Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Известны аналогичные
субъекты и в уголовно-процессуальной
деятельности. Лиц, подлежащих оперативно-розыскной
защите, прежде всего необходимо отличать
от двух участников уголовного процесса:
потерпевшего и гражданского истца.
Потерпевший в уголовном процессе — гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред (ст. 53 УПК).
Гражданский истец в уголовном процессе — гражданин, учреждение, предприятие или организация (юридическое лицо), понесшее материальный ущерб от преступления и предъявившее требование о его возмещении в порядке, установленном законом (ст. 54 УПК).
Как потерпевший, так и гражданский истец являются субъектами хотя и смежного с оперативно-розыскной деятельностью, но иного вида юридической государственной деятельности — уголовно-процессуальной, а потому их юридический статус отличен от юридического статуса защищаемого лица, права и обязанности их не тождественны.
Основное отличие заключается, например, в том, что потерпевший и гражданский истец могут стать субъектами уголовного процесса только в случае, когда преступление уже совершено (на любой из его стадий - оконченного или неоконченного) и, следовательно, вред причинен. В оперативно-розыскной же деятельности защищаемое лицо может стать таковым еще на "допреступной" стадии, т.е. только при наличии преступного посягательства (например, в случае обнаружения так называемого голого умысла). Вместе с тем некоторые потерпевшие (как субъекты уголовного процесса) одновременно могут стать и лицами, защищаемыми в оперативно-розыскной деятельности (это предусмотреност.1 и 2 Закона о государственной защите). В этом случае на них распространяются соответствующие требования, предъявляемые к лицу.
Основная градация лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите. Лиц, защищаемых в оперативно-розыскной деятельности, классифицируют на две группы (вида).
Первую составляют лица, права, свободы и законные интересы которых подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий в силу указания на то в законе.
Вторую группу составляют лица, права, свободы и законные интересы которых подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий в силу обращения их в оперативно-розыскной орган с законным требованием о своей защите.
Дополнительная градация
лиц, нуждающихся в оперативно-
Во-первых, всех их делят на физических и юридических лиц.
Во-вторых, в зависимости от характера
принимаемых мер среди защищаем
а) государственной охране;
б) государственной защите;
в) защите с преимущественным использованием
оперативно-розыскных
По основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД разрешается осуществлять действия, указанные в п. 8—11 ч. 1 ст. 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.
В-третьих, их классифицируют по степени реализации угрозы преступного посягательства:
а) лица, подлежащие защите от потенциальной угрозы преступного посягательства;
б) лица, защищаемые от реальной угрозы совершения преступления (в отношении них преступная угроза была частично реализована).
Наличность посягательства определяет начальный и конечный моменты посягательства и время, в течение которого необходимо принять адекватные защитные оперативно-розыскные меры.
Действительность как признак общественно опасного посягательства означает, что посягательство существует реально, а не в воображении защищаемого лица.
в) лица, в отношении которых угроза совершения преступления была полностью реализована.
9.4 Права и обязанности защищаемых лиц
Права и обязанности лиц, которые
подлежат защите от преступных посягательств
путем осуществления
При государственной охране применяются следующие меры (ст. 4):
1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе его безопасности;
2) осуществление в соответствии с федеральным законодательством оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государе венных органов обеспечения безопасности;
3) проведение охранных мероприятий и поддержание общественного порядка местах постоянного и временного пребывания объекта государственной охраны;
4) поддержание порядка, установленного уполномоченными на то должностным лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.
Согласно ст. 17 Закона о государственной
защите защищаемое лицо, в отношении которого
принято решение о применении мер безопасности, имеет право:
1) знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности;
2) просить о применении или неприменении в отношении конкретных мер безопасности, перечисленных в ч. 1 ст. 5 Закона;
3) требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения в отношении его, кроме осуществляемых, иных мер безопасности, предусмотренных этим Законом, иди отмены каких-либо из осуществляемых мер;
4) обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.
Защищаемое лицо обязано:
1) выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность;
2) незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении его;
3) бережно обращаться с имуществом, выданным ему yказанном в личное пользование для обеспечения безопасности;
4) не разглашать сведения о принимаемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры.
Отметим, что
названными правами и обязанностями
обладают исключительно те лица, которым
они предоставлены
Права и обязанности лиц, которые
подлежат защите от преступных посягательств
путем осуществления оперативно-розыскных
мероприятий в силу обращения их в оперативно-розыскной
орган с законным требованием о своей
защите. Этим лицам в ФЗ об ОРД предоставлены
следующие права (они непосредственно
указаны в его статьях или о них можно
сделать такой вывод путем толкования);
Вместе с тем в ФЗ об ОРД предусмотрены и обязанности защищаемых лиц. Эти лица должны:
Контрольные вопросы
Тема № 10. Юридическое содержание оперативно-розыскных мероприятий
10.1. Понятие оперативно-розыскного
мероприятия, предусмотренного
В действующем в России законодательстве отсутствует определение ОРМ. Это обстоятельство не может не отражаться на восприятии практиками сущности и содержания ОРМ. В российской оперативно-розыскной теории и практике с предметно-практической стороны и в зависимости от уровня организации различают, как правило, три ее основных компонента:
Под оперативно-розыскным мероприятием понимается общественно значимее умышленно и конфиденциально (в организационно и тактическом аспекте) совершаемое предусмотренное ФЗ об ОРД оперативно-розыскное активное деяние (действие, мероприятие или операция), посредством которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность.
Материально-правовые признаки оперативно-розыскного мероприятия и их содержание:
- общественная значимость (полезность) ОРМ, т.е. способность (действенность) действия, мероприятия или операции защитить указанные в ФЗ об ОРД объекты от преступных посягательств. Она определяется характером и степенью полезности проведения ОРМ.
- умышленность совершения оперативно-розыскного деяния — это психическое осознанно-волевое отношение лица, участника оперативно-розыскной деятельности, к совершенному им общественно полезному действию.
Категории оперативно-
Категоризация ОРМ с помощью двух основных признаков:
Система категорий ОРМ. В зависимости от характера оперативно-розыскного деяния и степени его общественной значимости их подразделяют на ОРМ:
первой категории, или обычные (не ограничивающие конституционные права человека и гражданина), которые проводят как в рамках административно-режимной оперативно-проверочной работы (см. п. 1—4 и 6 ч. 2 cm. 7 ФЗ об ОРД), так и в ходе уголовно-розыскного процесса (оперативно-розыскного):
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности