Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.
Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114
Структура самого соглашения такова: первая часть определяет область применения стандарта; вторая часть посвящена минимальным требованиям к достаточности капитала; третья часть посвящена банковскому надзору и взаимодействию банков с регулирующими органами; четвертая — рыночной дисциплине.
Документ предполагает два основных нововведения. Во-первых, при анализе достаточности капитала предлагается применять разнообразные, в том числе достаточно сложные, методы оценки рискованности активов (первый «столп»). Во-вторых, большое внимание уделяется рыночной дисциплине (иными словами, раскрытию информации) и непосредственно процессу надзора (второй и третий «столпы»).
Новое соглашение основано на трех основных принципах: (1) необходимость минимального уровня капитала; (2) наблюдение за достаточностью капитала; (3) публикация раскрываемых сведений.
В новом Соглашении подход остался прежним: регуляторный капитал (числитель дроби) и рекомендуемое минимальное значение коэффициента (8 %) остались прежними. Новшества касаются методики расчета знаменателя дроби, а именно того, каким образом определяются веса (уровни рисков) в портфеле активов банка.
Базель II рассматривает не два, как ранее, а три вида риска, под которые осуществляется резервирование капитала: к рыночному и кредитному прибавлен операционный риск.
Многое изменилось в подходах к измерению и учету кредитных рисков. Во-первых, стандарт предоставляет множество альтернатив, доступных банкам для оценки этих рисков: стандартизированный подход, базовый и усовершенствованный методы внутренних рейтингов.
Операционный риск определяется как риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий. Это определение включает юридический риск, но исключает стратегический и репутационный риски. Операционный риск тем выше, чем ниже эффективность системы управления в банке.
В письме ЦБ РФ N 76-Т от 24.05.05 г. "Об организации управления операционным риском в кредитных организациях" дано следующее определение операционного риска. "Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и(или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик), применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и(или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий".
Таким
образом, Банк России дает развернутое
определение операционного
Операционный риск
Современный бизнес наглядно демонстрирует последствия игнорирования или отсутствия должного внимания к проблеме операционного риск-менеджмента. Достаточно вспомнить крах таких банков, как Barings, Daiwa и др. Тенденции последних двух лет привели к выделению операционного риска в область самостоятельного исследования и формированию новых подходов к управлению операционным риском.
При выявлении источников операционного риска прежде всего следует исходить из того, что они связаны с человеческим фактором: прямые и косвенные потери (убытки) возникают из-за ошибок персонала, менеджмента, хищений и злоупотреблений. И даже в тех случаях, когда убытки вызваны сбоями в работе телекоммуникаций, вычислительной техники и информационных систем, в основе их в большинстве случаев лежат ошибки людей.
Ряд крупных зарубежных финансовых институтов использует классификацию операционных рисков, предложенную Bankers Trust, которая представлена следующим образом.
Внутренние риски:
- риск
персонала - все риски, которые
связаны с сотрудниками
- технологический
риск - вызванный сбоями и отказами
информационных систем, программ
или баз данных, систем передачи
информации и прочего
- риск физического ущерба - наступающий в результате природных катастроф и различных трудностей при взаимодействии с клиентами;
- недостаточность внутреннего контроля.
Внешний риск - наступающий в результате злоумышленных действий сторонних организаций, физических лиц, а также в результате изменения государственной политики, законодательства и требований регулирующих органов.
В отдельную группу выделяют риск неадекватности модели (модельный риск), под которым понимается использование некорректной математической модели для оценки и управления финансовыми рисками. Причинами такого риска являются некомпетентность специалистов (риск персонала) при использовании сложных финансовых инструментов (риск отношений) и недостатки автоматизированных программных приложений (технологический риск).
Соответственно можно выделить следующие источники операционного риска:
- неправильный выбор стратегии банка;
- несовершенство процессов управления;
- отсутствие или некачественная разработка внутренних положений;
- ошибки персонала;
- сбои информационных систем;
- технологические ошибки;
- недостаточный уровень контрольных процедур;
- внешние события.
Поскольку операционные риски зависят от общей деловой стратегии банка; его организации; функционирования его внутренних систем, включая компьютерные и другие технологии; согласованности политики банка и применяемых процедур; мер, направленных на предотвращение ошибок в, управлении; отношения высшего руководства к организации системы внутреннего контроля и других факторов, то при разработке системы управления операционных рисков необходимо прежде всего четко идентифицировать риски по типам, чтобы избежать повторного учета одного и того же риска при его оценке.
Исследования, проведенные рабочей группой Базельского комитета, позволили сделать следующие выводы:
- осведомленность
высшего руководства о
- ответственность за управление операционным риском относится к компетенции руководства;
- целесообразно
строить систему мотивации для
менеджеров среднего звена с
целью побудить их развивать
практику управления
- система
измерения и мониторинга
- банки
в настоящее время не ведут
на регулярной основе
- существует
большая потребность в
Система управления и контроля операционными рисками включает следующие элементы и действия:
- идентификация
и определение источников
- составление каталога процессов и операций банка;
- идентификация
проявления тех или иных видов
oпeрационных рисков и оценка
их уровня на конкретных
- выявление критических зон риска или групп операций с повышенным уровнем риска;
- организация
предварительного и текущего
контроля по операциям с
- выявление
несоответствий в процедурах
и регламентах проведения
- разработка
и реализация мероприятий по
ограничению и нейтрализации
выявленных критических зон
- разработка
мероприятий по контролю
- повышение
надежности отдельных
- разработка
предложений по
Так как существует большое разнообразие возможных проявлений операционных рисков, то реальной возможностью их ограничения и контроля являются декомпозиция каждого процесса банка на составляющие его операции, составление технологической карты документооборота процесса, идентификация и оценка по каждой операции возможных проявлений конкретных видов риска.
На основе анализа процессов банка составляется каталог операционных рисков, в котором проводится ранжирование проводимых операций по уровню принимаемых видов операционных рисков, после чего выделяются группы операций, являющихся особо рискованными. Такое ранжирование позволяет определить методы и последовательность действий по управлению операционными рисками.
При составлении каталога одновременно решается задача оценки видов риска, присущих конкретной операции банка. Для этого многие западные банки используют коммерческие базы данных по конкретным фактам реализации тех или иных факторов риска с оценкой понесенных при этом потерь.
Современное понимание операционных рисков, которое существует в западной экономике, не является столь актуальным для российских банков и финансовых организаций.
Управление операционными рисками - одна из наиболее популярных и обсуждаемых тем в финансовой сфере. Интерес к операционным рискам резко возрос в результате банкротства банка Barings, но только в 1988 г. появились первые материалы Базельского комитета, посвященные данной проблеме. С тех пор в зарубежной практике несколько раз пересматривались подходы к управлению рисками и даже само определение операционных рисков, хотя для российских банков и финансовых компаний эти тонкости пока не играют существенной роли, так как имеется множество отличий в понимании операционных рисков.
Для начала необходимо отметить, какие операционные риски имеют наибольшее значение в деятельности зарубежных компаний. В первую очередь, это риски, связанные с ошибками при использовании производных финансовых инструментов и осуществлением несанкционированных торговых операций. Одним из главных источников операционного риска является желание отдельных сотрудников и/или руководства компании улучшить официальные результаты своей деятельности для получения дополнительного вознаграждения в рамках устоявшейся системы критериев.
В
российской практике существует обширная
статистика операционных убытков, которые
вызваны совершенно иными мотивами,
так как особенности
Область
повышенного операционного