Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:15, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по формированию и совершенствованию системы управления кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
провести анализ развития потребительского кредитования в России и за рубежом;
выявить тенденции и факторы развития кредитования физических лиц;
проанализировать методические подходы к исследованию проблем управления потребительским кредитованием в коммерческом банке;
разработать рекомендации по совершенствованию управления потребительским кредитованием в коммерческом банке.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧАСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.
1.1 Проблемы и тенденции развития потребительского кредитования в Российской Федерации. 4
1.2. Факторы, влияющие на развитие потребительского кредитования в России. 8
1.3. Зарубежный опыт потребительского кредитования. 17
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ООО «РУСФИНАНС БАНК».
2.1. Динамика сферы кредитования в России и за рубежом. 22
2.2. Оценка кредитования физических лиц в ООО «Русфинанс Банк». 27
2.3. Анализ эффективности деятельности операций ООО «Русфинанс Банк»42
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1. Направления по реформированию нормативно-правовой базы. 53
3.2 Основные направления совершенствования кредитной политики банка. 58
3.3. Методы снижения рисков потребительского кредитования. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Потребительское
кредитования в Российской
Федерации (на примере
ООО «Русфинанс Банк»)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧАСКИЕ
ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
1.1 Проблемы и тенденции развития потребительского
кредитования в Российской Федерации.
1.2. Факторы, влияющие на развитие потребительского
кредитования в России.
1.3. Зарубежный опыт потребительского кредитования. 17
2 ОЦЕНКА
СОСТОЯНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ
2.1. Динамика сферы кредитования в России и за рубежом. 22
2.2. Оценка кредитования физических лиц в ООО «Русфинанс Банк». 27
2.3. Анализ эффективности деятельности операций ООО «Русфинанс Банк»42
3 ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1. Направления по реформированию нормативно-правовой базы. 53
3.2 Основные направления совершенствования
кредитной политики банка.
3.3. Методы снижения рисков потребительского кредитования. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В российской экономике потребительское кредитование, после более чем десятилетнего периода ограниченного использования, также становится все более широко востребованной банковской услугой. Это изменение обеспечено как внутренними факторами экономического развития: стабилизацией экономической и политической ситуации в стране, снижением темпов инфляции, ростом реальных доходов населения, высокой конкуренцией в сегменте корпоративного банковского бизнеса, уменьшением доходности традиционных банковских услуг, так и агрессивной политикой на российском рынке потребительских кредитов зарубежных коммерческих банков, таких как «Сити-банк», «Райффайзенбанк», «ДельтаКредит», что привело, в свою очередь, к активизации деятельности российских банков на этом сегменте банковского рынка услуг.
Кредитование физических лиц, являясь традиционной банковской услугой, приобретает все большее значение для удовлетворения экономических, социальных и культурных потребностей населения.
При этом для зарубежных банков характерна активная политика на рынке потребительского кредитования, предложение большого количества видов кредитования, разнообразие условий кредитования. В свою очередь, постоянно расширяется и спектр объектов потребительского кредитования, что связано с ростом доходов населения.
С 2003 года начинается «бум потребительского кредитования», когда его объем ежегодно удваивался. В результате объемы потребительского кредитования в России выросли за период 2001-2009 гг. в 32 раза, а доля потребительских кредитов в общем объеме банковского кредитования составила более 15%.
Вместе с тем, многие проблемы, определяющие уровень развития потребительского кредитования, не решены: объемы потребительского кредитования остаются относительно небольшими по сравнению с западными странами, программы потребительскою кредитования являются однообразными по условиям, процентные ставки по потребительским кредитам продолжают быть для заемщиков высокими, эффективность потребительскою кредитования для коммерческого банка характеризуется как недостаточная что выражается в больших суммах просроченных кредитов. Все это определяет необходимость совершенствования управления кредитованием физических лиц в коммерческом банке.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по формированию и совершенствованию системы управления кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
Основным объектом исследования стал коммерческий банк ООО «Русфинанс Банк».
Предмет исследования потребительское кредитование в Российской Федерации.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды зарубежных и отечественных специалистов по теории банковского дела.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые материалы по проблемам регулирования деятельности коммерческих банков, информационные и аналитические материалы Центрального банка РФ, статистические данные Госкомстата России.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ведении раскрываются цель, задачи, объект и предмет исследования выпускной квалификационной работы.
В первой главе работы рассматриваются: понятие и сущность инноваций. А также основы государственного регулирования инновационной деятельности в России.
Во второй главе работы анализируются источники финансирования инновационной деятельности и рисков, влияющих на развитие инноваций. А также проводится сравнительный анализ инновационной политики стран ЕС и России.
В третьей главе работы направления по совершенствованию современной инновационной политики России.
В
заключении делаются выводы и даются
предложения.
1. ТЕОРЕТИЧАСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.
1.1 Проблемы и тенденции развития потребительского кредитования в Российской Федерации
Одной из важнейших функций банковского сектора в целом, а, следовательно, и коммерческих банков, является трансформация сбережений физических и юридических лиц в кредиты. В связи с этим кредитную деятельность коммерческих банков подразделяют на кредитование юридических и физических лиц.
Проведенный анализ статистических данных, характеризующих процесс развития кредитования физических лиц (табл. 1.1),(табл. 1.2) позволил сделать следующие выводы.
Если до начала 90-х годов существовала развитая система кредитования населения, то в период формирования рыночных отношений в РФ, начиная с 1992 года, сектор кредитования физических лиц практически исчез. Это было связано с высокими темпами инфляции, падением доходов большей части населения страны, и в силу этого высокими для коммерческих банков рисками в этой сфере рынка кредитов. Новый этап формирования значимого сектора кредитования физических лиц связан с переломными тенденциями развития российской экономики после кризиса 1998 года.
Кредиты, предоставленные предприятиям, организациям, банкам и
физическим
лицам, млн. руб.
|
в иностранной валюте | 367953 | 255963 | 59957 | 10194 |
2006 | ||||
Всего | 1467489 | 11191452 | 129929 | 94653 |
в том числе | ||||
в рублях | 972640 | 822120 | 68156 | 78446 |
в иностранной валюте | 494849 | 369332 | 61773 | 16207 |
2007 | ||||
Всего | 2028923 | 1612686 | 212359 | 142158 |
в том числе | ||||
в рублях | 1283942 | 1056867 | 107746 | 115899 |
в иностранной валюте | 744971 | 555819 | 104613 | 26259 |
2008 | ||||
Всего | 2910205 | 2299943 | 195874 | 299678 |
в том числе | ||||
в рублях | 1927262 | 1542042 | 112687 | 246177 |
в иностранной валюте | 982943 | 757901 | 83187 | 53501 |
2009 | ||||
Всего | 4227955 | 3189317 | 303440 | 618862 |
в том числе | ||||
в рублях | 3012203 | 3012203 | 160215 | 525372 |
в иностранной валют | 1215752 | 1215752 | 143225 | 93490 |
В целом, как следует из данных табл. 1.2, рост кредитов физическим лицам перешел в активную фазу, начиная с 2003 года, когда доля предоставленных физическим лицам кредитов превысила докризисный уровень и составила к 2004 году 7,0% общего объема выданных кредитов. Кроме того, при темпах роста объемов кредитов, выданных юридическим лицам, в текущих ценах в период 2004-2009 гг. в 15,4 раза, объемы кредитных ресурсов, выданных физическим лицам, выросли за рассматриваемый период в 33,7 раза.
Таблица 1.2
Кредитование физических лиц в РФ, 2004 -2009 гг., %
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Всего выдано кредитов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе физическим лицам | 4,62 | 4,68 | 6,45 | 7,01 | 10,3 | 14,6 |
Из
них в
иностранной валюте |
42,3 | 22,8 | 17,1 | 18,5 | 17,9 | 15,1 |
Наибольшая тенденция снижения кредитования физических лиц в иностранной валюте.
Следует отметить, что кредитование физических лиц является сложным по своей внутренней структуре. Несмотря на то, что общепринятой классификации кредитов для физических лиц не существует, в статистике коммерческих банков выделяют следующие виды кредитования физических лиц:
Анализ информации по данным периодической печати, экспертным оценкам, статистическим данным, характеризующих тенденции развития кредитование физических лиц, позволяет сделать следующие выводы. Так, по объемам лидирует сектор ипотечного кредитования. Это связано как с размерами кредитов, предоставляемых гражданам для приобретения квартир, так и с развитием государственных программ поддержки жилищного строительства, что выражается в создании Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и его территориальных управлении, выделение уполномоченных банков, принятию Национального проекта. По причине увеличения процента неплательщиков в России, эта отрасль кредитования станет более дорогой. Высокие приросты объемов автокредитования наблюдались в 2004-2009 гг., когда практически все дилеры отечественных и западных компаний активизировали свою деятельность в этом секторе рынка кредитов. Вместе с тем, объемы кредитования в этом секторе рынка отличаются стабильностью, что связано с цикличностью эксплуатации автомобилей, а также практикой зачета стоимости сдаваемого автомобиля при приобретении нового автомобиля. Следует отметить и расширение условий автокредитования.