Совершенствование системы аттестации

Автор работы: t********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание

Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика — определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.

Содержание

Введение………………………...................................................................................3 1. Организационная культура: сущность, структура, содержание, место
в системе управления организацией..........................................................................5
1.1. Концепции организационной культуры, факторы её формирования.........5
1.2. Механизм управления организационной культурой…………………........9
1.3. Оценка эффективности организационной культуры на предприятии….11
1.4. Методы диагностики организационной культуры………………….........15
2. Анализ и оценка эффективности организационной культуры в
клинике-санатории «Набережные Челны»….........................................................22
2.1. Основные аспекты деятельности, краткая характеристика
клиники-санатория «Набережные Челны» и её организационной культуры.....22
2.2. Анализ организационной культуры в клинике-санатории
«Набережные Челны» и выявление её сильных и слабых сторон.......................28
3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры клиники санатория «Набережные Челны»………………………………………………….37
3.1. Мероприятия по совершенствованию организационной культуры……37
3.2. Социально–экономическая оценка эффективности проекта………........42
Заключение ………………………………………………………............................47
Список литературы…………………………………………………........................49
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Система аттестации.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

     6. Идентификация персонала со своим  предприятием.

     Наряду  с признанием сотрудника внутри организации (через вовлеченность в принятие решений, совместное участие в праздниках и т.д.) необходимым элементом  в формировании корпоративной культуры является признание сотрудника во внешней среде. Речь идет об идентификации образа предприятия в глазах персонала и внешнего мира. Исследования показывают, что между отношением сотрудников к фирме и отношением покупателей к этой же самой фирме существует прямая зависимость [8].

     1.4.  Методы диагностики  организационной  культуры

     В научной литературе представлено достаточное количество методик изучения организационной культуры и ее диагностики.

     Типология Г. Хофстеда создала методологический базис для многочисленных последующих  исследований организационной культуры. В условиях глобализации бизнеса  ее значение трудно переоценить. Многие ученые пытались дополнить предложенные голландским исследователем факторы-ценности, отличающие культуры организаций различных стран. При этом типология Г. Хофстеда оставалась и остается важнейшим инструментом сравнения стилей и практики ведения бизнеса с точки зрения их взаимодействия с ценностями национальных культур.

     В отличие от других типологий в  ней не создаются идеальные типы – американский, японский или какой-либо другой. Хофстед проводил свои исследования более, чем в 70 странах и опросил 60000 респондентов. В результате он получил набор определенных критериев сравнения организационных культур в различных странах. Эти критерии также носят название «факторы-ценности», которые могут проявляться в разных культурах с различной силой. Сочетание таких проявлений делает культуру отдельной страны при всей ее неповторимости вполне сравнимой с другими культурами.

     В основу диагностики были положены 4 основные характеристики организационной  культуры:

     – дистанция власти;

     – стремление к избеганию неопределённости;

     – индивидуализм- коллективизм;

     – мужественность - женственность.

     Параметр  «дистанция власти» включает в себя следующие факторы:

     1)  частоту выражения подчинёнными своего несогласия с мнением руководителя;

     2) количество работников предпочитающих демократический (консультативный) стиль управления директивному (автократическому);

     3)  количество работников, считающих, что стиль их непосредственного руководителя все-таки относится к директивному (автократическому).

     Теоретически  шкала разброса значений индекса «дистанция власти» находится от –90 до +210 это низкий и, соответственно, высокий индекс. Характеристика структуры управления в зависимости от величины индекса «дистанции власти» представлена в таблице 1.

     Таблица 1 - Особенности структуры управления в зависимости от величины индекса «дистанция власти»

     Низкий  индекс      Высокий индекс
Тенденция к децентрализации Тенденция к  централизации
Организация имеет форму сплюснутой пирамиды Организация имеет  форму высокой остроконечной  пирамиды
Управляющий состав малочисленный Большое количество управляющих, контролирующих сотрудников
Сравнительно  небольшая дифференциация заработной платы Большая дифференциация заработной

платы

Высокая квалификация сотрудников низшего  уровня сотрудников Низкая квалификация низшего уровня
Гармония  между работниками низшего и  высшего уровня «Белые воротнички»  обладают более высоким статусом по сравнению с «синими воротничками».

     Второй  важный параметр, показывающий состояние  организации и характер ее организационной  культуры, – это «стремление к избеганию неопределённости».

     На  основе этой тенденции можно зафиксировать  степень комфортности поведения  людей в новой, отличающейся от повседневности ситуации.  
Понятие «неопределённость» является одним из ключевых для современной теории организации и управления. В показатель «стремление к избеганию неопределенности» включаются следующие элементы:

     1) желание урегулировать поведение,  его предписания и обоснования;

     2) предполагается стабильность занятий;

     3) состояние переживаемого ощущения стресса и неопределенности [3].

     Г. Хофстед пришел к еще одному выводу: в организациях с высоким индексом «стремления к избеганию неопределённостей» руководители:

     –  в большей мере заняты частными вопросами и деталями;

     –  ориентированы на выполнение задания;

     –  более или менее постоянны в своём стиле управления;

     –  не любят принимать рискованных решений и брать на себя ответственность;

     –  низкая текучесть кадров рассматривается как нормальное и позитивное явление.

     В организациях с низким значением этого индекса руководители предпочитают:

     –  заниматься стратегическими вопросами;

     –  ориентированы на людей и придерживаются гибкого стиля управления;

     –  готовы принимать рискованные решения и брать всю полноту ответственности на себя;

     –  высокая текучесть кадров рассматривается как нормальное и позитивное явление.

     Третий  показатель – «индивидуализм–коллективизм» – оценивает степень интеграции индивидов в группы. Уровень «индивидуализма-коллективизма» влияет на преобладание в организации  людей локального или космополитического типа. Локальный тип озабочен проблемами внутри организации, является очень влиятельным при коллективистском климате. Космополитический тип ориентирован вне организации, влияет на индивидуалистическое настроение на предприятии [3].

     Для персонала «индивидуалистских»  организаций является важным:

     1) иметь достаточно времени для  личной и семейной жизни; 

     2) иметь большую свободу в организации  своей деятельности;

     3) иметь работу, от выполнения которой можно получить чувство удовлетворения.

     Персонал  «коллективистских» организаций ориентируется  на следующие ценности:

     1) иметь возможность обучаться  или повышать свою квалификацию;

     2) иметь хорошие условия труда; 

     3) полностью использовать свои  знания.

     «Индивидуалистская» культура организации характеризуется следующими чертами: 1) сотрудники не желают вмешательства организации в их личную жизнь; 2) предприятие слабо влияет на самочувствие своих служащих; 3) сотрудники считают, что могут надеяться только на себя; 4) функционирование организации осуществляется с расчетом на индивидуальную инициативу каждого; 5) продвижение осуществляется внутри организации или во внешних формах; 6) продвижение осуществляется на основе компетенции и рыночной «стоимости» индивида; 7) руководство находится в курсе последних идей и методов, пытается их воплотить на практике, оно стимулирует активность подчинённых сотрудников и групп; 8) социальные связи внутри организации характеризуются принятыми отношениями и в достаточной степени дистанционны [3].

     Для «коллективистской» культуры характерно: 1) служащие ожидают, что фирма будет заниматься их личными делами; 2) организация в большей степени способна влиять на самочувствие сотрудников; 3) служащие ожидают, что предприятие будет защищать их интересы; 4) взаимодействия на предприятии основываются на чувстве долга; 5) продвижение осуществляется исключительно внутри организации; 6) продвижение осуществляется в соответствии со стажем работы; 7) руководители придерживаются традиционных взглядов на формы поддержания активности подчинённых сотрудников или групп; 8) социальные связи внутри организации характеризуются сплочённостью, тесными групповыми контактами.

     В организациях с доминированием коллективистской культуры отношения между администрацией и служащими осуществляются, как правило, на моральной основе, на основе личных взаимоотношений. В индивидуалистской культуре эти отношения основываются преимущественно на учёте личного вклада сотрудника.

     Таким образом, в первом случае оценивается, прежде всего сама личность, во втором – деятельность личности. Коллективистская культура предпочитает принятие решения по всем вопросам внутриорганизационной жизни или общения с внешней средой, клиентами и т.п. исходя из личных отношений. Индивидуалистская же культура делает основной упор на формально-деловой принцип и таким образом, реализует принцип равенства в отношении всех направлений деятельности и контактов (см. Приложение А).

     Четвертый параметр – «мужественность–женственность» – отражает мотивационную направленность персонала на достижение цели или выполнение задания.

     «Мужской  менталитет» предполагает: 1) наличие  возможностей для продвижения по службе; 2) требование хорошо оплачиваемой работы; 3) наличие возможностей обучения или повышения квалификации; 4) наличие  возможности быть в курсе технических новостей.

     Для женской же роли более важными  являются следующие факторы: 1) работа в дружеской атмосфере; 2) возможность  оставаться на данном рабочем месте  так долго, как вам хочется; 3) наличие  приемлемых условий труда; 4) наличие  хороших отношений с руководством и хорошего взаимодействия с коллегами [3].

     На  основе этих высказываний можно сделать  вывод, что в «мужских организационных  культурах» гуманизация труда рассматривается  как возможность быть признанным, самореализоваться и сделать  карьеру, то есть успешно и запланировано продвигаться по службе. Напротив, в «женских организационных культурах» гуманизация труда в первую очередь означает наличие постоянного внимания к сотрудникам, хороших отношений между членами организаций и установление приемлемого единения.

     Способ  расчета вышесказанных параметров организационной культуры, а также  характеристика показателей представлены в Приложении А, Б.

     Методика  обладает определенными преимуществами: проста в употреблении (несложная  процедура проведения и интерпретации); основана на количественной оценке; диагностирует корпоративную культуру с разных сторон.

     Но  имеет и ряд недостатков: первым и наиболее важным недостатком является то, что она не диагностирует организационную  культуру комплексно;  не имеет четкой практической ориентации; не ориентирована на выявление эффективности организационной культуры; проведение опроса требует особой исследовательской квалификации и затрат времени.

     Поэтому, учитывая недостатки методики Г. Хофстеда, дополнительным методом изучения стали методики С.А.Липатова «Методика выявления организационных ценностей и норм» и «Методика шкальной оценки организации» (частный семантический дифференциал).

     Методика  выявления организационных ценностей  и норм (см. Приложение 3). Данная методика была разработана С.А.Липатовым на основе предположения о респонденте как наблюдателе жизни в организации, которого просят оценить типичные образцы поведения людей на рабочем месте. Таким образом, он сообщает не о своем поведении или чувствах, а свое видение принятого поведения в организации. Это помогает понять, какие элементы организационной культуры (ценности и нормы) являются в данной организации приоритетными и в какой степени они разделяются сотрудниками. Таким образом, происходит ранжирование ценностей в соответствии с представлением респондента об их выраженности в жизнедеятельности организации. Индивидуальные данные метода ранжирования организационных ценностей заносятся в сводную таблицу и высчитываются средние значения и стандартные отклонения по каждой ценности в целом по организации.

Информация о работе Совершенствование системы аттестации