Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:27, дипломная работа
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ НА ПРЕДПРИЯТИ………7
1.1 Качество как фактор конкурентоспособности………………………………7
1.2 Как управлять качеством. Подходы к управлению качеством…………...14
1.3 Повышение качества с помощью нововведений…………………………..14
1.4 Отечественный опыт управления качеством. Применение системного подхода в управлении качеством продукции………………………………….16
1.5 Зарубежный опыт в применении системного подхода в управлении качеством продукции……………………………………………………………22
1.6 Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта в управлении качеством продукции…………………………………….26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТОО «АВТОТРАНСКОМПАНИ»…………………………………30
2.1 Характеристика ТОО «Акжол Транс Компании»…………………………30
2.2Совершенствование деятельности предприятия и управления качеством работы…………………………………………………………………………….38
2.3Характер возникшей проблемы качества обслуживания клиентов на предприятии…………………………………………………………...................43
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………72
3.1 Влияние системы управления качеством на конкретную проблему в представленной организации. Основные направления совершенствования деятельности……………………………………………………………………..72
3.2 Возможные варианты решения……………………………………………..74
3.3 Конкретное предложение по улучшению хозяйственно- коммерческой деятельности предприятия………………………………………………………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..80
Поскольку возникший дефект
выявить далеко не всегда возможно,
то отдельные, уже дефектные, изделия
продолжают оставаться в производственном
процессе и подвергаются дальнейшей
обработке. Тем самым, особенно при
низком выходе годных изделий, а он
мог составлять иногда лишь 5 – 30 %, стоимость
годного изделия резко
В наиболее наукоёмких направлениях
электронной промышленности выход
годных изделий, к сожалению, в течение
определенного периода был
После второй мировой войны в глобальной экономике укрепилось лидерство США. Американский опыт изучался и перенимался во всём мире. В 1935 году английские специалисты провели детальные исследования организации производства в США. Однако в области управления качеством они лишь отметили, что используется рациональный статистический контроль. Американские предприятия применяли выборочный приемный контроль, причём 98 % годной продукции считали допустимым. Бракованные изделия по требованию потребителя заменялись бесплатно.
По мере научно – технического
развития и подъема экономики
стран Европы, возникновения «японского
чуда» передовые предприятия
в этих странах перестали
Позднее, в 1987 году, один из наиболее известных
американских специалистов по качеству
Д. Х. Харрингтон писал об этом периоде6
«Большая война восьмидесятых годов
представляет собой не военные действия,
а промышленную войну, и трофеями
этой войны являются потребители
во всём мире. На американскую промышленность
ведётся наступление не только со
стороны Японии, но и со стороны
всей Азии и Европы. В отношении
многих видов продукции уровень
совершенства уже не определяется Соединенными
Штатами » Великое сражение, в
котором нам всем предстоит участвовать,
ведётся против паралича, распространяющегося
на большую часть системы
Президент Р. Рейган предложил
Дж. А. Янгу, президенту компании «Хьеллет
- паккард», возглавить группу, занимающуюся
поисками путей повышения
Результаты усилий американских корпораций, направленных на улучшение своей работы, помогли восстановить веру потребителей в американскую продукцию. В октябре 1985 года институт Гэллапа провёл опрос потребителей для американского общества по контролю качества (АОКК). Этот опрос показал, что лишь 27 % потребителей не надеются на повышение качества американских изделий. Это свидетельствует о положительном сдвиге на 250 % по сравнению с опросом, проведенным для АОКК в 1980 году. По результатам опроса 1985 года лишь 33 % опрошенных потребителей считают, что иностранные изделия равны по качеству или лучше американских изделий (положительный сдвиг более чем на 227 %)».
Подобное можно сказать и о большой войне в России – это также не военные действия, а промышленная война, «трофеями» этой войны являются потребители в России и во всём мире. Положение России в определенной степени схоже с положением США в период, охарактеризованный Харрингтоном. На российское хозяйство, промышленность ведется наступление со стороны США, Японии, Европы, со стороны новых индустриальных стран Азии. Многие российские товары и услуги не могут конкурировать на мировом рынке. Российский экспорт сокращается. В отношении многих видов продукции уровень совершенства в настоящее время определяется не Россией. Тогда, как известно, что в 19 веке, в начале 20 столетия в Западной Европе небезосновательно широко использовался термин «русский товар», означавший высшее качество товара, товар который был доступен лишь немногим избранным.
Существует мнение, что в нашей стране исследования и разработки в области управления качеством велись со значительным отставанием от Японии, развитых стран Европы и США.
Исследования и разработки
в области качества успешно и
широко велись в нашей стране (ссылки
не печатать). Они по отдельным направлениям
не только не отставали, но значительно
опережали мировой уровень. Но на
практике эффективные системы управления
качеством создавались и
ВПК включал в свое время
большинство основных отраслей промышленности.
В отраслях, на предприятиях ВПК
производилась и продукция
Отсталой была и техническая база, организация производства в отраслях чисто гражданского сектора экономики. Для специалистов и руководителей, работавших в гражданском секторе экономики, до 90-х годов были недоступны достижения ВПК в области управления качеством, во многом они остаются недоступными для них и в настоящее время.
Достижения в области
управления качеством в ВПК представляли
собой методы технологического обеспечения
качества на стадии исследований и
разработок по созданию новой продукции,
статистическое регулирование качества
с использованием контрольных карт,
в том числе
Из числа стран, где развиты рыночные отношения, понимание всей важности проблемы качества на современном уровне произошло сначала в Японии. Один из основателей движения за качество в Японии профессор Каору Исикава акцентировал, что нельзя экономить на качестве, поскольку «качество само является экономией».
В Японии решение проблемы качества было весьма успешным, так как управление качеством возвели в ранг государственной политики. Основным направлением стало вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей, работников в сотрудничестве с контролерами качества на рабочем месте. В Японии сумели сделать доступными для рабочих сложные статистические методы и, самое главное, убедить работников, что проблема качества – это проблема каждого японца.
Была создана модель управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятии; этот процесс осуществляется всем её персоналом от президента до работников первой линии.
Сформулированные в 1967 году особенности японской системы управления качеством являются основополагающими во всем мире и в настоящее время:
1) всеобъемлющее управление качеством на уровне фирмы, участие в нем всех работников;
2) подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством;
3) деятельность кружков качества;
4) инспектирование и оценка
деятельности по управлению
5) применение статистических методов;
6) общенациональная программа по контролю качества.
Особенности японской системы управления качеством изучаются во всех странах. Можно добавить, что в Японии персонал многих предприятий имеет очень высокую квалификацию, рабочие знают основу высшей математики, ряд других дисциплин, которые во многих странах изучают только в высшей школе. Такой уровень компетенции в сочетании с высочайшей технологической дисциплиной обеспечивает наивысший уровень качества.
Известная американская компания IBM, применяя большей частью японский опыт, стала проводить, начиная с восьмидесятых годов, политику 100-процентного уровня качества. В результате этой политики в 90-х годах контракты министерства обороны США на разработку и поставку суперкомпьютеров неизменно достаются именно компании IBM.
В основе политики, обеспечивающей сто процентов качества, лежит известное соотношение затрат, связанных с обеспечением качества: необходимые затраты возрастают на порядок с каждым этапом продвижения от проектирования к производству, установке оборудования, а затем и его эксплуатации. То есть если предотвращение или устранение ошибки на стадии проектирования стоит 1000 рублей, то на стадии производства машины оно обойдется в 10 тысяч рублей, на стадии монтажа и наладки у заказчика – 100 тысяч рублей, в процессе эксплуатации оно будет стоить 1 миллион рублей, если вообще окажется возможным.
Программы качества с установлением
значений показателей могут входить
составной частью во все возможные
государственные планы и
Требования к качеству
устанавливаются и
Отклонения качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.
К числу общих относится моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств, при эксплуатации и хранении.
Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью которого изготавливается и используется продукция.
Неустойчивость качества,
обусловленная частыми
Есть ещё один фактор,
который влияет на неустойчивость оценок
качества – это неустойчивость и
изменчивость потребностей. Параметры
продукции могут строго соответствовать
нормативной и технической
Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело. В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, применяются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту.
Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.
При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют, и будут действовать примерно по такой схеме: