Оценка качества управления банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.

Содержание

Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 618.00 Кб (Скачать документ)
 

Тема: «Проблемы наращивания собственных  средств (капитала)

  кредитных организаций»

Тема: «Оценка  качества управления банком» 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение              3 

1. Понятие управления  качеством организации        6

1.1.  Оценка  качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки   6

1.2. Принципы  менеджмента качества (международные  стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000)                   12

1.3. Менеджмент  систем и процессов в рамках  стандартов ИСО 9000             24 

2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования                     32

2.1. Организационная  структура  (рекомендации и требования  регулирующих органов)   32

2.2. Система принятия  решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования)                 53

2.3. Оценка качества  управления в рамках определения  соответствия банка требованиям  к участию в системе страхования  вкладов                  73 

3. Совершенствование  подходов к оценке  качества управления  кредитной организацией                    84

3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы               84

3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией      101 

Заключение                  109 

Литература                             114 
 
 
 

 

Введение

       В настоящий момент в России назрел этап перемен в банковском секторе страны. Банковская система в целом преодолела последствия финансового кризиса. Возросла функциональная роль кредитных организаций в экономике, восстанавливается доверие к  банкам со стороны населения. На фоне этого создаются принципиально новые возможности по организации деятельности всей банковской системы страны и каждого отдельно взятого банка. Решение данных проблем и контроль со стороны регулирующего органа за состоянием данной работы в кредитных организациях имеет первостепенное значение.

       Эффективность банковской деятельности кроме макроэкономических и политических факторов определяется и уровнем управления кредитными организациями. Только там, где учитываются  мнения всех заинтересованных сторон, возможны надлежащая организация бизнеса, прибыльная работа и избежание конфликтов. Механизмы надлежащего корпоративного управления, разработанные международными организациями, помогают решить эти проблемы.

       Значение  этого тезиса особо подчеркивается и в принятой в апреле текущего года Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года. Данная программа, предложенная Банком России и одобренная Правительством РФ, уделяет достаточно много внимания переходу банков на Международные стандарты финансовой отчетности и совершенствованию системы банковского надзора.

       В Стратегии отмечается, что развитие банковского сектора сдерживается рядом обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера.

       К внутренним препятствиям относятся  неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банках. Поэтому решение данных проблем и контроль со стороны регулирующего органа за состоянием этой работы в кредитных организациях имеют первостепенное значение.

       В исследовании Всемирного банка отмечаются следующие проблемы в области  корпоративного управления, характерные  для всех банков, действующих на развивающихся рынках:

       - использование устаревших банковских  процедур;

       - отсутствие формальных процедур  организации деятельности;

       - отсутствие стратегического плана  и явно выраженной политики;

       - неэффективные распределение обязанностей и организационная структура;

       Как можно видеть, отмечаемые недостатки охватывают практически все сферы  организации деятельности современного банка. А это, в свою очередь отражает неадекватность в той или иной степени, результатов деятельности российских банков и ожиданий их основных контрагентов и участников: потребителей услуг, государства и регулирующих органов, собственников (акционеров), работников.

       Устранение  этих несоответствий требует пристального внимания к проблемам корпоративного управления в банках, причем не только менеджмента, но и собственников и надзорных органов.

       Представляется  важным отметить, что необходимость  организации эффективной системы  управления в коммерческих банках обусловлена  следующими причинами:

  • организация корпоративного управления в кредитных организациях является стратегической задачей реформирования банковской системы страны, направленной на минимизацию кризисных явлений в банковском секторе;
  • эффективное управление в банках является существенным конкурентным преимуществом;
  • повышение качества корпоративного управления стимулирует приток внешних и внутренних инвестиций в банковскую сферу, способствует процессу капитализации коммерческих банков;
  • надлежащее корпоративное управление является необходимым условием функционирования эффективного банковского надзора;
  • правильно организованный банковский менеджмент минимизирует риски ведения банковского дела и повышает доверие к российской банковской системе со стороны кредиторов и вкладчиков

       Основные  проблемы корпоративного управления для российского банковского сектора связаны не только с отсутствием практического опыта в применении его принципов, но и с особенностями институционального развития финансового посредничества на рынке банковских услуг. Начало переходу к двухуровневой банковской системе было положено всего лишь 15 лет назад в условиях тотального господства государственной собственности и слабых ростков экономической свободы. Достаточно сказать, что на первом этапе банковской реформы было создано пять государственных специализированных банков, которые впоследствии преобразовались в акционерные общества. Среди основных учредителей абсолютного большинства коммерческих банков были министерства и ведомства, а также государственные предприятия, значительная часть которых в скором времени вступила в полосу «передела собственности» и приватизации.

       В результате структура собственности, механизмы принятия решений и  контроля их выполнения в кредитных  организациях приобрели крайне запутанный характер. Во многих российских банках узкий круг высших менеджеров одновременно оказывается и собственниками, что существенным образом тормозит переход на цивилизованные принципы корпоративного управления.

       Восприятие  качества кредитной организации  в банковской системе в целом  имеет вполне прагматический характер. Оно реализуется в простой зависимости: чем ниже доверие банку, тем выше стоимость его заимствований на рынке, тем меньше срок, на который банк эти заимствования может привлекать. Качество обеспечивает банку конкурентное преимущество.

       Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.

       Для реализации поставленной цели были проанализированы международные стандарты менеджмента  качества организации, требования к  корпоративному управлению Организации  экономического сотрудничества и развития, материалы Базельского комитета по банковскому надзору,  требования Банка России к системе управления  в рамках оценки соответствия критериям допуска в систему страхования вкладов.

       Работа  состоит из трех глав: «Понятие управления качеством организации», «Управление  кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования», «Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией». В заключении приведены выводы проведенного исследования.

     В первой главе «Понятие управления качеством  организации» рассмотрены походы к оценке качества управления кредитных организаций, обоснована рациональность оценки качества кредитной организации с позиции международных принципов менеджмента качества (семейство стандартов ISO 9000).

       Во  второй главе «Управление кредитной  организацией: оценка качества и предъявляемые требования» рассмотрены международные и российские требования к организационной структуре банков, системе принятия решений и планирования деятельности. Также в данной главе уделено внимание проводимой Банком России оценке качества управления  банком в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов.

       В третьей главе «Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией» рассмотренные  предусмотренные Новым базельским соглашением по капиталу требования, в том числе к управлению кредитных организаций, обозначены основные проблемы по внедрению данных требований. Также в данной главе предложен перечень критериев, которые, по мнению автора, могут быть использованы при оценке управления банком.  

       1. Понятие управления  качеством организации

       1.1. Оценка качества управления банком с  точки зрения различных субъектов оценки 

       Специалисты  по  менеджменту  относят управление  современным банком  к из самых  сложных и интеллектуальных  сфер  человеческой  деятельности. Это утверждение вдвойне верно для нынешних  российских условий. Российские банкиры поставлены  в  чрезвычайные  обстоятельства:  банки объективно  находятся  в центре множества противоречивых, кризисных и труднопрогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. В то же время стремительное развитие  российских   банков  опережает   возможности   их   работников   и руководителей основательно овладеть всем арсеналом методов, приемов, знаний, столетиями   накапливаемых  в  странах  Запада,  обобщающих   огромный  опыт выживания и роста.

  Впрочем,  у этих обстоятельств есть  и свои плюсы.  Сегодня банкирами становятся и  удерживаются в этом качестве только  действительно талантливые люди.     Вместе с тем, как и любой быстро развивающийся организм, современный российский  банк  подвержен "болезням роста". Наиболее серьезная из них - неравномерность развития: в первую очередь развиваются те органы, системы и направления, которые дают быструю экономическую отдачу, такие, например, как реклама, рисковые финансовые  операции,  расширение перечня  предоставляемых услуг, поиск  новых  рынков. И существенно уступают, а порой и отсутствуют в работе банков  такие виды деятельности,  как  системный анализ, диагностика, прогнозирование внешней и внутренней  среды банка,   разработка   гибких стратегий, создание адаптивных  структур,  вовлечение  персонала в процесс управления - все то, что относится к сфере современного менеджмента.

      Современный менеджмент представляет  собой  систему идей и  приемов эффективного  построения и управления организациями. Эта система складывалась  под  влиянием реалий деловой жизни  развитых стран, которые нашли свое отражение  в работах  ведущих специалистов по менеджменту, таких, как Р.  Акофф, Р. Уотермен,  П. Вейл, П. Дракер, А. Морита. 

      Современный менеджмент не может быть  представлен  в виде четко сформулированных  правил, рецептов  деятельности. Попытки изложить  знание о таких сложных системах, как современные  организации, в  частности банки, в рамках жестких схем  и  правил неизменно  приводят к  неоправданному  упрощению,  искажению истинной  картины,  а  значит к  иллюзиям, заблуждениям  и ошибкам.  Поэтому современный менеджмент - это скорее система наиболее общих представлений об организациях,  новая   "управленческая   философия",  нежели  свод   готовых рецептов.

Информация о работе Оценка качества управления банком