Автор работы: t********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:24, курсовая работа
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика — определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.
Введение………………………...................................................................................3 1. Организационная культура: сущность, структура, содержание, место
в системе управления организацией..........................................................................5
1.1. Концепции организационной культуры, факторы её формирования.........5
1.2. Механизм управления организационной культурой…………………........9
1.3. Оценка эффективности организационной культуры на предприятии….11
1.4. Методы диагностики организационной культуры………………….........15
2. Анализ и оценка эффективности организационной культуры в
клинике-санатории «Набережные Челны»….........................................................22
2.1. Основные аспекты деятельности, краткая характеристика
клиники-санатория «Набережные Челны» и её организационной культуры.....22
2.2. Анализ организационной культуры в клинике-санатории
«Набережные Челны» и выявление её сильных и слабых сторон.......................28
3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры клиники санатория «Набережные Челны»………………………………………………….37
3.1. Мероприятия по совершенствованию организационной культуры……37
3.2. Социально–экономическая оценка эффективности проекта………........42
Заключение ………………………………………………………............................47
Список литературы…………………………………………………........................49
Приложения
З.П. Румянцева считает, что организационная культура – это «вырабатываемые организацией совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности»[15].
Как отмечал С.А. Липатов, «организационную науку и практику всегда интересовали процессы и методы, позволяющие повысить эффективность функционирования организации, достаточно действенным методом чего является организационная культура» [4].
В настоящей работе использовано понятие «организационная культура», предложенное Г. Хофстедом: «Организационная культура – это доминирующие моральные нормы и ценности, принятые образцы поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые разделяются членами организации и способны воспроизводиться в этой организации через формальных или неформальных лидеров». (нужна ссылка!)
Теоретические работы и практические усилия Г. Хофстеда были направлены на оказание помощи менеджерам мультинациональных компаний в понимании и учете в повседневной управленческой деятельности многообразия культурных традиций работников.
Г. Хофстед был первым, кто поставил вопрос о том, что национальные культуры оказывают систематическое влияние на организации через те ценности, которыми их работники руководствуются в жизни и на рабочем месте [6].
Важность роли Г. Хофстеда в развитии понимания этих факторов является несомненной. Он указал способ и обеспечил теоретическую основу, которые помогут ученым с новой точки зрения объяснять практикам менеджмента будущие результаты их усилий. Кроме того, благодаря его открытиям руководители международных фирм смогут лучше понимать многообразие культурных традиций своих сотрудников.
Г. Хофстед в организационной культуре усматривает некоторую прогнозную функцию: «организационная культура есть некоторый психологический актив, который может быть использован для прогнозирования финансовых результатов деятельности фирмы через пять лет».
Источниками организационной культуры могут служить достаточно различные по своей сути явления и процессы:
– история предприятия (маркетинговая, технологическая, история менеджмента и собственности);
– современные внутренние и внешние особенности существования предприятия (особенности маркетинга, технологии, используемых стратегий, конкуренции на рынке);
– кадровый потенциал и кадровая политика (особенности личностей руководителей, специфика расстановки кадров и принципов построения системы управления персоналом в целом).
Уникальное сочетание данных трех источников делает неповторимой культуру каждой конкретной организации. Фактически не существует организаций с идентичной организационной культурой [6].
На
формирование организационной культуры,
ее содержания и отдельных параметров
влияет ряд факторов внешнего и внутреннего
окружения, но на всех стадиях развития
организации личная культура ее руководителя
(его личная вера, ценности и стиль поведения)
во многом определяют культуру организации.
Особенно сильным такое влияние бывает
в том случае, если организация находится
в стадии становления, а ее руководитель
обладает выдающимися личностными и профессиональными
способностями [7].
1.2. Механизм управления организационной культурой
Сам термин «управление организационной культурой» является дискуссионным. Сторонники феноменологического подхода в принципе отрицают возможность сознательного управления культурными ценностями. Их отношение к данному процессу может быть выражено аксиомой: любое управленческое действие имеет культурообразующий аспект. Будучи истинной, данная аксиома закрывает всякую возможность построения некой стройной концепции управления организационной культурой. Более того, такое понимание может в реальности просто сковать какую-либо инициативу реально действующих менеджеров. Признавая некоторую абстрактную истинность феноменологического подхода, специалисты по организационной культуре и управленцы стараются все же выявить наиболее успешные или хотя бы адекватные методы воздействия на организационную культуру [19].
Наличие
множества компаний имеющих очень
специфическую систему
Одними
из первых, кто обратили внимание на
такие факторы, были Т.Питерс и Р.Уотремен,
рассмотревшие в своем
В этом смысле управление организационной культурой понимается как целенаправленное воздействие на ценности людей с целью изменения их поведения в угоду высшему руководству организации. Такое управление может быть осуществлено двумя базовыми методами:
1. Прямое воздействие (активная пропаганда своих идей, увольнение несогласных, воздействие личным примером);
2. Косвенное воздействие (неожиданное - даже скрытое - поощрение желательного поведения, изменение материальных, символических аспектов организационной культуры).
Воздействие
личным примером представляет собой
более мягкий метод формирования
специального набора культурных ценностей.
Копирование подчиненными образцов
поведения начальника входит в саму
структурную сущность организации как
особого вида экономической социальности.
Такое копирование поощряется различными
факторами – особенностями управления
должностным ростом, механизмом традиционного
премирования, ощущением дополнительного
психологического комфорта во взаимодействии
с руководителем. Так или иначе, подчиненному
трудно демонстративно отстаивать свои
ценностные предпочтения, когда он видит,
что его руководитель подчиняет свое поведение
совсем другим ценностям [13].
Методы
прямого воздействия могут
В подобных ситуациях руководство организации может попробовать применить меры косвенного воздействия. Косвенное воздействие в отличие от прямого не предполагает достижение четкого конкретного результата, поэтому эффект его использования часто непредсказуем.
Наконец, самым сложным методом воздействия на организационную культуру является изменение ее поверхностного уровня – материальных и символических ее элементов. Такое воздействие призвано прежде всего изменить сложившиеся стереотипы работников, сделать их более открытыми по отношению к восприятию новых ценностей. Можно сказать, что изменение символических составляющих организационной культуры способно само по себе послужить символом перемен [19].
Процесс
управления организационной культурой
является чрезвычайно сложным и неоднозначным
по тем результатам, к которым он приводит.
Культурные ценности распространяются
в организационной среде постепенно, руководствуясь
при этом своей собственной логикой.
1.3. Оценка эффективности организационной культуры на предприятии
Результаты
деятельности любой организации
связаны с ее организационной
культурой, которая в одном случае
способствует выживанию, в другом –
достижению наивысших результатов,
в третьем – ведет к
На
рис.1 представлена зависимость организационной
культуры, которая проявляется в деятельности
управленческого персонала, особенностях
поведения ее членов, в структуре организации
и протекающих в ней процессах, от
внешней среды.
Рисунок 1 - Организационная культура и эффективность деятельности организации
Существует несколько точек зрения на оценку эффективности организационной культуры. Но в данном курсовом проекте будет рассмотрена точка зрения Дырина С.П.
Согласно статьи Дырина С.П. основными показателями сформированности организационной культуры предприятия являются:
– понимание персоналом организационных целей;
– вовлеченность персонала в принятие решений;
– степень информированности работников о текущем положении дел и о стратегии развития предприятия;
– степень соответствия ценностных ориентаций работников целям организации, уровень интеграции ценностей и норм поведения;
– наличие в организации корпоративных праздников, традиций;
– идентификация персонала со своим предприятием [8].
Рассмотрим каждый из этих показателей отдельно.
1. Понимание персоналом организационных целей. Организационные цели соотносятся с организационной культурой предприятия достаточно многообразно. С одной стороны, организационная культура должна содействовать достижению организационных целей. С другой стороны, организационные цели можно рассматривать и в качестве важнейшего, основополагающего компонента организационной культуры, поскольку для их достижения они должны быть поняты и приняты большинством членов организации.
2. Вовлеченность персонала в принятие решений. Организуя данное направление деятельности, зарубежные компании руководствуются двумя основными принципами: во-первых, сотрудник, выполняющий данную работу, знает лучше другого, как её выполнить, и поэтому лучше других способен её усовершенствовать. Во-вторых, сотрудник больше всего привержен своим собственным идеям (если идея или часть её принадлежит нам, трудно не проникнуться любовью к этой идее).
3. Степень информированности работников о текущем положении дел и о стратегии развития предприятия [8].
Выделяют следующие формы информирования персонала на предприятиях:
– общеорганизационные собрания (обычно они проводятся по итогам года, квартала или месяца);
– собрания для отдельных категорий сотрудников (встречи с бригадирами, мастерами, цеховые собрания и т.д.); производственные совещания (оперативки);
– приемные часы у менеджеров организации;
– неформальные встречи руководителя с работниками;
– корпоративные средства массовой информации (радио, газеты, бюллетени).
Можно констатировать, что в области информирования персонала о текущем и стратегическом положении практика российских и зарубежных предприятий существенно расходится, поскольку зарубежный опыт предполагает высокую информированность работников по всем важнейшим вопросам. Содержание коммуникаций на российском предприятии предполагает обсуждение прежде всего текущих вопросов деятельности предприятия. В значительно меньшей степени обсуждаются вопросы стратегического характера.
4.
Ценностные ориентации
Анализ показывает, что ведущей ценностью для всех категорий работников является хорошая заработная плата. Важное значение для персонала в целом имеет также возможность работать в хорошем коллективе и моральное удовлетворение от результатов труда. Достаточно высоко значима для работников и ценность профессионального роста. На последнем по значимости месте для всех категорий работников находится возможность самоутверждения [8].
5.
Традиции, ритуалы, организационные
праздники. Интересным