позволяют студентам не только пользоваться мультимедийными ресурсами в залах библиотеки, но и через сеть Интернет осуществлять удаленный доступ или заказывать материал по электронной почте. Такого рода продукты имеют ряд недостатков, например, ограниченное число пользователей у каждого диска, невозможность внесения изменений в уже готовый продукт, а также аппаратная и платформенная зависимость данных средств. Например, в каталоге компании CME Inc (www.cmeinc.com), занимающейся продажей средств обучения для непрерывного медицинского образования имеется большая коллекция мультимедийных курсов по различным отраслям медицины. Аналогичные программные средства находят свое применение в медицинском образовании как демонстрационный лекционный материал или в качестве пособия для самостоятельной работы студентов[3].
При
подборе мультимедийного
Кроме того, несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения. Это:
- возможность сочетания логического и образного способов освоения информации;
- активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности;
- интерактивное взаимодействие;
Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям[13].
- гибкость и интеграция различных типов мультимедийной учебной информации.
Включаясь
с учебный процесс, где используются
мультимедийные технологии (сетевые
технологии, электронные пособия
и др.), студент становится субъектом
коммуникативного общения с преподавателем,
что развивает
Использование интерактивных досок поможет разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Но для того, чтобы учебный процесс стал по-настоящему интересным и неутомительным, необходимо правильно выбрать интерактивную доску.
Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- соответствующее программное обеспечение;
- саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером.
Изображение с монитора компьютера передается через проектор на интерактивную доску, а прикосновения к ее поверхности поступают обратно на компьютер с помощью кабеля или через беспроводные интерфейсы связи и обрабатываются специальным программным обеспечением[13].
По основным характеристикам различают интерактивные доски прямого или обратного проецирования.
При прямом проецировании проектор находится прямо перед поверхностью интерактивной доски, при обратном - сзади нее.
К компьютеру и к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время лекции. Для преподавателя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к лекции с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных on-line библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.
Таким образом, преподавателям не будет необходимости беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и учебных пособий. В них просто отпадет необходимость. Всю проведенную в ходе лекции работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.
Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, доступном всем учащимся. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы[13].
Данное устройство позволяет проводить учебные занятия в помещениях практически любого размера, а новейшие модели ультра короткофокусных проекторов, обладающие высоким запасом световой мощности, еще и избавят преподавателей от необходимости заботиться о соответствующем уровне фонового освещения. Хотелось бы, чтобы государство системно подходило к введению инноваций в образование, в том числе, связанных с интерактивными технологиями. А для этого необходимо обеспечить достаточную подготовку кадров, умеющих работать с новыми технологиями. Не помешает и создание национального банка программного обеспечения для интерактивных технологий, и создание специальных бизнес-проектов, направленных на развитие технологий обучения[13].
образовательными учреждениями
1.2.1 Образовательная система как объект управления
Эффективность системы образования в России в значительной степени обусловлена эффективностью ее составляющих – региональных (под регионом здесь и далее понимается субъект Федерации), субрегиональных, территориальных, межмуниципальных и муниципальных образовательных систем (ОС), а также образовательных учреждений (ОУ). Необходимость их развития (совершенствования, оптимизации и т.д.) признается всеми безоговорочно, однако относительно того, что следует изменять и как изменять единое мнение отсутствует. Поэтому возникает задача единообразного описания образовательных систем и формулировки единых подходов к постановке и решению задач управления ими[10].
Управление – это воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения.
Поэтому, говоря об управлении образованием, в первую очередь необходимо опираться на представления о требуемом поведении ОС, то есть на то, насколько она отвечает потребностям личности, общества, экономики и т.д.
Для описания системы управления необходимо, в первую очередь, выделить субъект управления (управляющий орган) и объект управления (управляемую систему). В рассматриваемом случае управляемые системы (объекты управления) целесообразно разделить на две:
- система образования (по формулировке Закона РФ «Об образовании»). Она управляется государством в лице Правительства РФ, Федерального собрания и т.д. и состоит, в свою очередь, из органов управления образованием, инфраструктуры системы образования (научно-методические центры, ресурсные центры, ремонтные, снабженческие службы и т.д.), и образовательных систем;
- образовательная система (ОС) – совокупность образовательных учреждений (ОУ) и реализуемых ими образовательных программ (ОП).
Таким образом, для системы образования в целом управляющим органом являются государство и общество, для образовательной системы – органы управления образованием, для образовательного учреждения – директор/заведующий/ректор.
Субъект и объект управления могут и совпадать, например, в случае самоуправления, партисипативного управления[4].
В зависимости от своего масштаба, ОС может включать и органы управления образованием соответствующих уровней.
Итак, под образовательной системой предложено понимать совокупность образовательных учреждений (ОУ), реализующих преемственные образовательные программы (ОП) различного уровня и направленности.
В более широком понимании ОС включает не только ОУ и ОП, но и инфраструктуру (учебно-методические кабинеты, ресурсные центры и т.д.), а также ОУО соответствующего уровня. Подчеркнем, что в рамках такого определения «минимальной» образовательной системой является отдельное образовательное учреждение. Система «учитель – ученик» (то есть, образовательный процесс) под это определение не подпадает и в качестве образовательной системы в настоящей работе не рассматривается.
В настоящей работе с точки зрения управления рассматриваются образовательные системы, в значительной степени, как организационные системы управления[16].
Образовательная система также является системой междисциплинарной природы – если рассматривать образовательный процесс как «производство» (причем как духовное производство – производство услуг, производство информации и знаний, «производство» квалификаций, компетенций и т.д.).