Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:15, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по формированию и совершенствованию системы управления кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
провести анализ развития потребительского кредитования в России и за рубежом;
выявить тенденции и факторы развития кредитования физических лиц;
проанализировать методические подходы к исследованию проблем управления потребительским кредитованием в коммерческом банке;
разработать рекомендации по совершенствованию управления потребительским кредитованием в коммерческом банке.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧАСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.
1.1 Проблемы и тенденции развития потребительского кредитования в Российской Федерации. 4
1.2. Факторы, влияющие на развитие потребительского кредитования в России. 8
1.3. Зарубежный опыт потребительского кредитования. 17
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ООО «РУСФИНАНС БАНК».
2.1. Динамика сферы кредитования в России и за рубежом. 22
2.2. Оценка кредитования физических лиц в ООО «Русфинанс Банк». 27
2.3. Анализ эффективности деятельности операций ООО «Русфинанс Банк»42
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1. Направления по реформированию нормативно-правовой базы. 53
3.2 Основные направления совершенствования кредитной политики банка. 58
3.3. Методы снижения рисков потребительского кредитования. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Наблюдается определенная цикличность в кредитовании в рамках календарного года. Так, например, в зимние месяцы спрос на ипотечные кредиты и автокредиты в 2-3 раза ниже, чем в весенние и летние месяцы. Существует ярко выраженный региональный аспект кредитования физических лиц, что тесно связано с общей неравномерностью социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Контрасты социально-экономического развития территории России
Показатели | Среднее | Максимальное | Минимальное | Разница между мак. и мин. | Отношение к среднему, % |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 56,3 | 184,5 | 6,8 | 30 раз | 12,1 |
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс.руб. | 14,2 | 244,0 | 1,2 | 200 раз | 8,5 |
Финансовая обеспеченность региона на душу населения, тыс. руб. | 31,5 | 117,0 | 5,0 | 20 раз | 15,9 |
Уровень зарегистрированной безработицы, в % к экономически активному населению | 2.2 | 0,6 | 13,3 | 20 раз | -6,5 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % | 27,8 | 11,2 | 91,0 | более 8
раз |
-3,2 |
Согласно данных Банка России, основной объем выданных кредитов приходится на Центральный (г. Москва и Московская область), Северо-Западный и Приволжский
Финансово-экономические проблемы муниципальных образований. М.: Финансы и статистика, 2009 . С. 62-63.
Федеральные округа, а если в разрезе субъектов федерации, то интенсивное развитие рынка кредитов для физических лиц наблюдается в 10-15 субъектах федерации.
Самые высокие темпы развития демонстрирует сектор потребительского кредитования. Так, за период 2004-2009 гг., объем потребительского кредитования вырос более чем в 32 раза и составил более 15% от общего объема банковского кредитования.
К началу 2007 года лидером на рынке потребительского кредитования остается Сбербанк, который контролирует 52% совокупного розничного кредитного портфеля всех российских банков. Второе место на рынке потребительского кредитования занимает банк «Русский стандарт», третье место - «ХоумКредит&ФинансБанк». Активно развивают программы потребительского кредитования Внешторгбанк, а также иностранные коммерческие банки. Группа лидеров на рынке потребительского кредитования определяется двумя факторами: 1) наличием дешевых денежных средств населения, в первую очередь, в таких банках как Сбербанк и Внешторгбанк, 2) мощной и недорогой ресурсной базой иностранных банков.
Присутствие на российском рынке зарубежных коммерческих банков, которые активно наращивают объемы потребительского кредитования, обусловливают рост конкуренции в этом секторе финансового рынка, а также ставят перед российскими банками задачу разработки активной политики в сфере потребительского кредитования.
Фактором, который обостряет конкуренцию на рынке потребительского кредитования, является упрощение требований, предъявляемых в банках к заемщикам, а также снижение размера первоначального взноса при целевом кредитовании, что приводит к вовлечению в этот процесс сегмента заемщиков с низким уровнем доходов и неустойчивым финансовым положением.
В 2007 году, доля просроченной задолженности в общем объеме кредитов, предоставленных физическим лицам, оценивалась как незначительная. Но уже в 2008 году ситуация изменилась: общая сумма просроченной задолженности выросла в 3.5 раза по сравнению с 2007г., что значительно выше темпа роста потребительского кредитования.
Таким образом, значительная часть российского населения заинтересована в расширении сферы потребительского кредитования, что связано:
-во-первых,
с сохраняющимся невысоким
-во-вторых, с существенным расширением спектра современной бытовой техники и автомобилей,
-в третьих, с высокими темпами обновления этой техники.
Все это в совокупности определяет необходимость расширения сферы потребительского кредитования в современных российских условиях.
Важная роль в расширении сферы потребительского кредитования, безусловно, отводится коммерческим банкам. Наблюдается оптимизация числа коммерческих банков при ужесточении требований к ним, активизации на российском финансовом рынке иностранных коммерческих банков.
В целом в поведении коммерческих банков все больше прослеживается интерес к кредитованию физических лип. Это связано, по моему мнению, с рядом причин. Во-первых, на этом сегменте активно заявили о своем присутствии иностранные банки. Во-вторых, российские банки накопили опыт работы с физическими лицами; в-третьих, риски работы с физическими лицами значительно сократились, а потребительский спрос населения на товары длительного пользования имеет тенденцию к росту.
Необходимо отметить, деятельность коммерческих банков на этом сегменте имеет ряд ограничений. Среди них наличие существенных пробелов в законодательстве, регламентирующем ответственность физических лиц перед коммерческими банками. Кроме того, в России, в отличие от стран с развитой экономикой, отсутствует нормативная база, регулирующая отношения в области потребительского кредитования. Взаимоотношения между заемщиком и банком регулируются общими нормами гражданского и банковского законодательства: Гражданским кодекс РФ, законами «О банках и банковской деятельности» и «О защите прав потребителей».
У
российских банков отсутствует опыт
по организации розничного бизнеса,
что приводит к неудовлетворенности населения
качеством обслуживания в банках. Так,
например, опрос, проведенный RBC Daily и call-центром
«Горячие линии» в 2007 году в Москве, показал,
что почти треть граждан (28%) имеют претензии
к качеству обслуживания в банках, значительная
часть опрошенных (36%), на момент опроса
были готовы сменить банк, а еще 19% будут
готовы к этому, если банки не изменят
качество обслуживания в ближайшее время.
1.2. Факторы, влияющие на развитие потребительского кредитования в России
Выявим
факторы, которые определяются выделенной
совокупностью принципов
Таблица 1.4
Факторы, влияющие на развитие потребительского кредитования
Принцип | Факторы | |
Принципы потребительского кредитования для физических лиц | ||
Доступность | Уровень доходов
населения
Уровень цен Уровень инфляции Уровень устойчивости экономической системы (стабильность экономических связей) Уровень устойчивости финансовой системы (стабильность денежного обращения) | |
Необременительность | Уровень доходов
населения
Структура потребления Наличие и характер отложенного спроса Социально-культурные характеристики социальной группы, определяющие представления об уровне и качестве жизни Степень поддержки государством населения со средними и низкими доходами | |
Целесообразность | Уровень культурного
развития личности
Уровень экономического благосостояния общества Уровень
потребления в различных группах Наличие в достаточном объеме товаров и услуг как объектов потребительского кредита Наличие соответствующей формы потребительского кредита Общественное признание товара или услуги элементом стандарта качества жизни Отношение государства к данной форме потребительского кредита Уровень и характер отложенного спроса | |
Достоверность
предоставляемой информации |
Уровень доверия
общества и личности к бизнесу
Уровень этичности поведения бизнеса по отношению к обществу | |
Ответственность за выполнение условий кредитного договора | Социальная
ответственность личности
Нормативно-правовое регулирование отношений (прав и обязанностей) потребительского кредитования |
Эффективность
Потребительского кредита |
Уровень спроса
на различные формы
потребительского кредита в стране в целом, в отдельном регионе, в муниципальном образовании, уровнем доходов Результативность банковской рекламы Уровень банковского обслуживания Уровень банковского менеджмента Уровень доверия к конкретному банку Уровень
социально-экономической |
Принцип | Факторы | |
Принципы потребительского кредитования для коммерческого банка | ||
Доступность потребительского | Потребность
в потребительском кредите
Законодательная база, регламентирующая права, обязанности и ответственность коммерческого банка в сфере потребительского кредитования Наличие специалистов в коммерческом банке, осуществляющих потребительское кредитование Разработанность технологий и процедур потребительского кредитования Наличие опыта потребительского кредитования населения Приемлемость существенных условий кредитования для физических лиц (процентные ставки, размер платежей, период погашения кредита) | |
Прозрачность условий кредитования для физических лиц | Уровень
регулирования банковского Уровень
нормативно-правового Степень защиты прав потребителей Позиционирование банка на рынке потребительского кредитования Уровень культуры работы банка с клиентами | |
Привлекательность программ потребительского кредитования | Уровень
конкурентной борьбы на рынке потребительского
кредитования
Характер конкретной потребности физического лица Специализация коммерческих банков на рынке потребительского кредитования | |
Постоянное увеличение форм потребителя некого кредита | Поиск, выявление
и продвижение банками новых
объектов потребительского кредитования
Изменение возраста, здоровья, менталитета платежеспособных физических лиц Спрос на новые виды потребительских кредитов | |
Стимулирование персонала на заинтересованную работу с физическими лицами |