Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.
Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114
Таким
образом, качество внутренней организации
и управления достигается через
постоянное и своевременное обеспечение
оптимального баланса между компонентами
организационного потенциала, что дает
кредитной организации реальную возможность
сокращать издержки, увеличивать эффективность
использования ресурсов, повышать управляемость
и, соответственно, достигать и обеспечивать
сохранение конкурентных преимуществ.
2.Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования надзорных органов)
Управление организацией представляет собой систему административных, финансовых, социальных взаимоотношений, регулирующих и устанавливающих политику организации, определяющих ее текущую деятельность и перспективное развитие, прямо влияющих на получаемые финансовые результаты, определяющие ее место в отрасли.
Построение эффективного механизма управление любой организацией (в том числе, банком) невозможно без согласованного взаимодействия акционеров и менеджмента банка, наличия системы разрешения конфликтов, а также системы сдержек и противовесов, то есть без реализации основополагающих принципов корпоративного управления.
Рекомендации по организации корпоративного управления были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития (Принципы корпоративного управления в странах ОЭСР, 1999г., Принципы корпоративного управления, согласованные странами - членами ОЭСР 2004 г.), Базельским комитетом по банковскому надзору (Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору "Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях" (1999), а также "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" (1997)). Рекомендации указанных международных организаций были учтены в следующих законодательных и нормативных актах Российской Федерации: федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 N 421/р; Приложения N N 1 - 3 к Положению о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденному Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н, Письмо Банка России от 13.09.2005 №119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях».
Необходимо отметить, что единого определения понятия корпоративного управления нет. Существует множество определений, которые различаются в зависимости от того, какое лицо или организация дает это определение, какие перед ними стоят задачи. Например, ФКЦБ (теперь ФСФР) - регулятор финансового рынка, одна из целей которого - обеспечение экономического роста, определил корпоративное управление, как механизм, который «влияет на эффективность работы экономических организаций и их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста».
В министерстве финансов Великобритании считают, что корпоративное управление — это «система, посредством которой сотрудники, отвечающие за ведение учета в компании, выполняют свои обязанности по обеспечению внедрения в компании эффективных систем управления, включая финансовый мониторинг и контроль». Самое простое и, наверное, поэтому получившее наибольшее распространение определение корпоративного управления принадлежит сэру Адриану Кэдбери: «Корпоративным управлением называется набор структур и процессов для управления и контроля над компанией».
Интерес к корпоративному управлению появился, наконец, и в банковской сфере. Причем это справедливо не только по отношению к российским банкам, но и к банкам других стран. Возникновению этого интереса способствовали банковский кризис в Юго-Восточной Азии, а также череда корпоративных скандалов, разразившихся в мире и затронувших в том числе и банки. В России тема корпоративного управления чрезвычайно актуальна в свете предстоящего вступления в ВТО и возможной экспансии западных банков на российский рынок. Отечественные банки просто будут вынуждены улучшить корпоративное управления, чтобы успешно конкурировать с западными банками или, если выдержать конкуренцию не удастся и возникнет необходимость продажи банка более успешному конкуренту, хотя бы повысить стоимость своего бизнеса.
Прежде всего, следует отметить, что общие теории и принципы корпоративного управления, разработанные в отношении коммерческих организаций небанковского сектора, также применимы и к банковскому. Вместе с тем, их реализация имеет в банковском секторе специфику, обусловленную сильным влиянием государственного регулирования, чувствительностью к потенциальным рискам и непрозрачностью банковских операций.
Улучшение качества деятельности банков предполагает более широкий взгляд на корпоративное управление, чем распространенный в настоящее время в России. Традиционно, когда говорят о совершенствовании корпоративного управления, имеют в виду прежде всего такую организацию деятельности корпорации, которая позволяет максимально учесть интересы акционеров (собственников). Именно поэтому при обсуждении соответствующих проблем речь идет обычно о том, как должны быть построены органы управления корпорацией, каковы полномочия совета директоров и собрания акционеров, какие механизмы должны обеспечивать интересы миноритарных акционеров и т. п. Исходя из такого подхода построен Кодекс корпоративного поведения, разработанный под эгидой Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) и одобренный на заседании Правительства Российской Федерации 28 ноября 2001 года.
Однако, подобный подход к организации корпоративного управления представляется слишком узким и вряд ли пригоден не только для банков, но и для современных нефинансовых корпораций (Аналогичную точку зрения высказал на научно-практической конференции в Уфе руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам О.В. Вьюгин (январь 2005 г.)). На это, в частности, справедливо обращал внимание А. Хит, вице-президент JP Morgan Chase&Co., говоря о том, что узкое понимание корпоративного управления и построенные в соответствии с ним законодательство и кодексы корпоративного управления не смогли предотвратить злоупотреблений со стороны менеджеров компании-эмитента и иных связанных с ней лиц при банкротстве трех кредитных американских компаний – Энрон (Enron), УорлдКом (WorldCom), ГлобалКроссинг (Global Crossing). Связанно это, отчасти с тем, что традиционные требования к корпоративному управлению построены так, чтобы учесть интересы и обеспечить сохранность активов любых акционеров, даже самых мелких держателей акций, доля которых в капитале корпораций ничтожна. Поэтому в числе защитных механизмов были: представительство их интересов в органах управления, надлежащее раскрытие информации о деятельности, а также эффективный аудит.
