В начале 60-х годов, когда
в Японии были приняты Законы, предоставляющие
льготные условия для производителей
экспортируемых товаров, усилия экспортеров
уже были направлены на достижение
качества продукции общемирового уровня.
Обобщая опят Японии по управлению
качеством продукции к основным
его особенностям на настоящий период
времени можно отнести следующее:
- Многолетнее, последовательное и целеустремленное решение проблем качества на основе всего передового, современного, что накапливала теория и создает практика в этой области.
- Воспитание уважительного отношения к потребителю, его пожеланиям и требованиям.
- Участие всех подразделений и работников фирмы в обеспечении и управлении качеством продукции. Широкими исследованиями установлено, что лишь 15-20 % проблем, связанных с качеством, возникает по вине непосредственных исполнителей и рабочих, а 80-85 % - это следствие несовершенства системы управления фирмой, ответственность за функционирование которой несет ее высшее руководство.
- Непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и УКП, что дает высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирмы.
- Эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. В настоящее время в Японии действует один миллион кружков качества, в которых участвуют около 10 миллионов человек.
- Использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и управлению качеством продукции.
- Широкое использование при обеспечении и УКП передовых методов контроля качества, включая статистические методы, при приоритетном контроле качества производственных процессов.
- Разработка и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению.
- Наличие в сфере производства высококачественных средств труда (с возрастным составом до 5-7 лет).
- Наличие исключительно развитой системы пропаганды создания высококачественной продукции и поощрения добросовестного труда.
- Сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения и обеспечения качества продукции.
В США задачи повышения
качества продукции рассматриваются
как первоочередные. При этом большая
часть воздействий по УКП носит,
в основном, техническую и организационную
направленность. Обеспечение качества
осуществляет специализированный отдел
управления качеством. Очень серьезное
внимание в американских фирмах уделяют
контролю качества продукции, который
охватывает все стадии жизненного цикла
продукции. При проведении такого контроля
наиболее важными его сторонами
являются:
1)привлечение к выполнению
функций контроля качества продукции
самого широкого круга исполнителей;
2)выполнение наиболее
важных операций по контролю
качества специализированными службами.
При управлении качеством
продукции службы активно изучают
и анализируют издержки и затраты
на обеспечение производства качественной
продукцией. И, не довольствуясь достигнутым
уровнем качества продукции, американские
фирмы расходуют в среднем 3-5 %
сумм реализации продукции на повышение
её качества.
Руководители фирм уделяют
не менее 50 % своего рабочего времени
вопросам качества.
Одним из распространенных
методов обеспечения качества продукции
в американских фирмах, также как
и в Японии, является метод статистического
контроля качества. Для его реализации
используются технические средства,
автоматически осуществляющие сбор,
накопление, обработку данных и выдачу
результатов применения статистического
метода. Большую значимость в управлении
качеством продукции имеют вопросы
изучения и прогнозирования потребностей
потребителей и спроса на продукцию.
Поэтому фирмы уделяют этому
вопросу очень большое внимание,
улучшая в соответствии с требованиями
рынка не только технические показатели
качества продукции, но и экономичность.
При выпуске продукции с дефектами,
в США наступает довольно строгая
ответственность изготовителей, что
сказывается на значительном сокращении
выпуска дефектной продукции
и на улучшении деятельности в
области гарантийного обслуживания
и сервиса.
Комплексная
система управления качеством продукции
на фирмах США – это эффективно структурированная
и хорошо отлаженная программа, направленная
на внедрение комплекса мероприятий по
схеме «человек – машина - информация»,
обеспечивающих качество продукции, фактически
отвечающее требованиям потребителя,
и снижение расходов на качество, осуществленных
фирмой. Современные американские системы
УКП обеспечивают не только взаимодействие
всех служб, но и полное удовлетворение
запросов потребителя в отношении качества,
а также снижение расходов на его достижение
и экономичное расходование всех видов
ресурсов.
В систему УКП входят следующие
подсистемы:
1) оценка опытного производства;
2) планирование качества
продукции и производственного
процесса;
3) контроль, оценка и планирование
качества поставляемого материала;
4) получение обратной
информации о качестве продукции;
5) оценка качества продукции
и производственного процесса
и их контроль;
6) определение аппаратуры,
позволяющей получить информацию
о качестве продукции;
7) обучение методам обеспечения
качества, ориентация и повышение
квалификации персонала;
8) гарантийное обслуживание;
9) руководство работами
в области качества продукции;
10) проведение специальных
исследований в области качества
продукции.
Международная организация
по стандартизации (ИСО), взяв за основу
имеющиеся стандарты и руководящие
документы на системы обеспечения
качества и дополнив их требованиями
потребителей, разработала и утвердила
Советом ИСО серию международных
стандартов по УКП, устанавливающих
требования к системам обеспечения
качества продукции. В этих стандартах
обобщен и сконцентрирован весь
опыт передовых в области управления
качеством продукции стран, накопленный
в последние десятилетия. В соответствии
с руководящими указаниями стандартов
система качества должна функционировать
одновременно со всеми другими видами
деятельности, влияющими на качество продукции,
и взаимодействовать с ними. Воздействие
системы распространяется на все этапы
УКП, реализуемые в замкнутой как бы петле
качества, в основном соответствующей
спирали качества.
- маркетинг, поиск и изучение рынка.
- Проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции.
- Материально-техническое снабжение;
- Подготовка и разработка производственных процессов;
- Производство продукции;
- Контроль, проведение испытаний и обследований;
- Упаковка и хранение;
- Реализация и распределение продукции;
- Монтаж и эксплуатация;
- Техническая помощь в обслуживании;
- Утилизация после использования продукции.
Среди всех этапов управления
качеством продукции наибольшее
значение, особенно для развития международной
торговли, имеет маркетинг (выявление
потребностей рыночного спроса в
определенные сроки на продукцию
и её стоимости, требований потребителей,
информирование об этом руководства, а
также вопросы проектирования и
разработки продукции). Использование
международных стандартов ИСО по
управлению качеством продукции
на предприятиях является общепризнанной
гарантией выхода на международный
рынок.
Обобщая передовой опыт управления
качеством продукции в промышленно
развитых странах можно отметить
следующее:
- цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества продукции находятся в центре экономической политики каждой фирмы, компании, концерна. При этом считается главным – удовлетворение запросов и требований потребителей;
- достижение требуемого качества продукции (с учетом цены) с минимальными издержками;
- поставка продукции потребителям в установленные сроки;
- основными критериями достижения целей в области качества продукции является удовлетворение требований потребителей и выпуск конкурентоспособной продукции;
- признание и реализация комплексного и системного подходов к управлению качеством продукции, как наиболее эффективных методов достижения целей и решения задач в области качества продукции;
- использование при производстве конкурентоспособной продукции средств труда высокого качества;
- непрерывное и систематическое обучение и специализированная профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров в области обеспечения и управления качеством продукции;
- постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по повышению, обеспечению и улучшению качества выпускаемой продукции;
- воспитание у каждого изготовителя продукции, исполнителя, у всех работников уважительного отношения к потребителю, заказчику;
- создание атмосферы уважительного отношения к работникам любой должностной категории и внимания к их нуждам, запросам, быту.
- Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта в управлении качеством продукции
В соответствии с имеющимся
собственным и зарубежным опытом
и действующими международными стандартами
необходимо пересмотреть модель действующей
системы управления качеством продукции.
Направленность совершенствования
действующей системы управления
качеством продукции должна быть
таковой, чтобы было обеспечено её функционирование
на основе реального механизма управления
качеством, сориентированного на изготовление
конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей
требованиям имеющихся и потенциальных
потребителей. При этом необходимо
ориентироваться на использование
следующих принципиально важных
положений в системе управления
качеством продукции:
- приоритеты в системе управления качеством продукции должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло качество продукции во имя потребителя. На каждом предприятии всем рабочим и служащим необходимо знать и стремиться к тому, чтобы продукцию изготавливать «лучше и больше». Руководство предприятия должно доходчиво на основе экономического обоснования довести до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объемы производства – только на втором и настоять на выполнении этого подхода. Этот подход не должен ограничиваться призывом и командой.
- Повсеместно и постоянно подкреплять выше указанный подход проведением новой инвестиционной и инновационной политики, переходя от традиционного увеличения объемов производства к реконструкции, перевооружению и обновлению основных фондов и самой продукции, обеспечивающих существенное повышение качества продукции.
- Изготовитель обязательно должен иметь и осуществлять рациональную систему сбора, учета, обработки, анализа и хранения в течение определенного срока информационных данных о качестве продукции.
- Для обеспечения требуемого качества каждого вида продукции на предприятии должна функционировать отдельная система управления качества продукции.
- Улучшение материально – технического снабжения должно осуществляться умением, найти нужных поставщиков, повышением заинтересованности каждого поставщика и установлением с ними тесных контактов многопланового характера.
- Управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться применительно ко всем стадиям жизненного цикла продукции.
- Система управления качеством продукции может считаться эффективной тогда, когда выпускаемая продукция удовлетворяет требованиям потребителя и наличие эффективной системы управления качеством продукции признается потребителем.
- Создание системы непрерывного обучения в области управления качеством продукции и воспитание всех трудящихся (учащихся, студентов, мастеров) в духе уважительного отношения к потребителям, заказчикам. Система управления качеством продукции должна быть всем понятна. Для воспитания в общегосударственном и на региональном уровне целесообразно подключить средства массовой информации, в том числе радио, телевидение, печать. Следует организовать издание массовых журналов по качеству продукции для различных категорий учащихся (рабочих, мастеров, инженеров). Необходимо создавать специализированные центры по обучению и повышению квалификации в области управления и повышения качества продукции, различные школы и курсы качества, преподавание в которых могут осуществлять также специалисты других стран. Ведь общеизвестно, что продукцию с высоким качеством могут создавать только высококвалифицированные специалисты.
- Повышение роли стимулирования в сфере производства, изготовления продукции высокого и стабильного качества. Для этого необходимо повысить значимость поощрительных мер за высокое качество продукции и труда, не исключая при этом, жестких мер штрафного характера за выпуск продукции с отклонением от требований нормативно-технологической документации. Расширить практику проведения различных конкурсов, направленных на повышение и улучшение качества продукции.
- Привлечение в группы качества значительно более широкого круга трудящихся и повышение их активности и эффективности работы. По мнению автора, в число работ по обеспечению высокого качества, подлежащих стимулированию, необходимо включить и работу групп качества.
- Расширение и претворение в жизнь целого комплекса мероприятий, обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных и социальных отношениях.
- Использование профессионалов в области управления качеством продукции при проведении всех работ по совершенствованию системы управления качества продукции.