Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации и их использование в управлении поведением организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание

«Как сделать так, чтобы люди работали лучше?» - этот вопрос интересует каждого, кто имеет в подчинении хотя бы одного сотрудника, не говоря уже о тех, кто вынужден решать его ежедневно в силу своей профессии, - директоре или менеджере по персоналу, руководителе отдела или фирмы. Ведь каждый человек – это уникальный и сложный мир. Не так-то легко добиться от него того, что необходимо вам, тем более сложно это сделать, если вы работаете с целой группой или коллективом.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………………..3
1 Процессуальные теории мотивации и их использование в управлении
поведением организации…….…………………………………………………….6
1.1 Понятие и виды мотивации…………......................................................6
1.2 Сравнительная характеристика процессуальных теорий
мотивации…………………………………………………………..........9
1.3 Российский и зарубежный опыт использования процессуальных
теорий мотивации в управлении поведением
организации……………………………………………………….........17
2 Краткий анализ организационно-экономической деятельности
ООО «Сибирь»……………………………………………………..…………….22
2.1 Общая характеристика ООО «Сибирь»…………………....................22
2.2 Анализ экономической и финансовой деятельности
ООО «Сибирь»………………………………………..…………………26
2.3 Анализ системы управления ООО «Сибирь»………………………...30
3 Исследование использования процессуальных теорий мотивации в
управлении поведением персонала предприятия ООО «Сибирь» и анализ его
результатов……………………………………………………………………….34
3.1 Цели, методы исследования и описание выборки…………………….34
3.2 Результаты исследования и их анализ………………………………….36
4 Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала в
ООО «Сибирь»……………………………………………………………………49

Заключение…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Страдомская Ульяна курсовая №3.docx

— 238.78 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
 
 

Факультет менеджмента

Кафедра менеджмента 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Организационное поведение»

на тему: «Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации и их использование в управлении поведением организации» 
 
 
 
 
 

Выполнена студенткой                Страдомской Ульяной Васильевной_________________                           

     2      курса УП-085 шифр группы                        очной                           формы обучения

Специальности                                                 управление персоналом ___________________                                         

Руководитель                   доцент кафедры менеджмента, к. псих. н., Осипова Т. Ю. _______

Отметка о допуске (недопуске) к защите___________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово 2010г.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………………..3 

1 Процессуальные теории мотивации и их использование в управлении

   поведением организации…….…………………………………………………….6

       1.1 Понятие и виды мотивации…………......................................................6

    1.2 Сравнительная характеристика процессуальных теорий

           мотивации…………………………………………………………..........9

       1.3 Российский и зарубежный опыт  использования процессуальных

              теорий мотивации в управлении поведением

              организации……………………………………………………….........17 

2 Краткий анализ организационно-экономической деятельности

    ООО «Сибирь»……………………………………………………..…………….22

       2.1 Общая характеристика ООО «Сибирь»…………………....................22

       2.2 Анализ экономической и финансовой деятельности 

            ООО «Сибирь»………………………………………..…………………26

       2.3 Анализ системы управления ООО  «Сибирь»………………………...30

3 Исследование использования процессуальных теорий мотивации в

    управлении поведением персонала предприятия ООО «Сибирь» и анализ его

    результатов……………………………………………………………………….34

      3.1 Цели, методы исследования и описание  выборки…………………….34

      3.2 Результаты исследования и их  анализ………………………………….36

4 Рекомендации  по совершенствованию мотивации  персонала  в

   ООО «Сибирь»……………………………………………………………………49

        

Заключение………………………………………………………………………….55 

Список  используемой литературы…………………………………..…………….59 

Приложение А.Организационная структура ООО «Сибирь»......……………….63

Приложение  Б.Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Сибирь» за 2006-2008 гг…….……………………………………………64

Приложение  В. Анкета для опроса работников ООО «Сибирь» по проблеме

Мотивации…………......……………………………………………………………65 
 
 
 
 
 

Введение 

     «Как  сделать так, чтобы люди работали лучше?» - этот вопрос интересует каждого, кто имеет в подчинении хотя бы одного сотрудника, не говоря уже о  тех, кто вынужден решать его ежедневно  в силу своей профессии, - директоре  или менеджере по персоналу, руководителе отдела или фирмы. Ведь каждый человек  – это уникальный и сложный  мир. Не так-то легко добиться от него того, что необходимо вам, тем более сложно это сделать, если вы работаете с целой группой или коллективом.

     Существует  старинная английская поговорка: «Можно отвести лошадь на водопой, но нельзя заставить её пить; она будет пить только если испытывает жажду». Так же и с людьми. Они будут делать только то, что хотят, или же то к чему были промотивированы своим руководителем. В определенной мере вся наша деятельность основана на внешних и внутренних побуждениях. Мотивация и самомотивация затрагивают все сферы общественной жизни человека: с раннего детства на выполнение тех или иных поступков нас направляют родители, в школе этим занимаются учителя, в университете преподаватели и наши собственные амбиции, а на работе менеджеры и начальники.

     Основу  нашей жизни составляет труд, поэтому  наибольшее значение мотивация принимает именно в сфере трудовой деятельности, в менеджменте. Для эффективного функционирования организации необходимо правильное управление или менеджмент. Но менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами. Основным же средством и методом воздействия на персонал является именно мотивация. Классическое определение менеджмента, «говорит», что основными задачами менеджера является «предвидеть, планировать, организовывать, командовать, координировать и контролировать», но современные авторы модифицировали данное определение, предпочитая употреблять вместо слова «командовать» слово мотивировать. Прошло то время, когда человек включался в общественное производство только из-за материальной необходимости, когда в первую очередь были необходимо повышение его физической активности и контроль за его исполнением тех или иных производственных функций. Теперь человек при выборе работы учитывает свои различные побуждения и интересы.

     В современном мире бывает так, что  самые лучшие сотрудники покидают компанию, потому что в другом месте получают большее количество денег, потому что ищут новые возможности и видят лучшие перспективы, а это зачастую может пагубно сказаться на делах компании в целом. Как не допустить подобных ситуаций, как сделать так, чтобы персонал работал максимально эффективно, как дать возможность ему реализовать потенциал, тем самым принести пользу организации, как добиться наиболее качественного выполнения задач - на эти и множество других вопросов даёт ответ мотивация, поэтому она требует тщательного изучения. В наш век, когда человеческие ресурсы стали движущей силой социально-экономического развития, тема мотивации имеет наивысшую актуальность.

     Цель  моей курсовой работы – дать сравнительную характеристику процессуальным теориям мотивации, изучить мотивацию персонала ООО «Сибирь», с точки зрения процессуальных теорий, и разработать рекомендации по совершенствованию мотивации.

     Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие мотивации и её виды;
  2. дать сравнительную характеристику процессуальных теорий мотивации;
  3. раскрыть отечественный и зарубежный опыт в использовании процессуальных теорий мотивации;
  4. дать общую характеристику ООО «Сибирь»;
  5. провести анализ экономической и финансовой деятельности предприятия ООО «Сибирь»;
  6. проанализировать систему управления ООО «Сибирь»;
  7. исследовать возможности использования процессуальных теорий мотивации в управлении поведением персонала ООО «Сибирь» и проанализировать его результаты.
  8. разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала в ООО «Сибирь».

   Объектом  данной курсовой работы является сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации.

   Предметом исследования является использование процессуальных теорий мотивации в управлении поведением персонала ООО «Сибирь».

   Методы  исследования: анализ литературы, экономический  и финансовый анализ, анкетирование, интервью.

   Нормативно-правовая база исследования: бухгалтерский баланс, Трудовой кодекс РФ.

   Теоретико-методологической основой работы выступают труды  отечественных и зарубежных авторов в области мотивации персонала, а также публикации в газетах и журналах, посвященных данной проблеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Процессуальные  теории мотивации и их использование  в управлении

поведением  организации 

    1. Понятие и  виды мотивации
 

     Сегодня для эффективного управления деятельностью  организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования, строгого внешнего контроля и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов.

     Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов[9,с. 133].

     Виды  мотивации:

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

  1. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
  2. Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах – отрицательной.
  3. Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления [3,с. 184].

     Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека.  Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов [13,с. 234].

     Мотивы  существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации (рис.1). Этот механизм включает в себя потребность, притязания, стимулы, установки, оценки и т.д.

     

Рисунок 1 – Механизм мотивации 

     Исходным  звеном, первым «полюсом» механизма  мотивации является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или  форм поведения. Потребности могут  быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания.

     Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности выступают притязания и ожидания. Они являются следующими после потребности звеном механизма мотивации. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворения потребности. На базе одной и той же потребности могут сформироваться различные притязания и ожидания.

     Ожидания  конкретизируют притязания применительно  к реальной ситуации и определенному поведению. Основываясь примерно на одинаковых притязаниях, ожидания, тем не менее, могут существенно различаться. Скажем, в кризисной ситуации, тогда, когда предприятие находится на грани банкротства, ожидания работников значительно ниже, чем в обычное, «нормальное» время. При разных условиях притязаний ожидания могут различаться очень существенно. Так, ожидания вознаграждения за примерно одинаковый труд у американского и российского государственного служащего или ученого сегодня почти несопоставимы [21,с. 129].

Информация о работе Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации и их использование в управлении поведением организации