Оценка качества управления банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.

Содержание

Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 618.00 Кб (Скачать документ)

       Третий  принцип звучит следующим образом: органы надзора должны ожидать, что банки будут поддерживать уровень собственного капитала выше минимально необходимого, и должны обладать инструментами для того, чтобы принудить к этому. Регулирующий орган может установить особые, более высокие нормы обеспеченности капиталом для всей банковской системы или отдельных категорий банков в зависимости от рисков, присущих их деятельности.

       Четвертый принцип состоит в том, что  органы надзора должны заблаговременно  принимать меры, необходимые для  предотвращения ситуации недостаточной обеспеченности банка капиталом. В научной литературе встречаются предложения определить дополнительное пороговое значение для коэффициента достаточности собственных средств, ниже которого банк становится объектом более пристального внимания для регулирующих органов; проводятся более тщательные проверки и пр.

       Соглашение  устанавливает, что регулирующие органы должны вступать в диалог с банками  с целью реализации требований к  дополнительному раскрытию информации. Под дополнительным раскрытием информации подразумеваются те случаи, когда такое раскрытие не предусматривается Международными стандартами финансовой отчетности и иными бухгалтерскими стандартами. Например, могут предусматриваться дополнительные отчеты, размещаемые на открытых интернет-сайтах, и другие меры. Безусловно, положения, касающиеся рыночной дисциплины, выглядят весьма размыто, поэтому способы конкретной их реализации также остаются под вопросом.

       Цель  третьего компонента – «Рыночная  дисциплина» – дополняет минимальные требования к капиталу (Компонент 1) и надзорный процесс (Компонент 2 - стимулировать рыночную дисциплину путем разработки комплекса требований о раскрытии информации, которые позволят участникам рынка оценить основные данные о сфере применения, капитале, подверженности риску, процессах оценки риска и, следовательно, о достаточности капитала учреждения.

       В принципе раскрытие информации банками  должно согласовываться с тем, как  высшее руководство и совет директоров оценивают риски банка и управляют  ими. В соответствии с первым компонентом банки применяют конкретные подходы/методологии измерения рисков, которым они подвержены, и вытекающих из этого требований к капиталу. Комитет считает, что раскрытие данных, основанное на этом общем подходе, является эффективным средством информирования рынка о банковских рисках и обеспечивает механизм последовательного и понятного раскрытия информации, позволяющий более эффективно сопоставлять различные институты.

         Соглашение отводит определенную роль конкретным мерам, по раскрытию информации.  Там, где раскрытие информации в соответствии с первым компонентом является квалификационным критерием для получения более низких весовых коэффициентов риска и/или для применения конкретных методологий, действует прямая санкция (отказ в применении более низкого весового коэффициента риска или конкретной методологии).

       Банк  должен устанавливать, какие требования раскрытия информации применимы  к нему на основании концепции  о существенности информации. Информация считается существенной, если ее упущение или неправильное изложение может изменить или повлиять на оценку или решение пользователя, полагающегося на нее при принятии экономических решений. Это определение согласуется с Международными стандартами бухгалтерского учета и многими национальными системами бухгалтерского учета. Комитет признает необходимость экспертной оценки того, будет ли пользователь финансовой информации в конкретных обстоятельствах считать эту информацию существенной (проверка пользователем). Комитет не устанавливает конкретных порогов раскрытия информации, поскольку их трудно определить и ими можно манипулировать, и считает, что мнение пользователя - важный ориентир в обеспечении достаточного раскрытия информации.

       Информация  согласно третьему компоненту должна публиковаться каждые полгода со следующими исключениями. Качественная информация, содержащая общие сведения о целях и политике банка по управлению риском, о системе отчетности, а также определения, может публиковаться раз в год. С учетом выросшей чувствительности Соглашения к риску и общей тенденции рынков капитала к более частой отчетности, крупные международные и другие ведущие банки (и их основные дочерние институты) должны раскрывать информацию о капитале 1-го уровня и об общих коэффициентах достаточности капитала, а также их компонентах ежеквартально. Кроме того, если информация о подверженности риску или о других элементах быстро меняется, банки обязаны также раскрывать ее ежеквартально. Во всех случаях банки обязаны публиковать существенную информацию максимально быстро и не позднее сроков, установленных национальным законодательством.

       В исключительных случаях раскрытие  некоторых элементов информации в соответствии с требованиями третьего компонента может нанести серьезный  ущерб банку, поскольку предполагает публикацию либо собственных, либо конфиденциальных по характеру данных. В таких случаях банк может раскрывать не указанные данные, а более общие сведения о сущности требования вместе с объяснением, почему оно не может быть выполнено полностью.

       Банки обязаны иметь официальную политику раскрытия информации, утвержденную советом директоров, в которой описан подход банка к определению характера раскрываемой информации, а также внутренний контроль над процессом ее раскрытия. Кроме того, банки обязаны внедрить процесс оценки правомерности раскрытия информации, включая обоснование и периодичность раскрытия. 

       Список  препятствий, затрудняющих присоединение  российских банков к стандартам Нового базельского соглашения, весьма внушителен: это и отсутствие данных, и отсутствие достаточной практики оценки рисков на основе математических методов, и недостаток средств на разработку и внедрение информационно-аналитических систем. Тем не менее, игнорировать требования этого стандарта не стоит, несмотря на необязательность применения большинства его положений в настоящее время. Если российские кредитные организации окажутся не в состоянии уже в ближайшие годы осуществлять свою деятельность в соответствии со складывающейся международной практикой, они будут просто вытеснены с рынка иностранными транснациональными банками.

       Как указано в официальном пресс-релизе Департамента внешних и общественных связей Банка России, Базель II предполагается реализовать в отношении российского  банковского сектора. С учетом состояния  финансовых рынков и уровня развития банковского сектора к 2008–2009 годам предполагается следующий вариант реализации соглашения:

       — упрощенный стандартизированный подход по оценке кредитного риска (Simplified Standardised Approach) в рамках первой компоненты Соглашения (подходы к расчету достаточности капитала (Minimum Capital Requirements, Pillar 1)); 
— вторая и третья компоненты Базеля II (процедуры надзора за достаточностью капитала со стороны органов банковского надзора (Supervisory Review Process, Pillar 2) и требования по раскрытию банками информации о капитале и рисках в целях усиления рыночной дисциплины (Market Discipline, Pillar 3)).

       Полноценная реализация второй и третьей компонент  потребует внесения существенных изменений  в действующее законодательство. Реализация усовершенствованных подходов к оценке кредитного риска, базирующихся на внутренних рейтинговых оценках, будет возможна по мере создания надежных баз данных об уровне кредитного риска, повышения качества внутрибанковских систем.

       Многие  подходы Базеля II нашли отражение в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 года, согласно которой одними из основных задач развития банковского сектора являются развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций и повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций. Для реализации поставленных задач основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России  будут являться:

- совершенствование  правового обеспечения банковской деятельности;

- формирование  благоприятных условий для участия  банков в финансовом посредничестве;

- повышение  эффективности банковского регулирования  и банковского надзора;

- развитие  конкурентной среды и обеспечение  транспарентности в деятельности кредитных организаций;

- укрепление  рыночной дисциплины в банковской  сфере и обеспечение равных  условий конкуренции для всех  кредитных организаций, включая  банки, контролируемые государством;

- повышение  требований к качеству корпоративного  управления в кредитных организациях;

- развитие  инфраструктуры банковского бизнеса.

       В сфере банковского регулирования и надзора важнейшими определены следующие приоритетные направления:

       1 - определение режима банковского  надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования исходя прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками;

       2 - обеспечение функционирования  системы раннего реагирования  и применения комплексной оценки  деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля;

       3 - повышение оперативности и эффективности  решений, принимаемых в рамках  банковского надзора.

       В целях развития конкурентной среды и укрепления рыночной дисциплины планируется:

       создать более благоприятные условия для развития инфраструктуры рынка банковских услуг, прежде всего в регионах;

       обеспечить  открытость деятельности кредитных  организаций, в том числе прозрачность структуры собственников (акционеров, участников);

       повысить  эффективность и качество аудиторской деятельности путем внедрения федеральных стандартов аудиторской деятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита.

       В сфере корпоративного управления в кредитных организациях особое внимание будет уделяться:

       повышению эффективности управления рисками, возникающими при осуществлении  банками своей деятельности, в  том числе в части операций со связанными лицами, а также группой  технологических рисков и рисков безопасности;

       повышению эффективности систем внутреннего контроля;

       достижению  уровня прозрачности системы корпоративного управления, который обеспечит всем категориям заинтересованных лиц, включая  акционеров (участников), своевременное  и точное раскрытие предусмотренной  законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственников и управления;

       обеспечению прав собственников, в том числе  миноритарных.

       В Стратегии отмечено, что развитие кредитных операций требует повышения  качества рисками. В этих целях банки должны:

       - реализовать рекомендации Базельского  комитета по банковскому надзору,  а также применяемые в международной  банковской практике методы управления  рисками, включая экономико-статистические  оценки вероятности неблагоприятных для банка событий и методы стресс-тестирования;

       - обеспечить постоянный мониторинг  рисков, добиваться эффективного  функционирования систем управления  и внутреннего контроля, исключить  принятие исполнительным руководством  и сотрудниками кредитных организаций неконтролируемых и нерегламентированных решений, связанных с банковскими рисками.

       Банк  России будет наделен дополнительными  закрепленными законодательством  Российской Федерации возможностями  проведения оценки качества управления в кредитных организациях и использования этой оценки для определения финансовой устойчивости кредитных организаций.

       Важным  элементом реформирования банковского  дела в России является совершенствование  подходов кредитных организаций  к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля, прежде всего системы управления всеми видами банковских рисков. Созданные банками системы управления рисками должны не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить упреждающий характер, оказывая активное влияние на определение конкретных направлений деятельности кредитных организаций.

Информация о работе Оценка качества управления банком