Становится очевидным, что доверять корпорации свои средства, покупая акции, можно лишь тогда, когда вся деятельность корпорации нацелена на защиту интересов акционеров и инвесторов, причем это стремление поддерживается соответствующими эффективно действующими структурами управления. Такой подход приобретает все большую актуальность в условиях, когда современные корпорации привлекают значительные средства на рынках с использованием совершенно разных финансовых инструментов. В надлежащем корпоративном управлении понимаемом в широком смысле, становится заинтересованным более широкий круг лиц – не только собственники, но и инвесторы. И если собственники в той или иной степени могут влиять на действия менеджмента, обеспечивая собственные интересы, то инвесторы, лишенные такого права, должны быть убеждены, что их интересы полностью учтены при формировании политики и текущей деятельности корпорации, что значительно расширяет требования к качеству корпоративного управления.
В
еще большей степени сказанное
относится к деятельности банков,
которые в гораздо более
Не случайно определение корпоративного управления, данное в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору “Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях”, сформулировано достаточно широко:
“В контексте банковского сектора корпоративное управления включает в себя способ управления деятельностью отдельного кредитного учреждения со стороны совета директоров и менеджмента, что затрагивает такие аспекты работы банков, как:
постановка корпоративных целей (включая извлечение экономической выгоды для собственников);
управление
текущей деятельностью
учет интересов заинтересованных сторон;
обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративного поведения банков требованиям надежной банковской практики, действующему законодательству и нормативной базе;
защита интересов вкладчиков (владельцев депозитов)”.
В принципах корпоративного управления, разработанных Базельским комитетом, четко распределены обязанности и полномочия, установлены жесткая система внутреннего контроля, прозрачность, учет интересов заинтересованных сторон, защита интересов вкладчиков и обеспечение соответствия требованиям законодательства. В целом, базельские принципы конкретизируют общие принципы корпоративного управления (подотчетность, справедливость, прозрачность и ответственность), сформулированные ОЭСР, которые также применимы в банковской сфере.
Законом
“О банках и банковской деятельности”
зафиксировано правило “
Эти структурные требования призваны обеспечить должный контроль за принятием решений внутри кредитной организации.
Действующим законодательством закреплена роль высшего органа банка за общим собранием учредителей, которое принимает наиболее важные решения, связанные с деятельностью банка. Собрание учредителей утверждает основные направления стратегического развития кредитной организации, вносит изменения в ее устав, решает все вопросы, касающиеся реорганизации и ликвидации банка, определения состава и полномочий руководящих и исполнительных органов, утверждает годовые отчеты о финансово-хозяйственной деятельности. Решения общего собрания обязательны для всех участников корпоративных отношений банка независимо от их статуса и участия в уставном капитале.
Проведение общего собрания учредителей предоставляет исполнительным органам банка возможность не реже одного раза в год информировать акционеров о своей деятельности, достижениях и планах, проводимой политике, привлекать их к обсуждению и принятию решений по наиболее важным вопросам деятельности кредитной организации. Для миноритарного акционера годовое общее собрание часто является единственной возможностью получить информацию о деятельности общества. Участвуя в общем собрании, акционер реализует принадлежащее ему право на участие в управлении банком. Необходимым условием доверия учредителей к руководству кредитной организации является установление такого порядка проведения общего собрания, который обеспечил бы равное отношение ко всем акционерам и не был для них чрезмерно дорогим и сложным.
Решения, связанные с повседневным руководством текущей деятельностью банка, принимаются исполнительными органами кредитной организации. Вместе с тем определение стратегии развития и осуществление контроля за деятельностью исполнительных органов требуют профессиональной квалификации и оперативности. Принятие решений по таким вопросам законодательство передает специальному органу общества — совету директоров, который избирается на общем собрании учредителей. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью банка, имеет широкие полномочия и несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
В разработанном Банком России Письме от 13.09.2005 № 119-Т под корпоративным управлением понимается общее руководство деятельностью кредитной организации, осуществляемое ее общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом кредитной организации (согласно статье 10 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" устав кредитной организации должен содержать сведения о системе органов управления (общее собрание участников (акционеров), совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган), о порядке их образования и об их полномочиях) и иными заинтересованными лицами (к заинтересованным лицам могут также относиться служащие, кредиторы, вкладчики, другие клиенты и контрагенты кредитной организации, несоблюдение интересов или законных требований которых может оказать негативное влияние на стабильность функционирования кредитной организации; Базельский комитет по банковскому надзору относит к заинтересованным лицам также органы банковского регулирования и надзора, органы государственной власти) в части: