Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.
Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114
Оценка корпоративного управления включает и такой важный элемент, как анализ злоупотреблений. Здесь предметом изучения становятся: факты предоставления ссуд на “нездоровой” основе крупным акционерам, директорам, служащим или лицам, в которых заинтересована банковская администрация; прецеденты использования банковских средств в личных целях служащих и директоров; злоупотребления в области заработной платы и вознаграждений. В отличие от других сфер деятельности, банковский сектор находится под гораздо более сильным государственным регулированием, включая установление целой системы обязательных для соблюдения нормативов, системы страхования вкладов и т.п. Тем самым государственный регулятор принимает на себя часть рисков банка. Это, в свою очередь, меняет отношение собственников к рискам, они становятся более склонны к рискованным решениям. Данный феномен получил в финансовой литературе название «моральный риск» («moral hazard»). Его суть в том, что усиление регулирования, направленного на снижение рисков, приводит к принятию более рискованных решений.
Однако российским банкам в области корпоративного управления предстоит решить еще немало проблем. Почти все крупные коммерческие банки входят в состав промышленных групп и кредитуют в основном компании из этих групп. По оценкам агентства Fitch Rating, от 20% до 50% банковских кредитов выдаются связанным сторонам в понимании МСФО 24, тогда как на Западе такие кредиты обычно не превышают 5% кредитного портфеля банков. Российские банки осознают риски и пытаются их диверсифицировать. Так, 93% кредитов Газпромбанка выделялись компаниям, принадлежащим Газпрому, однако в начале текущего года этот показатель снизился до 35%. По словам финансового директора Газпромбанка А. Соболя, банк не прекратил финансировать эти компании, а расширил бизнес с другими клиентами.
Газпромбанк
- типичный пример изменения ментальности
у владельцев российских банков. Рост
банковского капитала в среднем на 30% в
год и жесткая конкуренция обусловливают
снижение маржи, вынуждая банки осваивать
новый бизнес. В то же время лучшие клиенты,
в основном компании по добыче сырья, либо
не нуждаются в наличности, либо выходят
на международные рынки за получением
более дешевых кредитов на более длительный
срок. Поэтому многие ведущие коммерческие
банки переключились на розничные операции.
Пионером потребительского кредита в
2001 г. стал банк Русский стандарт. С тех
пор совокупный объем кредитов населению
стремительно рос и в прошлом году превысил
$20 млрд.
Российские банки стали инвестировать
в свое развитие. В начале 2005 г. В. Потанин
потратил $200 млн. на приобретение ведущего
розничного банка 1-е ОВК с целью дальнейшего
слияния с Росбанком. Владельцы банков,
по мнению эксперта Fitch Ratings, могут и готовы
обеспечить реальную поддержку и инвестирование
своих банков, рассматриваемых ими теперь
в качестве полноправных центров получения
прибыли.
Практически всю концепцию корпоративного управления банком пронизывает проблема конфликтов интересов. В широком понимании конфликт интересов заключается в невозможности одновременно выполнять одинаково эффективно две и больше функций, когда выполнение одной исключает добросовестное и справедливое выполнение другой, влияет на эффективность и объективность работы.
Необходимо
признать, что в условиях переходной
экономики возможностей использования
конфликта интересов для
Большинство конфликтов интересов являются обычными и естественными элементами реальной жизни, и очень редко они порождают проблемы. Различают потенциальные конфликты и существующие конфликты интересов.
Потенциальными считаются такие, которые не связаны пока еще с конкретными операциями, поскольку для этого не было условий: например, должностное лицо банка еще не получило ссуды в своем банке на льготных условиях, но планирует обратиться за ее получением.
Существующими конфликты становятся с момента принятия решения и выполнения транзакции, которая затрагивает интересы конкретного лица и банка в целом.
Наличие конфликта не означает неизбежность проблем, но требует повышенного внимания со стороны служб внутреннего контроля, наблюдательного совета и правления банка. Этой проблеме значительное внимание уделяют также органы надзора, которые отдельно анализируют операции со связанными лицами, инсайдерами банка.
Важным элементом политики в области предотвращения конфликта интересов является контроль со стороны совета директоров (наблюдательного совета) за качеством ведения кредитной организацией учета информации о ее аффилированных лицах.
Учитывая возможность затруднений в выявлении лиц, являющихся реальными выгодоприобретателями и (или) способных оказывать влияние на принятие решений в кредитной организации, целесообразно, чтобы политика кредитной организации в области предотвращения конфликта интересов предусматривала разработку и соблюдение порядка совершения сделок с:
аффилированными лицами кредитной организации;
участниками (акционерами) кредитной организации и их аффилированными лицами;
инсайдерами кредитной организации;
лицами, сделки с которыми осуществляются на льготных условиях либо характеризовались регулярными убытками для кредитной организации, а также лицами, сделки с которыми предусматривают обмен (продажу) активов кредитной организации с оплатой векселями либо продажу (покупку) одних и тех же активов с их последующей покупкой (продажей).
При этом целесообразно, чтобы порядок принятия управленческих решений при совершении банковских операций и других сделок с перечисленными выше лицами (далее - сделки со связанными с кредитной организацией лицами и льготные сделки) включал следующие процедуры, направленные на предотвращение преднамеренного ухудшения качества активов кредитной организации:
установление внутрибанковских лимитов на проведение сделок со связанными с кредитной организацией лицами и льготных сделок;
рассмотрение советом директоров (наблюдательным советом) отдельных сделок или ряда взаимосвязанных сделок на суммы, превышающие размеры внутрибанковских лимитов на проведение сделок со связанными с кредитной организацией лицами и льготных сделок;
привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости активов при одобрении советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации решений о проведении банковских операций и других сделок, превышающих лимиты сделок со связанными с кредитной организацией лицами и льготных сделок.
Рекомендуется отчеты о всех сделках со связанными с кредитной организацией лицами и льготных сделках кредитной организации не реже двух раз в год доводить до сведения совета директоров (наблюдательного совета). При этом целесообразно, чтобы условия совершения указанных операций и сделок проверялись службой внутреннего контроля, внешними аудиторами.
Отдельным внутренним документом банка (чаще всего кодексом корпоративного управления или политикой банка в части раскрытии информации) целесообразно определить порядок раскрытия сведений о конфликтах интересов для различных заинтересованных сторон:
Банки могут втягиваться в конфликт интересов также в связи с совмещением сторонними организациями разнонаправленных функций. Известный пример — предоставление одним субъектом аудиторских и консультационных услуг одновременно, проведение внешнего аудита и оказание консультационных услуг по оптимизации налогообложения и усовершенствования учета. Аудиторские компании должны выделять консалтинговый бизнес в отдельное подразделение или даже в юридически независимое.
Возможен внешний конфликт интересов, когда рейтинговая фирма связана инвестициями или личным участием ее руководителей в рейтингуемых компаниях. Сразу три комиссии сената США проводили слушания по поводу конфликта интересов трех ведущих рейтинговых компаний, а именно: конфликт интересов, агрессивная практика ведения бизнеса и отсутствие конкуренции и прозрачности. За последние годы ведущие рейтинговые компании давали высокие оценки некоторым компаниям, которые в последующем потерпели фиаско, что принесло инвесторам убытки в миллиарды долларов. Например, рейтинг корпорации Enron оставался достаточно высоким до самых последних дней, до объявления о его банкротстве в конце 2001 года. После краха Enron Комиссия США по ценным бумагам первой начала исследование индустрии рейтингования, чтобы не допустить повторения скандалов.
Приведем несколько типичных потенциальных и реальных конфликтов интересов на уровне должностных обязанностей в банках стран с переходной экономикой.
В
то же время в конкретном банке
могут возникать “локальные”
конфликты интересов между
Конфликты
могут происходить в связи
с нездоровым соперничеством подразделений
за ресурсы. Особенно часто они возникают
при реорганизациях и развитии новых
видов бизнеса или его
Особенности конфликтов интересов в странах с переходной экономикой связаны со слабой раскрываемостью этих конфликтов как в годовых отчетах банков, так в публикациях. Например, за последние два года в Украине было известно лишь об одном конфликте между акционерами (банк “Надра”), и это стало возможным только благодаря демаршу одного из акционеров в прессе (который считал себя пострадавшим вследствие намерения мажоритарных акционеров выпустить дополнительную эмиссию, конфликт длился около трех месяцев и был разрешен путем выкупа пакета акций у этого акционера).
Относительно новым для стран с неразвитым фондовым рынком является конфликт мотивации инвестиционного бизнеса и аналитического подразделения.
Однако уже появляются первые
симптомы, создаются предпосылки,
прежде всего создание
Справочно: Пример данного конфликта можно рассмотреть на примере банка Credit Suisse First Boston (CSFB), который является подразделением инвестиционного банковского бизнеса международной финансовой корпорации Credit Suisse Group. В ходе расследования, проведенного американскими органами регулирования, выяснилось, что в 2000 году руководители этого подразделения отдавали распоряжения своим сотрудникам (аналитикам) уничтожить всю информацию о советах инвесторам, о презентациях размещения ценных бумаг, чтобы она не стала достоянием гласности для следователей.