Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Известны аналогичные  субъекты и в уголовно-процессуальной деятельности. Лиц, подлежащих оперативно-розыскной  защите, прежде всего необходимо отличать от двух участников уголовного процесса: потерпевшего и гражданского истца.                                    

Потерпевший в уголовном процессе — гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред (ст. 53 УПК).

Гражданский истец в уголовном процессе — гражданин, учреждение, предприятие или организация (юридическое лицо), понесшее материальный ущерб от преступления и предъявившее требование о его возмещении в порядке, установленном законом (ст. 54 УПК).

Как потерпевший, так и гражданский  истец являются субъектами хотя и смежного с оперативно-розыскной деятельностью, но иного вида юридической  государственной деятельности — уголовно-процессуальной, а потому их юридический статус отличен от юридического статуса защищаемого лица, права и обязанности их не тождественны.

Основное отличие заключается, например, в том, что потерпевший  и гражданский истец могут  стать субъектами уголовного процесса только в случае, когда преступление уже совершено (на любой из его стадий - оконченного или неоконченного) и, следовательно, вред причинен. В оперативно-розыскной же деятельности защищаемое лицо может стать таковым еще на "допреступной" стадии, т.е. только при наличии преступного посягательства (например, в случае обнаружения так называемого голого умысла). Вместе с тем некоторые потерпевшие (как субъекты уголовного процесса) одновременно могут стать и лицами, защищаемыми в оперативно-розыскной деятельности (это предусмотреност.1 и 2 Закона о государственной защите). В этом случае на них распространяются соответствующие требования, предъявляемые к лицу.           

     Основная градация лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите. Лиц, защищаемых в оперативно-розыскной деятельности, классифицируют на две группы (вида).

     Первую составляют лица, права, свободы и законные интересы которых подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий в силу указания на то в законе.

Вторую группу составляют лица, права, свободы и законные интересы которых подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий в силу обращения их в оперативно-розыскной орган с законным требованием о своей защите.

Дополнительная градация лиц, нуждающихся в оперативно-розыскной защите. С учетом различных критериев выделяют несколько категорий этих лиц.                                          

Во-первых, всех их делят на физических и юридических лиц.

Во-вторых, в зависимости от характера  принимаемых мер среди защищаемых лиц различают тех, кто подлежит:

а) государственной охране;

б) государственной защите;

в) защите с преимущественным использованием оперативно-розыскных возможностей.

По основаниям, предусмотренным  п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД разрешается  осуществлять действия, указанные в п. 8—11 ч. 1 ст. 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

В-третьих, их классифицируют по степени  реализации угрозы преступного посягательства:

а) лица, подлежащие защите от потенциальной угрозы преступного посягательства;

б) лица, защищаемые от реальной угрозы совершения преступления (в отношении них преступная угроза была частично реализована).

Наличность посягательства определяет начальный и конечный моменты посягательства и время, в течение которого необходимо принять адекватные защитные оперативно-розыскные меры.

Действительность как признак общественно опасного посягательства означает, что посягательство существует реально, а не в воображении защищаемого лица.

в) лица, в отношении которых угроза совершения преступления была полностью реализована.

     9.4 Права  и обязанности защищаемых лиц

Права и обязанности лиц, которые  подлежат защите от преступных посягательств  путем осуществления оперативно-розыскных  мероприятий в силу указания на то в оперативно-розыскном законодательстве. Вначале рассмотрим права обязанности лиц, подлежащих государственной охране в соответствии Законом о государственной охране.

При государственной охране применяются следующие меры (ст. 4):

1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе его безопасности;

2) осуществление в соответствии с федеральным законодательством оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государе венных органов обеспечения безопасности;

3) проведение охранных мероприятий и поддержание общественного порядка местах постоянного и временного пребывания объекта государственной охраны;

4) поддержание порядка, установленного уполномоченными на то должностным лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.                   

Согласно ст. 17 Закона о государственной  защите защищаемое лицо, в отношении которого принято решение о применении мер безопасности, имеет право:                                     

1) знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности;

2) просить о применении или неприменении в отношении конкретных мер безопасности, перечисленных в ч. 1 ст. 5 Закона;

3) требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения в отношении его, кроме осуществляемых, иных мер безопасности, предусмотренных этим Законом, иди отмены каких-либо из осуществляемых мер;

4) обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обспечивающий   безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.

Защищаемое лицо обязано:                   

1) выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность;

2) незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении его; 

3) бережно обращаться с имуществом, выданным ему yказанном в личное пользование для обеспечения безопасности;

4) не разглашать сведения о принимаемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры.

Отметим, что  названными правами и обязанностями  обладают исключительно те лица, которым  они предоставлены соответствующим  федеральным законом.

Права и обязанности лиц, которые  подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий в силу обращения их в оперативно-розыскной орган с законным требованием о своей защите. Этим лицам в ФЗ об ОРД предоставлены следующие права (они непосредственно указаны в его статьях или о них можно сделать такой вывод путем толкования);                                     

  • требовать от оперативно-розыскных органов обеспечить их защиту путем принятия соответствующих оперативно-розыскных мер (ч. 1.ст. 5, п.1 ст. 14);
  • призывать не нарушать правил, согласно которым в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, используя информационные системы,  видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие  технические и иные средства, запрещено наносить ущерб жизни и здоровью людей, не причинять вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6);
  • в случае возникновения угрозы своей жизни, здоровью или собственности давать разрешение оперативно-розыскному органу на прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, без предварительной санкции судьи (ч. 4 и 8 ст. 8);
  • обжаловать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в вышестоящий оперативно-розыскной орган, прокурору и в суд (ч. 3 ст. 5).

