Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:01, дипломная работа
Цель работы: изучить степень развитости рынка услуг дистанционного банковского обслуживания, разработать пути совершенствования действующей в Приорбанке системы дистанционного банковского обслуживания, на основе анализа белорусского и зарубежного рынка дистанционных услуг разработать рекомендации по улучшению качества оказываемых Приорбанком и другими белорусскими банками данного типа услуг. В результате проведенного исследования:
- предложена стратегия многоканального обслуживания;
- даны предложения по увеличению доступных видов услуг с целью создания максимально комплексного обслуживания клиентов;
Введение
1 Теоретические аспекты дистанционного банковского обслуживания
1.1 Понятие и краткая характеристика услуг дистанционного банковского обслуживания
1.2 Сравнение систем дистанционного банковского обслуживания различных банков
1.3 Основные тенденции развития рынка дистанционного банковского обслуживания в зарубежных странах
1.4 Состояние рынка дистанционного банковского обслуживания
2 "Приорбанк" ОАО, его характеристика и анализ деятельности
2.1 Общая характеристика деятельности "Приорбанк" ОАО
2.2 Анализ организационной структуры "Приорбанк" ОАО
2.3 Анализ финансового состояния "Приорбанк" ОАО
2.3.1 Анализ рентабельности активов и капитала
2.3.2 Анализ полученной прибыли
2.3.3 Анализ выполнения экономических нормативов деятельности "Приорбанк" ОАО
2.3.4 Анализ собственного капитала
2.3.5 Анализ активов "Приорбанк" ОАО
2.4 Анализ услуг розничного бизнеса
2.5 Характеристика услуг дистанционного банковского обслуживания
2.5.1 Услуги СДБО, оказываемые юридическим лицам
2.5.2 Услуги СДБО, оказываемые физическим лицам
2.6 Анализ услуг СДБО, оказываемых физическим лицам
3 Пути совершенствования системы дистанционного банковского обслуживания
3.1 Обоснование внедрения усовершенствованной системы Интернет-банк (Prior Online)
3.2 Финансовый анализ проекта по внедрению системы Prior Online
3.3 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию электронных каналов продаж и обслуживания банковских продуктов, входящих в СДБО
3.4 Факторы, препятствующие дальнейшему развитию рынка дистанционного банковского обслуживания
3.5 Совершенствование системы дистанционного банковского обслуживания при помощи конструкторско-технологических компонентов
4 Особенности реализации системы "человек-машина" в дистанционном банковском обслуживании
4.1 Особенности реализации и сущность системы "человек-машина"
4.2 Особенности взаимодействия и принципы работы человека с системой дистанционного банковского обслуживания
Заключение
Список литературы
Приложение А Организационная структура "Приорбанк" ОАО
Приложение Б Бухгалтерский баланс "Приорбанк" ОАО за 2006-2008 гг
Приложение В Отчет о прибыли и убытках "Приорбанк" ОАО за 2006-2008 гг.
Приложение Г Расчет ликвидности "Приорбанк" ОАО по состоянию на 01.01.2009 г., 01.02.2009 г. и 01.03.2009 г (внутренний документ)
Приложение Д Дерево услуг системы Интернет-Банк (Prior Online)
Приложение Ж Анализ затрат на реализацию проекта Prior Online
Приложение И Система управления охраной труда "Приорбанк" ОАО
- открытие и ведение банковских счетов клиентов;
- выдача и сопровождение кредитных продуктов;
- осуществление расчетного
и кассового обслуживания
- осуществление валютно-
- выдача банковских гарантий;
- финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
- предоставление клиентам
специальных помещений или
Помимо вышеуказанных банковских операций ЦБУ вправе осуществлять:
- поручительство за третьих
лиц, предусматривающее
- лизинговую деятельность;
- операции с использованием
банковских пластиковых
- иную деятельность по
обслуживанию клиентов в
ЦБУ в своей работе взаимодействует
со структурными подразделениями Центрального
офиса по вопросам, касающимся деятельности
ЦБУ. В целях создания наилучших
условий для качественного
Руководство текущей деятельностью ЦБУ осуществляет управляющий ЦБУ, который назначается на должность решением Правления "Приорбанк" ОАО на контрактной основе в соответствии с номенклатурой должностей, действующей в банке. В компетенцию управляющего ЦБУ входит:
- руководство деятельностью
ЦБУ и подчиненными ему
- выполнение решений и
распоряжений органов
- обеспечение выполнения доведенных до ЦБУ планов и заданий;
- представление интересов "Приорбанк" ОАО перед третьими лицами, заключение сделок в рамках полномочий, предоставленных доверенностью;
- обеспечение эффективного использования средств банка;
- внесение предложений по совершенствованию работы ЦБУ;
- координация деятельности
ЦБУ со структурными
В зависимости от типа ЦБУ
в организационной структуре
организовано несколько отделов. В
каждом ЦБУ есть отдел денежного
обращения и кассового
В 2006 г. в "Приорбанк" ОАО был осуществлен процесс трансформации филиалов в Центры банковских услуг и перевод их на единый баланс. Это позволило банку существенно сократить время проведения расчетных операций в иностранной валюте и между клиентами нашего банка, что положительно отразилось на качестве обслуживания клиентов.
Продолжением процесса объединения банка явилась унификация тарифной политики ЦБУ. Так, с 1 января 2007 г. в "Приорбанк" ОАО был введен новый единый для всего банка Перечень банковских и иных операций, оказываемых за плату, и величин платы за осуществление операций, который заменил ранее действовавшие тарифы филиалов.
В настоящее время все центры банковских услуг по Республики Беларусь подотчетны Центральному офису. Схематично филиальная структура представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Филиальная структура "Приорбанк" ОАО
На сегодняшний день филиальная сеть Приорбанка представлена 101 структурным подразделением, что позволяет эффективно и успешно сотрудничать как с крупными корпоративными клиентами, лидерами белорусской экономики, так и с предприятиями малого и среднего бизнеса, а также с населением по всей территории Республики Беларусь.
Контроль деятельности банка,
его филиалов и зарубежных представительств,
должностных лиц осуществляется
Ревизионной комиссией и
Подразделение, которое занимается
решением исследуемой в дипломном
проекте проблемы, называется Департаментом
электронных каналов
2.3 Анализ финансового состояния "Приорбанк" ОАО
С 1 января 2005 г. в Приорбанке учет доходов и расходов, отчетность для НБРБ, учет кадров ведется централизованно. В связи с этим экономические показатели предоставляются в целом по системе "Приорбанк" ОАО. Бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках представлены в приложениях Б и В соответственно.
2.3.1 Анализ рентабельности активов и капитала
На основании данных бухгалтерского баланса рассчитаем показатели рентабельности активов и капитала и представим в виде таблицы.
Показатель рентабельности активов рассчитывается как отношение прибыли к величине активов.
Показатель рентабельности капитала найдем как отношение прибыли к величине собственного капитала [4].
Таблица 2.3 – Анализ рентабельности активов и капитала Приорбанка
Данные таблицы 2.3 показывают, что за последние три года произошло снижение рентабельности капитала и активов. Это обусловлено тем, что собственный капитал и активы растут быстрее, чем прибыль.
По состоянию на 1 января 2009 г. активы составили 5 034,7 млрд. р. и увеличились на 20% по сравнению с 2007 г., а капитал – 640,9 млрд. р. Рост активов в большей степени связан с увеличением объемов кредитования клиентов, которые выросли на 35% и составили 942 млрд. р., и объемов привлеченных средств клиентов, которые выросли за год на 38% и составили 637 млрд. р.
Если рассматривать показатели рентабельности с позиции выполнения планового задания на 2008 г., которые представлены в таблице 2.4, то можно сделать вывод, что фактическое выполнение превысило плановые задачи.
Таблица 2.4 – Выполнение задач, определенных Общим собранием акционеров банка на 2008 г.
2.3.2 Анализ полученной прибыли
Анализ отчета о прибыли и убытках "Приорбанк" ОАО, который отражен в приложении В, показывает, что были увеличены процентные доходы банка на 46,2%. Такое увеличение связано с ростом объемов кредитования клиентов. Этим же обусловлен рост комиссионных доходов банка. Рост комиссионных расходов на 38% связан с увеличением величины обязательств Приорбанка перед другими банками. Были снижены доходы по дивидендам. Основной причиной уменьшения стало направление большей суммы в резервный фонд и фонд развития банка, т.е. суммы чистых отчислений в резервы.
В результате прибыль Приорбанка по итогам 2008 г. составила 92 951 млрд. р., увеличившись на 25,9% в сравнении с предыдущим годом.
2.3.3 Анализ выполнения
экономических нормативов
Ликвидность можно понимать как запас или поток денежных средств. Измерение ликвидности с точки зрения запасов предполагает оценку активов, которые можно превратить в наличные деньги.
Расчет показателей
Пользуясь данными расчета, сравним показатели ликвидности с нормативами ликвидности, установленные Национальным банком Республики Беларусь.
Таблица 2.6 – Выполнение нормативов ликвидности "Приорбанк" ОАО в 2009 г.
Показатели ликвидности Приорбанка превышают норму в 10 и более раз, что характеризует высокую финансовую устойчивость банка.
В целях обеспечения финансовой
надежности банк обязан осуществлять
своевременное выявление, контроль
и минимизацию рисков, угрожающих
его финансовой надежности. Для компенсации
финансовых потерь, возникающих в
результате деятельности банка, он обязан
формировать резервы (фонды), размеры
и порядок использования
Банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в Национальном банке.
Посредством фонда обязательных
резервов производится регулирование
денежного обращения в
Банк, небанковская кредитно-финансовая организация на дату утверждения годового отчета обязаны сформировать резервный фонд в размере не менее 5% от зарегистрированного уставного фонда.
Резервный фонд банка, небанковской кредитно-финансовой организации используется для покрытия убытков прошлых лет и отчетного года, а также на увеличение размера его уставного фонда [7].
По состоянию на 1 января 2007 г. размер резервного фонда составил: 41 621,5 млн. р. или 40,5% к зарегистрированному уставному фонду.
По состоянию на 1.01.2008 г. остаток резервного фонда составил 79 009,3 млн. р.
На 1.01.2009 г. размер резервного фонда уменьшился до 43 508,80 млн. р. Это можно объяснить наступившим финансовым кризисом, который повлек за собой изъятие населением наличных денежных средств из банков, курсовую разницу и т.д.
Показатели безопасного функционирования Приорбанка представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Выполнение нормативов безопасного функционирования Приорбанка в 2009 г.
Из таблицы следует, что
все показатели превышают минимальный
уровень безопасного
2.3.4 Анализ собственного капитала
Рассмотрим динамику собственного капитала Приорбанка.
Рисунок 2.3 – Динамика собственного капитала "Приобанк" ОАО
Как показано на рисунке 2.3 уставный фонд в 2008 г. увеличился в четыре раза и составил 412 млрд. р. Данный прирост произошел за счет увеличения внутренних источников (прибыли прошлых лет) и составил 167,3 млрд. р., а также дополнительно было выпущено 42,4 млн. акций на сумму 142,2 млрд. р. Практически весь объем дополнительной эмиссии (99,7%) был выкуплен основным акционером – Raiffesen International Bank Holding AG.
2.3.5 Анализ активов "Приорбанк" ОАО
Динамика активов банка отражена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Динамика активов и кредитов "Приорбанк" ОАО в 2006-2008 гг.
Кредиты клиентам являются основной составляющей активов Приорбанка, и в разное время их доля составляла от 65% до 77% активов. Поэтому можно сделать вывод, что увеличение активов связано в основном с наращиванием объемов кредитования клиентов: корпоративных клиентов, малых и средних предприятий (МСП) и индивидуальных предпринимателей.
Рисунок 2.5 – Структура активов "Приорбанк" ОАО на 1.01.2009 г.
Одной из целей деятельности Приорбанка является содействие развитию товарно-денежных отношений путем предоставления своим клиентам всего комплекса банковских услуг. Одна из основных слуг, оказываемая клиентам – кредитование. Рассмотрим структуру кредитного портфеля "Приорбанк" ОАО.
Рисунок 2.6. – Структура кредитного портфеля "Приорбанк" ОАО на 1.01.2009 г.
2.4 Анализ услуг розничного бизнеса
В настоящее время Приорбанк занимает уверенную третью позицию в рейтинге коммерческих банков Республики Беларусь и является крупнейшим частным универсальным банком, предоставляющим широкий спектр финансовых услуг высочайшего качества как физическим, так и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям.
К услугам для физических лиц относятся:
а) предоставление кредитов
на потребительские нужды (кредиты
на пластиковую карточку либо наличными),
покупку и строительство
б) оформление выгодных банковских вкладов;
в) операции с ценными бумагами;
г) денежные переводы (банковские, небанковские);
д) депозитарные сейфы;
е) Интернет-Банкинг, SMS-банкинг и др.
К услугам для юридических лиц относятся:
а) кредитные операции (финансирование оборотного капитала, кредитование инвестиций, овердрафт);
б) документарные операции (гарантии и поручительства, аккредитивы, инкассо);
в) депозитарные операции;
г) система "Клиент-банк";
д) расчетно-кассовое обслуживание;
е) кредитование малых и средних предприятий;
ж) эквайринг;
з) казначейские и инвестиционно-банковские операции и др.
Банковское обслуживание
корпоративных клиентов является ключевым
направлением деятельности банка. Корпоративные
клиенты формируют 50% объема бизнеса
и генерируют 45% валовой прибыли
банка. В 2008 г. основной акцент был поставлен
на кредитовании инвестиционных программ
корпоративных клиентов, финансировании
их внешнеторговых операций. Разработаны
новее кредитные продукты для
юридических лиц: возобновляемая кредитная
линия для финансирования текущих
активов производственных предприятий
и предприятий оптовой