Управление качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:27, дипломная работа

Описание

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ НА ПРЕДПРИЯТИ………7
1.1 Качество как фактор конкурентоспособности………………………………7
1.2 Как управлять качеством. Подходы к управлению качеством…………...14
1.3 Повышение качества с помощью нововведений…………………………..14
1.4 Отечественный опыт управления качеством. Применение системного подхода в управлении качеством продукции………………………………….16
1.5 Зарубежный опыт в применении системного подхода в управлении качеством продукции……………………………………………………………22
1.6 Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта в управлении качеством продукции…………………………………….26

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТОО «АВТОТРАНСКОМПАНИ»…………………………………30
2.1 Характеристика ТОО «Акжол Транс Компании»…………………………30
2.2Совершенствование деятельности предприятия и управления качеством работы…………………………………………………………………………….38
2.3Характер возникшей проблемы качества обслуживания клиентов на предприятии…………………………………………………………...................43

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………72
3.1 Влияние системы управления качеством на конкретную проблему в представленной организации. Основные направления совершенствования деятельности……………………………………………………………………..72
3.2 Возможные варианты решения……………………………………………..74
3.3 Конкретное предложение по улучшению хозяйственно- коммерческой деятельности предприятия………………………………………………………74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..80

Работа состоит из  1 файл

управление качеством.docx

— 174.42 Кб (Скачать документ)

Поскольку возникший дефект выявить далеко не всегда возможно, то отдельные, уже дефектные, изделия  продолжают оставаться в производственном процессе и подвергаются дальнейшей обработке. Тем самым, особенно при  низком выходе годных изделий, а он мог составлять иногда лишь 5 – 30 %, стоимость  годного изделия резко возрастает.

В наиболее наукоёмких направлениях электронной промышленности выход  годных изделий, к сожалению, в течение  определенного периода был невысок. Поэтому работа в области качества стала не просто важной, а доминирующей. Именно в таких производствах  оказался ярко выражен экономический  подход к качеству. От административного  подхода остались лишь некоторые  основополагающие принципы, прежде всего  принцип, основанный на том, что потребитель  должен получать бездефектную продукцию. Качество продукции предлагаемой потребителю, должно составлять не 90 или 99 %, а именно 100 %.

После второй мировой войны  в глобальной экономике укрепилось лидерство США. Американский опыт изучался и перенимался во всём мире. В 1935 году английские специалисты провели  детальные исследования организации  производства в США. Однако в области  управления качеством они лишь отметили, что используется рациональный статистический контроль. Американские предприятия  применяли выборочный приемный контроль, причём 98 % годной продукции считали  допустимым. Бракованные изделия  по требованию потребителя заменялись бесплатно.

По мере научно – технического развития и подъема экономики  стран Европы, возникновения «японского чуда» передовые предприятия  в этих странах перестали довольствоваться регистрацией и заменой дефектных  изделий. Началось формирование комплексных  систем управления качеством. Когда  эти системы стали распространяться, рынок признал, что качество важнее цены. В результате американский бизнес в 70-х и 80-х годах столкнулся с жесточайшей конкуренцией со стороны японских и европейских фирм, предлагавших рынку высококачественные товары по низким ценам.

Позднее, в 1987 году, один из наиболее известных  американских специалистов по качеству Д. Х. Харрингтон писал об этом периоде6 «Большая война восьмидесятых годов  представляет собой не военные действия, а промышленную войну, и трофеями этой войны являются потребители  во всём мире. На американскую промышленность ведётся наступление не только со стороны Японии, но и со стороны  всей Азии и Европы. В отношении  многих видов продукции уровень  совершенства уже не определяется Соединенными Штатами » Великое сражение, в  котором нам всем предстоит участвовать, ведётся против паралича, распространяющегося  на большую часть системы ценностей  нашей страны. Такой паралич характеризуется  отношением типа «мне наплевать» или  «могло бы быть и хуже». Безразличие  рождает посредственность. Раковая  опухоль безразличия разрастается, охватывая все Соединенные Штаты, и с этой болезнью нам необходимо бороться, чтобы качество продукции, услуг и трудовой жизни достигло конкурентоспособного уровня в девяностые годы ( 28. –С 30 ).

Президент Р. Рейган предложил  Дж. А. Янгу, президенту компании «Хьеллет - паккард», возглавить группу, занимающуюся поисками путей повышения конкурентоспособности  американской промышленности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В своём отчёте президенту и его  кабинету Янг отметил: «Конкурентоспособность американской промышленности на мировом  рынке пошатнулась за последние  два десятилетия. О спаде свидетельствует  рекордный внешнеторговый дефицит, сокращение доли мирового рынка в  торговле продукцией, выпускаемой в  высокотехнологичных отраслях промышленности, снижение доходов нашего производственного  сектора, медленный рост производительности труда и отсутствие роста реальной заработной платы».

Результаты усилий американских корпораций, направленных на улучшение  своей работы, помогли восстановить веру потребителей в американскую продукцию. В октябре 1985 года институт Гэллапа  провёл опрос потребителей для американского  общества по контролю качества (АОКК). Этот опрос показал, что лишь 27 % потребителей не надеются на повышение качества американских изделий. Это свидетельствует  о положительном сдвиге на 250 % по сравнению с опросом, проведенным  для АОКК в 1980 году. По результатам  опроса 1985 года лишь 33 % опрошенных потребителей считают, что иностранные изделия  равны по качеству или лучше американских изделий (положительный сдвиг более  чем на 227 %)».

Подобное можно сказать  и о большой войне в России – это также не военные действия, а промышленная война, «трофеями» этой войны являются потребители в  России и во всём мире. Положение  России в определенной степени схоже  с положением США в период, охарактеризованный Харрингтоном. На российское хозяйство, промышленность ведется наступление  со стороны США, Японии, Европы, со стороны  новых индустриальных стран Азии. Многие российские товары и услуги не могут конкурировать на мировом  рынке. Российский экспорт сокращается. В отношении многих видов продукции  уровень совершенства в настоящее  время определяется не Россией. Тогда, как известно, что в 19 веке, в начале 20 столетия в Западной Европе небезосновательно  широко использовался термин «русский товар», означавший высшее качество товара, товар который был доступен лишь немногим избранным.

Существует мнение, что  в нашей стране исследования и  разработки в области управления качеством велись со значительным отставанием  от Японии, развитых стран Европы и  США.

Исследования и разработки в области качества успешно и  широко велись в нашей стране (ссылки не печатать). Они по отдельным направлениям не только не отставали, но значительно  опережали мировой уровень. Но на практике эффективные системы управления качеством создавались и использовались исключительно в военном –  промышленном комплексе – ВПК.

ВПК включал в свое время  большинство основных отраслей промышленности. В отраслях, на предприятиях ВПК  производилась и продукция гражданского назначения, но на совершенно иной, как  правило, отсталой технической базе. Не редко товары для потребительского рынка получали путем переработки  отходов военного производства.

Отсталой была и техническая  база, организация производства в  отраслях чисто гражданского сектора  экономики. Для специалистов и руководителей, работавших в гражданском секторе  экономики, до 90-х годов были недоступны достижения ВПК в области управления качеством, во многом они остаются недоступными для них и в настоящее время.

Достижения в области  управления качеством в ВПК представляли собой методы технологического обеспечения  качества на стадии исследований и  разработок по созданию новой продукции, статистическое регулирование качества с использованием контрольных карт, в том числе автоматизированное, специальные государственные и отраслевые стандарты. К этим достижениям можно отнести и комплексные системы управления качеством работ предприятий и отдельных подразделений (КСУХР), формы и методы работы с поставщиками.

Из числа стран, где  развиты рыночные отношения, понимание  всей важности проблемы качества на современном  уровне произошло сначала в Японии. Один из основателей движения за качество в Японии профессор Каору Исикава  акцентировал, что нельзя экономить  на качестве, поскольку «качество  само является экономией».

В Японии решение проблемы качества было весьма успешным, так  как управление качеством возвели  в ранг государственной политики. Основным направлением стало вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей, работников в  сотрудничестве с контролерами качества на рабочем месте. В Японии сумели сделать доступными для рабочих  сложные статистические методы и, самое  главное, убедить работников, что  проблема качества – это проблема каждого японца.

Была создана модель управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно  на предприятии; этот процесс осуществляется всем её персоналом от президента до работников первой линии.

Сформулированные в 1967 году особенности японской системы управления качеством являются основополагающими  во всем мире и в настоящее время:

1) всеобъемлющее управление  качеством на уровне фирмы,  участие в нем всех работников;

2) подготовка и повышение  квалификации кадров в области  управления качеством;

3) деятельность кружков  качества;

4) инспектирование и оценка  деятельности по управлению качеством;

5) применение статистических  методов;

6) общенациональная программа  по контролю качества.

Особенности японской системы  управления качеством изучаются  во всех странах. Можно добавить, что  в Японии персонал многих предприятий  имеет очень высокую квалификацию, рабочие знают основу высшей математики, ряд других дисциплин, которые во многих странах изучают только в высшей школе. Такой уровень компетенции в сочетании с высочайшей технологической дисциплиной обеспечивает наивысший уровень качества.

Известная американская компания IBM, применяя большей частью японский опыт, стала проводить, начиная с  восьмидесятых годов, политику 100-процентного  уровня качества. В результате этой политики в 90-х годах контракты  министерства обороны США на разработку и поставку суперкомпьютеров неизменно  достаются именно компании IBM.

В основе политики, обеспечивающей сто процентов качества, лежит  известное соотношение затрат, связанных  с обеспечением качества: необходимые  затраты возрастают на порядок с  каждым этапом продвижения от проектирования к производству, установке оборудования, а затем и его эксплуатации. То есть если предотвращение или устранение ошибки на стадии проектирования стоит 1000 рублей, то на стадии производства машины оно обойдется в 10 тысяч рублей, на стадии монтажа и наладки у  заказчика – 100 тысяч рублей, в  процессе эксплуатации оно будет  стоить 1 миллион рублей, если вообще окажется возможным.

Программы качества с установлением  значений показателей могут входить  составной частью во все возможные  государственные планы и программы, планы проектно – конструкторских  организаций, производственных объединений  предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются  в сделках на товарных биржах и  при других формах движения товаров.

Требования к качеству устанавливаются и финансируются  в нормативных и нормативно –  технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических  регламентах, в картах контроля качества и т.п. Этот перечень можно продолжить.

Отклонения качества продукции  от заданных параметров происходит, как  правило, в худшую сторону и имеет  общие и частные проявления.

К числу общих относится  моральный износ, физическое и моральное  старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств, при эксплуатации и хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется  не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные  отклонения качества от установленных  требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической  и технической природой, а условиями  внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью  которого изготавливается и используется продукция.

Неустойчивость качества, обусловленная частыми отклонениями  заданных параметров, имеет случайный  характер. Время их появления можно  ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть ещё один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и  изменчивость потребностей. Параметры  продукции могут строго соответствовать  нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе.

Можно констатировать, что  качество продукции находится в  постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело. В практической деятельности люди отслеживают  процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс  физического старения, устанавливаются  благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, применяются  различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту.

Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и  методов осуществления, люди всегда действовали, действуют, и будут  действовать примерно по такой схеме:

  1. Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);
  2. Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);
  3. Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий;
  4. Воздействие для устранения отклонений полученного качества, от заданного (обратная связь).

Информация о работе Управление качеством продукции