Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.
Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114
По мнению руководства многих малых и даже средних кредитных организаций, одни лишь рыночные факторы не являются весомой причиной для создания систем риск-менеджмента. И связано это со значительными затратами, неочевидностью преимуществ наличия риск-менеджмента (которые, надо отметить, возникают не одномоментно с появлением в штатном расписании позиции риск-менеджера, а в среднесрочной перспективе и только при наличии специалистов высокой квалификации с достаточным уровнем влияния на процессы управления в банке) и нежеланием руководства и персонала "зарабатывающих" подразделений (центров прибыли) делиться своими полномочиями. Как правило, такие кредитные организации работают в большинстве случаев с ограниченным количеством контрагентов (которым, в свою очередь, оценка рисков со стороны банка невыгодна, поскольку может помешать получению ряда услуг) и за счёт принятия на себя значительных рисков иногда имеют большую норму прибыли.
Наличие
"аппетита" к риску, а также то, что
собственники и менеджмент зачастую не
осознают его размер, может привести к
серьёзным проблемам для банка вплоть
до наступления состояния неплатёжеспособности.
В соответствии с директивами Базельского комитета внутрибанковская система управления рисками должна основываться на следующих принципах:
— постоянном мониторинге;
— оценке и контроле за рисками;
— наличии надежной информационной системы;
— своевременном (чаще всего ежедневном) информировании руководства банка о состоянии дел и изменениях на рынках;
— регулярном контроле счетов и ревизии (аудите) отчетности.
При этом высший административный орган банка должен одобрить главные принципы организации системы управления рисками, изложенные в письменном виде, регулярно получать информацию о рисках и периодически пересматривать принципы с учетом изменившихся условий.
В соответствии с требованиями Базельского комитета управляющий банка обязан разрабатывать принципы и методы осуществления операций с финансовыми активами, регулярно пересматривать их, четко разграничивать полномочия своих подразделений, обеспечивать эффективный внутренний контроль и функционирование информационной системы оповещения о рисках, организовывать дискуссии среди членов высшего руководства и сотрудников соответствующих подразделений банка по поводу методов оценки и измерения рисков.
Персонал, занимающийся управлением рисками (их измерением, наблюдением и контролем), должен быть функционально отделен от персонала, занимающегося коммерческими операциями.
К
настоящему моменту уже сформировался
перечень важнейших элементов
— детально разработанная нормативная база, включающая основные принципы, правила и директивы;
— информационная система, обеспечивающая наблюдение, контроль и информирование о рисках;
—
собственная подробная
— постоянный мониторинг состояния финансовых рынков и регулярный анализ последствий потенциальных изменений на рынке, с моделированием различных стрессовых ситуаций, в том числе "наихудшего сценария";
—
продуманная внутрибанковская система
лимитов и правил, по которым о
любом превышении установленных
лимитов сообщается руководству
банка.
Системы управленческого информирования
Одним из основополагающих принципов стандартов менеджмента качества является принятие решений, основанное на фактах. В целях обеспечения эффективности управления в банке должна быть разработана надлежащая система управленческого информирования. В целях управления финансовыми рисками совет директоров и менеджмент банка должны получать дополнительную информацию помимо той, которая содержится в традиционной финансовой отчетности. Разработка всеобъемлемой системы информирования руководства как раз и должна гарантировать, что члены совета директоров и руководители банка будут получать всю необходимую им информацию для наблюдения, анализа и контроля результатов деятельности вверенного им учреждения, определения состояния дел и степени риска, которой он подвергается.
Безусловно, система учета и отчетности банка вносит свой вклад в любой процесс информирования руководства, однако сама по себе не может обеспечить руководство банка всей полнотой информации, необходимой для оперативного принятия объективных, обоснованных и разумных управленческих решений. Эффективная и всеобъемлющая система информирования руководства должна предусматривать также получение внешней информации, не находящей отражения в учетных документах и финансовой отчетности, поступающей как из внутренних, так и из внешних источников. Перечислим эти источники:
Информация, получаемая в рамках системы информирования руководства, должна разрабатываться таким образом, чтобы она могла отражать:
Периодичность
подготовки такой информации, степень
ее подробности и объем
Важным аспектом в организации управления является постоянное проведение банком самооценки качества управления. Самооценка проводится под руководством совета директоров (наблюдательного совета) с назначением лиц (предпочтительно независимых директоров либо членов комитета по аудиту при наличии такового), ответственных за сбор и обобщение информации, а также за предоставление отчета о состоянии корпоративного управления совету директоров (наблюдательному совету). Важное значение при проведении самооценки может иметь информация о влиянии состояния корпоративного управления на текущую деятельность в структурных подразделениях кредитной организации. Такая информация может предоставляться службой внутреннего контроля.
Результаты
самооценки отражаются в протоколе заседания
совета директоров (наблюдательного совета)
и оформляются в виде документа, содержащего
выявленные в ходе самооценки недостатки
корпоративного управления, а также планируемые
меры по устранению этих недостатков с
указанием конкретных сроков и лиц, ответственных
за выполнение необходимых действий.
2.3.
Оценка качества
управления банка
в рамках оценки
соответствия требованиям
к участию в
системе страхования
вкладов
Оценка качества управления банка в рамках оценки соответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов проводилась Банком России в соответствии с разработанным Указанием от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (далее по тексту - Указание). В рамках настоящего Указания Банк России производил оценку группы показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками, которая включает показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля.
Прозрачности
структуры собственности
достаточность
объема раскрываемой информации о структуре
собственности банка в
доступность информации о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка (ПУ2);
значительность влияния на управление банком резидентов офшорных зон (ПУ3).
При
оценке показателя ПУ1 балл 1 присваивается
в случае, если банк раскрывает информацию
без нарушений законодательства
Российской Федерации, в том числе
нормативных актов Банка
При оценке показателя ПУ2 балл 1 присваивается в случае, если Банку России и неопределенному кругу доступна информация о лицах (группах лиц):
оказывающих прямо существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, то есть обладающими полномочиями, вытекающими из вещных прав на голосующие акции (доли) банка, а также прав, вытекающих из договоров доверительного управления, поручения, комиссии, агентских договоров или других сделок, или по иным основаниям, если указанные права предоставляют лицу возможность участвовать в управлении банком наравне с учредителями (участниками), или
оказывающих
косвенное (через третьи лица) существенное
влияние на решения, принимаемые
органами управления банка, то есть обладающими
такими полномочиями в отношении
лиц, способных оказывать
Балл 2 присваивается в случае, если информация о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, доступна по меньшей мере Банку России;
Балл 3 присваивается в случае, если информация о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, не доступна Банку России.
Существенное влияние понимается в значении, определенном в статье 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Группа лиц - в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статьей 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:
лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или других сделок или по иным основаниям) более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли одного юридического лица;