Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

2) изложенные в иных статьях ФЗ об ОРД:

- соблюдать пределы своих полномочий  при проведении оперативно-розыскной деятельности (ст. 1);

- в процессе рассмотрения дела  в суде доказывать обоснованность  отказа в предоставлении сведений  лицу, виновность которого в совершении  преступления не доказана в  установленном законом порядке  (ч. 4 ст. 5);

- предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предъявлении которых было отказано заявителю (за исключением ряда сведений) (ч. 5 ст. 5);           

- за три месяца до дня уничтожения  материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, уведомить об уничтожении соответствующего судью (ч. 7 ст. 5);

- при нарушении органом (должностным  лицом), осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган в соответствии с российским законодательством обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ч. 9 ст. 5);

- в течение 48 часов с момента начала проведения "оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8);

- в течение  48 часов уведомить соответствующий суд (судью) об «экстренном» прослушивании переговоров, ведущихся с телефона заявителя (ч. 4 ст. 8);

- представить  суду (судье), прокурору, оперативно-розыскным  органам оперативно-служебные документы,  отражающие результаты оперативно-розыскной  деятельности, в порядке, установленных ФЗ об ОРД (ч. 4 ст. 12);                     

- при возникновении  реальной угрозы противоправного  посягательства на жизнь, здоровье  или имущество отдельных лиц  в связи с их содействием  органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельности членов их семей и близких — принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению к ответственности, предусмотренной законодательством России (ч. 3 ст. 18.)

6.4. Права оперативно-розыскного органа.

Права есть круг предоставленных  законодателем оперативно-розыскных  органам возможностей надлежащего  исполнения обязанностей по достижению целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.

Среди прав различают  две группы:

  1. изложенные в предписаниях ОРД;
  2. отраженные в некоторых иных нормативных актах России.

Законодатель предъявляет к  правам оперативно-розыскных органов  требования, аналогичные предъявляемым  к обязанностям (см. разд. а настоящей главы).                                            

 Непосредственно изложенные  в ФЗ об ОРД права оперативно-розыскных  органов. Ими являются следующие две группы:

1) предусмотренные в ст. 15. Так, органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, вправе:

- проводить гласно  и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 ФЗ об ОРД, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы  жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.                                             

- устанавливать  на безвозмездной либо возмездной  основе отношения сотрудничества  с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- использовать  в ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятия  по договору или  устному соглашению служебные  помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц,

- использовать в целях конспирации  документы, зашифровываю личность  должностных лиц, ведомственную  принадлежность предприятия учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспорт» средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;                                                     

- создавать в установленном  законодательством России порядке  предприятия, учреждения, организации  и подразделения, необходимые  для решения задач, предусмотренных  ФЗ об ОРД.

2) изложенные в иных статьях ФЗ об ОРД:

- в установленных федеральным  законом пределах осуществлять оперативно-розыскную деятельность посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 1);

- отказать в предоставлении  запрошенных сведений лицу, виновность  которого в совершении преступления  не доказана в установленном  законом порядке (ч. 4 ст. 5);                                              

- не предоставлять судье по  его требованию оперативно-служебные  документы, содержащие сведения  о: лицах, внедренных в организованные  преступные группы; штатных негласных  сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 5); об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 3 ст. 9);

      - не уничтожать  по истечении одного года полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношения лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, если этого требуют служебные интересы или правосудие (ч. 7 ст. 5);                                      

     - в ходе  проведения оперативно-розыскных  мероприятий использовать информационные  системы, видео- и аудиозапись,  кино- и фотосъемку, а также другие  технические и иные средства (при  условии не нанесения ими ущерба жизни и здоровью людей и не причинения вреда окружающей среде) (ч. З ст. 6);

- в пределах своих полномочий  собирать данные, необходимые для  принятия решений: о допуске  к сведениям, составляющим государственную  тайну; о допуске к работам,  связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а так же для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при  подготовке   и  проведении  оперативно-розыскных мероприятий; по обеспечению безопасности оперативно-розыскных органов; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 7);

- в экстренных  ситуациях, предусмотренных ч. 3 ст. 8, проводить оперативно-розыскные  мероприятия, предусмотренных ч. 2 ст. 8, без предварительного разрешения  судьи, но с обязательным последующим  в течение 24 часов уведомлением  суда (судьи);

- в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов (ч. 4 ст. 8);

  • для обеспечения безопасности оперативно-розыскных органов осуществлять действия, указанные в п. 8—11 ч. 1 ст. 6, без судебного  решения (при наличии согласия гражданина в письменной форме) (ч. 8 ст. 8);
  • в случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные ч. 1 ст. 9, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обращаться по этому же вопросу в вышестоящий суд (ч. 6 ст. 9);

- создавать и использовать информационные системы, а так же заводить дела оперативного учета (ч. 1 ст. 10);

- использовать  результаты оперативно-розыскной  деятельности согласно правил  ч. 1 и 2 ст. 11;

- предавать огласке  сведения о лицах, внедренных  в преступные группы, о штатных  негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе при условии их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами) (ч. 2 ст. 12);

- представлять  оперативно-служебные документы,  отражающие результаты оперативно-розыскной  деятельности, суду (судье), прокурору,  осуществляющему надзор за законностью  оперативно-розыскной деятельности  следователю и органу дознания, в производстве которых находиться уголовное дело, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, установленных ФЗ об ОРД (ч. 4 ст.12);

- полностью осуществлять  на территории России оперативно-розыскную  деятельность (только оперативные подразделения, перечисленные в ч. 1 ст. 13);

- проводить совместно с работниками  уголовно-исполнительной системы  Минюста России оперативно-розыскные  мероприятия в следственных изоляторах  уголовно-исполнительной системы  Минюста России (ч. 5 ст. 13);

- заключать контракты с совершеннолетними  дееспособными лицам независимо  от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного  и социального положения, образования,  принадлежности к общественным  объединениям, отношения к религии  и политических убеждений (ч.2ст. 17);                                           

- в целях обеспечения безопасности  лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, и членов их семей,  проводить специальные мероприятия  по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Росс (ч. 7 ст. 18).

6.5. Оперативно-розыскная подведомственность. Компетенция конкретных оперативно-розыскных органов в уголовно-розыскной деятельности

Такая подведомственность есть разграничение между оперативно розыскными органами целенаправленной работы по поиску и обнаружение преступлений и лиц, их совершивших.

Понятие оперативно-розыскной подведомственности пока разработан  только наукой уголовно-розыскного права и оперативно-розыскной теорией. Вместе с тем отдельные элементы предмета оперативно-розыскного проведения закреплены как в ФЗ об ОРД (ч. 2 ст. 13), так и в некоторых иных законах.

Виды оперативно-розыскной  подведомственности: предметная, территориальная и персональная.

Предметная подведомственность определяется уголовно-правовым характером общественно опасного посягательства, предупреждение, пресечение и расследование которого осуществляют а розыскной деятельности, и выражается в сыскной квалификации (так называемой окраске дела оперативного учета).

Видами предметной подведомственности являются: исключительная и альтернативная.

Территориальная подведомственность устанавливается исходя из места совершения преступления.

Персональная подведомственность определяется юридическим статусом лица, объекта оперативной заинтересованности.

Соотношение оперативно-розыскной  подведомственности и подследственности. Подведомственность в оперативно-розыскной деятельности не тождественна подследственности в уголовном процессе. Оперативно-розыскная подведомственность пока не нашла четкого отражения в ФЗ об ОРД, подследственность выступает в качестве определенного ориентира для оперативников различных оперативно-розыскных органов при заведении ими дела оперативного учета.

Компетенция конкретных оперативно-розыскных органов в уголовно-розыскной деятельности. Работа по достижению общих целей оперативно-розыскной деятельности и решению ее задач детализируется применительно к каждому из десяти оперативно- розыскных органов.

Например, оперативные подразделения органов ФСБ России осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильем венное изменение конституционного строя России. Вместе с тем на органы ФСБ России федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью (ст. 10 Закона об органах  ФСБ России).                

Оперативные подразделения  органов внутренних дел действуют согласно Закону о милиции. Так, основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством России (ст. 8), а основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений, раскрытие преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, нахождения которых отнесено к компетенции милиции.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности