Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:21, дипломная работа
Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом.
Введение ………………………………………………….................. 3
1. Теоретические основы исследования мотивации работников
на предприятии
1.1. Сущность мотивации и стимулирования персонала ………………. 8
1.2. Теории мотивации труда …………………………………………. 19
1.3. Формы и методы мотивации на предприятии …………………… 28
Выводы ………………………………………………………………….. 39
2. Анализ системы мотивации в ООО ПКЦ «Витязь-98»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ООО ПКЦ «Витязь-98» ……………………………........................... 40
2.2. Обучение работника, как фактор повышения мотивации
работников …………………………………………………………… 53
2.3. Анализ социально-психологического климата на ООО ПКЦ
«Витязь-98»……………………………………………………………. 58
Выводы ……………………………………………………………………. 63
3. Совершенствование системы мотивации в ООО ПКЦ «Витязь-98»
3.1. Предложения по совершенствованию мотивации персонала на ООО
ПКЦ «Витязь-98» ……………………………………………………….. 64
3.2. Рекомендации по совершенствованию социально- психологического
климата на ООО ПКЦ «Витязь-98» ………………………………… 75
Выводы …………………………………………………………………. 83
Заключение ................................................................................................... 84
Список использованных источников и литературы ……………….. 88
Приложение ....................................................................................... …….. 92
Влияние мотивации на поведение
человека зависит от множества факторов,
во многом индивидуально и может
меняться под воздействием обратной
связи со стороны деятельности человека.
Силы, находятся вне и внутри
человека и заставляют его осознанно
или же не осознанно совершать
некоторые поступки. При этом различные
люди могут совершенно по-разному
реагировать на одинаковые воздействия
со стороны одинаковых сил. Более
того, поведение человека, осуществляемые
им действия в свою очередь также
могут влиять на его реакцию, на воздействия,
в результате чего может меняться
как степень влияния
Существует три аспекта мотивации:
1. Каково соотношение внутренних и внешних сил.
2. Что в деятельности
человека находится без
3. Как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.
Отсутствие энтузиазма в работе чаще всего наблюдается там, где имеется недостаток личного интереса к работе. Работники хотят чувствовать свое «партнерство» с компанией и с ее руководством. Им нужно понимать, как их личный успех связан с успехом компании, и они должны быть уверены, что дополнительная энергия, которую они добровольно направляют на выполнение своей работы, найдет отражение в награде, которую они получат от компании, будь то признание, повышение по службе или денежное вознаграждение. У них также должны быть возможности почувствовать свою самостоятельность.
Простейшая модель процесса мотивации имеет всего 3 элемента: потребность, целенаправленное поведение, удовлетворение потребности. Как известно, люди испытывают потребность в том случае, когда ощущают физиологический или психологический недостаток в чем-либо.
Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека и требует удовлетворения. Это то, что есть у каждого, общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Человек, по своей природе, стремится освободиться от каких бы то ни было потребностей, как можно скорее, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и “настойчиво требует” своего устранения. Потребности могут быть осознанными и неосознанными, и люди по-разному могут пытаться реагировать на них: удовлетворять их, подавлять или не обращать на них внимания. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность подавлена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека. Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации.
Процесс мотивации
через потребности чрезвычайно
сложен. Сложность заключается в
том, что характеры людей - это
соединение самых различных
Вознаграждение - это всё то, что человек считает для себя ценным. Известны два вида вознаграждений: внутренний и внешний.
Первый - обусловлен самой работой. Если она удовлетворяет работника, то вознаграждение воплощается у него в чувстве достижения определенных результатов, значимости выполненной работы и самоуважения.
Второй - представлен тем,
чем организация оценивает труд
работника, а именно: заработной платой,
продвижением по службе, моральными и
материальными поощрениями. Рациональное
сочетание внутреннего и
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, находится внутри него, имеет личностный характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотивы определяются потребностями человека, ставшими на столько важными, чтобы побудить человека действовать. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие, в частности если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность.
Мотивы могут быть внутренними и внешними:
· внешние мотивы представляют собой стремление человека обладать каким-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот, избежать такого обладания.
· внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или с неудобствами, которые приносит ему обладание таким объектом, а, следовательно, стремление от него избавиться.
Например, интересная
работа приносит человеку
Мотивирование - это процесс
воздействия на человека с целью
побуждения его к определенным действиям
путем пробуждения в нем
· Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. С помощью мотивации менеджер побуждает других людей работать для достижения целей организации, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создается впечатление, что служащие работают только ради достижения общих целей организации, то все равно они ведут себя так потому, что уверены, что это лучший способ достижения собственных целей. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться. Этот тип очень сильно напоминает процедуру обмена.
· Второй тип мотивирования - это формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действии человека, и наоборот, слабить те мотивы, которые мешают эффективном управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы. Он часто не связан, с какими бы то не было конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больше усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членами.
Первый и второй
типы мотивирования не следует
противопоставлять, так как в
современной практике
Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.
В качестве стимулов так же могут быть обещания, носители обязательств и возможностей, то есть что-то предложено человеку в компенсацию за его действия, что он желал бы получить в результате определенных действий. По содержанию стимулы могут быть материальные и моральные. Стимулы в роли инструментов воздействия или носителей “раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.
Все мы разные, а, следовательно, и реакция на конкретные стимулы не может быть одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.
Мотивы – это осознанные
стимулы. Стимул и мотив не всегда
согласуются между собой, но между
ними нет «китайской стены». Это
две стороны, две системы воздействия
на работника, побуждения его к определенным
действиям. Поэтому стимулирующее
воздействие на персонал направлено
преимущественно на активизацию
функционирования работников предприятия,
а мотивирующее воздействие на активизацию
профессионально-личностного
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может, осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия:
а) усилие;
б) старание;
в) настойчивость;
г) добросовестность;
д) направленность.
Одну и ту же работу человек
может делать, затрачивая различные
усилия, он может работать в полную
силу, а может работать в полсилы.
Он может стремиться брать работу
полегче, а может браться за сложную
и тяжелую работу, выбирать решение
попроще, а может искать и браться
за сложное решение. Все это отражает
то, какие усилия готов затрачивать
человек. Человек может по-разному
стараться, выполняя свою роль в организации.
Один работник может быть 6езразличен
к качеству своего труда, в то время
как другой будет стремиться делать
все наилучшим образом, работать
с полной отдачей, не отлынивать от
работы, стремиться к повышению квалификации,
совершенствованию своих
Третья
характеристика деятельности, не
менее важна, чем две
Продолжение
Продвижение в должности,
которое даёт и более высокую
заработную плату (экономический мотив),
и интересную и содержательную работу
(организационный мотив), а также
отражает признание заслуг и авторитета
личности путём перевода в более
высокую статусную группу (моральный
мотив). Человек может обладать хорошей
квалификацией и знанием, быть способным
и созидательным, много работать,
но при этом он может относиться
к своим обязанностям безответственно.
И это может сводить на нет,
все положительные результаты его
деятельности. Руководство организации
должно хорошо представлять себе это
и стараться таким образом
строить систему мотивирования,
чтобы она развивала у