Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы явилась разработка сводного собственного комплекса критериев по оценке качества правления банком с учетом принятых в мировой практике стандартов эффективного управления кредитной организации и существующих требований Банка России к управлению банками.
Введение 3
1. Понятие управления качеством организации 6
1.1. Оценка качества управления банком с точки зрения различных субъектов оценки 6
1.2. Принципы менеджмента качества (международные стандарты качества, семейство стандартов ИСО 9000) 12
1.3. Менеджмент систем и процессов в рамках стандартов ИСО 9000 24
2. Управление кредитной организацией: оценка качества и предъявляемые требования 32
2.1. Организационная структура (рекомендации и требования регулирующих органов) 32
2.2. Система принятия решений и планирование деятельности (стратегическое планирование, организационная структура, система управления рисками, система управленческого информирования) 53
2.3. Оценка качества управления в рамках определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов 73
3. Совершенствование подходов к оценке качества управления кредитной организацией 84
3.1. Требования Базеля II по вопросам управления кредитной организацией и задачи по совершенствованию российской нормативно-правовой базы 84
3.2. Пути совершенствования оценки качества управления кредитной организацией 101
Заключение 109
Литература 114
• эффективного механизма взаимодействия и сотрудничества между советом директоров, топ-менеджментом и аудиторами;
• надежной системы внутреннего контроля (включая оценку эффективности данной системы, проводимую службой внутреннего аудита и внешним аудитором) и службы управления рисками (действующей независимо от бизнес-направлений и бизнес- единиц), а также других элементов системы сдержек и противовесов;
• постоянного мониторинга рисков в определенных областях банковского бизнеса, характеризующихся высокой вероятностью возникновения конфликтов интересов (эти области охватывают, во-первых, взаимодействие банка с заемщиками — аффилированными и связанными лицами, крупными акционерами и менеджерами высшего звена и, во-вторых, деятельность лиц, осуществляющих крупные сделки, например операции ведущих трейдеров банка на фондовом рынке);
• совокупности финансовых и карьерных стимулов, создающих условия для надлежащей работы менеджеров и других сотрудников;
• системы информационных
Как указывает Базельский комитет по банковскому надзору, в рамках совета директоров (СД) следует организовать как минимум четыре комитета: по аудиту, вознаграждениям, назначениям и управлению рисками.
В исследованиях российской банковской системы, проведенных Всемирным банком, МВФ, Международной финансовой корпорации отмечается низкий уровень корпоративного управления. Вместе с тем, никакая модель банковского надзора не может быть эффективной без усилий самих кредитных организаций по совершенствованию системы внутреннего контроля и оценки адекватности принимаемых на себя рисков. Несмотря на то, что органы надзора в ходе осуществления цели надзора — поддержания стабильности и устойчивости банковской системы — вовлечены в процесс определения рисков, ролью органов надзора является мониторинг, а не контроль операций банка. Основная же ответственность за управление рисками в банках лежит на совете директоров и исполнительном органе каждого коммерческого банка.
Наибольшее
внимание должно уделяться тем аспектам
корпоративного управления, которые
непосредственно связаны с
Слабый уровень развития систем управления в банках, отсутствие или некачественное бизнес-планирование, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики являются внутренним препятствиям развития банковского сектора.
Разработанные
наднациональным органом
В ближайшие два - три года действия Банка России будут направлены на улучшение качества управления кредитных организаций и обеспечение транспарентности в их деятельности, что предусмотрено в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 года. Для реализации поставленных задач Банк России будет наделен дополнительными закрепленными законодательством Российской Федерации возможностями проведения оценки качества управления в кредитных организациях и использования этой оценки для определения финансовой устойчивости кредитных организаций, также будут разработаны новые нормативные акты в данной области, внесены изменения в федеральное законодательство.
Особое внимание будет уделяться минимизации кредитования связанных с банками лиц. Так, по данным доклада МВФ "Российская Федерация – отдельные вопросы" (2004 г., раздел "Структурные недостатки банковской системы") высокая концентрация кредитных рисков, обусловленная прежде всего кредитованием связанных с банками лиц, зачастую функционирующих в одной отрасли экономики, названа в числе ключевых факторов нестабильности банковского сектора. По информации МВФ крупный кредитный риск в целом по банковской системе в 2003 году составил 214% от совокупного банковского капитала. Согласно приведенным в докладе МВФ данным Standard&Poor’s, 10 крупнейших ссуд, предоставленных российскими банками с наиболее высоким рейтингом, составляют 40% от их совокупного ссудного портфеля и почти 150% от совокупного акционерного капитала. Согласно расчетам экспертов МВФ, концентрация рисков, обусловленная преимущественным кредитованием отдельных отраслей экономики и связанных с банками лиц, может привести к системным потерям в размере 1,4% от ВВП. По оценкам агентства Fitch Rating, от 20% до 50% банковских кредитов выдаются связанным сторонам в понимании МСФО 24, тогда как на Западе такие кредиты обычно не превышают 5% кредитного портфеля банков.
Учитывая
отсутствие в настоящее время
комплекса критериев по оценке системы
управления кредитной организацией,
в качестве одного из инструментов
оценки управления может быть использована
оценочная таблица, приведенная в данной
главе. При использовании таблицы необходимо
учитывать возможность несовпадения закрепленной
во внутренних документах банка системы
принятия решении с фактически действующей
в кредитной организации.
ЛИТЕРАТУРА