Вместе с тем в ФЗ об ОРД  предусмотрены и обязанности  защищаемых лиц. Эти лица должны:

  • не проводить самим оперативно-розыскных мероприятий и не использовать специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных и приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, для собственной защиты и иных целей;
  • письменно оформить свое согласие (разрешение оперативно-розыскному органу) на прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, без предварительной санкции судьи (ч. 4 и 8 ст. 8);
  • исполнять законные требования должностных лиц оперативно-розыскных органов (ч. 2 ст. 15);
  • не препятствовать законному осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (ч. 3 ст. 15);
  • соблюдать порядок обжалования действий оперативно-розыскных органов, право на которое изложено в ч. 3 ст. 5.

Контрольные вопросы

    1. Кто в соответствии с законом может в оперативно-розыскной деятельности являться изучаемым лицом? Каковы его основные признаки? В чем отличие от подозреваемого суголовном процессе?
    2. Как можно классифицировать изучаемых лиц?
    3. Какие предоставлены законом права изучаемому лицу?
    4. Какие предусмотрены законом обязанности для изучаемого лица?
    5. Кто в соответствии с федеральным законом является лицом, подлежащим защите в оперативно-розыскной деятельности? Каковы его основные признаки?
    6. В чем заключается отличие понятия лица, защищаемого в оперативно-розыскной деятельности от понятия потерпевшего и гражданского истца в уголовном процессе?
    7. Как можно классифицировать защищаемых лиц? Что лежит в основе их классификации?
    8. Какие права предоставлены защищаемому лицу федеральным законом?
    9. Какие обязанности предусмотрены в федеральном законе для защищаемого лица?

Тема № 10. Юридическое содержание оперативно-розыскных мероприятий

10.1. Понятие оперативно-розыскного  мероприятия, предусмотренного оперативно-розыскным  законом и его материально-правовые признаки.

В действующем в России законодательстве отсутствует определение ОРМ. Это обстоятельство не может не отражаться на восприятии практиками сущности и содержания ОРМ. В российской оперативно-розыскной теории и практике с предметно-практической стороны и в зависимости от уровня организации различают, как правило, три ее основных компонента:

  • оперативно-розыскные действия,
  • оперативно-розыскные мероприятия;
  • оперативно-розыскные операции.

Под оперативно-розыскным  мероприятием понимается  общественно значимее умышленно и конфиденциально (в организационно и тактическом аспекте) совершаемое предусмотренное ФЗ об ОРД оперативно-розыскное активное деяние (действие, мероприятие или операция), посредством которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность.

Материально-правовые признаки оперативно-розыскного мероприятия  и их содержание:

-  общественная значимость (полезность) ОРМ, т.е. способность (действенность) действия, мероприятия или операции защитить указанные в ФЗ об ОРД объекты от преступных посягательств. Она определяется характером и степенью полезности проведения ОРМ.

-   умышленность совершения оперативно-розыскного деяния — это психическое осознанно-волевое отношение лица, участника оперативно-розыскной деятельности, к совершенному им общественно полезному действию.

  • предусмотренность оперативно-розыскного деяния в ФЗ об ОРД означает, что только те действия, мероприятия и операции, которые непосредственно указаны в соответствующем перечне, изложенном в ФЗ об ОРД (см. ч. 1 cm. 6), могут и должны быть признаны законными,
  • конфиденциальность организации и тактики оперативно-розыскного деяния.

 Категории оперативно-розыскных  мероприятий. Категорию ОРМ можно определить как группу ОРМ, которые объединены общностью соответствующих признаков.

Категоризация ОРМ с помощью двух основных признаков:

  • допустимости их осуществления в уголовно-розыскном процессе;
  • в зависимости от степени тяжести обнаруживаемого преступления (вторая и третья категории ОРМ) и запрета на их проведение .в этом процессе, о чем непосредственно изложено в ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД (первая категория ОРМ).

Система категорий ОРМ. В зависимости от характера оперативно-розыскного деяния и степени его общественной значимости их подразделяют на ОРМ:

первой категории, или обычные (не ограничивающие конституционные права человека и гражданина), которые проводят как в рамках административно-режимной оперативно-проверочной работы (см. п. 1—4 и 6 ч. 2 cm. 7 ФЗ об ОРД), так и в ходе уголовно-розыскного процесса (оперативно-розыскного):

  • опрос,
  • наведение справок,
  • сбор образцов для сравнительного исследования (кроме сбора образцов в жилище и сбора образцов голоса человека путем контроля его телефонных переговоров),
  • проверочную закупку,
  • исследование предметов и документов,
  • наблюдение (кроме наблюдения с проникновением в жилище),
  • отождествление личности,
  • оперативное внедрение и
  • контролируемую поставку (см. ч. 6 и 7cm. 8 ФЗ об ОРД).

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности