Автор работы: t********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:24, курсовая работа
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика — определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.
Введение………………………...................................................................................3 1. Организационная культура: сущность, структура, содержание, место
в системе управления организацией..........................................................................5
1.1. Концепции организационной культуры, факторы её формирования.........5
1.2. Механизм управления организационной культурой…………………........9
1.3. Оценка эффективности организационной культуры на предприятии….11
1.4. Методы диагностики организационной культуры………………….........15
2. Анализ и оценка эффективности организационной культуры в
клинике-санатории «Набережные Челны»….........................................................22
2.1. Основные аспекты деятельности, краткая характеристика
клиники-санатория «Набережные Челны» и её организационной культуры.....22
2.2. Анализ организационной культуры в клинике-санатории
«Набережные Челны» и выявление её сильных и слабых сторон.......................28
3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры клиники санатория «Набережные Челны»………………………………………………….37
3.1. Мероприятия по совершенствованию организационной культуры……37
3.2. Социально–экономическая оценка эффективности проекта………........42
Заключение ………………………………………………………............................47
Список литературы…………………………………………………........................49
Приложения
6.
Идентификация персонала со
Наряду
с признанием сотрудника внутри организации
(через вовлеченность в
1.4. Методы диагностики организационной культуры
В научной литературе представлено достаточное количество методик изучения организационной культуры и ее диагностики.
Типология Г. Хофстеда создала методологический базис для многочисленных последующих исследований организационной культуры. В условиях глобализации бизнеса ее значение трудно переоценить. Многие ученые пытались дополнить предложенные голландским исследователем факторы-ценности, отличающие культуры организаций различных стран. При этом типология Г. Хофстеда оставалась и остается важнейшим инструментом сравнения стилей и практики ведения бизнеса с точки зрения их взаимодействия с ценностями национальных культур.
В отличие от других типологий в ней не создаются идеальные типы – американский, японский или какой-либо другой. Хофстед проводил свои исследования более, чем в 70 странах и опросил 60000 респондентов. В результате он получил набор определенных критериев сравнения организационных культур в различных странах. Эти критерии также носят название «факторы-ценности», которые могут проявляться в разных культурах с различной силой. Сочетание таких проявлений делает культуру отдельной страны при всей ее неповторимости вполне сравнимой с другими культурами.
В основу диагностики были положены 4 основные характеристики организационной культуры:
– дистанция власти;
– стремление к избеганию неопределённости;
– индивидуализм- коллективизм;
– мужественность - женственность.
Параметр «дистанция власти» включает в себя следующие факторы:
1) частоту выражения подчинёнными своего несогласия с мнением руководителя;
2)
количество работников
3) количество работников, считающих, что стиль их непосредственного руководителя все-таки относится к директивному (автократическому).
Теоретически шкала разброса значений индекса «дистанция власти» находится от –90 до +210 это низкий и, соответственно, высокий индекс. Характеристика структуры управления в зависимости от величины индекса «дистанции власти» представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Особенности структуры управления в зависимости от величины индекса «дистанция власти»
Низкий индекс | Высокий индекс |
Тенденция к децентрализации | Тенденция к централизации |
Организация имеет форму сплюснутой пирамиды | Организация имеет форму высокой остроконечной пирамиды |
Управляющий состав малочисленный | Большое количество управляющих, контролирующих сотрудников |
Сравнительно небольшая дифференциация заработной платы | Большая дифференциация
заработной
платы |
Высокая квалификация сотрудников низшего уровня сотрудников | Низкая квалификация низшего уровня |
Гармония между работниками низшего и высшего уровня | «Белые воротнички»
обладают более высоким статусом
по сравнению с «синими |
Второй важный параметр, показывающий состояние организации и характер ее организационной культуры, – это «стремление к избеганию неопределённости».
На
основе этой тенденции можно зафиксировать
степень комфортности поведения
людей в новой, отличающейся от повседневности
ситуации.
Понятие «неопределённость» является
одним из ключевых для современной теории
организации и управления. В показатель
«стремление к избеганию неопределенности»
включаются следующие элементы:
1)
желание урегулировать
2)
предполагается стабильность
3) состояние переживаемого ощущения стресса и неопределенности [3].
Г.
Хофстед пришел к еще одному выводу:
в организациях с высоким индексом
«стремления к избеганию
– в большей мере заняты частными вопросами и деталями;
– ориентированы на выполнение задания;
– более или менее постоянны в своём стиле управления;
– не любят принимать рискованных решений и брать на себя ответственность;
– низкая текучесть кадров рассматривается как нормальное и позитивное явление.
В организациях с низким значением этого индекса руководители предпочитают:
– заниматься стратегическими вопросами;
– ориентированы на людей и придерживаются гибкого стиля управления;
– готовы принимать рискованные решения и брать всю полноту ответственности на себя;
– высокая текучесть кадров рассматривается как нормальное и позитивное явление.
Третий
показатель – «индивидуализм–коллективизм»
– оценивает степень интеграции
индивидов в группы. Уровень «индивидуализма-
Для персонала «индивидуалистских» организаций является важным:
1) иметь достаточно времени для личной и семейной жизни;
2)
иметь большую свободу в
3) иметь работу, от выполнения которой можно получить чувство удовлетворения.
Персонал «коллективистских» организаций ориентируется на следующие ценности:
1)
иметь возможность обучаться
или повышать свою
2) иметь хорошие условия труда;
3) полностью использовать свои знания.
«Индивидуалистская» культура организации характеризуется следующими чертами: 1) сотрудники не желают вмешательства организации в их личную жизнь; 2) предприятие слабо влияет на самочувствие своих служащих; 3) сотрудники считают, что могут надеяться только на себя; 4) функционирование организации осуществляется с расчетом на индивидуальную инициативу каждого; 5) продвижение осуществляется внутри организации или во внешних формах; 6) продвижение осуществляется на основе компетенции и рыночной «стоимости» индивида; 7) руководство находится в курсе последних идей и методов, пытается их воплотить на практике, оно стимулирует активность подчинённых сотрудников и групп; 8) социальные связи внутри организации характеризуются принятыми отношениями и в достаточной степени дистанционны [3].
Для «коллективистской» культуры характерно: 1) служащие ожидают, что фирма будет заниматься их личными делами; 2) организация в большей степени способна влиять на самочувствие сотрудников; 3) служащие ожидают, что предприятие будет защищать их интересы; 4) взаимодействия на предприятии основываются на чувстве долга; 5) продвижение осуществляется исключительно внутри организации; 6) продвижение осуществляется в соответствии со стажем работы; 7) руководители придерживаются традиционных взглядов на формы поддержания активности подчинённых сотрудников или групп; 8) социальные связи внутри организации характеризуются сплочённостью, тесными групповыми контактами.
В организациях с доминированием коллективистской культуры отношения между администрацией и служащими осуществляются, как правило, на моральной основе, на основе личных взаимоотношений. В индивидуалистской культуре эти отношения основываются преимущественно на учёте личного вклада сотрудника.
Таким образом, в первом случае оценивается, прежде всего сама личность, во втором – деятельность личности. Коллективистская культура предпочитает принятие решения по всем вопросам внутриорганизационной жизни или общения с внешней средой, клиентами и т.п. исходя из личных отношений. Индивидуалистская же культура делает основной упор на формально-деловой принцип и таким образом, реализует принцип равенства в отношении всех направлений деятельности и контактов (см. Приложение А).
Четвертый
параметр – «мужественность–
«Мужской менталитет» предполагает: 1) наличие возможностей для продвижения по службе; 2) требование хорошо оплачиваемой работы; 3) наличие возможностей обучения или повышения квалификации; 4) наличие возможности быть в курсе технических новостей.
Для женской же роли более важными являются следующие факторы: 1) работа в дружеской атмосфере; 2) возможность оставаться на данном рабочем месте так долго, как вам хочется; 3) наличие приемлемых условий труда; 4) наличие хороших отношений с руководством и хорошего взаимодействия с коллегами [3].
На
основе этих высказываний можно сделать
вывод, что в «мужских организационных
культурах» гуманизация труда
Способ
расчета вышесказанных
Методика обладает определенными преимуществами: проста в употреблении (несложная процедура проведения и интерпретации); основана на количественной оценке; диагностирует корпоративную культуру с разных сторон.
Но имеет и ряд недостатков: первым и наиболее важным недостатком является то, что она не диагностирует организационную культуру комплексно; не имеет четкой практической ориентации; не ориентирована на выявление эффективности организационной культуры; проведение опроса требует особой исследовательской квалификации и затрат времени.
Поэтому, учитывая недостатки методики Г. Хофстеда, дополнительным методом изучения стали методики С.А.Липатова «Методика выявления организационных ценностей и норм» и «Методика шкальной оценки организации» (частный семантический дифференциал).
Методика
выявления организационных