Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.
Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114
- уровни удовлетворенности заинтересованных сторон;
- результаты самооценки;
- сравнение с лучшими достижениями, результаты анализа конкурентов, возможности для улучшения;
- ресурсы, необходимые для достижения целей.
Цели в области качества необходимо довести до сведения работников организации таким способом, которой дает им возможность участвовать в их достижении. Следует определить ответственность за развертывание целей в области качества. Цели надо систематически анализировать и пересматривать по мере необходимости. Руководство должно взять на себя ответственность за планирование качества продукции организации. Это планирование следует направить на определение процессов, требующихся для результативного и эффективного достижения целей и выполнения требований к качеству, соответствующих стратегии организации.
Входными данными для результативного и эффективного планирования являются:
- стратегия организации;
- определенные цели организации;
- определенные потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;
- оценка законодательных и других обязательных требований;
- оценка данных о характеристиках продукции;
- оценка данных о показателях процессов;
- уроки, извлеченные из предыдущего опыта;
- указанные возможности для улучшения;
- оценка соответствующих рисков и данных об их уменьшении.
Выходные данные планирования качества продукции для организации определяют процессы жизненного цикла продукции и вспомогательные процессы, включающие:
- необходимые для организации навыки и знания работников;
- ответственность и полномочия для осуществления планов улучшения процессов;
- необходимые ресурсы, такие, как финансовые ресурсы и инфраструктура;
- совокупность показателей для оценки улучшения деятельности организации;
- потребности в улучшении, включая средства и методы;
- потребности в документации, включая записи.
Выходные данные необходимо систематически анализировать для обеспечения результативности и эффективности процессов организации.
В системах менеджмента качества применяются следующие виды документов:
а) документы, предоставляющие согласованную информацию о системе менеджмента качества организации, предназначенную как для внутреннего, так и внешнего пользования; к таким документам относятся руководства по качеству;
б) документы, описывающие, как система менеджмента качества применяется к конкретной продукции, проекту или контракту; к таким документам относятся планы качества;
в) документы, устанавливающие требования; к ним относятся документы, содержащие технические требования;
г) документы, содержащие рекомендации или предложения; к ним относятся методические документы;
д) документы, содержащие информацию о том, как последовательно выполнять действия и процессы; такие документы могут включать документированные процедуры, рабочие инструкции и чертежи;
е)
документы, содержащие объективные
свидетельства выполненных
Каждая организация определяет объем необходимой документации и ее носители. Это зависит от таких факторов, как вид и размер организации, сложность и взаимодействие процессов, сложность продукции, требования потребителей, соответствующие обязательные требования, продемонстрированные способности персонала, а также от глубины, до которой необходимо подтверждать выполнение требований к системе менеджмента качества.
При
оценке систем менеджмента качества
следует задавать четыре основных вопроса
в отношении каждого
а) выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?
б) распределена ли ответственность?
в) внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры?
г) эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?
Совокупные ответы на приведенные выше вопросы могут определить результаты оценки. Оценка системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельности, как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценку.
Одна из задач высшего руководства - проведение регулярной систематической оценки пригодности, адекватности, эффективности и результативности системы менеджмента качества с учетом политики и целей в области качества. Этот анализ может включать рассмотрение необходимости адаптации политики и целей в области качества в ответ на изменение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Анализ включает определение потребности в действиях. При анализе системы менеджмента качества наряду с другими источниками информации используют отчеты аудиторов. Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (например, модели премии по качеству). Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.
Целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Действия по улучшению включают:
а) анализ и оценку существующего положения для определений областей для улучшения;
б) установление целей улучшения;
в) поиск возможных решений для достижения целей;
г) оценивание и выбор решений;
д) выполнение выбранных решений;
е) измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для установления того, достигнуты ли цели;
ж) оформление изменений.
Результаты анализируют с целью установления дальнейших возможностей для улучшения. Таким образом, улучшение является постоянным действием. Обратная связь от потребителей и других заинтересованных сторон, аудиторов и анализ системы менеджмента качества могут также использоваться для определения возможностей улучшения.
Система
менеджмента качества является частью
системы менеджмента
Выводы.
Таким образом, выделим шесть ключевых положений, которым должна следовать кредитная организация и на которых должно концентрироваться руководство банка:
- сосредоточение внимания на клиентах как на центральном звене предполагает ставить во главу угла любого принимаемого решения степень удовлетворения их потребности сегодняшними или будущими коммерческими продуктами и услугами банка;
- сосредоточение
внимания на управлении
- выработка
и принятие решений,
- сосредоточение
внимания на проведении непрерывных улучшений
предполагает постоянное и повседневное
осуществление деятельности, направленной
на обеспечение максимального соответствия
потребительских свойств коммерческих
продуктов (услуг) постоянно меняющимся
потребностям клиентов и на устранение
несоответствий ("узких" мест) в организационно-
- максимальное
вовлечение сотрудников в
- использование
системного подхода при
Очевидно, что через критерии результативности (прибыльность, экономичность, производительность, действенность и т.п.) отражаются все необходимые для оценки качества кредитной организации факторы влияния. Поэтому, с той или иной степенью детализации, их значения могут служить показателями качества для всех субъектов, заинтересованных в оценке банка.
Таким образом, взяв за основу показателей качества критерии результативности, отметим, что достижение максимального уровня их значений и поддержание сочетаний этих значений в близком к оптимальному уровне являются производными от степени сбалансированности и грамотного управления компонентами организационного потенциала банка, к которым относятся: функциональная и административная структуры; кадры; технологические процессы; информационные системы; ресурсы.
Внутренняя организация по своей сути есть не что иное, как взаимосвязанная совокупность компонентов организационного потенциала, и именно они являются объектами управления со стороны менеджмента банка, именно обоснованные воздействия на них могут приводить к желаемым показателям критериев результативности.
Отметим, что управленческие воздействия могут быть обоснованными только, если менеджмент имеет сформированное целостное представление о кредитной организации в каждый момент времени ее существования, а это, в свою очередь, возможно лишь при учете всех компонентов в их взаимодействии и взаимовлиянии.
Наличие в кредитной организации и использование специалистами современных управленческих технологий (методик, алгоритмов, правил, форм управления информацией, программно-технических средств обеспечения) создают возможность сформировать комплексные системные знания о состоянии каждого компонента организационного потенциала в отдельности и в их совокупности, что позволяет контролировать и регулировать значения и динамику изменений параметров, характеризующих каждый из компонентов, а значит - устранять возникающие противоречия, "узкие" места и поддерживать организационную систему банка в сбалансированном состоянии.