Оценка качества управления банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.

Содержание

Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 618.00 Кб (Скачать документ)

       • эффективного механизма взаимодействия и сотрудничества между советом  директоров, топ-менеджментом и аудиторами;

       • надежной системы внутреннего контроля (включая оценку эффективности данной системы, проводимую службой внутреннего аудита и внешним аудитором) и службы управления рисками (действующей независимо от бизнес-направлений и бизнес- единиц), а также других элементов системы сдержек и противовесов;

       • постоянного мониторинга рисков в определенных областях банковского  бизнеса, характеризующихся высокой  вероятностью возникновения конфликтов интересов (эти области охватывают, во-первых, взаимодействие банка с  заемщиками — аффилированными и  связанными лицами, крупными акционерами и менеджерами высшего звена и, во-вторых, деятельность лиц, осуществляющих крупные сделки, например операции ведущих трейдеров банка на фондовом рынке);

       • совокупности финансовых и карьерных  стимулов, создающих условия для надлежащей работы менеджеров и других сотрудников;

         • системы информационных потоков,  обеспечивающей внутренние потребности  организации и необходимый для  внешних контрагентов уровень  прозрачности банка. Для банковского  бизнеса чрезвычайно важно, чтобы структуры корпоративного управления функционировали на основе принципа сдержек и противовесов (checks and balances). Система взаимоограничений включает в себя контроль на четырех уровнях, каковыми являются: совет директоров (при обязательном наличии института независимых директоров); специально уполномоченные лица, не имеющие отношения к руководству каждодневными операциями; подразделения, несущие прямую ответственность за различные сферы деятельности банка; службы управления рисками и внутреннего аудита, функционирующие независимо от бизнес- направлений и бизнес-единиц банка.

       Как указывает Базельский комитет по банковскому надзору, в рамках совета директоров (СД) следует организовать как минимум четыре комитета: по аудиту, вознаграждениям, назначениям  и управлению рисками.

       В исследованиях российской банковской системы, проведенных Всемирным  банком, МВФ, Международной финансовой корпорации отмечается низкий уровень  корпоративного управления.   Вместе с тем, никакая модель банковского  надзора не может быть эффективной без усилий самих кредитных организаций по совершенствованию системы внутреннего контроля и оценки адекватности принимаемых на себя рисков. Несмотря на то, что органы надзора в ходе осуществления цели надзора — поддержания стабильности и устойчивости банковской системы — вовлечены в процесс определения рисков, ролью органов надзора является мониторинг, а не контроль операций банка. Основная же ответственность за управление рисками в банках лежит на совете директоров и исполнительном органе каждого коммерческого банка.

       Наибольшее  внимание должно уделяться тем аспектам корпоративного управления, которые  непосредственно связаны с повышением эффективности деятельности кредитной  организации и её финансовой устойчивости. Так, среди приоритетов в данной области необходимо отметить совершенствование системы стратегического планирования, организацию внутреннего контроля и управления рисками, распределение ответственности и функций в рамках организационной структуры.

       Слабый  уровень развития  систем управления в банках, отсутствие или некачественное бизнес-планирование, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики являются внутренним препятствиям развития банковского сектора.

       Разработанные наднациональным органом банковского  надзора  (Базельский комитет по банковскому надзору) требования к  кредитным организациям, в том  числе к достаточности капитала, службам внутреннего контроля, риск менеджменту, корпоративному управлению, неизбежно приводят к необходимости улучшения соответствующих параметров российских кредитных организаций. Игнорировать эти требования невозможно, поскольку, если российские кредитные организации окажутся не в состоянии уже в ближайшие годы осуществлять свою деятельность в соответствии со складывающейся международной практикой, они будут просто вытеснены с рынка иностранными транснациональными банками.

       В ближайшие два - три года действия Банка России будут направлены на улучшение качества управления кредитных организаций и  обеспечение транспарентности в их деятельности, что предусмотрено в  Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 года. Для реализации поставленных задач Банк России будет наделен дополнительными закрепленными законодательством Российской Федерации возможностями проведения оценки качества управления в кредитных организациях и использования этой оценки для определения финансовой устойчивости кредитных организаций, также будут разработаны новые нормативные акты в данной области, внесены изменения в федеральное законодательство.

       Особое  внимание будет уделяться минимизации  кредитования связанных с банками  лиц. Так, по данным доклада МВФ "Российская Федерация – отдельные вопросы" (2004 г., раздел "Структурные недостатки банковской системы") высокая концентрация кредитных рисков, обусловленная прежде всего кредитованием связанных с банками лиц, зачастую функционирующих в одной отрасли экономики, названа в числе ключевых факторов нестабильности банковского сектора. По информации МВФ крупный кредитный риск в целом по банковской системе в 2003 году составил 214% от совокупного банковского капитала. Согласно приведенным в докладе МВФ данным Standard&Poor’s, 10 крупнейших ссуд, предоставленных российскими банками с наиболее высоким рейтингом, составляют 40% от их совокупного ссудного портфеля и почти 150% от совокупного акционерного капитала. Согласно расчетам экспертов МВФ, концентрация рисков, обусловленная преимущественным кредитованием отдельных отраслей экономики и связанных с банками лиц, может привести к системным потерям в размере 1,4% от ВВП. По оценкам агентства Fitch Rating, от 20% до 50% банковских кредитов выдаются связанным сторонам в понимании МСФО 24, тогда как на Западе такие кредиты обычно не превышают 5% кредитного портфеля банков.

       Учитывая  отсутствие в настоящее время  комплекса критериев по оценке системы  управления кредитной организацией, в качестве одного из инструментов оценки управления может быть использована  оценочная таблица, приведенная в данной главе. При использовании таблицы необходимо учитывать возможность несовпадения закрепленной во внутренних документах банка системы принятия решении с фактически действующей в кредитной организации. 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Принципы корпоративного управления в странах ОЭСР, 1999г.
  2. Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях. Базельский комитет по банковскому надзору, 1999.
  3. Система внутреннего контроля в банках: основы организации. Базельский комитет по банковскому надзору, 1998.
  4. Усиление банковской прозрачности. Базельский комитет по банковскому надзору, 1998.
  5. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. Базельский комитет по банковскому надзору, 2004.
  6. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.
  7. Письмо Банка России от 13.09.2005 №119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях».
  8. Указание Банка России от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов».
  9. Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
  10. Проект Указания Банка России "Об обязательном нормативе максимального размера кредитного риска на группу экономически связанных заемщиков".
  11. ГОСТ Р ИСО 9000-2001.  Системы менеджмента качества.
  12. ГОСТ Р ИСО 9001- 2001. Системы менеджмента качества. Требования.
  13. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  14. Камионский С.А.. Менеджмент в российском банке. – М.: Деловая библиотека "Омскпромстройбанка", 1998.
  15. Тютюнник. А.В. Реинжиниринг в кредитных организациях. – М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2003.
  16. Максютов А.А. Банковский менеджмент. – М.: Альфа-Пресс, 2005.
  17. МакНотон Д. и др. Организация работы в банках.  – М.: Финансы и статистика, 2002.
  18. Мексон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М. Дело, 1997
  19. Козлов А.А., Хмелев А.О. Качество кредитной организации. – Деньги и кредит, 2002 – 2003.
  20. Краткий обзор нового Базельского соглашения по капиталу. - Внедрение МСФО в кредитной организации,  2004, № 1.
  21. Субботин А.В. Базельское соглашение II: требования, перспективы. - Внедрение МСФО в кредитной организации,  2004, № 3.
  22. Совершенствование корпоративного управления и банковского надзора на основе процессного подхода. - Вестник АРБ, 2005, № 5.
  23. Осипенко Т. В. Построение комплексной системы управления банковскими рисками. - Деньги и кредит, 2004, № 3.
  24. Бухтин М.А. Организационные принципы управления рисками в коммерческом банке. Процессный подход. - Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке, 2003, № 2.
  25. Лотобаева Г.Г., Сидоренко С.Ю. Понятие и структура системы внутреннего контроля кредитной организации. - Бухгалтерский учет в кредитных организациях, 2003, № 3.
  26. Комиссаров Г.П. Совершенствование оценки управления в коммерческом банке со стороны надзорного органа. - Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке, 2005, № 4.
  27. Комиссаров Г.П. Как повысить качество управления банком. - Аналитический банковский журнал, 2005, № 5.
  28. Корпоративное управление в банках.  - Банковское дело, 2005, № 5.
  29. Ольхова Р.Г. Операционные риски: проблемы оценки и управления. - Бизнес и банки, 03.08.2005.
  30. Козлов А.А. О подходах к повышению качества управления и организации деятельности банков. - Вестник АРБ, 2005, № 8.
  31. А.Б. Токарева. Состояние правового регулирования банковской деятельности на современном этапе. - Юридическая работа в кредитной организации, 2005, №1.
  32. Новикова В. Критерии качества российских банков. - Аналитический банковский журнал, февраль 2005, № 2.
  33. Андрианов В. Ограничение банковских рисков: рекомендации Базельского комитета и обязательные нормативы деятельности банков. - Вестник АРБ, 2005, №1.
  34. Ахундов Ф. Н. К вопросу об управлении банковской деятельностью. - "Деньги и кредит",  2005, № 4.
  35. Марданов Р. Х. Совершенствование корпоративного управления и банковского надзора на основе стандартов качества деятельности кредитных организаций. - Деньги и кредит, 2005, № 4.
  36. Розанова Е. Управление рисками в российских банках: проблемы и возможности. - Бухгалтерия и банки, 2005, № 2.
  37. Соколов Б.В. Создание и нормативное обеспечение службы внутреннего аудита в коммерческой организации. - Внедрение МСФО в кредитной организации, 2005, №4.
  38. Бортников Г.П.  Конфликт интересов в коммерческом банке: выявление и предупреждение. - Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке, 2005, № 4.
  39. Никонова И. Разработка стратегии банка. Стратегический анализ. - Банковское дело в Москве, 2004, № 12.
  40. Черемных О.С. Процессно-стоимостной подход к управлению коммерческим банком. - Банковское дело, 2003, № 7.
  41. Калин А.А. Реалии и перспективы формирования российской модели корпоративного управления. - Финансы и кредит", 2001, № 3.
  42. Цветкова И. Современные методы стратегического управления банком. - Аналитический банковский журнал, 2000, № 12.

Информация о работе Оценка качества управления банком