Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

     Агентом (от лат. agens,} agentis — действующий) является человек, который в соответствии с оперативно-розыскным законодательствам конфиденциально сотрудничает с  оперативно-розыскным  органом.

     Это  сотрудничество  происходить исключительно для достижения целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.

Агент должен располагать сыскными возможностями и соответствующими личными качествами. Он специально готовиться к выполнению заданий.

Закрепление конфиденциального сотрудничества происходит путем его оформления. ФЗ об ОРД не устанавливает какой-либо единой формы, следовательно, она может  быть любая. Наиболее типичными на практике являются: устная договоренность, подписка о сотрудничестве лица с конкретным оперативно-розыскным органом (расписка) и контракт.

8.4. Права, обязанности и юридическая  ответственность агента. Конфиденциальность как специфическое правовое отношение между двумя сторонами (представителем государства и гражданином) xapaктеризуется  наличием определенных обязанностей и прав у обеих сторон, а также соответствующей ответственности. В частности, у агента кроме общих прав и обязанностей, характерных для всех лиц, оказывающих содействие, и закрепленных в ст. 17 и других статьях ФЗ об ОРД (см. ч. 5 cm. 6, ч. 4 cm.16  и ч. 5 cm. 18), возникают и специфические так называемые исключительные права и обязанности. Они изложены либо в некоторых статьях ФЗ об OPJ. либо предусматриваются в контракте.

Непосредственно в ФЗ об ОРД указаны  следующие права агентов:

  • на заключение контракта с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 17);
  • на расшифровку. Так, предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, а также о лицах, оказывающих или оказывавших оперативно-розыскному органу содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12), а сведения об этих лицах представляются соответствующим прокурорам только с и письменного согласия, за исключением случаев, требующих их привлечения уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21);
  • на исчисление трудового стажа и пенсионное обеспечение. Так, период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с российским законодательством (ч. 6 ст. 18);
  • на единовременное пособие и пенсию по инвалидности. Так, при получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с оперативно-розыскными органами, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности (ч. 9 ст. 18).

     Для лица, изъявившего  желание оказывать содействие  в осуществлении оперативно-розыскных  мероприятий на конфиденциальной  основе, законодатель установил  две обязанности.

     Первая состоит в том, что лицо  должно сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. ч. 1 cm. 17 \ ФЗ об ОРД). Она обусловлена принципом конспирации и сутью конфиденциального сотрудничества, в ходе которого лицо становится обладателем конфиденциальной информации.

     Вторая  — не предоставлять заведомо ложную информацию (см. ч. 1 cm. 17 ФЗ об ОРД). Она связана, с одной стороны, с необходимостью не допустить оговора кого-либо, а с другой — не допустить отвлечение оперативных сил и средств на ложный объект, т.е. направить оперативно-розыскной орган по ложному следу, заведомо не позволяющему решить конкретную задачу оперативно-розыскной деятельности и достичь цели — обеспечить защиту охраняемого объекта от преступных посягательств.

Предоставление заведомо ложной информации агентом является разновидностью фальсификации информации. В данном случае заведомая ложность сведений означает следующее: агент сознает, что сообщает оперативнику информацию, которая полностью или частично не соответствует действительности, предвидит, что своим сообщением вводит в заблуждение оперативно-розыскной орган (оперативника), и желает таким образом ввести его в заблуждение. Однако нет оснований для такой оценки, полученной от агента, хотя и не соответствующей действительности (полностью или частично) информации, но оцененной им так в силу добросовестного заблуждения.

Особо отметим, что сообщение агентом  оперативнику информации (в любой  форме), в которой изложены заведомо ложные сведения о совершении кем-либо преступления, следует квалифицировать как заведомо ложный донос, а лицо, совершившее это преступление, подлежит уголовной ответственности (см. ст. 306 УК)

Кроме того, подлежит правовой оценке ситуация, в которой агент, участвуя в осуществлении оперативно-розыскного мероприятия, может  получить достоверные сведения о готовящемся или совершенном преступлении, однако по той или иной причине умышленно скроет их от оперативника. В такой ситуации поведение агента может послужить не только Основанием для прекращения с ним сотрудничества, но и при определенных обстоятельствах основанием для его привлечения к уголовной ответственности по ст. 316 УК за укрывательство преступления.

       Отметим и то, что для оперативников и оперативно-розыскных  органов в данной связи также возникают обязанности, и среди них такие как:

  • защита сведений об агентах (функционирующих в информационных системах, делах оперативного учета и т.п.),
  • сведение до минимума числа должностных лиц, знающих личности агентов,
  • разработка и исполнение специальных правил конспирации в работе с агентами в соответствии с установленным ведомственными нормативными актами порядком, и др.

    8.5. Нормативно-правовая  защита лиц, оказывающих содействие  оперативно-розыскным органам. 

С учетом различных критериев выделяют несколько оснований для классификации мер защиты этих лиц.

В зависимости  от сферы реализации норм известно два блока мер: их правовой и социальной защиты.

В зависимости  от фиксации в том или правовом источнике различают три группы предписаний, содержащих гарантии социальной и правовой защиты этих лиц:

  1. изложенные в ФЗ об ОРД,
  2. зафиксированные в некоторых законодательных и иных нормативных правовых актах согласно бланкетных норм ФЗ об ОРД,
  3. содержащиеся в конкретном контракте.

Меры защиты лиц, оказывающих содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, изложенные в ФЗ об ОРД.  Непосредственно в ФЗ об ОРД эти меры зафиксированы как в предписаниях ст. 18 (ч. 2, 3 и 4), так и в некоторых других (ч. 3, 4 и 5 ст. 5, ч. 3 и 5 сэ 6, ч. 4, 5 и 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 12, п. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ci 16,ч.1 и 2 ст. 17, ч. Зет. 21).

Меры социальной защиты агентов и других лиц изложены в ФЗ об ОРД аналогичным образом. Так, согласно п. 1 ст. 14 оперативно-розыскные органы обязаны принимать все необходимые меры по защите собственности лиц, оказывающим им содействие, а в соответствии с п. 6 ст. 14 обязаны в порядке, установленном российским законодательством, обеспечит безопасность и сохранность имущества как лица, оказывающего им содействие, так и членов его семьи и близких.

Важнейшей мерой правовой защиты выступает нахождение этой категории лиц под защитой государства (ч. 1 ст. 18 ФЗ об ОРД). Это означает, что государство в лице своих представителей (соответствующих оперативников и оперативно-розыскного органа) обязуется выполнять все предусмотренные ФЗ об ОРД и иными нормативными правовыми актами правила, предназначенные обеспечить законные права и интересы такого лица Под защиту государства берется каждое лицо, которое, во-первых, в то(| или иной форме оказывает помощь оперативно-розыскному органу (гласи или конфиденциально), во-вторых, вне зависимости от продолжительности оказания содействия (кратковременно, длительно) и, в-третьих, вне зависимости от времени оказания содействия (помощь в настоящее время сотрудничество в прошлом).                                    

   8.6. Контракт в оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскной  контракт — это основанный на нормах оперативно-розыскного законодательства и выработанный в публичных интересах в итоге добровольного согласования воли двух субъектов оперативно-розыскной деятельности — оперативного подразделения (в лице оперативника) и совершеннолетнего дееспособного человека договор

 устанавливающий взаимные права и обязанности в связи и по поводу необходимости реализации целей  оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач. Контракт всегда влечет определенные юридически значимые последствия для обеих сторон.

Оперативно-розыскной контракт является частным случаем как административного, так и гражданско-правового договора.

Условия заключения оперативно-розыскного контракта.  Два условия, дополнительные к общим: достижение агентом совершеннолетия и его дееспособность.

 Структура и содержание  основных элементов оперативно-розыскного контракта. В контракте указывают его предмет и срок действия, обязанности и права сторон, условия возмездности, а также условия и порядок его продления.

Особые условия. Контракт должен, в частности, содержать такие условия, которые связаны с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных с участием агента, с сохранением сведений, составляющих государственную тайну, о которых ему стало известно при сотрудничестве, и т.п. В данной связи в контракте могут быть установлены определенные требования к агенту (например, по ограничению его права на выезд за рубеж на определенный срок после окончания сотрудничества).

Требования  к оформлению контракта. Письменный текст контракта составляется в двух экземплярах, подписывается обеими сторонами:

агентом и руководителем оперативно-розыскного органа (причем агент вправе получить один экземпляр контракта). Подпись  руководителя скрепляют оттиском гербовой печати соответствующего оперативно-розыскного органа.

Вступление контракта в законную силу. Он вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами, если иное не указано в тексте контракта.

Окончание действия контракта. Его действие прекращается по истечении обговоренного срока или при наличии основания для досрочного расторжения.

Досрочное расторжение  контракта. Оно допустимо по различным основаниям. Типичными являются:

досрочная реализация цели, ради которой  заключался контракт;

объективное изменение оперативной  обстановки (заболевание агента, утрата им оперативных возможностей, приобретение агентом статуса депутата, судьи, прокурора, адвоката, священнослужителя или полномочного представителя официально зарегистрированного религиозного объединения, и др.);

неисполнение условий контракта  одной из сторон.

Инициировать досрочное расторжение вправе обе стороны. Например, агент может по собственной инициативе расторгнуть контракт в случае невыполнения другой стороной одного или нескольких обязательств, предусмотренных контрактом. Основанием же для досрочного расторжения контракта с агентом со стороны оперативно-розыскного органа является:

разглашение сведений о факте и  содержании конфиденциального сотрудничества (в частности, объекту оперативной заинтересованности);

совершение агентом преступления или использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной деятельности;

предоставление заведомо ложной информации;

умышленное искажение оперативно значимой информации или ее сокрытие;

уклонение от сотрудничества под различными предлогами, и др. Условия и требования к порядку заключения контракта с агентами излагается в нормативных правовых актах конкретного оперативно-розыскного органа. Запреты на контрактное сотрудничество. Список включает две категории лиц:

  • представителей власти (депутатов, судей и прокуроров);
  • представителей общественных организаций.

В первом случае запрет вызван тем, что представители власти наделены соответствующими законодательными, судебными и надзорными полномочиями, не совместимыми с конфиденциальным контрактным оказанием содействия органам исполнительной власти, которую они должны контролировать или за которой обязаны надзирать.

Во втором случае запрет во многом обусловлен морально-этическими нормами.

Контрольные вопросы

1. Кто может быть привлечен к участию в оперативно-розыскной деятельности?

2. Как можно классифицировать лиц, привлекаемых к участию в оперативно-розыскной деятельности?

3. Что является основанием для привлечения лица к участию в оперативно- розыскной деятельности?

4. Каковы общие условия привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности?

5. Дайте юридическую характеристику агенту как основному лицу, привлекаемому к участию в оперативно-розыскной деятельности.

6. Какие известны виды нормативно-правовой защиты лиц, оказываю действие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности? В чем состоит правовая и социальная защита лиц, содействующих оперативно-розыскным органам?

7. Чем является контракт в оперативно-розыскной деятельности?

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности