Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.
Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114
Дивизиональные структуры, ориентированные на клиента, являются наиболее распространенными для большинства зарубежных кредитных организаций. Другие формы дивизиональных структур практически не встречаются в финансовой сфере. Такие структуры идеально подходят в ситуации жесткой конкуренции и борьбы за каждого клиента, потому что могут способствовать организации лучшего обслуживания. Они отличаются более высокой контролируемостью процессов и лучшей координацией всех действий. Им присуща четкость и ясность поставленных целей и задач. Основным недостатком таких структур является дублирование некоторых функций и как следствие этого — большая затратность. Причем необходимо отметить, что эта негативная черта проявляется главным образом в организациях, насчитывающих небольшое количество сотрудников. Однако, несмотря на это, дивизиональные структуры начинают внедряться во многих российских банках и выбор конкретной разновидности потребительской дивизиональной структуры зависит от особенностей банка и обслуживаемой им клиентуры.
Но все же основным недостатком, который присущ всем механистическим структурам, в том числе и дивизиональным, является их недостаточная адаптируемость к изменениям внешней среды и неориентированность на быстрое и слаженное решение постоянно возникающих перед современными организациями новых и новых задач.
Таким образом, как структуры управления, построенные на принципах линейности, так и построенные на дивизиональном принципе, ориентированы не на управление бизнес-процессами, а на управление центрами ответственности.
В обоих случаях вертикальная иерархия власти играет превалирующую роль в управлении кредитной организацией, и всегда при этом присутствует внутренняя конкуренция между руководителями подразделений (иметь больше средств, властных полномочий, больший штат сотрудников), значительная часть работы не связана с созданием потребительской ценности, а решает внутренние проблемы кредитной организации.
В
силу того, что проблема адаптации
банка к внешней среде
Матричные структуры, сочетая в себе все преимущества функциональных и дивизиональных структур, лишены многих из отмеченных выше недостатков. Они оптимально и быстро решают множество постоянно возникающих задач, создавая для их решения отдельные проекты. Они идеально адаптируются к современной нестабильной внешней среде. Поэтому матричные организационные структуры, построенные на основе дивизиональных структур, ориентированных на клиента, заслуженно признаются сегодня оптимальными для кредитных организаций. Однако необходимо учитывать и присущие матричным структурам недостатки, а именно: излишнюю усложненность, возникающую из-за двойного подчинения, нечеткость в вопросах разграничения полномочий между функциональными или дивизионными и проектными руководителями.
Для
обеспечения эффективной
И это несмотря на то, что множество исследований убедительно доказали, что "на стыках" между функциональными подразделениями теряется до 90% (!), а то и более, времени и сил, при этом риски ведения бизнеса не только не снижаются, но и увеличиваются. Так, перевод IBM Credit (внутреннего коммерческого банка) компании IBM, выполнявшего функции по кредитованию покупателей продукции этой компании, на процессную структуру управления позволил, в частности, сократить время обработки запроса на кредитование с семи дней до четырех часов, увеличить количество обрабатываемых запросов в сто (!) раз и несколько сократить персонал при сохранении качества кредитного портфеля.
Поэтому
переход на процессную структуру
управления, при которой организационная
структура компании состоит из совокупности
бизнес-процессов и
Система управления рисками
Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору “Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях” называют несколько основных форм контроля, которые должны быть инкорпорированы в организационную структуру любого банка, с тем, чтобы обеспечить соблюдение соответствующих принципов сдержек и противовесов:
Менеджмент выполняет функцию контроля за руководителями среднего звена, работающими в конкретных подразделениях банка и отвечающими за определенный круг операций. Даже в небольших банках важные управленческие решения не должны приниматься единолично, то есть должен соблюдаться “принцип четырех глаз”.
Внешний контроль за деятельностью кредитных организаций включает контроль со стороны государственных органов, в том числе Банка России, и обязательные проверки независимыми аудиторскими фирмами.
Анализ истории банковских кризисов и причин банкротств кредитных учреждений во второй половине XX века приводит большинство экспертов к выводу о том, что цель банка как коммерческого предприятия на достижение максимальной прибыли, распределяемой затем среди акционеров и топ-менеджеров, вступает в противоречие с институциональными задачами банков как платежных агентов и финансовых посредников, обеспечивающих сохранность доверенных им средств вкладчиков и кредиторов. Стремление к прибыли повышает уровень рисков проводимых операций, и наоборот, внедрение процедур контроля и ограничения рисков приводит к снижению потенциально достижимой прибыли, что расходится с краткосрочными интересами акционеров. Поэтому основным фактором появления в банках систем контроля рисков являются усилия и предписания государственных и надзорных органов. Вся история развития процедур контроля рисков свидетельствуют о том, что они разрабатывались и внедрялись не по инициативе самих банков, а навязывались извне. При этом основанием для ужесточения требований являются последствия тех или иных кризисов, крахов банков, которые вынуждали правительства для обеспечения политической и финансовой стабильности обязывать банки внедрять специальные процедуры контроля и ограничения уровня рисков. Таким образом, стимулы создания в банках инструментария контроля рисков исходят из институциональных принципов организации банковского дела, а не зависят от степени "просвещенности" и "честности" банковских акционеров или топ-менеджеров.
Этот
вывод подкрепляется мнением
специалистов Всемирного банка, которые
считают главной задачей
Таким образом, глобализация финансовых рынков заставляет все большее число банков понять, что управление рисками наряду с компетентностью персонала и качеством информационных систем становится решающим фактором повышения и поддержания конкурентоспособности банка. Наибольшее распространение системы управления рисками получили в банках англосаксонских стран.
В
августе 1997 года Банк России официально
объявил о своем присоединении
к Базельскому соглашению "Базовые
принципы эффективного надзора за банковской
деятельностью", официально признав,
что основной задачей ЦБ РФ становится
создание эффективной системы управления
банковскими рисками во всех сферах банковской
деятельности.
В последнее время наблюдается рост популярности темы управления рисками, что обусловлено:
• изменением подходов к регулированию деятельности коммерческих банков в России со стороны Центрального банка;
• усилением конкуренции в банковском секторе, в том числе со стороны банков, являющихся дочерними по отношению к крупным нерезидентным структурам;
• кризисом лета 2004 года, доказавший практическую ценность систем управления рисками.
Что касается рыночных причин необходимости управления рисками, то можно констатировать, что наличие развитой системы управления рисками стало оцениваться рынком как конкурентное и имиджевое преимущество банка. Конкурентное преимущество заключается прежде всего, в снижении потерь банка. Кризис 2004 года наглядно продемонстрировал, что без оценки рисков возникают существенные убытки вследствие неплатёжеспособности контрагентов, отсутствия продуманного плана действий в кризисной ситуации (в частности, по управлению активами и пассивами, по контактам с представителями средств массовой информации). Если ранее несостоявшиеся потери могли быть оценены весьма условно, то летом 2004 года дефолты контрагентов отразились в балансах некоторых банков. В результате организации с просроченными активами зарекомендовали себя как структуры с большим аппетитом к риску либо как не умеющие им управлять. Таким образом, ущерб был нанесён и имиджу ряда банков.
Имиджевое
преимущество в виде наличия информации
о системе риск-менеджмента
Работа с крупными зарубежными финансовыми структурами и рейтинговыми агентствами, производящими оценку финансового состояния и перспектив развития российских банков, ведётся с обязательным учётом наличия у последних системы риск-менеджмента.
Несмотря на то, что риск-менеджмент в большинстве крупных банков не только создан, но и успешно развивается, российская экономика, к сожалению, не достигла пока такого уровня развития, которое позволяло бы получать малым и даже многим средним кредитным организациям существенные преимущества от развития систем риск-менеджмента.
Глобализация
финансовых рынков заставляет все большее
число банков понять, что управление
рисками наряду с компетентностью
персонала и качеством
Это
связано, во-первых, с неразвитостью
финансовых рынков, а, следовательно, неприменением
стандартизированных методов
У малых банков в связи с этим возникают следующие проблемы:
• сложности с привлечением высококвалифицированных кадров, претендующих не только на высокую оплату их труда, но и на наличие такого спектра решаемых задач, который будет способствовать их профессиональному развитию, а также на существенный уровень влияния на принятие решений;
•
сложности с приобретением
• высокие затраты, связанные с внедрением риск-менеджмента и его последующим функционированием.
Следует отметить, что, несмотря на изменение рыночной ситуации, многие малые банки так и не изменили своего мнения относительно необходимости внедрения реального риск-менеджмента даже после кризиса 2004 года.