Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.
Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114
Другая категория операционных рисков характеризуется многочисленными сбоями, каждый из которых приводит к относительно малым убыткам (high probability, low severity). Типичными источниками таких операционных рисков являются, в частности, процедуры осуществления платежных операций, осуществления автоматических расчетов и проведения торговых операций.
Несмотря на то, что в большинстве банков реализованы требования по многостадийной обработке данных в платежных системах, при проведении в них исходящих валютных платежей все равно возможны ситуации, когда в результате стечения обстоятельств рядовые сотрудники имеют возможность вводить в систему и отправлять финансовые документы. Как правило, это усугубляется тем, что данные сотрудники не несут материальной ответственности за совершаемые действия. В результате любые ошибки на законных основаниях можно трактовать как сбой информационной системы.
Основной сферой проявления операционных рисков на настоящем этапе развития финансовых организаций в России можно считать сферу информационных технологий, причем характер этих рисков и возможные последствия для бизнеса могут быть самыми разнообразными. Вместе с тем большинство организаций еще не готовы столкнуться с другими видами операционных рисков, которые свойственны для более развитой экономики. Поэтому в настоящее время целесообразно разработать механизмы управления существующими операционными рисками, что позволит в дальнейшем использовать накопленный опыт и имеющуюся инфраструктуру для управления вновь возникающими операционными рисками. Важным аспектом этого процесса является организация деятельности на основе общепринятых в мировой практике принципов и подходов, базовые из которых следующие:
- управление
проектами и изменениями
- управление и контроль за информационной безопасностью делает акцент на технических и организационных рисках, которые могут оказывать негативное влияние на достижение целей бизнеса. Это позволяет предотвратить многие возможные проблемы, обусловленные действиями сотрудников, сбоями информационных систем, а также несанкционированным доступом извне;
- управление
информационными технологиями
- создание
системы управления рисками
Для оценки операционного риска Комитетом предложены два варианта: подход на основе базовых индикаторов и стандартный подход.
В первом случае банки должны поддерживать капитал для покрытия операционных рисков в эквиваленте фиксированного процента (обозначаемого альфа) от суммарного дохода.
Размер капитала, резервируемого под операционные риски (operational risk capital) - ORQ, определяется постоянной величиной - коэффициентом а, который устанавливается Базельским комитетом:
ORQ = GJ *а,
где GJ - валовой доход, рассчитанный путем усреднения за три последних года;
а - коэффициент резервирования капитала.
Базельский комитет определяет валовой доход как сумму чистого процентного дохода и чистого непроцентного дохода, что в наибольшей степени соответствует понятию валового дохода. Это определение может быть скорректировано национальными органами надзора в соответствии с действующими в той или иной стране стандартами бухгалтерского учета и отчетности при соблюдении следующих условий:
1) валовой доход рассчитывается до вычета резерва на покрытие потерь по ссудам;
2)
финансовый результат от любых
операций с ценными бумагами,
находящимися в банковском
3)
валовой доход не должен
Коэффициент
резервирования капитала должен отражать
усредненный процент
Подход на основе базового индикатора является наиболее простым, но вместе с тем он может успешно применяться в небольших организациях, которым сложно использовать более совершенные методики оценки операционных рисков. Однако подход на основе базового индикатора не позволяет учесть особенности возникновения операционного риска в различных направлениях деятельности.
Стандартный
подход (the standardised approach - TSA) основан на
выделении в банке нескольких
типовых направлений
Стандартный подход является более точным по сравнению с предыдущим. В этом подходе все операции банка классифицируются по стандартным направлениям деятельности, по каждому из которых рассчитывается величина его валового дохода. Для каждого направления деятельности задается коэффициент р, с помощью которого рассчитывается размер резервируемого капитала. Требования к капиталу для всего банка получаются путем простого суммирования по всем направлениям деятельности.
Базельский комитет предоставляет национальным органам банковского надзора право использовать так называемый альтернативный стандартный подход (alternative standardised approach - ASA) применительно к тем банкам, которые смогут аргументированно обосновать его предпочтительность по сравнению со стандартным подходом, например в части исключения двойного учета одних и тех же рисков.
Единственное
отличие альтернативного
ORC
= р х m x LA, где LA- общая сумма
кредитов, выданных корпоративным
(розничным) заемщикам, до
т - 0,035.
В рамках альтернативного стандартного подхода банки имеют право объединить операции розничного кредитования в одно направление, к которому будет применяться единый коэффициент р в размере 15%. Те банки, которые не смогут разделить свой валовой доход между шестью остальными направлениями деятельности, приведенными в таблице, могут рассчитывать резервируемый под них капитал путем умножения их суммарного валового дохода на коэффициент р, равный 18%. Как и в случае стандартного подхода, требования к капиталу суммируются по всем направлениям деятельности, и определяется совокупный размер капитала, резервируемого против операционного риска.
Необходимым условием использования стандартного и более сложных подходов к оценке операционного риска является выполнение банками следующих общих требований:
-
совет директоров и
-
система риск-менеджмента в
-
банк располагает достаточными
ресурсами для внедрения
Кроме того, органы надзора смогут проверять, как банк применяет на практике выбранный им метод оценки операционных рисков, прежде чем он получит разрешение на использование его для целей достаточности капитала.
К банкам, желающим использовать стандартный подход, предъявляется ряд требований качественного характера, относящихся к внутренней системе контроля и управления за операционными рисками, смысл которых сводится к следующему:
-
банк должен иметь в своей
оргструктуре подразделение по
управлению операционными
-
система оценки операционного
риска должна являться
-
данные о потерях из-за
-
банк должен иметь подробную
документацию к используемой
им системе оценки
-
система оценки операционного
риска должна регулярно
Рыночная дисциплина
В Базеле II сделан акцент на взаимодействие банков и регулирующих органов, которое должно осуществляться не только в ходе формальных проверок, но и в форме диалога. Третья часть Базеля II включает в себя четыре принципа.
Первый принцип устанавливает, что банк должен располагать процедурой оценки достаточности капитала по отношению к общему уровню рисков, а также должен выработать стратегию по поддержанию капитала на достаточном уровне. Причем здесь имеется в виду более широкий набор рисков, чем в части второй Соглашения: риски географической и отраслевой концентрации кредитов, риски процентной ставки, риски недостаточной ликвидности, стратегические риски и риски, связанные с репутацией. Факторы, внешние по отношению к банку (например, деловые циклы), также должны учитываться. Конкретные методики, применяемые для реализации этого принципа, зависят от размера банка и сложности его операций.
Согласно второму принципу регулирующий орган должен убедиться в адекватности оценки банком достаточности капитала, а также в адекватности принятой стратегии по поддержанию капитала на необходимом уровне. Необходимо проверить способность банка обеспечивать выполнение пруденциальных требований. При этом выясняется, действительно ли учтены все существенные риски, соответствует ли структура капитала условиям, сложившимся в экономике, отслеживает ли руководство банка показатели обеспеченности собственным капиталом и пр.