Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Во-вторых, в ФЗ об ОРД установлены
случаи принятия руководителем документально
оформленных решений (постановлений),
как правило, относительно осуществления
оперативно-розыскных
- в экстренных ситуациях
Ответственность руководителя оперативного подразделения в оперативно-розыскной деятельности. Согласно ст. 22 ФЗ об ОРД руководитель несет персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Её следует понимать в двух аспектах:
Негативная ответственность означает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководитель будет привлечен к юридической ответственности.
Позитивная ответственность — это понимание социальной и государственной значимости своих действий и образцовое их исполнение. Ответственность руководителя оперативного подразделения в позитивном смысле означает гарантированное лично им решение задач оперативно-розыскной деятельности, достижение положительных результатов в работе, а также добровольное осознанное исполнение необходимости (своих обязанностей).
7.6. Нормативно-правовая защита должностных лиц оперативно-розыскных органов. Нормативно-правовая защита есть предусмотренная оперативно-розыскным законодательством и некоторыми иными нормативными правовыми актами система правовых норм, которая призвана обеспечить безопасность и эффективность деятельность оперативников и иных участников оперативно-розыскной деятельность по решению поставленных задач, а также законность решений и onepативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, объектов оперативной заинтересованности; их социальную защищенность, а в случае совершен» правонарушения — возмещение вреда.
Классификация нормативно-правовой
зашиты должностных лиц оперативно-
Во-первых, в зависимости от сферы реализации норм известно два блока мер:
В соответствии с Конституцией (ст.
2) правовая защита должность лиц
оперативно-розыскных органов
Социальная защита субъектов оперативно-
Во-вторых, с зависимости от фиксации в том или ином нормативном правовом акте различают две группы предписаний, содержащих гарантии
социальной и правовой защиты должностных
лиц оперативно-розыскных
Непосредственно в ФЗ об ОРД меры правовой защиты оперативников зафиксированы прежде всего в ст. 16, а также в некоторых других (ч. ст. 5, ч. 5 ст. 8, ч;3, 7 ст. 9, ч. 1—4 ст. 12, п. б ст. 14, ч. 2,3 СТ. 15, ч. 3, и ч. 3,4 ст. 21), социальной — например, в ч. 5 ст. 16 и п. 16 ст. 14.
Контрольные вопросы
1. Каких должностных лиц можно назвать участниками оперативно-розыскной деятельности? Почему? Как их можно классифицировать?
2. Перечислите основные признаки понятия оперативного сотрудника как должностного лица, непосредственно осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
3. Как классифицируют оперативных сотрудников?
4. В чем заключаются полномочия оперативника? Отличны ли они от полномочий оперативно-розыскного органа?
5. Дайте юридическую характеристику руководителю оперативного подразделения. Какие его полномочия выделены в оперативно-розыскном законе? В чем состоит его персональная ответственность?
Тема № 8. Лица, привлекаемые к участию в оперативно-розыскной деятельности.
8.1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам. Лицом, привлеченное к участию в оперативно-розыскной деятельности является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий ,т.е. предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности и в данной связи наделенный coответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств. "Привлечение" означает побуждение лица принять участие в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Отсюда следует, во-первых, что предложение о сотрудничестве должно исходить, как правило, от оперативно-розыскного органа, во-вторых, что окончательное решение о возможности задействования лица в оперативно-розыскном мероприятии принимает только оперативно-розыскной орган (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемое лицо.
Классификация лиц, привлекаемых к участию в оперативно-розыскной деятельности. В зависимости от различных критериев среди привлекаемых лиц выделяют несколько групп.
По степени участия в оперативно-розыскной деятельности различают:
- основную группу (агент, доверенное лицо и др.);
- дополнительную (специалист, переводчик и др.).
По форме оказания содействия оперативно-розыскным органам привлекаемые лица классифицируются на тех, кто содействует только негласно (агент), только гласно (доверенное лицо, дружинник и др.) и в смешанно форме (специалист, переводчик и др.).
По способам (этапам) задействования деление происходит на лиц, подготавливающих оперативно-розыскное мероприятие и непосредственно участвующих в его проведении.
По длительности содействия (в зависимости от срока решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности) различают разовое оказание помощи, кратковременное содействие (например, участие в оперативно-розыскном обеспечении производства по конкретному уголовному делу) и сотрудничество на долговременной основе (как правило, агент).
8.2 Основание и общие условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности
Единственным основанием является исходящая из принципов оперативно-розыскной деятельности и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности. Все иные возможные основания для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности незаконны.
Общие условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности.
Среди общих условий выделяют две группы:
- основные (обязательные),
- факультативные.
Известны три основных условия, нормативно закрепленные в ФЗ об ОРД.
Во-первых, к участию в оперативно-розыскной
деятельности мох привлекать только физическое
лицо.
Во-вторых, такое привлечение должно происходить индивидуально и одновременно двух и более лиц.
В-третьих, согласно ст. 17 ФЗ об ОРД требуется согласие лица. Согласие — это утвердительный ответ на предложение (просьбу) оперативника оказывать помощь или, наоборот, просьба лица разрешить ему помогать в случае инициативного обращения в оперативно-розыскной орган. При даче согласия лицо должно действовать с пониманием, умышленно. Оно всегда должно осознавать значимость принимаемого решения и предвидеть возможность наступления соответствующих последствий в результате выражения согласия. Вместе с тем желание лица может быть выражено как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае лицо к последствиям выраженного согласия относится активно, желает их наступления, во втором — пассивно, т.е. не желает, но сознательно допускает сотрудничество, при этом его воля направлена на достижение какой-либо иной цели, а сотрудничество воспринимается как средство ее достижения.
Инициатива о возможном
Следует отличать направленность умысла лица при выражении согласия от мотивов, которым он при этом руководствовался. Мотивация сотрудничества с оперативно-розыскным органом не носит определяющего характера и может быть различной. Однако любой мотив сотрудничества должен сочетаться у лица с осознанием принципиальной возможности отказаться от оказания помощи, избежать ее.
Форма выражения согласия определяющего значения не имеет (допустима устная, документально оформленная и др.).
Факультативные условия привлечения лица к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий. Они называются так потому, что относятся не ко всем привлекаемым лицам, а только к изъявлению желания оказывать содействие на конфиденциальной основе.
Первым из этих условий является сохранение в тайне конфиденциальности сотрудничества,
вторым — заключение контракта.
В частности, для реализации права на заключение контракта, которое имеет каждое лицо, привлекаемое к сотрудничеству на негласной основе, оперативник обязан довести до вербуемого о предоставленной ФЗ об ОРД возможности заключения последним контракта.
8.3. Агент как основное лицо, привлекаемое к участию в оперативно-розыскной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ
об ОРД отдельные лица могут
с их согласия привлекаться
к подготовке или проведению
оперативно-розыскных
Одной из
двух предусмотренных ФЗ об
ОРД форм содействия выступает
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности