Оценка качества управления банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.

Содержание

Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 618.00 Кб (Скачать документ)

       В стратегии отмечается, что кредитным  организациям следует уделять больше внимания управлению операционными и правовыми рисками, а также рисками несоблюдения требований информационной безопасности. Существенное значение имеет также минимизация риска потери деловой репутации, важнейшим условием которой является соблюдение банками принципа “знай своего клиента”.

       Для реализации принципов стратегии  по совершенствованию корпоративного управления в банках предполагается совершенствование законодательства в банковской сфере, регулирующего вопросы корпоративного управления в кредитных организациях в части установления требования об усилении роли и ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, определения перечня вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции, а также целесообразности определения в уставах кредитных организаций требований к составу совета директоров, включая вопрос о введении в его состав независимых директоров. Для повышения качества корпоративного управления в кредитных организациях Банк России будет проводить оценку качества корпоративного управления, включая системы управления рисками и внутреннего контроля, при определении состояния и перспектив деятельности кредитных организаций.

         Для обеспечения прозрачности  структуры собственности кредитных  организаций предполагается законодательно  установить требования к представлению  сведений о себе и своей  деятельности, в том числе сведений о финансовом положении и деловой репутации, лицами (группами лиц), имеющими возможность оказывать существенное влияние на принятие решений органами управления кредитной организации (реальными владельцами); принять поправки в законодательство Российской Федерации, уточняющие (с учетом международного опыта) критерии деловой репутации членов совета директоров, а также предоставляющие Банку России право устанавливать критерии оценки деловой репутации лиц, занимающих руководящие должности в кредитных организациях

       Новым направлением в сфере раскрытия  информации о банковском секторе  станет введение в практику публикации Банком России ежегодного отчета о  развитии банковского сектора и  банковского надзора. В рамках реализации политики обеспечения транспарентности банковского сектора и укрепления рыночной дисциплины Банк России продолжит публикацию показателей, характеризующих основные параметры деятельности банковского сектора Российской Федерации, в том числе на региональном уровне, а также перечня банков, которые раскрывают информацию о своей деятельности на сайте Банка России в сети Интернет. 

       3.2. Пути совершенствования  оценки качества  управления кредитной  организацией

       На  сегодняшний день оценка качества управления кредитной организацией  осуществляется фактически в рамках оценки  соответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов путем показателей  группы показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками, которая включает показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля. Однако, в рамках данных показателей не проводилась комплексная оценка управления банком как организацией, оценка стратегического планирования и системы принятия решений, состояния корпоративного управления.

       В данном разделе в таблице обобщенно  приведены основные ключевые вопросы, определяющие качество управления банком, рассмотренные более подробно в  настоящей аттестационной работе. Основой  для составления данной таблицы  явились действующие нормативные акты Банка России в области оценки рисков, внутреннего контроля и корпоративного управления, а также передовой мировой опыт в данной области. На практике данная таблица может применяться кураторами кредитных организаций  в Банке России.   
 
 

  Направления анализа
        Критерии  оценки
1 Работа  общего собрания акционеров - влияние собственников  на деятельность банка

-  понимание  собственником своей “развивающей”  инвестиционной миссии (непонимание,  стремление только к потребительской  миссии)

- осознание собственниками необходимости формирования принципов корпоративной культуры как единственного пути перехода к эффективному развитию банка

- авторитет собственников,  их деловая репутация

- степень понимания  собственниками причин имеющихся  либо вероятных финансовых проблем в деятельности банка

- степень осознания  собственниками необходимости разделения  функций владения и управления  капиталом банка

2 Оценка  роли совета директоров - наличие власти  у совета, которая определяется  четырьмя факторами — личным  влиянием ключевых фигур, участием в отборе и назначениях высшего руководства, способностью определять стратегию, способностью контролировать достижение намеченных целей;

- участие совета  в утверждении бизнес-планов  отчетов об их исполнении

- утверждение  советом внутренних документов по управлению рисками в банке, организации деятельности службы внутреннего контроля, предотвращению конфликта интересов, раскрытию информации

- утверждение  лимитов банковских операций

- утверждение  сделок со связанными сторонами,  превышающий установленный лимит (3% от капитала);

- принятие решения  по сделкам, в которых заинтересованы  связанные лица

- взаимодействие  с аудиторами и службой внутреннего  контроля

- проведение  оценки собственной работы 

- наличие в  совете директоров независимых директоров (не менее 1/4 состава, минимум 3 человека), удовлетворяющих критериям письма Банка России №119-Т

- наличие в  совете директоров как минимум  4 комитетов по  аудиту, вознаграждениям,  назначениям и управлению рисками

- наличие закрепленного  во внутренних документах банка требования к минимальному количеству независимых директоров, участвующих в заседаниях совета по вопросам планирования, кредитования, контроля за крупными сделками и сделками со связанными лицами, утверждения планов работ службы внутреннего контроля

3 Оценка  работы исполнительных органов банка - соблюдения  принципа коллегиальности при  принятии решений о:

   проведении  операций на сумму, превышающую 5 и более  процентов собственных средств (капитала) кредитной организации на последнюю отчетную дату;

   совершении  банковских операций и других сделок, порядок и процедуры проведения которых не установлены внутренними  документами кредитной организации;

     совершении банковских операций  и других сделок при наличии  отклонений от предусмотренных внутренними документами порядка и процедур и превышении структурными подразделениями внутрибанковских лимитов совершения банковских операций и других сделок (за исключением банковских операций и других сделок, требующих одобрения общим собранием участников (акционеров) или советом директоров (наблюдательным советом);

   классификации (реклассификации) ссудной задолженности  в случае предоставления льготных, переоформленных (в том числе  пролонгированных), недостаточно обеспеченных и необеспеченных кредитов (займов), просроченных ссуд, а также классификации (реклассификации) прочих финансовых активов и внебалансовых инструментов в целях формирования резервов на возможные потери. 

- наличие/отсутствие  обязательств и действий, которые  могут привести к возникновению конфликта интересов исполнительного органа и участников (акционеров), кредиторов и вкладчиков, иных клиентов кредитной организации

- обеспечение  проведения банковских операций  и других сделок в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, уставом, внутренними документами

- наличие четкого  распределения обязанностей между  руководителями структурных подразделений,  контроль за выполнением и  своевременность корректировки  в соответствии с изменениями  условий деятельности кредитной  организации

- наличие системы сбора, обработки и предоставления финансовых и операционных данных о деятельности кредитной организации, необходимых совету директоров (наблюдательному совету), исполнительным органам для принятия обоснованных управленческих решений, включая информацию о всех значимых для кредитной организации банковских рисках

- заблаговременность  представления к заседаниям совета  директоров (наблюдательного совета) его членам информационных отчетов  о деятельности кредитной организации  по вопросам деятельности кредитной организации

4 Планирование - наличие стратегии  и бизнес- плана, утвержденных  советом директоров

- содержание  в стратегии и бизнес-плане  количественных и качественных  показателей

- установлен  контроль за выполнением планов 

- планы доведены  до исполнителей и поняты ими

- отчет о выполнении  планов с необходимой периодичностью  предоставляется высшему руководству  и совету директоров кредитной  организации

- проводится  ли корректировка бизнес планов  и стратегии

5 Организационная структура - тип организационной структуры (функциональная, дивизиональная, матричная, проектная)

- четкое распределение  обязанностей, полномочий и ответственности  на всех уровнях организационной  структуры, закрепленное в должностных  инструкциях

6 Система управления рисками - наличие в  банке независимого подразделения  по оценке рисков, независимого  от подразделений банка, осуществляющих  операции, несущие риски потерь

- наличие внутренних  документов по управлению и  оценке кредитным, рыночным, валютным, операционным и правовым рисками, а также риском потери ликвидности и деловой репутации

- проведение  оценки рисков на постоянной  основе, соблюдение внутренних документов  банка при оценке рисков

- наличие отчетности, обеспечивающей органы управления  банка на постоянной (ежедневной основе) информацией о текущем состоянии банка, принимаемых банком рисках

- адекватность  оценки банком  принимаемых рисков  и полнота сформированных резервов  на возможные потери

7 Служба  внутреннего контроля -наличие в  Уставе банка сведений о системе  органов внутреннего контроля

- действие службы  внутреннего контроля (СВК) на  постоянной основе

- наличие внутреннего  документа, регулирующего деятельность  СВК, утвержденного Советом директоров  банка

- независимость  СВК, закрепленная во внутренних  документах банка (подотчетность только совету директоров)

- отсутствие  совмещения сотрудниками СВК  своей деятельности с работой  в других подразделениях банка

- информирование  Совета (не  реже 1 раза в год)  и исполнительных органов о  результатах деятельности СВК  и выявленных недостатках

- проведение  СВК проверок по всем направлениям  деятельности кредитной организации 

- эффективность  проводимых проверок (устанавливается  путем сопоставления выявленных  нарушений с результатами инспекционных  проверок Банка России, а также  документарного надзора)

- исключен ли  конфликт интересов при распределении  должностных обязанностей служащих  (пункт 3.4.2 Положения  Банка  России № 242-П)

- наличие внутреннего  контроля за автоматизированными  информационными системами, в  том числе наличие плана действий на случай непредвиденных обстоятельств с использованием дублирующих (резервных) систем (устройств)

- надлежащие  выполнение банком требований  Банка России по организации  работы по противодействию легализации  незаконных доходов ((отмыванию) доходов, полученных преступным путем) и финансированию терроризма

- достаточность  численности службы внутреннего  контроля в сопоставлении с  объемом осуществляемых банком  операций

Примечание: при оценке СВК  и риск менеджмента  также необходимо принимать во внимание:

- количество  случаев замены отчетности, представляемой  в Банк России 

- частоту применения  Банком России к банку мер  воздействия за выявленные нарушения  в его деятельности 

- степень влияния  нарушений на пруденциальные  нормы деятельности и их характер

(Например, постоянно  при инспекционных проверках  выявляются нарушения порядка  расчета обязательных нормативов, которые не приводят к их  нарушению, но свидетельствуют  о низкой квалификации персонала  банка и недостаточной эффективности  СВК, что может привести к возникновению у банка проблем в будущем)

8 Системы управленческого  информирования - качество, полнота,  достоверность, своевременность,  доступность, ясность информации  для всех уровней, обеспечивающих  принятие управленческих решений
9 Прозрачность структуры собственности и раскрытие информации - значение показателей  прозрачности структуры собственности  (удовлетворительное/неудовлетворительное)

- раскрытие информации  о реальных собственниках и  лицах влияющих на принятие  решений широкому кругу пользователей (на сайте кредитной организации, в СМИ)

- наличие информационной  политики 

- периодичность  раскрытия информации, обеспечивает  ли она своевременное доведение  до заинтересованных лиц существенных  изменений, касающихся деятельности  кредитной организации

10 Операции  со связанными сторонами - наличие утвержденного  порядка совершения сделок со  связанными лицами, направленного  на предотвращение преднамеренного  ухудшения качества активов кредитной  организации

-соблюдение  внутрибанковских лимитов по  операциям со связанными сторонами

- соответствие  лимитов  рекомендациям Банка  России

- информирование  совета директоров не реже 2 раз  в год обо всех сделках со  связанными лицами и льготных  сделках

-  уровень  кредитного риска по связанным  с банком лицами  (в сопоставлении с собственными средствами банка  (капиталом)

11 Управление  персоналом • принципы, подходы, стандарты, процедуры формирования кадровой политики

• наличие системы  организации обучения

• наличие системы  оценки персонала

• оптимальность  штатной численности и расстановки штата

• качественные характеристики кадрового состава

•соблюдение принципа «знай своего служащего»

• наличие внутренних требований к квалификации служащих

•установление фактов несоблюдения действующего законодательства, нормативных актов, внутренних правил, находящихся в причинно-следственной связи с качеством кадровой политики

12 Анализ  финансового положения  банка - анализ текущего  состояния активов и пассивов  банка, тенденций его изменения,  выявление наиболее важных факторов, повлиявших на окончательный результат

- прозрачность  осуществляемых банком операций

       При анализе управления кредитной организацией необходимо уделять особое внимание такому источнику информации о банке  как беседы с руководителями высшего  и среднего звена. В ходе данных интервью можно составить представление о лицах фактически принимающих решения в банке, которые могут отличаться от лиц, декларированных в организационной структуре банка, а также об уровне компетентности кадрового состава банка.  

       Выводы.

       Слабый уровень развития  систем управления в банках, отсутствие или некачественное бизнес-планирование, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики являются внутренним препятствиям развития банковского сектора.

       Разработанные наднациональным органом банковского  надзора  (Базельский комитет по банковскому надзору) требования к  кредитным организациям, в том  числе к достаточности капитала, службам внутреннего контроля, риск менеджменту, корпоративному управлению, неизбежно приводят к необходимости улучшения соответствующих параметров российских кредитных организаций.

       Список  препятствий, затрудняющих присоединение  российских банков, в частности, к  стандартам Нового базельского соглашения, весьма внушителен: это и отсутствие данных, и отсутствие достаточной практики оценки рисков на основе математических методов, и недостаток средств на разработку и внедрение информационно-аналитических систем. Тем не менее, игнорировать требования этого стандарта не стоит, несмотря на необязательность применения большинства его положений в настоящее время. Если российские кредитные организации окажутся не в состоянии уже в ближайшие годы осуществлять свою деятельность в соответствии со складывающейся международной практикой, они будут просто вытеснены с рынка иностранными транснациональными банками.

       В ближайшие два - три года действия Банка России будут направлены на улучшение качества управления кредитных  организаций и  обеспечение транспарентности в их деятельности кредитных организаций, что предусмотрено в  Стратегии  развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 года. Для реализации поставленных задач Банк России будет наделен дополнительными закрепленными законодательством Российской Федерации возможностями проведения оценки качества управления в кредитных организациях и использования этой оценки для определения финансовой устойчивости кредитных организаций, также будут разработаны новые нормативные акты в данной области, внесены изменения в федеральное законодательство.

       Учитывая  отсутствие в настоящее время  комплекса критериев по оценке системы управления кредитной организацией, в качестве одного из инструментов оценки управления может быть использована  оценочная таблица, приведенная в данной главе. При использовании таблицы необходимо учитывать возможность несовпадения закрепленной во внутренних документах банка системы принятия решении с фактически действующей в кредитной организации. 
 

       Заключение

     В соответствии с международными стандартами  управления качеством организации  необходимо выделить шесть ключевых положений, которым должна следовать кредитная организация и на которых должно концентрироваться руководство банка для повышения эффективности своей деятельности:

    - сосредоточение внимания на клиентах  как на центральном звене, что  предполагает ставить во главу угла любого принимаемого решения степень удовлетворения их потребности сегодняшними или будущими коммерческими продуктами и услугами банка;

    - сосредоточение внимания на управлении  процессами предполагает, что деятельность банка по производству и реализации клиентам коммерческих продуктов (услуг) и по обеспечению хозяйственной деятельности представляет собой комплекс процессов, призванных удовлетворить наилучшим образом современные потребности клиентов, а качество конечного продукта или услуги зависит от качества каждого отдельного процесса и их сопряжения друг с другом (процессы обеспечивают качество банковских услуг);

    - выработка и принятие решений,  основанных на фактах, предполагает, что качество продуктов (услуг) банка определяется качеством управления, что, по сути, представляет собой непрерывный цикл принятия и реализации различных управленческих решений, в которых наивысшее качество продуктов (услуг) может достигаться только, если эти решения принимаются на основе проверенных данных и фактов;

     - сосредоточение внимания на проведении непрерывных улучшений предполагает постоянное и повседневное осуществление деятельности, направленной на обеспечение максимального соответствия потребительских свойств коммерческих продуктов (услуг) постоянно меняющимся потребностям клиентов и на устранение несоответствий ("узких" мест) в организационно-технологических, кадровых, информационных и финансовых характеристиках организационной системы, т. е. - приведение в сбалансированное состояние компонентов организационного потенциала;

    - максимальное вовлечение сотрудников в обеспечение качества предполагает обеспечение качества конечной продукции через грамотную "расстановку" персонала по работам и задачам с соответствующими им (работам и задачам) квалификационными требованиями и необходимыми полномочиями, а также - через стимулирование сотрудников;

    - использование системного подхода  при проектировании организационной  системы и в управлении ею  предполагает, что обеспечение качества возможно лишь при учете всех влияющих на него факторов в их взаимосвязи и взаимодействии.

       Внутренняя  организация по своей сути есть не что иное, как взаимосвязанная  совокупность компонентов организационного потенциала, и именно они являются объектами управления со стороны  менеджмента банка, именно обоснованные воздействия на них могут приводить к желаемым значениям показателей результативности деятельности.

       Отметим, что управленческие воздействия  могут быть обоснованными только, если менеджмент имеет сформированное целостное представление о кредитной  организации в каждый момент времени ее существования, а это, в свою очередь, возможно лишь при учете всех компонентов в их взаимодействии и взаимовлиянии.

       Таким образом, качество внутренней организации  и управления достигается через  постоянное и своевременное обеспечение  оптимального баланса между компонентами организационного потенциала, что дает кредитной организации реальную возможность сокращать издержки, увеличивать эффективность использования ресурсов, повышать управляемость и, соответственно, достигать и обеспечивать сохранение конкурентных преимуществ.

       Эффективная система корпоративного управления в современном конкурентоспособном банке базируется на ряде принципов, суть которых состоит в наличии:

       • ценностей корпоративной культуры, зафиксированных в кодексе корпоративного поведения и иных стандартах деловой этики, а также системы, обеспечивающей приверженность этим ценностям на практике;

         • ясно сформулированной стратегии  развития, в соответствии с которой  оцениваются результаты работы  всего банка и отдельных лиц;

         • четкого распределения прав (в том числе определенной иерархии  прав в сфере принятия решений)  и обязанностей;

Информация о работе Оценка качества управления банком