Оценка качества управления банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.

Содержание

Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 618.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, качество внутренней организации  и управления достигается через  постоянное и своевременное обеспечение  оптимального баланса между компонентами организационного потенциала, что дает кредитной организации реальную возможность сокращать издержки, увеличивать эффективность использования ресурсов, повышать управляемость и, соответственно, достигать и обеспечивать сохранение конкурентных преимуществ.  
 
 

2.Управление  кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования

2.1. Организационная  структура (рекомендации  и требования надзорных  органов)

     Управление  организацией представляет собой систему  административных, финансовых, социальных взаимоотношений, регулирующих и устанавливающих  политику организации, определяющих ее текущую деятельность и перспективное развитие, прямо влияющих на получаемые финансовые результаты, определяющие ее место в отрасли.

     Построение  эффективного механизма управление любой организацией (в том числе, банком) невозможно без согласованного взаимодействия акционеров и менеджмента банка, наличия системы разрешения конфликтов, а также системы сдержек и противовесов, то есть без реализации основополагающих принципов корпоративного управления.

       Рекомендации  по организации корпоративного управления были разработаны  Организацией экономического сотрудничества и развития (Принципы корпоративного управления в странах ОЭСР, 1999г., Принципы корпоративного управления, согласованные странами - членами ОЭСР 2004 г.), Базельским комитетом по банковскому надзору (Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору "Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях" (1999), а также "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" (1997)). Рекомендации указанных международных организаций были учтены в следующих законодательных и нормативных актах Российской Федерации: федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»,  Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 N 421/р; Приложения N N 1 - 3 к Положению о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденному Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н, Письмо Банка России от 13.09.2005 №119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях».

       Необходимо  отметить, что единого определения  понятия корпоративного управления нет. Существует множество определений, которые различаются в зависимости от того, какое лицо или организация дает это определение, какие перед ними стоят задачи. Например, ФКЦБ (теперь ФСФР) - регулятор финансового рынка, одна из целей которого - обеспечение экономического роста, определил корпоративное управление, как  механизм, который «влияет на эффективность работы экономических организаций и их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста».

       В министерстве финансов Великобритании считают, что корпоративное управление — это «система, посредством которой  сотрудники, отвечающие за ведение  учета в компании, выполняют свои обязанности по обеспечению внедрения в компании эффективных систем управления, включая финансовый мониторинг и контроль». Самое простое и, наверное, поэтому получившее наибольшее распространение определение корпоративного управления принадлежит сэру Адриану Кэдбери: «Корпоративным управлением называется набор структур и процессов для управления и контроля над компанией».

       Интерес к корпоративному управлению  появился, наконец, и в банковской сфере. Причем это справедливо не только по отношению к российским банкам, но и к банкам других стран. Возникновению этого интереса способствовали банковский кризис в Юго-Восточной Азии, а также череда корпоративных скандалов, разразившихся в мире и затронувших в том числе и банки. В России тема корпоративного управления чрезвычайно актуальна в свете предстоящего вступления в ВТО и возможной экспансии западных банков на российский рынок. Отечественные банки просто будут вынуждены улучшить корпоративное управления, чтобы успешно конкурировать с западными банками или, если выдержать конкуренцию не удастся и возникнет необходимость продажи банка более успешному конкуренту, хотя бы повысить стоимость своего бизнеса.

       Прежде  всего, следует отметить, что общие теории и принципы корпоративного управления, разработанные в отношении коммерческих организаций небанковского сектора, также применимы и к банковскому. Вместе с тем, их реализация имеет в банковском секторе специфику, обусловленную сильным влиянием государственного регулирования, чувствительностью к потенциальным рискам и непрозрачностью банковских операций.

     Улучшение качества деятельности банков предполагает более широкий взгляд на корпоративное  управление, чем распространенный в  настоящее время в России. Традиционно, когда говорят о совершенствовании корпоративного управления, имеют в виду прежде всего такую организацию деятельности корпорации, которая позволяет максимально учесть интересы акционеров (собственников). Именно поэтому при обсуждении соответствующих проблем речь идет обычно о том, как должны быть построены органы управления корпорацией, каковы полномочия совета директоров и собрания акционеров, какие механизмы должны обеспечивать интересы миноритарных акционеров и т. п. Исходя из такого подхода построен Кодекс корпоративного поведения, разработанный под эгидой Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) и одобренный на заседании Правительства Российской Федерации 28 ноября 2001 года.

     Однако, подобный подход к организации корпоративного управления представляется слишком узким и вряд ли пригоден не только для банков, но и для современных нефинансовых корпораций (Аналогичную точку зрения высказал на научно-практической конференции в Уфе руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам О.В. Вьюгин (январь 2005 г.)). На это, в частности, справедливо обращал внимание А. Хит, вице-президент JP Morgan Chase&Co., говоря о том, что узкое понимание корпоративного управления и построенные в соответствии с ним законодательство и кодексы корпоративного управления не смогли предотвратить злоупотреблений со стороны менеджеров компании-эмитента и иных связанных с ней лиц при банкротстве трех кредитных американских компаний – Энрон (Enron), УорлдКом (WorldCom), ГлобалКроссинг (Global Crossing).  Связанно это, отчасти с тем, что традиционные требования к корпоративному управлению построены так, чтобы учесть интересы и обеспечить сохранность активов любых акционеров, даже самых мелких держателей акций, доля которых в капитале корпораций ничтожна. Поэтому в числе защитных механизмов были: представительство их интересов в органах управления, надлежащее раскрытие информации о деятельности, а также эффективный аудит.

     Становится  очевидным, что доверять корпорации свои средства, покупая акции, можно  лишь тогда, когда вся деятельность корпорации нацелена на защиту интересов акционеров и инвесторов, причем это стремление поддерживается соответствующими эффективно действующими структурами управления. Такой подход приобретает все большую актуальность в условиях, когда современные корпорации привлекают значительные средства на рынках с использованием совершенно разных финансовых инструментов. В надлежащем корпоративном управлении понимаемом в широком смысле, становится заинтересованным более широкий круг лиц – не только собственники, но и инвесторы. И если собственники в той или иной степени могут влиять на действия менеджмента, обеспечивая собственные интересы, то инвесторы, лишенные такого права, должны быть убеждены, что их интересы полностью учтены при формировании политики и текущей деятельности корпорации, что значительно расширяет требования к качеству корпоративного управления.

     В еще большей степени сказанное  относится к деятельности банков, которые в гораздо более значительном объеме привлекают средства на рынке у лиц, связанных с банком лишь договором банковского вклада. Достаточный для того, чтобы вкладчик вложил средства в банк, уровень доверия возникает лишь тогда, когда будет существовать уверенность в том, что банк не стремится украсть вложенные средства или ответить по своим обязательствам не в полном объеме. Для того, чтобы такая уверенность возникла и существовала, требуется надлежащая организация корпоративного управления, понимаемая в более широком смысле, чем обычно.

     Не  случайно определение корпоративного управления, данное в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору “Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях”, сформулировано достаточно широко:

     “В  контексте банковского сектора  корпоративное управления включает в себя способ управления деятельностью отдельного кредитного учреждения со стороны совета директоров и менеджмента, что затрагивает такие аспекты работы банков, как:

     постановка  корпоративных целей (включая извлечение экономической выгоды для собственников);

     управление  текущей деятельностью компании;

     учет  интересов заинтересованных сторон;

     обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративного поведения банков требованиям надежной банковской практики, действующему законодательству и нормативной базе;

     защита  интересов вкладчиков (владельцев депозитов)”.

       В принципах корпоративного управления,  разработанных Базельским комитетом, четко распределены обязанности  и полномочия, установлены жесткая  система внутреннего контроля, прозрачность, учет интересов заинтересованных сторон, защита интересов вкладчиков и обеспечение соответствия требованиям законодательства. В целом, базельские принципы конкретизируют общие принципы корпоративного управления (подотчетность, справедливость, прозрачность и ответственность), сформулированные ОЭСР, которые также применимы в банковской сфере.

     Законом “О банках и банковской деятельности”  зафиксировано правило “четырехзвенной  структуры”, в соответствии с которым  в системе органов управления кредитной организацией должны присутствовать все органы управления, предусмотренные корпоративным законодательством:

  • собрание учредителей (участников);
  • совет директоров (наблюдательный совет);
  • единоличный исполнительный орган;
  • коллегиальный исполнительный орган.

     Эти структурные требования призваны обеспечить должный контроль за принятием решений внутри кредитной организации.

     Действующим законодательством закреплена роль высшего органа банка за общим  собранием учредителей, которое  принимает наиболее важные решения, связанные с деятельностью банка. Собрание учредителей утверждает основные направления стратегического развития кредитной организации, вносит изменения в ее устав, решает все вопросы, касающиеся реорганизации и ликвидации банка, определения состава и полномочий руководящих и исполнительных органов, утверждает годовые отчеты о финансово-хозяйственной деятельности. Решения общего собрания обязательны для всех участников корпоративных отношений банка независимо от их статуса и участия в уставном капитале.

     Проведение  общего собрания учредителей предоставляет исполнительным органам банка возможность не реже одного раза в год информировать акционеров о своей деятельности, достижениях и планах, проводимой политике, привлекать их к обсуждению и принятию решений по наиболее важным вопросам деятельности кредитной организации. Для миноритарного акционера годовое общее собрание часто является единственной возможностью получить информацию о деятельности общества. Участвуя в общем собрании, акционер реализует принадлежащее ему право на участие в управлении банком. Необходимым условием доверия учредителей к руководству кредитной организации является установление такого порядка проведения общего собрания, который обеспечил бы равное отношение ко всем акционерам и не был для них чрезмерно дорогим и сложным.

     Решения, связанные с повседневным руководством текущей деятельностью банка, принимаются  исполнительными органами кредитной  организации. Вместе с тем определение  стратегии развития и осуществление  контроля за деятельностью исполнительных органов требуют профессиональной квалификации и оперативности. Принятие решений по таким вопросам законодательство передает специальному органу общества — совету директоров, который избирается на общем собрании учредителей. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью банка, имеет широкие полномочия и несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

       В разработанном Банком России Письме от 13.09.2005 № 119-Т под корпоративным  управлением понимается общее руководство  деятельностью кредитной организации, осуществляемое ее общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом кредитной организации (согласно статье 10 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" устав кредитной организации должен содержать сведения о системе органов управления (общее собрание участников (акционеров), совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган), о порядке их образования и об их полномочиях) и иными заинтересованными лицами (к заинтересованным лицам могут также относиться служащие, кредиторы, вкладчики, другие клиенты и контрагенты кредитной организации, несоблюдение интересов или законных требований которых может оказать негативное влияние на стабильность функционирования кредитной организации; Базельский комитет по банковскому надзору относит к заинтересованным лицам также органы банковского регулирования и надзора, органы государственной власти) в части:

Информация о работе Оценка качества управления банком