Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, в ФЗ об ОРД установлены  случаи принятия руководителем документально  оформленных решений (постановлений), как правило, относительно осуществления  оперативно-розыскных мероприятий (так называемые конкретные полномочия руководителя). Так, руководитель оперативно-розыскного органа:

- в экстренных ситуациях выносит  мотивированное постановление о  проведении оперативно-розыскных  мероприятий, предусмотренных ч. 2 ст.8  ФЗ об ОРД (ч. 3 ст. 8);

  • утверждает постановление с разрешением прослушивания переговоров, ведущихся с телефонов лиц, для которых возникла угроза жизни, здоровью, собственности (ч. 4 ст. 8);
  • утверждает постановление с разрешением проведения проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие (ч. 5 ст. 8);
  • выносит мотивированное постановление, которое служит основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в ч. 1 ст. 9 (ч. 2 ст. 9);
  • утверждает постановление, которое служит основанием для предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания,  следователю или в суд (ч. 3 ст. 11);
  • выносит постановление, которое служит основанием для  рассекречивания ряда сведений, составляющих в оперативно-розыскной деятельности государственную тайну (ч. 1 ст. 12);

Ответственность руководителя оперативного подразделения в оперативно-розыскной деятельности. Согласно ст. 22 ФЗ об ОРД руководитель несет персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Её следует понимать в двух аспектах:

      1. как последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем возложенных на него ФЗ об ОРД обязанностей (негативная ответственность);
      2. как специфическую юридическую обязанность (позитивная ответственность).

Негативная ответственность означает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководитель будет привлечен к юридической ответственности.

Позитивная ответственность  — это понимание социальной и государственной значимости своих действий и образцовое их исполнение. Ответственность руководителя оперативного подразделения в позитивном смысле означает гарантированное лично им решение задач оперативно-розыскной деятельности, достижение положительных результатов в работе, а также добровольное осознанное исполнение необходимости (своих обязанностей).

7.6. Нормативно-правовая защита должностных лиц оперативно-розыскных органов. Нормативно-правовая защита есть предусмотренная оперативно-розыскным законодательством и некоторыми иными нормативными правовыми актами система правовых норм, которая призвана обеспечить безопасность и эффективность деятельность оперативников и иных участников оперативно-розыскной деятельность по решению поставленных задач, а также законность решений и onepативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, объектов оперативной заинтересованности; их социальную защищенность, а в случае совершен» правонарушения — возмещение вреда.

Классификация нормативно-правовой зашиты должностных лиц оперативно-розыскных  органов. С учетом различных критериев выделяют несколько оснований для классификации мер такой защиты.

Во-первых, в зависимости от сферы реализации норм известно два блока мер:

    1. их социальной защиты (право на денежное содержание, обеспечение жилой площадью, телефоном, бесплатный проезд, государственное страхование, отдых, пенсию, возмещение причиненного им вреда и др.);
    2. защиты юридического статуса (правовой защиты).

В соответствии с Конституцией (ст. 2) правовая защита должность лиц  оперативно-розыскных органов является функцией государства и предусматривает  закрепление в законах и иных нормативных правовых актах льгот, гарантий и компенсаций этим лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита субъектов оперативно-розыскной  деятельности также является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, льгот, гарантий и  компенсаций органами государственной власти (включая оперативно-розыскные) и местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты должностных ли охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующие характеру оперативно-розыскной работы и ее роли в защите человека, общества и государства от преступных посягательств.

Во-вторых, с зависимости от фиксации в том или ином нормативном  правовом акте различают две группы предписаний, содержащих гарантии

социальной и правовой защиты должностных  лиц оперативно-розыскных органов:

  1. изложенные в ФЗ об ОРД;
  2. включенные которые законодательные и иные нормативные правовые акты согласно отсылочных (бланкетных) норм ФЗ об ОРД.

Непосредственно в ФЗ об ОРД меры правовой защиты оперативников зафиксированы прежде всего в ст. 16, а также в некоторых других (ч. ст. 5, ч. 5 ст. 8, ч;3, 7 ст. 9, ч. 1—4 ст. 12, п. б ст. 14, ч. 2,3 СТ. 15, ч. 3, и ч. 3,4 ст. 21), социальной — например, в ч. 5 ст. 16 и п. 16 ст. 14.             

              Контрольные вопросы

1. Каких должностных лиц можно назвать участниками оперативно-розыскной деятельности? Почему? Как их можно классифицировать?

2. Перечислите основные признаки понятия оперативного сотрудника как должностного лица, непосредственно осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

3. Как классифицируют оперативных сотрудников?

4. В чем заключаются полномочия оперативника? Отличны ли они от полномочий оперативно-розыскного органа?

5. Дайте юридическую характеристику руководителю оперативного подразделения. Какие его полномочия выделены в оперативно-розыскном законе? В чем состоит его персональная ответственность?

Тема № 8. Лица, привлекаемые к участию в оперативно-розыскной деятельности.

8.1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам. Лицом, привлеченное к участию в оперативно-розыскной деятельности является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий ,т.е. предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности и в данной связи наделенный coответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств. "Привлечение" означает побуждение лица принять участие в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Отсюда следует, во-первых, что предложение о сотрудничестве должно исходить, как правило, от оперативно-розыскного органа, во-вторых,  что окончательное решение о возможности задействования лица в оперативно-розыскном мероприятии принимает только оперативно-розыскной орган (в  лице своих должностных лиц), но не привлекаемое лицо.

     Классификация лиц, привлекаемых к участию в оперативно-розыскной деятельности. В зависимости от различных критериев среди привлекаемых лиц выделяют несколько групп.                     

По степени  участия в оперативно-розыскной деятельности различают:

- основную группу (агент, доверенное  лицо и др.);

- дополнительную (специалист, переводчик  и др.).

По форме  оказания содействия оперативно-розыскным органам привлекаемые лица классифицируются на тех, кто содействует только негласно (агент), только гласно (доверенное лицо, дружинник и др.) и в смешанно форме (специалист, переводчик и др.).        

По способам (этапам) задействования деление происходит на лиц, подготавливающих оперативно-розыскное мероприятие и непосредственно участвующих в его проведении.

По длительности содействия (в зависимости от срока решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности) различают разовое оказание помощи, кратковременное содействие (например, участие в оперативно-розыскном обеспечении производства по конкретному уголовному делу) и сотрудничество на долговременной основе (как правило, агент).

8.2 Основание и общие условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности

Единственным основанием является исходящая из принципов оперативно-розыскной деятельности и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности. Все иные возможные основания для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности незаконны.

Общие условия для  привлечения лица к участию в  оперативно-розыскной деятельности.

Среди общих условий выделяют две группы:

- основные (обязательные),

- факультативные.          

Известны три основных условия, нормативно закрепленные  в ФЗ об ОРД.

Во-первых, к участию в оперативно-розыскной деятельности мох привлекать только физическое лицо.                                

Во-вторых, такое привлечение должно происходить индивидуально и одновременно двух и более лиц.

В-третьих, согласно ст. 17 ФЗ об ОРД требуется согласие лица. Согласие — это утвердительный ответ на предложение (просьбу) оперативника оказывать помощь или, наоборот, просьба лица разрешить ему помогать в случае инициативного обращения в оперативно-розыскной орган. При даче согласия лицо должно действовать с пониманием, умышленно. Оно всегда должно осознавать значимость принимаемого решения и предвидеть возможность наступления соответствующих последствий в результате выражения согласия. Вместе с тем желание лица может быть выражено как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае лицо к последствиям выраженного согласия относится активно, желает их наступления, во втором — пассивно, т.е. не желает, но сознательно допускает сотрудничество, при этом его воля направлена на достижение какой-либо иной цели, а сотрудничество воспринимается как средство ее достижения.     

Инициатива о возможном сотрудничестве может исходить от оперативника. Однако решение о нем принимает привлекаемое лицо, и решение должно быть выражено недвусмысленно, утвердительно (в частности, именно поэтому сообщения от анонимов не должны признается содействием, которое соответствует требованиям, предъявляемых к лицу согласно ст.  17 ФЗ об ОРД). Для получения у любого лица согласия оперативно-розыскные органы (оперативники) не вправе использовать физическое или психологическое насилие.                                          

Следует отличать направленность умысла лица при выражении согласия от мотивов, которым он при этом руководствовался. Мотивация сотрудничества с оперативно-розыскным органом не носит определяющего характера и может быть различной. Однако любой мотив сотрудничества должен сочетаться у лица с осознанием принципиальной возможности отказаться от оказания помощи, избежать ее.

Форма выражения согласия определяющего значения не имеет (допустима устная, документально оформленная и др.).

Факультативные условия  привлечения лица к подготовке или  проведению оперативно-розыскных мероприятий. Они называются так потому, что относятся не ко всем привлекаемым лицам, а только к изъявлению желания оказывать содействие на конфиденциальной основе.

Первым из этих условий является сохранение в тайне конфиденциальности сотрудничества,

вторым — заключение контракта.

 В частности, для  реализации  права на заключение контракта, которое имеет каждое лицо, привлекаемое к сотрудничеству на негласной основе, оперативник обязан довести до вербуемого о предоставленной ФЗ об ОРД возможности заключения последним контракта.

8.3. Агент как основное лицо, привлекаемое к участию в оперативно-розыскной деятельности.

     Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ  об ОРД отдельные лица могут  с их согласия привлекаться  к подготовке или проведению  оперативно-розыскных мероприятий  с сохранением по их желанию  конфиденциальности содействия  органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

     Одной из  двух предусмотренных ФЗ об  ОРД форм содействия выступает  конфиденциальное сотрудничество. Оно представляет собой правовое отношение между уполномоченным на то оперативно-розыскным органом в лице должностного лица (оперативника) и отдельным человеком, изъявившим  согласие оказывать осуществлению оперативно-розыскной деятельности и достижению ее целей содействие на доверительной  негласной основе и, возможно, на определенных условиях (условия могут быть оговорены в контракте).

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности