Совершенствование системы мотивации персонала на предприятиях торговли на примере ООО ПКЦ «ВИТЯЗЬ-98»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:21, дипломная работа

Описание

Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом.

Содержание

Введение ………………………………………………….................. 3
1. Теоретические основы исследования мотивации работников
на предприятии
1.1. Сущность мотивации и стимулирования персонала ………………. 8
1.2. Теории мотивации труда …………………………………………. 19
1.3. Формы и методы мотивации на предприятии …………………… 28
Выводы ………………………………………………………………….. 39
2. Анализ системы мотивации в ООО ПКЦ «Витязь-98»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ООО ПКЦ «Витязь-98» ……………………………........................... 40
2.2. Обучение работника, как фактор повышения мотивации
работников …………………………………………………………… 53
2.3. Анализ социально-психологического климата на ООО ПКЦ
«Витязь-98»……………………………………………………………. 58
Выводы ……………………………………………………………………. 63
3. Совершенствование системы мотивации в ООО ПКЦ «Витязь-98»
3.1. Предложения по совершенствованию мотивации персонала на ООО
ПКЦ «Витязь-98» ……………………………………………………….. 64
3.2. Рекомендации по совершенствованию социально- психологического
климата на ООО ПКЦ «Витязь-98» ………………………………… 75
Выводы …………………………………………………………………. 83
Заключение ................................................................................................... 84
Список использованных источников и литературы ……………….. 88
Приложение ....................................................................................... …….. 92

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (9) - копия.docx

— 89.34 Кб (Скачать документ)

 

В менеджменте применяются 6 способов не денежного стимулирования: одобрение, действие, вознаграждение свободным  временем, взаимопонимание и проявление интереса к работнику, предоставление самостоятельности и любимой  работы. Компании, стремящиеся иметь  более компетентных, инициативных и  гибких сотрудников, должны активизировать систему управления человеческими  ресурсами, состоящую из отбора и  найма сотрудников, их обучения и  развития, мотивации их работы заслуженным  вознаграждением, укрепления взаимопонимания  внутри коллектива.

 

        В  начале каждого отчетного периода  (квартала или полугодия) руководителем  выставляются цели каждому конкретному  сотруднику. Неправильная формулировка  результата приводит к разработке  неправильной системы контроля  качества и сводит на нет  всю работу отдела продаж и  организации в целом. Для того, чтобы человек выполнял свою  работу наилучшим образом, наличие  мотивации жизненно необходимо. Успешное овладение навыками  мотивации открывает перед руководителем  прямую дорогу к повышению  эффективности работы.  Существует  такой способ влияния на мотивацию  сотрудников, как целенаправленное  стимулирование, направленное на  стимулирование продаж определенной  продукции за определенный период  времени. Этот вид стимулирования  предназначен для применения  именно в течение определенного,  ограниченного периода времени.  Его ни в коем случае нельзя  использовать в качестве вечной  приманки. 

 

Способы мотивации труда  объединяются в относительно самостоятельные  направления: материальное стимулирование, совершенствование организации  труда, вовлечение персонала в процесс  управления и не денежное стимулирование. Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе  повышения производительности труда. Мотивационному механизму оплаты труда  отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне. Безусловно, деньги являются наиболее очевидным  средством вознаграждения работника  организацией. Оплата труда действительно  является мотивирующим фактором, но только в том случае, если она связана  непосредственно с результатами труда.

 

      Для отечественных  руководителей проблемы мотивации  и стимулирования персонала стали  возникать гораздо позднее, чем  для зарубежных (так же, как и  проблемы конкурентоспособности  и менеджмента качества)[9], российские  специалисты попали в более  выгодную ситуацию, имея возможность  воспользоваться опытом иностранных  коллег и исключить собственные  ошибки.

 

1.2. Теории мотивации труда

        Психологический  подход к мотивации труда, главным  тезисом которого является то, что работник – это, прежде  всего, личность, представлен школой  поведенческих наук. Школа поведенческих  наук в управлении  в управлении  наибольшее внимание из всех  ее проблем уделила мотивации  труда. Основные идеи этой школы  представлены двумя большими  группами теорий. Существует множество  теорий, объясняющих поведение человека  и получивших большее или меньшее  признание в мире. Широкую известность  получил, например, бихевиоризм —  направление в американской психологии XX века, предметом исследования которого  являлись различные формы поведения  личности, понимаемые как совокупность  реакций организма на стимулирование  внешней среды. За вторую половину  двадцатого века разработано  много теорий мотивации личности, в которых показано, что истинные  причины, заставляющие человека  работать с максимальными усилиями, чрезвычайно сложны и разнообразны. Овладев современными моделями  мотивации, руководители смогут  значительно расширить свои возможности  в привлечении образованных обеспеченных  работников к выполнению задач,  стоящих перед организациями.

 

          На протяжении многовековой истории  развития человеческой цивилизации  различные руководители в большей  степени неверно понимали поведение  людей, но, тем не менее, приемы, которыми они пользовались для  достижения своих целей в тех  условиях, часто были очень эффективными. Это подтверждается тем, что  эти приемы «работали» и применялись  в течение многих сотен лет,  а современные теории были  созданы 30−40 лет назад, поэтому  первоначальные концепции мотивации  глубоко укоренились в нашем  сознании и культуре. Многие руководители, не имеющие специальной психологической  подготовки в работе с кадрами,  испытывают на себе сильное  влияние этих концепций. Такие  методы просты и прагматичны,  однако применять только их  в настоящее время является  серьезной ошибкой.

 

Первая группа теорий концентрируется  на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторая группа теорий основное внимание уделила динамике взаимодействия различных мотивов, то есть тому, как имитируется и  направляется поведение человека. Первая группа теорий называется теориями содержания мотивации, вторая группа – теорией  процесса мотивации.

 

Теории содержания мотивации  анализируют факторы, оказывающие  влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован  на анализе потребностей и их влияния  на мотивацию. Изучим два подхода  к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается в исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и  являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К  сторонникам такого подхода можно  отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и  Дэвида Мак-Клелланда. Рассмотрим подробнее  эти теории. Первая из рассматриваемых  теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более  ранняя теория. Ее сторонники, в том  числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. Согласно Маслоу, иерархия потребностей человека выглядит так: физиологические  потребности, потребность в защищенности, социальные потребности, потребность  в оценке, потребность в самоактуализации. Воздействие на потребности более  высокого уровня возможно только при  удовлетворении потребностей более  низкого уровня. Основная задача теории иерархии потребностей Маслоу состоит  в стремлении показать, как те или  иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию  человека, воздействовать на него, предоставляя ему возможности удовлетворять  свои потребности определенным образом. Только далеко не все устремляются на штурм вершины пирамиды Маслоу.

 

Таблица 1

 

Пирамида Маслоу

 

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ  ПЕРСОНАЛА В ООО ПКЦ «ВИТЯЗЬ-98»

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ООО ПКЦ «Витязь-98»

     В данной  работе проводится анализ системы  мотивации персонала  на предприятии  сферы торговли городского хозяйства  ООО ПКЦ «Витязь-98».

 

         ООО  ПКЦ «Витязь-98 было основано в  1995 году. Основной целью деятельности  Общества является извлечение  прибыли. Создано в порядке,  установленном законом, что подтверждено  Уставом, свидетельством о государственной  регистрации юридического лица, свидетельством о внесении записи  в Единый государственный реестр  юридических лиц, свидетельством  о постановке на учет юридического лица в налоговом органе. Саратовский областной комитет государственной статистики подтверждает осуществление видов экономической деятельности.

 

 

   Правовое положение  Общества, права и обязанности  его акционеров определяются  Гражданским Кодексом Российской  Федерации и Федеральным законом  Российской Федерации «Об обществах  с ограниченной ответственностью».  Общество учреждено на неограниченный  срок деятельности и действует  на основании Устава.

 

    Общество является  юридическим лицом и имеет  в собственности обособленное  имущество, учитываемое на его  балансе, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права,  от своего имени совершать  любые допустимые законом сделки, нести обязанности, быть истцом  и ответчиком в суде общей  юрисдикции, арбитражном суде и  третейском суде. Права и обязанности  юридического лица Общество приобретает  с даты его государственной  регистрации. Общество имеет круглую  печать, содержащую его полное  фирменное наименование на русском  языке и указание на его  место нахождения. Общество имеет  штампы и бланки со своим  наименованием, может иметь зарегистрированный  в установленном порядке товарный  знак, эмблему и другие средства  индивидуализации.

 

Общество вправе в установленном  законодательством РФ порядке открывать  банковские счета в рублях и иностранной  валюте на территории Российской Федерации  и за ее пределами. Общество несет  ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов, равно  как государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Общества.

 

Общество является самостоятельным  хозяйственным органом, который  разрабатывает план своей деятельности и определяет перспективы развития, повышения личных доходов его  работников, самостоятельно осуществляет прием и увеличение работающих, занимается вопросами материально-технического снабжения, нормирует и учитывает  затраты.

 

Основу планов составляют договора, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе государственными органами и поставщиками материально-технических  ресурсов.

 

 По виду деятельности  является торговой организацией. В соответствии с основными  целями, общество вправе осуществлять  следующие виды деятельности:

 

-   осуществление торговой  деятельности, оказание коммерческих  и консультационных услуг, торгово-посредническая  деятельность, проведение ярмарок,  аукционов;

 

- осуществлять торговлю  и сдачу в аренду движимого  и недвижимого имущества;

 

-   организовывать розничную  и оптовую торговлю;

 

-   оказание автосервисных  услуг, организация платных автостоянок  и сдачи помещений в аренду  и СТО;

 

- содержание и эксплуатация  автозаправочных станций.

 

Общество может осуществлять внешнеэкономическую деятельность по всем вышеперечисленным видам  в соответствии с действующим  законодательством.   

 

Основными видами деятельности ООО ПКЦ «Витязь-98» являются:

 

1.     Оптовая торговля  топливом.

 

2.     Розничная  торговля моторным топливом.

 

3.     Деятельность  в области права, бухгалтерского  учета и аудита; консультирование  по вопросам коммерческой деятельности  и управления предприятием.

 

4.     Аренда транспортных  средств и оборудования.

 

5.     Прочая оптовая  торговля.

 

Организационная структура  ООО ПКЦ «Витязь-98» представлена на рис.2.

 

 

 

 

 

 

Юридический отдел

 

 

 

 

Главный бухгалтер

 

 

 

 

Секретарь

 

 

 

 

Уборщица

 

 

 

 

Начальник АЗС

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кассиры-продавцы

 

 

 

 

 

 

 

Бухгалтер-кассир

 

 

 

 

 

 

Механик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охрана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Организационная структура  ООО ПКЦ «Витязь-98»

 

Данная организационная  структура может быть охарактеризована как традиционная линейно-функциональная, которой присущи система бюрократических  отношений и преимущественно  вертикальные функциональные связи. В  их основе лежит принцип четкой должностной  иерархии, в рамках которой линейный персонал ориентирован на выполнение указаний вышестоящих руководителей, а в целом – директора торгового  предприятия. Именно ему принадлежат  все нити управления и право принятия ключевых управленческих решений. Структурными подразделениями торгового предприятия являются офис, АЗС и база.

 

      Таблица  3

 

Структура аппарата управления ООО ПКЦ «Витязь-98»

Наименование должности 

Выполняемые задачи

 

 

 

Директор 

Всемерное удовлетворение потребности  народного хозяйства, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны, региона и объединения  и обеспечение на этой основе роста  благосостояния коллектива и его  членов.

 

 

 

Главный бухгалтер

 

 

Организация бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений и  обеспечение контроля за наличием и  движением имущества, использования  материальных и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными  нормами, нормативами и сметами.

 

 

 

Начальник АЗС 

Организация подготовки текущих  и перспективных планов материально-технического обеспечения ООО, объема грузоперевозок, составления заявок на поставку материалов, оборудования и запасных частей и  контроль за их выполнением.

     При такой  системе управления, сформированной  на предприятии, управление персоналом  осуществляет директор, по крайней  мере, в его ведении и под  его контролем находятся все  подсистемы управления персоналом  предприятия: формирование штата,  сохранение персонала, развитие  персонала, регулирование отношений  с персоналом.

 

      На предприятии  трудится 24 человека. По состоянию  на 01.01.2010 в составе ООО ПКЦ  «Витязь-98»  числится 24 работников: рабочих – 4, руководители - 2, специалистов  – 6, служащих – 7, МОП – 5 (табл.4).

 

Таблица 4

 

Структура  персонала  в ООО ПКЦ «Витязь-98» на 01. 01. 2010г.

Профессия, должность 

Списочная численность, чел.

 

Директор 

1

 

Главный бухгалтер 

1

 

Заместитель главного бухгалтера 

1

 

Бухгалтер-кассир 

1

 

Юрисконсульт 

2

 

Секретарь-референт 

1

 

Менеджеры 

3

 

Начальник АЗС 

1

 

Водитель 

4

 

Охранник 

4

 

Уборщица 

1

 

Механик 

1

 

Кассир-продавец 

3

 

ИТОГО: 

24

 

 

 

 

         Данная  структура возглавляется директором (собственником) предприятия, который  является фактическим руководителем  всей деятельности компании. Ему  непосредственно подчинены все  сотрудники компании - офисный, торговый  и складской, соответственно. Разделение  полномочий внутри персонала  офиса, торговой точки розничной  торговли АЗС и базы происходит  в соответствии с функциональными  обязанностями каждого работника,  зафиксированными в трудовом  договоре.

Информация о работе Совершенствование системы мотивации персонала на предприятиях торговли на примере ООО ПКЦ «ВИТЯЗЬ-98»