Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

8. Каковы условия заключения  оперативно-розыскного контракта?

9. Какие известны запреты на контрактное сотрудничество?

      Тема № 9. Изучаемые и защищаемые лица в оперативно-розыскной деятельности

9.1. Изучаемые лица  в оперативно-розыскной деятельности. Понятие изучаемого лица. Классификация изучаемых лиц.

     Изучаемое лицо — каждый, чье деяние (действие или бездействие} связано с совершением преступления (фактически или с достаточной степенью вероятности), а равно гражданин, подлежащий проверке по основаниям  "не уголовно-правового " характера, предусмотренным ч. 2 cm. 7 ФЗ об ОРД}.

Основными признаками понятия изучаемого лица являются:    

  • им всегда выступает только физическое лицо,
  • интерес оперативно-розыскного органа к такому лицу основан на нормах ФЗ об ОРД;
  • этим человеком может быть каждый, вне зависимости от возраста, пола, национальности, служебного положения и т.п. (см. ч. / ст. 8 ФЗ об ОРД);
  • только поведение лица или каким-либо образом выказывание во вне им своих намерений может быть основанием для проявления к нему как человеку и гражданину интереса со стороны оперативно-розыскного органа.

Человека как изучаемого лица следует отличать от: юридического лица, объекта оперативной заинтересованности, в разведывательной и контрразведывательной деятельности (например, иностранной спецслужбы или иностранной организации), а также от подозреваемого в уголовном процессе.

И в первом, и во втором случаях  изучение "объектов" происходит в  иных видах государственной деятельности, схожих с оперативно-розыскной, но, тем не менее, не тождественных ей, — отсюда различия в юридическом статусе изучаемых лиц, целях их изучения, решаемых при этом задачах, средствах и методах изучения и др.

Категории лиц, объектов оперативной заинтересованности.

В ФЗ об ОРД не установлено четкой градации этих лиц, однако в оперативно-розыскной  теории с учетом потребностей практики и в зависимости от ряда критериев различают несколько категорий. Так, с учетом выделения в оперативно-розыскной деятельности двух основных видов — уголовно-розыскного процесса и оперативно-проверочной работы различают две категория лиц:

  1. чья деятельность связана (вероятно связана) с совершением преступления,
  2. чья деятельность не связана с совершением преступления (оперативный интерес вызван необходимостью реализации режимно-административных мер согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД).

В зависимости от стадий уголовно-розыскного процесса известны: лицо проверяемое, лицо разрабатываемое, лицо находящееся под оперативным контролем (наблюдением) и лицо разыскиваемое.

В зависимости от того, непосредственно изучается человек или интерес к нему вызван как к лицу, которое может располагать информацией о непосредственном объекте интереса, различают: лицо, являющееся непосредственным объектом оперативного интереса

    • проверяемый (как в уголовно-розыскном процессе, так и в ходе оперативно-проверочной работы),
    • разрабатываемый, находящийся под оперативным контролем,
    • разыскиваемый;
    • связь проверяемого лица (родственник, сослуживец, знакомый по дому, коллега по совместному проведению отдыха и т.п.).

9.2. Права и обязанности  изучаемых лиц.  Права изучаемого лица. Данное лицо является субъектом оперативно-розыскной деятельности. Как и любому субъекту правоотношений, законодатель предоставил фигуранту определенные права и возложил соответствующие обязанности. Конечно, права этих лиц по сравнению с правами других субъектов оперативно-розыскной деятельности носят ограниченный характер. Тем не менее они ими обладают и реализуют на практике.

В оперативно-розыскном законодательстве предусмотрены три группы прав этих лиц:

1) на получение информации. Так, согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД это лицо вправе истребовать сведения от оперативно-розыскного органа. Кроме того, на проверяемого полностью распространяется конституционное предписание о том, что каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом (см. ч. 4 cm. 29 Конституции);

2) на обжалование. Лицо, изучаемое в оперативно-розыскной деятельности, вправе обжаловать: отказ в предоставлении информации (см. ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД); действия оперативно-розыскного органа (см. ч. 2 cm. 5 ФЗ < ОРД); иные незаконных действия и решения оперативно-розыскного органа  (см. Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушать права и свободы граждан ");

3) на освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания. Каждый человек, включая проверяемого, имеет право на добровольный отказ от совершения преступления (см. ст. 31 УК).

Кроме того, лицо, объект оперативной  заинтересованности, имеет право  на деятельное раскаяние. Согласно ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не влекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с oneративно-розыскным органом, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством (см. ст. 75 УК).

Обязанности изучаемого лица.

Выделяют две группы обязанностей:

1) соблюдать предоставленные права. Каждый проверяемый должен соблюдать: порядок истребования от оперативно-розыскного органа сведений (см. ч. 3 cm. 5 ФЗ об ОРД); порядок обжалования, предусмотренных законом; требования Конституции о законном способе поиска и получен информации (см. ч. 4 cm. 29).

2) использовать предоставленные права. Так, фигурант обязан добросовестно использовать право на добровольный отказ от совершения преступления или на деятельное раскаяние, т.е. выполнить соответствующие условия уголовного закона.

    1. Лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности.

    Под лицом, защищаемым в оперативно-розыскной деятельности, подразумевают физическое или юридическое лицо, права, свободы и законные интересы которого подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий в силу указания на то в оперативно-розыскном законодательстве либо обращения в оперативно-розыскной орган с законным требованием о своей защите.

Основные признаки понятия защищаемого лица:

  • это физическое или юридическое лицо;
  • им может стать каждый человек, которому угрожает преступное посягательство (см. ст. 1 ФЗ об ОРД) и которое обратилось в соответствующий оперативно-розыскной орган;
  • юридическое лицо может стать субъектом оперативно-розыскной защиты только в случае преступного посягательства на его законные интересы;
  • для его защиты используются оперативно-розыскные возможности, основанные на нормах оперативно-розыскного законодательства;
  • данное лицо с момента его признания защищаемым лицом становиться носителем соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем в отличие от оперативника, прокурора и судьи участие защищаемого лица в оперативно-розыскной деятельности основано на праве, а не на обязанности.

Нормативное обоснование защиты соответствующих  субъектов посредством проведения оперативно-розыскной деятельности. Защита физических и юридических лиц путем проведения оперативно-розыскных мероприятий предусмотрена оперативно-розыскным законодательством и нормативными правовыми актами оперативно-розыскных органов.

Основным законодательным  актам в данном случае является ФЗ об ОРД. Законодатель обязал оперативно-розыскные органы защищать от преступных посягательств жизнь, здоровье, права и свободы человека) гражданина, собственность, общество и государство (ст. 1).

Кроме того, в  двух Федеральных законах (от 20 апреля 1995 г. № 45-Ф "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране") специально предусмотрены правила защиты отдельных категорий лиц..

Физические и юридические лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности. Для того чтобы признать кого-либо защищаемым лицом, необходимо наличие специального юридического факта. Применительно к рассматриваемому случаю таким фактом выступают:

а) на угрозы преступного  посягательства на лицо (как физическое, так и юридическое) и его обращение в соответствующий оперативно-розыскной орган с просьбой о защите,

б) наличие прямого указания законодателя в федеральном законе о необходимости  защиты соответствующих категорий  лиц.    

Физическим лицом, которое подлежит защите в оперативно-розыскной деятельности, может стать каждый человек (гражданин) для жизни, здоровья, прав и свобод которого возникла угроза преступного свойства (см. cm 1 ФЗ об ОРД).

Особую категорию физических защищаемых лиц составляют лица:

а) так называемые объекты государственной  охраны.Они перечислены в нормах Закона о государственной охране. Это Президент РФ, определенные Законом лица, замещающие государственные должности России, федеральные государственные служащие, а также главы иностранных государств во время пребывания на территории России (ст. 6);

б) подлежащие государственной защите:

1) судьи всех судов обшей юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели;

2) прокуроры;

3) следователи;

4) лица, производящие дознание;

5) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

6) сотрудники органов внутренних дел;

7) сотрудники органов контрразведки;

8) сотрудники федеральных органов налоговой полиции;

9) судебные исполнители;

10) работники контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов Федерации;

11) сотрудники федеральных органов государственной охраны;

12) работники таможенных органов, органов государственной органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов Федерации;

13) близкие лиц, перечисленных выше лиц.

Основным юридическим лицом, которое  подлежит защита оперативно-розыскной  деятельности выступает Российская Федерации (Россия) -  демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). В ФЗ об ОРД этот основной субъект представлен в виде российского государства и общества ФЗ об ОРД).

Кроме того, субъектом оперативно-розыскной  защиты может стать любое другое юридическое лицо, законным интересам  которого причин или может быть причинен вред преступным посягательством (в ст. 1 ФЗ об ОРД непосредственно предусмотрена защита прежде всего собственность этих лиц).

Отличие лица, защищаемого в оперативно-розыскной  деятельности, от смежных объектов и субъектов защиты. Отличать его необходимо как от иных субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности, так и от других лиц, обладающих аналогичным правовым статусом, но в иных видах юридической деятельности. В оперативно-розыскной деятельности защищаемых лиц следует отличать от:

а) иных субъектов, которые ни при каких обстоятельствах не могу стать защищаемым лицом, не теряя своего юридического статуса (например, от лиц, объектов оперативной заинтересованности);

б) тех субъектов, которые при определенных обстоятельствах  мог получить статус защищаемого лица. Это относится и к оперативникам, и агентам, и судьям, и к прокурорам, и др.;

в) защищаемых в  этой деятельности интересов соответствующих  субъектов и материализованных  объектов. В соответствии с оперативно-розыскным  законодательством подлежат защите: Государственная границ РФ (ст. 3 Закона о Государственной границе), собственность (ст. 1 ФЗ об ОРД), "охраняемые объекты"1, и др.                                

Защищая эти интересы (блага) и объекты (вещи материального  мира и др.) посредством использования оперативно-розыскных возможностей, тем самым защищаются права собственников указанных объектов (России в случае защиты ее Государственной границы, конкретного владельца при защите собственности, и т.п.). Однако у самого объекта защиты ни прав, ни обязанностей в отличие от защищаемого субъекта возникнуть не может в силу того, что они не обладают соответствующим юридическим статусом.

В иных, кроме  оперативно-розыскной деятельности, в частности контрразведывательной, также известны субъекты защиты. Однако юридическая характеристика лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите, отлична от характеристики субъектов, защищаемых в контрразведывательной деятельности. Если первые являются субъектами оперативно-розыскной деятельности в связи с наделением их законодателем соответствующими полномочиями, то вторые ее субъектами, как правило, не выступают. Кроме того, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности лица подлежат защите исключительно от преступных посягательств, а в контрразведывательной — от любого посягательства, угрожающего интересам защищаемого субъекта (например, подлежат защите все жизненно важные интересы государства).

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности