Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.
Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114
• установление показателей и целей для руководства улучшениями и слежения за ними;
• признание улучшений.
• для формулировки политики и стратегии - создание и реализация более конкурентоспособных бизнес-планов на основе интеграции постоянного улучшения со стратегическим и бизнес планированием;
• для установления целей и показателей - установление реальных целей, вызывающих максимально возможные улучшения (по нашему мнению в настоящий момент) и обеспечение ресурсами для их достижения;
• для оперативного управления - вовлечение персонала организации в работу по постоянному улучшению процессов;
•
для управления человеческими
ресурсами - обеспечение всех людей
в организации необходимыми знаниями
и навыками, инструментами и технологиями
для улучшения продукции, процессов и
систем, создание условий для работы с
энтузиазмом.
Принцип 7 - Принятие решений, основанное на фактах. Механизм принятия руководителем решений, основанных на объективных и достоверных данных. Принятие решений на основе фактов снижает огромные потери от неэффективных управленческих решений. При этом идет накопление информации, которая постепенно превращается в знания. Применение этого принципа предполагает:
• измерение и сбор данных и информации для достижения поставленной цели;
• обеспечение точности и достоверности данных и информации и доступа к данным и информации;
• проведение анализа данных и информации с использованием утвержденных методов;
• понимание важности использования соответствующих статистических методов;
•
принятие решений и осуществление
действий на основе сбалансированных
результатов логического
• для формулировки политики и стратегии - стратегические цели, основанные на объективных и достоверных данных и информации, более реалистичны и более достижимы;
• для установления целей и показателей - использование результатов анализа объективных и достоверных данных для установления целей и показателей, вызывающих максимально возможные улучшения (по нашему мнению в настоящий момент);
• для оперативного управления - данные и информация - основа для понимания процессов и системы в целом, что помогает проводить улучшения и предотвращать возникновение потенциальных проблем;
• для управления человеческими ресурсами - анализ данных и информации по оценке удовлетворенности персонала и его предложений как высшим руководством, так и самим персоналом ведет к формулировке политики управления персоналом.
• выявление и отбор основных поставщиков;
• установление таких отношений с поставщиками, которые балансируют краткосрочные выгоды с долгосрочными соображениями для организации и для общества в целом;
• создание ясного и открытого обмена информацией;
• инициирование совместной разработки и совершенствования продукции и процессов;
• совместное достижение ясного понимания требований потребителя;
• обмен информацией и планами на будущее;
•
признание улучшений и
• для формулировки политики и стратегии - создание конкурентных преимуществ благодаря разработке стратегических альянсов или партнерских отношений с поставщиками;
• для установления целей и показателей - установление целей и показателей, вызывающих максимально возможные улучшения (по нашему мнению в настоящий момент), через заблаговременное вовлечение поставщиков и установление с ними партнерских отношений;
• для оперативного управления - создание отношений с поставщиками и управление ими для обеспечения надежных, своевременных, бездефектных поставок;
•
для управления людскими
ресурсами - разработка и усовершенствование
возможностей поставщика с помощью его
обучения и совместных усилий по совершенствованию.
1.3.
Менеджмент систем
и процессов в
рамках стандартов
ИСО 9000
Системный подход к менеджменту качества, предусмотренный стандартами ISO, побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.
Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:
а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
б) разработку политики и целей организации в области качества;
в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
г) установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
е)
применение данных этих измерений для
определения результативности и
эффективности каждого
ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Такой
подход также применяется для
поддержания в рабочем
Любая
деятельность или комплекс деятельности,
в которой используются ресурсы
для преобразования входов в выходы,
может рассматриваться как
На
рисунке 1 приведена основанная на процессном
подходе система менеджмента
качества, описанная в семействе
стандартов ИСО 9000. Он показывает, что
заинтересованные стороны играют существенную
роль в предоставлении организации
входных данных. Наблюдение за удовлетворенностью
заинтересованных сторон требует оценки
информации, касающейся восприятия заинтересованными
сторонами степени выполнения их потребностей
и ожиданий.
Рисунок 1. Модель системы менеджмента качества,
основанной
на процессном подходе
┌────────────────────────────┐
┌────────┐ │ Постоянное улучшение │ ┌────────┐
│Потреби-│
│системы менеджмента качества│
│тели (и
│ └────────────────────────────┘
│другие │ /\ │другие │
│заинте- │ ││ │заинте- │
│ресован-│
┌──────────────┴┴─────────────
│ные сто-│ │ ┌───────────────────────────┐ │ │ные сто-│
│роны) │....│.>│Ответственность руководства│ │ │роны) │
│ │ │ └───┬───────────────────────┘ │ │ │
│ │ │ │ /\ │ │ │
│ │ │ \/ │ │ │ │
│ │ │┌──────────┐ ┌─┴────────┐ │ │┌──────┐│
│ │ ││Менеджмент│ │Измерение,│ │ ││Удов- ││
│ │ ││ ресурсов │ │ анализ и │.│...........>││летво-││
│ │ │└─────┬────┘ │улучшение │ │ ││рен- ││
│ │ │ │ └──────────┘ │ ││ность ││
│ │ │ │ /\ │ │└──────┘│
│ │ │ \/ │ │ │ │
│ │ │ ┌─────────────────┴─┐ │ │ │
│┌──────┐│Вход│ │Процессы жизненного│ ┌───┴─────┐Выход │ │
││Требо-├┼ - ─│─ ->│ цикла продукции ├ - ┤Продукция├─ - ->│ │
││вания ││ │ └───────────────────┘ └───┬─────┘ │ │
│└──────┘│
└─────────────────────────────
└────────┘
Условные обозначения:
- - -> Деятельность, добавляющая ценность
.....>
Поток информации
Стратегическое планирование и политика в области качества обеспечивают организации основу для постановки целей в области качества. Высшему руководству следует разработать эти цели, направленные на улучшение деятельности организации. Цели необходимо измерять, чтобы способствовать результативному и эффективному анализу, проводимому руководством.
При разработке этих целей руководство должно учитывать:
- фактические и будущие потребности организации и обслуживаемых рынков;
- соответствующие выводы анализа со стороны руководства;