Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Компетенция оперативных подразделений органов налоговой полиции в оперативно-розыскной деятельности определена с учетом ст. 11 Закона о федеральных органах налоговой полиции.

Оперативные подразделения  таможенных органов России осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством России преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов.

Контрольные вопросы

1, Что представляет собой оперативно-розыскной орган? 1. Какие известны виды государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность? Какова их система?

3. В чем заключается отличие оперативно-розыскного органа от правоохранительного органа? От органа дознания? От контрразведывательного и разведывательного органа?

4. Какова юридическая характеристика оперативного подразделения? Какие виды оперативных подразделений Вам известны?

5. Какие оперативные подразделения созданы в оперативно-розыскных органах, полностью осуществляющих оперативно-розыскную деятельность?

 

 

 

Тема № 7. Должностные лица, участвующие в осуществлении

оперативно-розыскной  деятельности.

7.1. Понятие должностного лица, участника оперативно-розыскной  деятельности. Классификация должностных лиц.

Должностным лицом является лицо, которое постоянно, временно или  по специальному полномочию реализует  функции представителя власти в  области непосредственного осуществления  оперативно-розыскной деятельности или контроля и надзора за ней.

Должностное лицо как участник оперативно-розыскной  деятельности, при исполнении своих  служебных обязанностей является представителем власти и находится под защитой  государства, а его деятельность носит публичный характер, так как он защищает человека, общество и государство от преступных посягательств (как непосредственно, например оперативник, так и опосредованно, в частности судья, который дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан).

Под представителем власти понимают человека, который наделен властными полномочиями, включая право принимать решения и совершать действия, обязательные для физических и юридических лиц, в том числе не находящихся в его непосредственном или прямом подчинении.

Все должностные лица, являясь участниками  оперативно-розыскной деятельности, обладают соответствующими правами  и несут вполне определенные обязанности, которыми они наделены для выполнение функций (оперативник — проводить  оперативно-розыскные мероприятия, следователь и орган дознания — давать поручения оперативным подразделениям, прокурор — надзирать за исполнением законов в оперативно розыскной деятельности, оператор связи — оказывать содействие в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, и т.д.).

Классификация должностных  лиц в оперативно-розыскной деятельности.      Наиболее общая предусматривает их градацию на две группы:

  • осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и
  • контролирующих либо надзирающих за ней.

В первой группе различают должностных лиц, которые полномочны осуществлять оперативно-розыскную деятельность:                   

а) в полной мере. Ими являются штатные (кадровые) оперативные сотрудники, которые работают с лицами, оказывающими содействие оперативно-розыскным органам;

б) не в полной мере, или частично. К ним относятся: штатные (кадровые) сотрудники оперативно-поисковых и  оперативно-технических подразделений  оперативно-розыскных органов; внештатные оперативные сотрудники; следователи; должностные лица — органы дознания; операторы связи.

Внештатный оперативный  сотрудник — гражданин России, не состоящий в штате какого-либо оперативно-розыскного органа и привлеченный на добровольной основе к оперативно-розыскной работе. Ему выдается удостоверение установленного образца, на него возлагаются определенные обязанности и предоставляются соответствующие права.                       

Институт внештатного оперативного сотрудника активно используется некоторыми оперативно-розыскными органами.

Следователь — должностное лицо, на которое уголовно-процессуальным законом возложено производство предварительного следствия, которое проводят следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ России и федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК) Нормативно юридический статус следователя определен в УПК и ФЗ об ОРД (применительно к оперативно-розыскной деятельности).

Должностные лица -  органы дознания — перечисленные в ст. 117 УПК должностные лица, осуществляющие в предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством порядке дознание, т.е. одну из двух форм предварительного расследования уголовных дел (кроме предварительного следствия). Органы дознания в целях обнаружения преступлений н лиц, их совершивших, обязаны принимать необходимые оперативно-розыскные меры (ч. 1 ст. 118 УПК).

Оператор связи — физическое (или юридическое) лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи (см. ст. 1 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ "О связи"}. Согласно ст. 14 "Взаимодействие предприятий связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность" Закона о связи операторы связи, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, действующие на территории России, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны в соответствии с законодательством России оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Во второй группе различают должностных лиц, которые полномочны:

а) надзирать за исполнением законов  оперативно-розыскными органами. Ими является Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (см. 4 гл..10 настоящего издания);

б) осуществлять контроль за оперативно-розыскной  деятельностью. В данной группе принято  выделять две подгруппы должностных  лиц: тех, кто проводит внешний контроль и тех, кто осуществляет контроль внутри конкретного оперативно-розыскного органа. Этими должностными лицами являются сотрудники инспектирующих подразделений и руководители оперативно-розыскных органов.

7.2. Оперативный сотрудник как основное должностное лицо, непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность.

Оперативный сотрудник — это состоящее в штате оперативного подразделения правоохранительного органа или специальной службы России должностное лицо, непосредственно полностью или частично осуществляющее оперативно-розыскную деятельность на основании ц соответствии с действующим федеральным законодательством.

Оперативник обладает соответствующим  юридическим статусом, т.е. совокупностью прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностями и ответственностью, установленных ФЗ об ОРД, законодательными и иными нормативными правовыми актами России.

Оперативники обладают правами  и свободами человека и гражданин  с некоторыми ограничениями (обусловленными особенностями оперативно-розыскной деятельности), которые установлены законами России. Та оперативником может быть лицо, обладающее гражданством только России. Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О статуте военнослужащих" на оперативников-военнослужащих распространяются  ограничения, вытекающие из статуса военнослужащего (в семи из десяти оперативно-розыскных органов оперативники являются военнослужащими), а оперативники органов внутренних дел как сотрудники милиции ограничены в некоторых общегражданских правах.

 Классификация оперативных  сотрудников. Основные критерии для классификации этих должностных лиц:

1) по принадлежности к соответствующему оперативно-розыскном органу различают оперативников: органов внутренних дел (сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями и т.п.); органов ФСБ России (контрразведчиков территориальных органов, органов безопасности в войсках и др.); и т.д.

Вне зависимости от ведомственной  принадлежности все оперативники согласно норм ФЗ об ОРД обладают равными полномочиями в оперативно-розыскной деятельности;

2) по тому, состоят в штате конкретного оперативно-розыскного органа или же нет, различают оперативников: состоящих в штате и внештатных оперативных сотрудников;                                                

3) по характеру проведения оперативно-розыскных мероприятий различают оперативников: на агентуристов, сотрудников подразделений наружного наблюдения; сотрудников оперативно-технических подразделений;

4) по объему предоставленных полномочий различают: оперативных сотрудников (исполнителей) и руководителей.

7.3. Полномочия и ответственность  оперативного сотрудника

Обязанности и права оперативного сотрудника во многом идентичны обязанностям и правам оперативно-розыскного органа.     

Вместе с тем в ФЗ об ОРД  выделены и специфические полномочия оперативников. Так, должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность:                                 

  • при проведении оперативно-розыскных мероприятий должна обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5);
  • не вправе: проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах  какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических общественных и религиозных объединений в целях оказания характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают прикосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ч. 8 ст. 5);
  • решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими  и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе (ч. 5 ст. б). Причем никто не вправе вмешиваться в их законные действия, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом (ч. 2 ст. 16). В частности, должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только  непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано руководствоваться  законом (ч, 3 ст. 16);
  • негласно внедряются в интересующий их объект только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (ч. 5 ст. 8);
  • используют в целях конспирации документы, зашифровывающие их личность (п. 4 ст. 15);
  • полномочны вынуждено причинять вред правоохраняемым интересам при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ч. 4 ст. ст. 16).

    Кроме того, в ст. 15 ФЗ  об ОРД предусмотрено, что законные  требования должностных лиц оперативно-розыскных органов обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены (ч. 2), а неисполнение их законных требований либо воспрепятствование законному осуществлению оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством России (ч. 3).

В случае неисполнения обязанностей или превышения прав оперативники привлекаются к ответственности согласно российского  законодательства.

7.4. Юридическая характеристика руководителя оперативного подразделения.

     Руководителем  является должностное лицо, которое  назначено (уполномочено) в соответствии  с федеральным законов и (или)  ведомственным нормативным актом  на определенную управленческую  должность и руководит подчиненными; организует работу по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и контролирует исполнение (включая принятие решений, влекущих юридически значимые последствия, и в том числе ограничение конституционных прав человека и гражданина); несет ответственность за качество исполнения.

     Перечень должностных лиц, относящихся в оперативно-розыскной  деятельности к руководителям, устанавливается согласно ФЗ об ОРД соответствующих нормативных правовых актах конкретных оперативно- розыскных органов.

Полномочия руководителя в оперативно-розыскной  деятельности относительно всех иных категорий оперативников наиболее широки и значимы, поэтому специально раскроем их.

7.5.Обязанности и права  руководителя оперативно-розыскного  органа, установленные ФЗ об ОРД. Персонифицированные полномочия руководителя определены для двух важных аспектов оперативно-розыскной деятельности.

Во-первых, в Законе определены его  так называемые общие полномочия. Как ответственное должностное лицо он:

- определяет в конкретном оперативно-розыскном органе перечень оперативных подразделений,  правомочных осуществлять оперативно- розыскную деятельность, их функции, структуру и организацию работы (ч. З ст. 13);

- устанавливает порядок расходования  оперативно-розыскным органом выделяемых из федерального бюджета финансовых средств, предназначенных для обеспечения оперативно-розыскной деятельности (ч. 1 ст. 19), и контролирует их расходование (ч. 3 ст. 19);

- по требованию уполномоченных  на то прокуроров представляет  соответствующие оперативно-служебные документы (ч. 2 ст. 21).

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности