Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.
Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114
Команда аналитиков под руководством инвестиционного эксперта Кватрона вела счета более 300 клиентов, которым предлагалось приобретать размещаемые на рынке акции новой эмиссии компании, связанной с CSFB. Организационная структура была сформирована Кватроном таким образом, что порождала проблемы, в частности он действовал как куратор аналитиков рынка и инвестиционных банкиров. Это не позволяло отделить функцию исследовательского анализа от инвестиционного банковского бизнеса. Вознаграждение аналитикам основывалось на доходе инвестиционного банкинга. Чем выше был их рейтинг, тем шире была их сфера бизнеса; этот дополнительный бизнес обусловливал более высокую мотивацию. Кроме того, инвестиционные банкиры принимали участие в анализе результатов работы аналитиков. Наконец, аналитиков принуждали предоставлять завышенные рейтинги и приукрашенные аналитические отчеты потенциальным клиентам инвестиционного бизнеса.
В
2002 году CSFB выплатила штраф $100 млн
фондовой бирже NASD и Комиссии по ценным
бумагам (США) за проводимую практику размещения
акций (IPO)6. В 2003 году CSFB также согласилась
выплатить $200 млн по результатам расследования,
проведенного регуляторами фондового
рынка. Как отмечалось в релизе Комиссии
по ценным бумагам, аналитические исследования
не основывались на принципах справедливого
ведения бизнеса и доверия и не предоставляли
надежную основу для оценки. Сам менеджер
Кватрон оставил компанию в 2003 году и находился
под следствием.
2.2.
Система принятия
решений и планирование
деятельности (стратегическое
планирование, организационная
структура, система
управления рисками,
система управленческого
информирования)
В 2003 – 2004 гг. проведен ряд исследований корпоративного управления в банковском секторе Российской Федерации. В результатах этих исследований специалистами Международной финансовой корпорации были выявлены следующие основные проблемные области:
-
низкий уровень формализации
принципов корпоративного
-
отсутствие четкого
-
неопределенность приоритета
-
отсутствие формализованных
-
ограниченность диапазона
-
отсутствие комитетов в
-
слабое представительство
-
отсутствие специализированных
органов/специалистов, чьей основной
обязанностью является
В исследовании Всемирного банка отмечаются следующие проблемы в области корпоративного управления, характерные для всех банков, действующих на развивающихся рынках:
-
использование устаревших
-
отсутствие формальных
-
отсутствие стратегического
-
неэффективные распределение
-
неадекватная управленческая
В опубликованных итогах совместного исследования Ассоциации региональных банков России и консалтинговой группы “БФИ” в качестве наиболее актуальных аспектов корпоративного управления в российском банковском секторе отмечены организация стратегического планирования, организация внутреннего контроля и управления рисками.
Мировой опыт в области корпоративного управления свидетельствует о том, что надлежащее корпоративное управление основывается на стратегии и методах, включая следующие элементы:
корпоративные ценности, кодексы поведения и другие стандарты надлежащего поведения, а также системы, используемые для обеспечения их соблюдения;
четко
сформулированную стратегию, позволяющую
оценить успех всего
четкое распределение обязанностей и полномочий в части принятия решений, включая иерархическую структуру принятия решений от отдельных сотрудников и до совета директоров;
механизмы взаимодействия и сотрудничества между членами совета директоров, менеджментом и аудиторами;
жесткую систему внутреннего контроля, включающую функции внутреннего и внешнего аудита, независимые от бизнес-подразделений функции управления рисками, а также другие элементы системы сдержек и противовесов;
особый контроль рисков в тех случаях, когда конфликт интересов может оказаться особенно значительным, в том числе деловые отношения с заемщиками, аффилированными с банком; крупными акционерами; представителями высшего руководства или лицами, принимающими в компании важные решения (например, дилерами);
стимулы финансового и управленческого характера в виде вознаграждений, продвижения по службе и других форм мотивации, побуждающих высшее исполнительное руководство, руководителей среднего звена и сотрудников на соответствующие действия;
наличие адекватных внутренних и внешних потоков информации.
Эти определения чрезвычайно близки к характеристике качества деятельности банка с точки зрения международных стандартов качества (стандарты серии ISO 9000), описанных в Главе 1 настоящей работы (стандарты предполагают сосредоточение внимания на клиентах как на центральном звене; сосредоточение внимания на управлении процессами производства продуктов; выработку и принятие решений, основываясь на фактах; сосредоточение внимания на проведении непрерывных улучшений; максимальное вовлечение сотрудников в обеспечение качества; использование системного подхода при проектировании системы и управлении ею).
Стратегическое планирование
Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на банковском рынке, органам управления кредитной организацией необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне. На сегодняшний день объективно назрела необходимость в расширении горизонта планирования в увязке краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей развития. Нельзя не признать, что нестабильность макроэкономического фона и другие воздействия внешней среды почти наверняка не позволят реализовать стратегический план в неизменном виде. Однако корректировка стратегического плана и даже стратегических целей банка — совершенно нормальное явление, позволяющее должным образом компенсировать опасное воздействие на рыночную позицию кредитной организации.
Смысл создания системы стратегического планирования состоит не в устранении случайностей в развитии внешней среды, а в создании такой гибкой системы менеджмента, которая позволяет быстро реагировать на всякие проявления неопределенностей и случайностей.
Стратегическое планирование — это разработка стратегических целей банка и определение способов их достижения с помощью комплекса обоснованных и опробованных формализованных процедур. Эти процедуры направлены на построение, как модели будущего, так и программы перехода от текущего состояния к этой модели. Наличие сбалансированной системы стратегического планирования является важнейшим фактором роста инвестиционной привлекательности банка, с одной стороны, и фундаментом процесса его реструктуризации — с другой.
Подход
к стратегическому
Под миссией понимается совокупность стратегических установок, в которых определяются основные виды продуктов или услуг, предлагаемых предприятием на рынке, устанавливаются наиболее важные принципы работы банка, его ценностные ориентиры и другие моменты, позволяющие как команде менеджеров, так и другим заинтересованным группам понять, к чему стремится данный банк. Основой для формулирования миссии является информация, поступающая из обратной связи — в результате измерения и оценки результатов прошлой деятельности, а также в результате проведения внешнего и внутреннего анализа основных элементов банковской среды.
Для функционирования и развития корпорации формулирование миссии равнозначно ответу на вопрос о смысле ее деятельности. Хорошая миссия отражает стратегические акценты и приоритетность в удовлетворении интересов различных сторон, так или иначе связанных с банком.
Необходимость выработки стратегии для коммерческих банка на современном этапе вызвана рядом субъективных причин, имеющихся в условиях внутриотраслевой конкуренции.
Существуют четыре группы факторов:
В практике международного корпоративного менеджмента для определения положительных и отрицательных сторон стратегий часто применяется SWOT-анализ. Результаты SWOT-анализа представляются в форме четырех аналитических разделов, два из которых отражают анализ текущего и будущего состояния внутри банка (его сильные и слабые стороны), а два других — анализ текущего и будущего состояния окружающей среды (какие стратегические возможности и угрозы существуют со стороны среды, которая окружает банк). Сравнивая затем свои сильные и слабые стороны, а также стратегические возможности и угрозы со стороны своих конкурентов, кредитная организация получает всестороннюю объективную картину, которая в сочетании с информацией, поступающей по каналам обратной связи в результате измерения и оценки результатов текущей стратегии, является основой для разработки будущей стратегии. Ежегодное или периодическое проведение такого анализа и внесение соответствующих практических коррективов позволяют постоянно отслеживать происходящие внутренние и внешние изменения и обеспечивать необходимую плавность и преемственность в процессе изменения стратегии компании.
Важно
подчеркнуть, что составленный таким
образом “стратегический
Затем
проводятся классификация и оценка
следующих сочетаний
“возможности - сильные стороны” — определение ориентиров стратегического развития;
“возможности — слабые стороны” — определение ориентиров внутренних преобразований;
“угрозы — слабые стороны”— выделение существенных ограничений стратегического развития;
“угрозы — сильные стороны” — выделение потенциальных стратегических преимуществ.
Результатом
проведения SWOT-анализа выступает
система возможных
Важная
составная часть анализа