Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.
Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114
Третий принцип звучит следующим образом: органы надзора должны ожидать, что банки будут поддерживать уровень собственного капитала выше минимально необходимого, и должны обладать инструментами для того, чтобы принудить к этому. Регулирующий орган может установить особые, более высокие нормы обеспеченности капиталом для всей банковской системы или отдельных категорий банков в зависимости от рисков, присущих их деятельности.
Четвертый принцип состоит в том, что органы надзора должны заблаговременно принимать меры, необходимые для предотвращения ситуации недостаточной обеспеченности банка капиталом. В научной литературе встречаются предложения определить дополнительное пороговое значение для коэффициента достаточности собственных средств, ниже которого банк становится объектом более пристального внимания для регулирующих органов; проводятся более тщательные проверки и пр.
Соглашение
устанавливает, что регулирующие органы
должны вступать в диалог с банками
с целью реализации требований к
дополнительному раскрытию
Цель
третьего компонента – «Рыночная
дисциплина» – дополняет
В
принципе раскрытие информации банками
должно согласовываться с тем, как
высшее руководство и совет директоров
оценивают риски банка и
Соглашение отводит определенную роль конкретным мерам, по раскрытию информации. Там, где раскрытие информации в соответствии с первым компонентом является квалификационным критерием для получения более низких весовых коэффициентов риска и/или для применения конкретных методологий, действует прямая санкция (отказ в применении более низкого весового коэффициента риска или конкретной методологии).
Банк должен устанавливать, какие требования раскрытия информации применимы к нему на основании концепции о существенности информации. Информация считается существенной, если ее упущение или неправильное изложение может изменить или повлиять на оценку или решение пользователя, полагающегося на нее при принятии экономических решений. Это определение согласуется с Международными стандартами бухгалтерского учета и многими национальными системами бухгалтерского учета. Комитет признает необходимость экспертной оценки того, будет ли пользователь финансовой информации в конкретных обстоятельствах считать эту информацию существенной (проверка пользователем). Комитет не устанавливает конкретных порогов раскрытия информации, поскольку их трудно определить и ими можно манипулировать, и считает, что мнение пользователя - важный ориентир в обеспечении достаточного раскрытия информации.
Информация согласно третьему компоненту должна публиковаться каждые полгода со следующими исключениями. Качественная информация, содержащая общие сведения о целях и политике банка по управлению риском, о системе отчетности, а также определения, может публиковаться раз в год. С учетом выросшей чувствительности Соглашения к риску и общей тенденции рынков капитала к более частой отчетности, крупные международные и другие ведущие банки (и их основные дочерние институты) должны раскрывать информацию о капитале 1-го уровня и об общих коэффициентах достаточности капитала, а также их компонентах ежеквартально. Кроме того, если информация о подверженности риску или о других элементах быстро меняется, банки обязаны также раскрывать ее ежеквартально. Во всех случаях банки обязаны публиковать существенную информацию максимально быстро и не позднее сроков, установленных национальным законодательством.
В исключительных случаях раскрытие некоторых элементов информации в соответствии с требованиями третьего компонента может нанести серьезный ущерб банку, поскольку предполагает публикацию либо собственных, либо конфиденциальных по характеру данных. В таких случаях банк может раскрывать не указанные данные, а более общие сведения о сущности требования вместе с объяснением, почему оно не может быть выполнено полностью.
Банки
обязаны иметь официальную политику раскрытия
информации, утвержденную советом директоров,
в которой описан подход банка к определению
характера раскрываемой информации, а
также внутренний контроль над процессом
ее раскрытия. Кроме того, банки обязаны
внедрить процесс оценки правомерности
раскрытия информации, включая обоснование
и периодичность раскрытия.
Список препятствий, затрудняющих присоединение российских банков к стандартам Нового базельского соглашения, весьма внушителен: это и отсутствие данных, и отсутствие достаточной практики оценки рисков на основе математических методов, и недостаток средств на разработку и внедрение информационно-аналитических систем. Тем не менее, игнорировать требования этого стандарта не стоит, несмотря на необязательность применения большинства его положений в настоящее время. Если российские кредитные организации окажутся не в состоянии уже в ближайшие годы осуществлять свою деятельность в соответствии со складывающейся международной практикой, они будут просто вытеснены с рынка иностранными транснациональными банками.
Как
указано в официальном пресс-
—
упрощенный стандартизированный подход
по оценке кредитного риска (Simplified Standardised
Approach) в рамках первой компоненты Соглашения
(подходы к расчету достаточности капитала
(Minimum Capital Requirements, Pillar 1));
— вторая и третья компоненты Базеля II
(процедуры надзора за достаточностью
капитала со стороны органов банковского
надзора (Supervisory Review Process, Pillar 2) и требования
по раскрытию банками информации о капитале
и рисках в целях усиления рыночной дисциплины
(Market Discipline, Pillar 3)).
Полноценная
реализация второй и третьей компонент
потребует внесения существенных изменений
в действующее
Многие подходы Базеля II нашли отражение в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 года, согласно которой одними из основных задач развития банковского сектора являются развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций и повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций. Для реализации поставленных задач основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России будут являться:
- совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
- формирование
благоприятных условий для
- повышение
эффективности банковского
- развитие
конкурентной среды и
- укрепление
рыночной дисциплины в
- повышение
требований к качеству
- развитие
инфраструктуры банковского
В сфере банковского регулирования и надзора важнейшими определены следующие приоритетные направления:
1
- определение режима
2
- обеспечение функционирования
системы раннего реагирования
и применения комплексной
3
- повышение оперативности и
В целях развития конкурентной среды и укрепления рыночной дисциплины планируется:
создать более благоприятные условия для развития инфраструктуры рынка банковских услуг, прежде всего в регионах;
обеспечить открытость деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачность структуры собственников (акционеров, участников);
повысить эффективность и качество аудиторской деятельности путем внедрения федеральных стандартов аудиторской деятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита.
В сфере корпоративного управления в кредитных организациях особое внимание будет уделяться:
повышению эффективности управления рисками, возникающими при осуществлении банками своей деятельности, в том числе в части операций со связанными лицами, а также группой технологических рисков и рисков безопасности;
повышению эффективности систем внутреннего контроля;
достижению уровня прозрачности системы корпоративного управления, который обеспечит всем категориям заинтересованных лиц, включая акционеров (участников), своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственников и управления;
обеспечению прав собственников, в том числе миноритарных.
В Стратегии отмечено, что развитие кредитных операций требует повышения качества рисками. В этих целях банки должны:
-
реализовать рекомендации
-
обеспечить постоянный
Банк
России будет наделен дополнительными
закрепленными
Важным элементом реформирования банковского дела в России является совершенствование подходов кредитных организаций к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля, прежде всего системы управления всеми видами банковских рисков. Созданные банками системы управления рисками должны не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить упреждающий характер, оказывая активное влияние на определение конкретных направлений деятельности кредитных организаций.