Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Компетенция оперативных подразделений органов налоговой полиции в оперативно-розыскной деятельности определена с учетом ст. 11 Закона о федеральных органах налоговой полиции.
Оперативные подразделения таможенных органов России осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством России преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов.
Контрольные вопросы
1, Что представляет собой оперативно-розыскной орган? 1. Какие известны виды государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность? Какова их система?
3. В чем заключается отличие оперативно-розыскного органа от правоохранительного органа? От органа дознания? От контрразведывательного и разведывательного органа?
4. Какова юридическая характеристика оперативного подразделения? Какие виды оперативных подразделений Вам известны?
5. Какие оперативные подразделения созданы в оперативно-розыскных органах, полностью осуществляющих оперативно-розыскную деятельность?
Тема № 7. Должностные лица, участвующие в осуществлении
оперативно-розыскной деятельности.
7.1. Понятие должностного лица, участника оперативно-розыскной деятельности. Классификация должностных лиц.
Должностным лицом является
лицо, которое постоянно, временно или
по специальному полномочию реализует
функции представителя власти в
области непосредственного
Должностное лицо как участник оперативно-розыскной деятельности, при исполнении своих служебных обязанностей является представителем власти и находится под защитой государства, а его деятельность носит публичный характер, так как он защищает человека, общество и государство от преступных посягательств (как непосредственно, например оперативник, так и опосредованно, в частности судья, который дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан).
Под представителем власти понимают человека, который наделен властными полномочиями, включая право принимать решения и совершать действия, обязательные для физических и юридических лиц, в том числе не находящихся в его непосредственном или прямом подчинении.
Все должностные лица, являясь участниками
оперативно-розыскной
Классификация должностных
лиц в оперативно-розыскной
В первой группе различают
должностных лиц, которые полномочны осуществлять
оперативно-розыскную деятельность:
а) в полной мере. Ими являются штатные (кадровые) оперативные сотрудники, которые работают с лицами, оказывающими содействие оперативно-розыскным органам;
б) не в полной мере, или частично.
К ним относятся: штатные (кадровые)
сотрудники оперативно-поисковых и
оперативно-технических
Внештатный оперативный сотрудник — гражданин России, не состоящий в штате какого-либо оперативно-розыскного органа и привлеченный на добровольной основе к оперативно-розыскной работе. Ему выдается удостоверение установленного образца, на него возлагаются определенные обязанности и предоставляются соответствующие права.
Институт внештатного
Следователь — должностное лицо, на которое уголовно-процессуальным законом возложено производство предварительного следствия, которое проводят следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ России и федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК) Нормативно юридический статус следователя определен в УПК и ФЗ об ОРД (применительно к оперативно-розыскной деятельности).
Должностные лица - органы дознания — перечисленные в ст. 117 УПК должностные лица, осуществляющие в предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством порядке дознание, т.е. одну из двух форм предварительного расследования уголовных дел (кроме предварительного следствия). Органы дознания в целях обнаружения преступлений н лиц, их совершивших, обязаны принимать необходимые оперативно-розыскные меры (ч. 1 ст. 118 УПК).
Оператор связи — физическое (или юридическое) лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи (см. ст. 1 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ "О связи"}. Согласно ст. 14 "Взаимодействие предприятий связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность" Закона о связи операторы связи, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, действующие на территории России, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны в соответствии с законодательством России оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Во второй группе различают должностных лиц, которые полномочны:
а) надзирать за исполнением законов оперативно-розыскными органами. Ими является Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (см. 4 гл..10 настоящего издания);
б) осуществлять контроль за оперативно-розыскной деятельностью. В данной группе принято выделять две подгруппы должностных лиц: тех, кто проводит внешний контроль и тех, кто осуществляет контроль внутри конкретного оперативно-розыскного органа. Этими должностными лицами являются сотрудники инспектирующих подразделений и руководители оперативно-розыскных органов.
7.2. Оперативный сотрудник как основное должностное лицо, непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность.
Оперативный сотрудник — это состоящее в штате оперативного подразделения правоохранительного органа или специальной службы России должностное лицо, непосредственно полностью или частично осуществляющее оперативно-розыскную деятельность на основании ц соответствии с действующим федеральным законодательством.
Оперативник обладает соответствующим юридическим статусом, т.е. совокупностью прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностями и ответственностью, установленных ФЗ об ОРД, законодательными и иными нормативными правовыми актами России.
Оперативники обладают правами
и свободами человека и гражданин
с некоторыми ограничениями (обусловленными
особенностями оперативно-розыс
Классификация оперативных сотрудников. Основные критерии для классификации этих должностных лиц:
1) по принадлежности к соответствующему оперативно-розыскном органу различают оперативников: органов внутренних дел (сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями и т.п.); органов ФСБ России (контрразведчиков территориальных органов, органов безопасности в войсках и др.); и т.д.
Вне зависимости от ведомственной принадлежности все оперативники согласно норм ФЗ об ОРД обладают равными полномочиями в оперативно-розыскной деятельности;
2) по тому, состоят в штате конкретного
оперативно-розыскного органа или же нет,
различают оперативников: состоящих в
штате и внештатных оперативных сотрудников;
3) по характеру проведения оперативно-розыскных мероприятий различают оперативников: на агентуристов, сотрудников подразделений наружного наблюдения; сотрудников оперативно-технических подразделений;
4) по объему предоставленных полномочий различают: оперативных сотрудников (исполнителей) и руководителей.
7.3. Полномочия и ответственность оперативного сотрудника
Обязанности и права оперативного сотрудника во многом идентичны обязанностям и правам оперативно-розыскного органа.
Вместе с тем в ФЗ об ОРД
выделены и специфические полномочия оперативников.
Так, должностные лица, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность:
Кроме того, в ст. 15 ФЗ
об ОРД предусмотрено, что
В случае неисполнения обязанностей или превышения прав оперативники привлекаются к ответственности согласно российского законодательства.
7.4. Юридическая характеристика руководителя оперативного подразделения.
Руководителем
является должностное лицо, которое
назначено (уполномочено) в соответствии
с федеральным законов и (или)
ведомственным нормативным
Перечень должностных лиц, относящихся в оперативно-розыскной деятельности к руководителям, устанавливается согласно ФЗ об ОРД соответствующих нормативных правовых актах конкретных оперативно- розыскных органов.
Полномочия руководителя в оперативно-розыскной
деятельности относительно всех иных
категорий оперативников
7.5.Обязанности и права
руководителя оперативно-
Во-первых, в Законе определены его так называемые общие полномочия. Как ответственное должностное лицо он:
- определяет в конкретном оперативно-розыскном органе перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно- розыскную деятельность, их функции, структуру и организацию работы (ч. З ст. 13);
- устанавливает порядок
- по требованию уполномоченных
на то прокуроров представляет
соответствующие оперативно-
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности