Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:01, дипломная работа
Цель работы: изучить степень развитости рынка услуг дистанционного банковского обслуживания, разработать пути совершенствования действующей в Приорбанке системы дистанционного банковского обслуживания, на основе анализа белорусского и зарубежного рынка дистанционных услуг разработать рекомендации по улучшению качества оказываемых Приорбанком и другими белорусскими банками данного типа услуг. В результате проведенного исследования:
- предложена стратегия многоканального обслуживания;
- даны предложения по увеличению доступных видов услуг с целью создания максимально комплексного обслуживания клиентов;
Введение
1 Теоретические аспекты дистанционного банковского обслуживания
1.1 Понятие и краткая характеристика услуг дистанционного банковского обслуживания
1.2 Сравнение систем дистанционного банковского обслуживания различных банков
1.3 Основные тенденции развития рынка дистанционного банковского обслуживания в зарубежных странах
1.4 Состояние рынка дистанционного банковского обслуживания
2 "Приорбанк" ОАО, его характеристика и анализ деятельности
2.1 Общая характеристика деятельности "Приорбанк" ОАО
2.2 Анализ организационной структуры "Приорбанк" ОАО
2.3 Анализ финансового состояния "Приорбанк" ОАО
2.3.1 Анализ рентабельности активов и капитала
2.3.2 Анализ полученной прибыли
2.3.3 Анализ выполнения экономических нормативов деятельности "Приорбанк" ОАО
2.3.4 Анализ собственного капитала
2.3.5 Анализ активов "Приорбанк" ОАО
2.4 Анализ услуг розничного бизнеса
2.5 Характеристика услуг дистанционного банковского обслуживания
2.5.1 Услуги СДБО, оказываемые юридическим лицам
2.5.2 Услуги СДБО, оказываемые физическим лицам
2.6 Анализ услуг СДБО, оказываемых физическим лицам
3 Пути совершенствования системы дистанционного банковского обслуживания
3.1 Обоснование внедрения усовершенствованной системы Интернет-банк (Prior Online)
3.2 Финансовый анализ проекта по внедрению системы Prior Online
3.3 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию электронных каналов продаж и обслуживания банковских продуктов, входящих в СДБО
3.4 Факторы, препятствующие дальнейшему развитию рынка дистанционного банковского обслуживания
3.5 Совершенствование системы дистанционного банковского обслуживания при помощи конструкторско-технологических компонентов
4 Особенности реализации системы "человек-машина" в дистанционном банковском обслуживании
4.1 Особенности реализации и сущность системы "человек-машина"
4.2 Особенности взаимодействия и принципы работы человека с системой дистанционного банковского обслуживания
Заключение
Список литературы
Приложение А Организационная структура "Приорбанк" ОАО
Приложение Б Бухгалтерский баланс "Приорбанк" ОАО за 2006-2008 гг
Приложение В Отчет о прибыли и убытках "Приорбанк" ОАО за 2006-2008 гг.
Приложение Г Расчет ликвидности "Приорбанк" ОАО по состоянию на 01.01.2009 г., 01.02.2009 г. и 01.03.2009 г (внутренний документ)
Приложение Д Дерево услуг системы Интернет-Банк (Prior Online)
Приложение Ж Анализ затрат на реализацию проекта Prior Online
Приложение И Система управления охраной труда "Приорбанк" ОАО
К корпоративным клиентам Приорбанка относятся:
- ОАО "Гродно Азот";
- ОАО "Нафтан";
- РУП "Гомельтранснефть "Дружба";
- ОАО "Криница";
- СП ООО "Мобильная цифровая сеть";
- РУП "БМЗ";
- УП "Дарида" и др.
Одним из направлений деятельности Приорбанка является поддержка частного предпринимательства. Банк выполняет эту задачу путем индивидуального, дифференцированного, подхода к каждому клиенту сектора МСП. Кредитный портфель клиентам МСП достиг в 2008 г. 677 млрд. р. и увеличился на 53%. Рыночная доля банка в кредитовании индивидуальных предпринимателей на белорусском рынке составила 31%.
Рисунок 2.7 – Динамика объемов кредитования и привлечения денежных средств МСП
Как видно из рисунка 2.7, выросли
не только объемы кредитование средних
и малых клиентов, но и объем
привлеченных средств этой категории
клиентов. Средства МСП выросли на
43% в течение года. На обслуживание
в банк было привлечено 3055 новых
клиентов малого и среднего бизнеса.
Это стало возможным благодаря
"пакетному" принципу продажи
услуг клиентам. Большое количество
тарифных планов позволяет каждому
клиенту найти оптимальный
В 2008 г. динамичное и стабильное развитие демонстрирует и розничный бизнес. Кредиты населению выросли в течение года на 81% и превысили 1,2 трлн. р. Данные изменения наглядно представлены на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 – Объемы розничного бизнеса "Приорбанк" ОАО за 2008 г.
Объемы кредитования возросли благодаря появлению нового кредитного продукта "Просто кредит", позволяющий получать кредит на любые цели наличными и без поручителей. Условия кредитования стали выгодными для клиентов благодаря низкой процентной ставке (в сравнении со средней процентной ставкой по кредитам в Республике Беларусь) – 10,9% и 14,9% по кредитам в иностранной и национальной валютах соответственно. Также большая доля объема кредитования принадлежит программам кредитования уже существующих клиентов, которым были разосланы предложения по открытию кредитных линий на сумму до 6000 долл. без поручителей, что также явилось важным конкурентным преимуществом кредитов Приорбанка. Разработана программа кредитования клиентов мобильного оператора Velcom с использованием возобновляемой кредитной карточки, выпускаемой бесплатно и без предоставления справки о доходах. По данной программе заключен договор с компанией Velcom и произведена первая рассылка предложений 2500 клиентам.
Широкая рекламная кампания,
внедрение новых депозитных продуктов
"Альпийская вершина", "Фаворит"
позволили увеличить объем
Клиентская база по обслуживанию клиентов увеличилась на 136 тыс. и достигла 855 тыс. клиентов, среди которых 1 214 корпоративных клиентов, 18 178 клиентов МСП и 836 тыс. физических лиц.
2.5 Анализ услуг
дистанционного банковского
"Приорбанк" ОАО принадлежит к десятке крупнейших банков Беларуси и предлагает в настоящее время следующие виды систем дистанционного банковского обслуживания:
- Клиент-Банк;
- Интернет-банк для юридических лиц;
- Интернет-банк для физических лиц;
- голосовое обслуживание
по мобильному или
- автоматические телефонные сервисы (IVR);
- решения на базе стандарта GSM (SMS, USSD) и Java приложения для мобильных телефонов;
- платежно-справочные терминалы и инфокиоски.
"Приорбанк" ОАО ведёт очень активную политику на рынке дистанционного банковского обслуживания. Основной акцент будет сделан на систему дистанционного обслуживания физических лиц, т.к. именно она оказывает огромное влияние на деятельность Приорбанка, способствует привлечению большого числа клиентов и позволяет банку с каждым днем выходить на более высокий уровень обслуживания клиентов – физических лиц. Такой подход очень актуален на сегодняшний день, т.к. наступило время информатизации и перехода на новый этап развития бизнеса в нашей стране.
2.5.1 Услуги СДБО, оказываемые юридическим лицам
В основу работы Системы Электронных Платежей "Клиент-Банк" положен принцип "Запрос-Ответ". То есть, клиент формирует запрос, шифрует, подписывает его электронной подписью и отправляет в банк. Пришедший в банк запрос регистрируется, проверяются права клиента на обработку данного запроса, формируется ответ, шифруется и отправляется клиенту.
Порядок работы:
- на компьютере клиента устанавливается программа;
- в банке для каждого клиента создается электронный почтовый ящик;
- связь компьютера клиента
с программно-аппаратным
- в сеансе связи компьютер
клиента передает в банк
- на запросы клиента банк в электронный почтовый ящик помещает ответ;
- при следующем сеансе связи клиент забирает ответ банка.
В настоящее время данная система является залогом успешной работы с юридическими лицами и проводит через себя в электронном виде более 90% всех платежных инструкций банка, более 60% из которых обрабатываются без участия человека. Динамика роста клиентской базы и проводимых через систему платежей отображена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1. – Динамика взаимодействия "Приорбанк" ОАО и клиентов – юридических лиц в системе Клиент-банк
Наряду с системой электронных платежей "Клиент-Банк" Приорбанк предлагает для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей систему "Интернет-Банк".
Интернет-Банк – это современная
система дистанционного банковского
обслуживания и управления счетами
через всемирную компьютерную сеть
Интернет. Система "Интернет-Банк"
предоставляет возможность
2.5.2 Услуги СДБО, оказываемые физическим лицам
Одним из популярных среди клиентов Приорбанка каналом является Call-центр или информационная служба. Служба была организована в 2005 г. на базе решения Genesys и PBX Alcatel и стала первой в банковском секторе полнофункциональной службой поддержки клиентов. В настоящее время в службе работает более 50 чел., основной задачей данной службы является обслуживание звонков физических лиц. Служба способна предоставить любую интересующую клиента информацию или оказать консультационные услуги по любому из продуктов. В рамках голосового приветствия в Call-центр клиент имеет доступ в IVR с базовым функционалом: предоставление информации по курсам валют, переключение на внутренний номер любого работника Приорбанка, перенаправление звонка на различные группы поддержки клиентов. О значимости данного канала дистанционного обслуживания говорит тот факт, что среднее количество поступающих в месяц звонков превышает 117 тыс., более 80% из которых получают ответ в течение 15 сек.
Данная динамика представлена на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Динамика поступающих в информационную службу звонков
Еще одним крайне востребованным каналом обслуживания клиентов "Приорбанк" ОАО является мобильная связь. Активность банка в данной области можно разделить на три области:
- SMS рассылки;
- SMS уведомления;
- Активный SMS – банк.
Первые кампании по рассылке SMS сообщений были осуществлены Приорбанком еще в 2005 г. С тех пор количество отправляемых в месяц сообщений возросло в сотни раз, и продолжает неуклонно расти. При этом клиенты Приорбанка получают информацию об окончании срока действия депозита, истечении срока действия карты, сумме текущей задолженности по кредиту, положительном или отрицательном решении о предоставлении кредита и многое другое.
Количество отправленных Приорбанком сообщений клиентам в течение 2008 г. представлено на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 – Динамика роста отправляемых банком сообщений в течение 2008 г.
SMS уведомления предназначены
для оперативного
- информирование о любом списании денежных средств;
- информирование о списании денежных средств свыше определенной суммы.
Данный сервис особенно актуален
для тех, кто часто путешествует
за пределами Республики Беларусь и
часто рассчитывается пластиковой
карточкой, в некоторой степени
рискуя столкнуться со случаем мошенничества.
Оперативное получение
Последней и самой интересной для клиента услугой является активный SMS-банк Prior Mobile. Сервис дает пользователю возможность в любое удобное время получить информацию обо всех его продуктах в Приорбанке (депозитах, кредитах, текущих счетах, кредитных и дебетовых карточках), осуществлять широкий набор платежей, погашать кредиты и пополнять депозиты в Приорбанке.
Следует отметить, что сервис был запущен в середине декабря 2008 г. и до этого времени Приорбанк отставал от банков конкурентов в данной области. Тем не менее, выйдя на рынок, Приорбанк демонстрирует хорошие результаты по привлечению клиентов на данный вид дистанционного банковского обслуживания. В основном внимание клиентов привлекает возможность управлять всеми их счетами в банке, а не только карточками, как у банков конкурентов, что делает очень прозрачным для клиента его финансовое положение внутри банка.
С внедрением активного SMS-банка Приорбанк полностью закрыл весь спектр услуг, предоставляемых при помощи такого канала как SMS.
Не менее значимым каналом дистанционного банковского обслуживания, существующим в Приорбанке, является сеть устройств самообслуживания (платежно-справочные терминалы и инфокиоски, банкоматы). На сегодняшний день количество банкоматов составляет 225 единиц, платежно-справочных терминалов – 131 ед.
2.6 Анализ услуг
системы дистанционного
В данном разделе будет проводиться анализ основных видов услуг дистанционного банковского обслуживания физических лиц по следующим критериям:
- доступность в любой момент времени;
- удобство и простота использования;
- безопасность и
- размер предполагаемой клиентской базы;
- полнота предлагаемых услуг и сервисных функций;
- стоимость использования канала для клиента;
- стоимость использования канала для банка.
Как уже упоминалось ранее, Интернет и основанные на нем системы дистанционного банковского обслуживания (Интернет-банкинг), являются наиболее перспективными. Это обусловлено, прежде всего, удобством графического интерфейса, простотой использования и широким спектром возможных к реализации функций и услуг. Более того, использование персональных компьютеров обеспечивает широкие возможности верификации пользователя, контроля над его действиями, упреждая возможные ошибки, позволяет использовать множество методов и средств обеспечения безопасности работы и конфиденциальности информации, проверки полноты и целостности передаваемых запросов и сообщений. Таким образом, Интернет может являться универсальным инструментом, как предоставления общей информации, так и предоставления полноценных дистанционных банковских услуг, включающих в себя предоставление персональной финансовой информации и перемещения финансовых активов.
В то же самое время реализация
такого функционала требует
Относительно стоимости можно сказать, что Интернет является одним из самых дешевых каналов обслуживания для банка. Для клиента стоимость обслуживания в данном канале зависит от стоимости Интернет трафика, но, в общем, также не высока.
Следующим видом канала доставки дистанционных банковских услуг является голосовое телефонное общение. Это одно из наиболее доступных средств взаимодействия с банком. Также следует отметить максимальную простоту и удобство использования данного канала. Клиент просто звонит в банк и говорит о том, что ему необходимо, далее всю работу выполняет работник банка. Все это приводит к тому, что данный канал является самым большим с точки зрения предполагаемой клиентской базы.
Тем не менее, несмотря на ряд
существенных плюсов, данный канал
обладает и рядом неоспоримых
минусов. Прежде всего, это крайне ограниченные
возможности по верификации звонящего,
а значит и обеспечению
Автоматические телефонные
сервисы – это тот элемент
дистанционного банковского обслуживания,
который очень слабо