Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
2) изложенные в иных статьях ФЗ об ОРД:
- соблюдать пределы своих
- в процессе рассмотрения дела
в суде доказывать
- предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предъявлении которых было отказано заявителю (за исключением ряда сведений) (ч. 5 ст. 5);
- за три месяца до дня
- при нарушении органом (
- в течение 48 часов с момента начала проведения "оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8);
- в течение
48 часов уведомить
- представить
суду (судье), прокурору, оперативно-
- при возникновении
реальной угрозы
6.4. Права оперативно-розыскного органа.
Права есть круг предоставленных
законодателем оперативно-
Среди прав различают две группы:
Законодатель предъявляет к
правам оперативно-розыскных органов
требования, аналогичные предъявляемым
к обязанностям (см. разд. а настоящей главы).
Непосредственно изложенные
в ФЗ об ОРД права оперативно-
1) предусмотренные в ст. 15. Так, органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, вправе:
- проводить гласно
и негласно оперативно-розыскные мероприятия,
перечисленные в статье 6 ФЗ об ОРД, производить
при их проведении изъятие предметов,
материалов и сообщений, а также прерывать
предоставление услуг связи в случае возникновения
непосредственной угрозы жизни и здоровью
лица, а также угрозы государственной,
военной, экономической или экологической
безопасности России.
- устанавливать
на безвозмездной либо
- использовать
в ходе проведения оперативно-
- использовать в целях
- создавать в установленном
законодательством России
2) изложенные в иных статьях ФЗ об ОРД:
- в установленных федеральным законом пределах осуществлять оперативно-розыскную деятельность посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 1);
- отказать в предоставлении
запрошенных сведений лицу, виновность
которого в совершении
- не предоставлять судье по
его требованию оперативно-
- не уничтожать
по истечении одного года полученные
в результате проведения оперативно-розыскных
мероприятий материалы в отношения лиц,
виновность которых в совершении преступления
не доказана в установленном законом порядке,
если этого требуют служебные интересы
или правосудие (ч. 7 ст. 5);
- в ходе
проведения оперативно-
- в пределах своих полномочий
собирать данные, необходимые для
принятия решений: о допуске
к сведениям, составляющим
- в экстренных
ситуациях, предусмотренных ч. 3 ст.
8, проводить оперативно-
- в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов (ч. 4 ст. 8);
- создавать и использовать инфор
- использовать
результаты оперативно-
- предавать огласке сведения о лицах, внедренных в преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе при условии их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами) (ч. 2 ст. 12);
- представлять
оперативно-служебные
- полностью осуществлять
на территории России
- проводить совместно с
- заключать контракты с
- в целях обеспечения
6.5. Оперативно-розыскная подведомственность. Компетенция конкретных оперативно-розыскных органов в уголовно-розыскной деятельности
Такая подведомственность есть разграничение между оперативно розыскными органами целенаправленной работы по поиску и обнаружение преступлений и лиц, их совершивших.
Понятие оперативно-розыскной
Виды оперативно-розыскной подведомственности: предметная, территориальная и персональная.
Предметная подведомственность определяется уголовно-правовым характером общественно опасного посягательства, предупреждение, пресечение и расследование которого осуществляют а розыскной деятельности, и выражается в сыскной квалификации (так называемой окраске дела оперативного учета).
Видами предметной подведомственности являются: исключительная и альтернативная.
Территориальная подведомственность устанавливается исходя из места совершения преступления.
Персональная
Соотношение оперативно-розыскной подведомственности и подследственности. Подведомственность в оперативно-розыскной деятельности не тождественна подследственности в уголовном процессе. Оперативно-розыскная подведомственность пока не нашла четкого отражения в ФЗ об ОРД, подследственность выступает в качестве определенного ориентира для оперативников различных оперативно-розыскных органов при заведении ими дела оперативного учета.
Компетенция конкретных оперативно-розыскных органов в уголовно-розыскной деятельности. Работа по достижению общих целей оперативно-розыскной деятельности и решению ее задач детализируется применительно к каждому из десяти оперативно- розыскных органов.
Например, оперативные подразделения органов ФСБ России осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильем венное изменение конституционного строя России. Вместе с тем на органы ФСБ России федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью (ст. 10 Закона об органах ФСБ России).
Оперативные подразделения органов внутренних дел действуют согласно Закону о милиции. Так, основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством России (ст. 8), а основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений, раскрытие преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, нахождения которых отнесено к компетенции милиции.
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности