Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения в соответствии с ч. 5 ст. 10 "Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности" ФЗ об ОРД определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
В каждом оперативно-розыскном органе имеется свой перечень дел оперативного учета, отражающий ведомственную специфику и поэтому частично не совпадающий с аналогичными списками, имеющимися в другом соответствующем органе. Все виды дел оперативного учета всех без исключения российских правоохранительных органов и спецслужб могут быть признаны легитимными при условии, что производство дел предусматривает реализацию цели оперативно-розыскной деятельности, изложенную в ст. 1 ФЗ об ОРД — защиту от преступных посягательств.
Перечень органов, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, согласно предписаний ч. 3 ст. 13 "Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность" ФЗ об ОРД может изменяться или дополняться только федеральным законом. В отличие от перечня оперативно-розыскных мероприятий данный перечень согласно воли законодателя может быть изменен или дополнен не только ФЗ об ОРД, но любым федеральным законом. Кроме того, законодатель не предусмотрел обязательного включения изменений такого перечня в действующий оперативно-розыскной закон.
Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы согласно правил ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД определяют руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Важным положением ФЗ об ОРД является то, что такой перечень устанавливается руководителями конкретного оперативно-розыскного органа, а не на законодательном уровне. На практике это позволяет своевременно реагировать на изменения в оперативной обстановке, реализовать принцип наступательное™ (оперативности) в противодействии преступности. Однако следует помнить, что изменения этого перечня возможны только для субъектов, непосредственно указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД. Наряду с этим законодатель предусмотрел, что руководители оперативно-розыскных органов могут устанавливать только: а) круг оперативных подразделений; б) их полномочия (полномочия любого оперативного подразделения могут быть детализированы в пределах, указанных в ФЗ об ОРД, но не определены новые, дополнительные); в) структуру и г) организацию работы. Остальные вопросы функционирования оперативных подразделений соответствующие руководители сами решать не вправе.
4.2.
Действие оперативно-
Основное правило действия оперативно-розыскного закона во времени следующее: характер и содержание проводимых в России оперативно-розыскных мероприятий определяются нормами оперативно-розыскного закона, действующими во время совершения конкретных оперативно-розыскных мероприятий и принятия соответствующих решений субъектами оперативно-розыскной деятельности.
Наряду с этим следует руководствоваться следующим общим правилом.
Кроме того, с учетом наличия в ФЗ об ОРД значительного числа бланкетных норм правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный нормативный акт (как законодательный, так и подзаконный), к содержанию которого отсылает та или иная статья ФЗ об ОРД.
4.3. Действие оперативно-розыскного закона в пространстве
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД общим условием проведения оперативно-розыскных мероприятий выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ об ОРД в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Нормы ФЗ об ОРД полностью применяются на всей территории России, которая согласно Конституции включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (см. ст. 67).
Исключения из действия оперативно-розыскного закона в пространстве. Согласно воли законодателя такие исключения допустимы, что должно быть предусмотрено федеральным законом (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).
Первое исключение. В ст. 12 УК РФ содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России. Полагаем, что создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность совершения оперативно-розыскной деятельности за рубежом.
Второе исключение допустимо исходя из предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий за пределами России.
Третье исключение. С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция России осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море (см. ст. 17 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации "), оперативно-розыскная деятельность возможна для обеспечения производства расследования преступления на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию России; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами России, и др.
Четвертое исключение. Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России.
Пятое исключение. Непосредственно в ФЗ об ОРД установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах "чужие" оперативники вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России. Это предписание означает, что оперативно-розыскная деятельность в следственных изоляторах возможна исключительно во взаимодействии заинтересованного в получении информации оперативно-розыскного органа с соответствующим сотрудниками уголовно-исполнительного учреждения. Самостоятельно проводить какое-либо оперативно-розыскное мероприятие оперативные подразделения органов внутренних дел, органов безопасности и других оперативно-розыскных органов на территории следственных изоляторов не вправе. Таким образом, этим предписанием ФЗ об ОРД установлено ограничение на действие территориального принципа осуществления оперативно-розыскной деятельности.
4.4.
Действие оперативно-
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий, если иное не предусмотрено федеральным законом. В этом предписании ФЗ об ОРД конкретизирован закрепленный в ст. 19 Конституции принцип равенства всех перед законом и судом.
Исключение из действия оперативно-розыскного закона по кругу лиц. Единственным исключением из правила равенства каждого перед законом служат специальные упоминания в соответствующих федеральных законах. По сути они являются правилами особого порядка осуществления оперативно-розыскных мероприятий в отношении отдельных категорий должностных лиц. Так, в соответствии с Конституцией неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания РФ и судьи, согласно Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" — Уполномоченный, а Федерального закона о прокуратуре — прокуроры и следователи органов прокуратуры.
По смыслу ст. 22—25 и 98 Конституции и в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" парламентарии обладают неприкосновенностью, или депутатским иммунитетом. Его сущность заключается в освобождении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы от уголовного преследования или привлечения к административной ответственности в течении всего срока их полномочий. Однако законодатель не акцентирует внимания на том, что данный иммунитет распространяется на оперативно-розыскную деятельность, не предназначенную как для непосредственной реализации функций уголовного преследования, так и для привлечения к административной ответственности.
Реализация задач оперативно-розыскной деятельности относительно реально или возможно совершенного депутатом преступления, не связанного с его депутатскими полномочиями, законом не запрещена и, следовательно, допустима. Кроме этих общих положений отметим следующее.
Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку (см. ст. 19 Закона о статусе депутата). Применительно к оперативно-розыскной деятельности это означает, что законодатель предусмотрел дополнительный перечень материальных объектов, используемых представителем законодательной власти, относительно которых производство оперативно-розыскных мероприятий существенно ограничено. Их проведение допустимо только в рамках производства по уголовному делу (предварительное следствие по которому обязательно), возбужденного по общественно опасному деянию конкретного представителя законодательной власти.
Конституционное предписание о неприкосновенности судей (ст. 122) распространяется в одинаковой степени на всех судей, независимо от занимаемой должности и работы в каком-либо суде (Конституционном Суде, суде общей юрисдикции, арбитражном и военном суде, мировым судьей.
Кроме того, Федеральным законом от 2 января 2000 г. "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" установлено, что на народного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и соответствующим статьями (включая п. 1,2, 5—7 ст. 16) Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации".
В соответствии с Законом о статусе судей личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность распространяется на его (и народного заседателя) жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Поэтому оперативно-розыскное проникновение в жилище (служебное помещение) судьи (народного заседателя), в личный или используемый им транспорт, а также прослушивание его средств связи и перлюстрация корреспонденции, осмотр имущества и документов судьи допустимы исключительно в рамках производства по уголовному делу (предварительное следствие по которому обязательно), возбужденному по деянию конкретного судьи. Вместе с тем производство в отношении какого-либо судьи (народного заседателя) иных оперативно-розыскных мероприятий допустимо на общих основаниях.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о прокуратуре любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органа прокуратуры, являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Поэтому в ходе оперативно-розыскной деятельности нельзя осуществлять соответствующую проверку полученных сообщений, например, по делу оперативного учета). Однако это не означает, что проверочные оперативно-розыскные мероприятия (в ходе оперативного иска) исключены.
4.5.
Толкование норм оперативно-
Правильное применение ФЗ об ОРД подразумевает точное, недвусмысленное восприятие правоприменителем содержания его норм. Толкование норм оперативно-розыскного закона преследует цель правильно применять содержащиеся в новых нормах предписания к конкретным ситуациям, возникающим в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней.
Поэтому под толкованием оперативно-розыскного закона понимается деятельность государственных органов, а также непосредственного правоприменителя (оперативника, следователя, прокурора, судьи и др.) и направленная на разъяснение и (или) уяснение смысла и содержания волеизъявления законодателя, выраженного в конкретной норме (предписании) ОРД, ее направленности, точного определения содержания нормы и отношения с другими правовыми нормами законодательства в области оперативно-розыскной деятельности.
Виды толкования оперативно-розыскного закона.
Толкования классифицируются по различным основаниям. Выделим среди них следующие:
по степени обязательности (юридической силе);
по объему толкования;
в зависимости от приемов (способов) толкования.
Виды толкования норм оперативно-розыскного закона по степени обязательности (юридической силе):
-официальное (виды: аутентичное, нормативное и казуальное);
-неофициальное (виды: доктринальное (научное) и текущее).
Некоторые ученые
выделяют еще и судебное толков
Научное (доктринальное) толкование – это разъяснение содержания оперативного закона учеными и специалистами, которое содержится в комментариях законодательных актов, учебниках, лекциях и т.п.
Виды толкования по объему толкования.
По данному признаку толкование различают: буквальное, ограничительное и распространительное.
Буквальное (адекватное) – это толкование, при котором смысл и словесное содержание правовой нормы (части нормы) совпадают.
Ограничительное толкование состоит в том, что при уяснении содержания нормы оперативно-розыскного закона ее словесному содержанию придается более узкое, чем подлинное, значение.
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности