Автор работы: t********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:24, курсовая работа
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика — определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.
Введение………………………...................................................................................3 1. Организационная культура: сущность, структура, содержание, место
в системе управления организацией..........................................................................5
1.1. Концепции организационной культуры, факторы её формирования.........5
1.2. Механизм управления организационной культурой…………………........9
1.3. Оценка эффективности организационной культуры на предприятии….11
1.4. Методы диагностики организационной культуры………………….........15
2. Анализ и оценка эффективности организационной культуры в
клинике-санатории «Набережные Челны»….........................................................22
2.1. Основные аспекты деятельности, краткая характеристика
клиники-санатория «Набережные Челны» и её организационной культуры.....22
2.2. Анализ организационной культуры в клинике-санатории
«Набережные Челны» и выявление её сильных и слабых сторон.......................28
3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры клиники санатория «Набережные Челны»………………………………………………….37
3.1. Мероприятия по совершенствованию организационной культуры……37
3.2. Социально–экономическая оценка эффективности проекта………........42
Заключение ………………………………………………………............................47
Список литературы…………………………………………………........................49
Приложения
– возраст клиники-санатория «Набережные Челны» 20 лет – взрослая организация, что позволяет предполагать вероятность достаточно «болезненного» изменения организационной культуры.
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. В клинике-санатории «Набережные Челны» в человеке ценят индивидуализм, профессионализм, коммуникабельность.
2. В работнике ценится умение выглядеть. Для медицинского персонала характерна спец. одежда, опрятность и др. Человек в любой рабочей ситуации должен с честью нести имя фирмы.
4. Питание организовано прямо в клинике, что очень удобно, так как нет продолжительного отрыва от работы. Питание дотируется клиникой.
5. Соблюдение временного распорядка и пунктуальность являются неотложными требованиями.
6. Отношения в организации нельзя называть чисто формальными, так как в них присутствует определенная свобода. Но эта свобода заключена в определенных рамках. Это подтверждается взаимоотношениями к вышестоящим по рангу.
7. В организационной жизни люди ценят работу и свое положение. Но нет рвения к высшим должностям. Эти ценности закреплены в уважении ответственности, профессионализма и здоровой конкуренции.
8. У работников присутствует вера в руководство, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение и в справедливость. Моральные нормы также оказывают влияние на качество работы.
9. Все работники стремятся к осознанному выполнению работы, полагаясь на интеллект и силу. Существуют процедуры информирования работников (собрания).
10. Как уже было сказано выше, отношение к выполняемой работе рассматривается с позиции ответственности. Среди важных моментов организации работы отмечается чистота рабочего места и качество работы. Человека не осуждают за его привычки, главное чтобы они не оказывали отрицательного влияния на окружающих и на выполняемую работу, которая осуществляется как индивидуально, так и в группе.
На
основе этих характеристик можно
сделать вывод об особенностях организационной
культуры и организации в целом.
Клиника-санаторий «Набережные
Согласно проведенному интервью, респондентами которого выступали работники разных уровней квалификации клиники-санатория «Набережные Челны», персонал считает, что организационная культура чрезвычайно важна для деятельности любой организации. Но под организационной культурой они понимают лишь её поверхностный уровень: традиции и обряды, символику клиники.
Можно выделить три аспекта влияния организационной культуры клиники-санатория «Набережные Челны» на деятельность самой клиники.
Во-первых, организационная культура является инструментом привлечения в клинику высококвалифицированных специалистов. На этапе найма персонала у потенциального работника при принятии решения о выборе работодателя срабатывает принцип «свой – чужой». Если человек видит, что цели, ценности клиники, ее традиции во многом совпадают с его жизненными установками и принципами, то его выбор позитивен. Если в дальнейшем продекларированные «на входе» ценности и нормы поведения клиники подкрепляются мероприятиями по их поддержке, то формируются лояльность и приверженность персонала организации.
Во-вторых, организационная культура является важным и мощным инструментом при формировании настроя персонала на высокую производительность труда и высокое качество в работе.
В-третьих, организационная культура выступает инструментом по формированию чувства приверженности медицинского персонала к клинике.
Администрация
клиники-санатория «Набережные
– передача специалистам максимально необходимого набора полномочий (власти) для выполнения возложенных на них функций. Они несут всю полноту ответственности за свои действия по их осуществлению;
– привлечение к работе специалистов высокого класса с достаточно независимым и самостоятельным складом мышления;
– создание со стороны администрации приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности;
– разделение (ОСУ) на ячейки, функционирование каждой из которых может автономно обеспечиваться одним человеком;
– формирование вознаграждений двумя составляющими - в форме фиксированного оклада и переменной части;
– стимулирование личной инициативы работников при решении общих задач и постоянство правил поведения в клинике;
– развитие коллективных методов разрешения проблем, разделение успеха между работниками, интересные с точки зрения создания организационной среды, привлекающей в корпорацию лучших в своей профессии людей.
Среди положительных черт организационной культуры клиники-санатория «Набережные Челны» можно выделить:
1. Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы.
2. Традицию отмечать День Рождения клиники.
3. Символику клиники, выпуск различной продукции с этой символикой: ручек, календарей, папок, бланков и др.
4. Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу, посещение группы здоровья и др.
5. Запись на видеофильмы основных событий в жизни клиники: конференций, семинаров, торжественных мероприятий и др.
6. Выпуск рекламных и информационных бюллетеней, общественные связи со средствами массовой информации и др.
Также очень примечательным является и то, что большинство работников знают миссию, цель, стратегию и структуру клиники, хотя информацию о них они получили из различных источников: чаще от коллег, чем от непосредственного руководства.
В
ходе анализа организационной
На
основании полученных данных, можно
сделать вывод, что в целом, клиника-санаторий
«Набережные Челны» обладает основными
составляющими организационной культуры
и изменение организационной культуры
вполне возможно.
3.
Рекомендации по совершенствованию
организационной культуры
клиники-санатория «Набережные
Челны»
3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной культуры
Для решения задачи совершенствования организационной культуры клиники-санатории «Набережные Челны» предлагается внедрить стандарт «Управление организационной культурой». Этот документ играет важную роль в формировании и трансформации организационной культуры (см. таблицу 4).
Таблица 4 - План внедрения стандарта «Управление организационной культурой»
№ | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение | Срок |
1 | Проведение тренинга по теме «Управление организационной культурой» | Эксперты тренинговой компании «Академия делового развития» г. Набережные Челны | 1 неделя |
2 | Диагностика существующей организационной культуры | Эксперты тренинговой компании «Академия делового развития» г.Набережные Челны | 3 недели |
3 | Получение результатов опросов клиентов | Маркетолог | До 30 июля 2011г. |
4 | Проведение рабочих сессий с персоналом клиники | Менеджер по персоналу | До 12 августа
2011 г. |
5 | Определение ряда действий, необходимых для формирования организационной культуры | Руководитель | До 12 августа 2011г. |
6 | Передача проекта программы формирования организационной культуры менеджеру по персоналу | Руководитель | До 16 августа 2011г. |
7 | Рассмотрение
и включение программы |
Менеджер по персоналу | До 20 августа 2011г. |
8 | Доработать программу формирования организационной культуры | Руководитель | В течение 3 дней после получения замечаний |
9 | Утверждение комплексного
плана «Управление |
Генеральный директор | До 27 августа 2011г. |
10 | Доработка комплексного
плана «Управление |
Менеджер по персоналу | В течение 3 дней |
11 | Получение утвержденного комплексного плана «Управление организационной культурой» у менеджера по персоналу | Руководитель | До 6 сентября 2011г. |
12 | Организация проведения программы по формированию организационной культуры | Руководитель | В течение года |
13 | Контроль за
ходом осуществления программы
формирования организационной культуры.
В случае необходимости внести
корректировки и продолжить контроль |
Менеджер по персоналу | В течение года |
14 | Осуществление мониторинга формирования организационной культуры | Менеджер по персоналу | В течение
года |
Последовательность действий по внедрению стандарта «Управление организационной культурой представлено в Приложении З.
Для оценки эффективности организационной культуры клиники-санатория «Набережные Челны» предлагается воспользоваться услугами тренинговой компании «Академия делового развития» г. Набережные Челны.
Это целесообразно в виду того, что тренинг – это наиболее перспективная и наиболее эффективная, по затратам времени на приобретение нужных навыков, форма обучения. На тренинг предполагается направить главного врача и менеджера по персоналу клиники-санатория «Набережные Челны».
Тренинг по теме «Управление организационной культурой».
Цели тренинга:
– изучение эффективных методов диагностики организационной культуры;
– рассмотрение эффективных методов развития и формирования организационной культуры;
– обучение технологическому процессу формирования внутреннего имиджа организации;
– анализ практики компаний-участников семинара и оказание содействия менеджерам в вопросах организации внутрикорпоративных информационных обменов, построения каналов внутрикорпоративной коммуникации, развития корпоративной культуры.
Программа тренинга:
1. Оценка текущей ситуации - диагностика типа организационной культуры методикой Камерона-Куина. Обсуждение результатов.
2. Сущность организационной культуры.
2.1. Феноменология организационной культуры: концепции; функции; свойства.
2.2. Система компонентов организационной культуры (миссия, поведение и коммуникации, ценности, культура труда, цели).
2.3. Нормы и правила поведения.
2.4. Корпоративная символика (слоган, логотип, цвета и т.д.).
2.5. Корпоративные коммуникации: процесс, типы, схемы коммуникативных связей; влияние коммуникативных связей; корпоративные СМИ.
2.6. Типология организационной культуры: Типология Камерона-Куина.
3. Практическое задание.