Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

     Требование о возмещении морального  вреда может предъявляться гражданином, в частности, при распространении не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство и его деловую репутацию (см., например, ст. 62 Закона о средствах массовой информации). Все остальные субъекты (физические лица) несут не только гражданскую, но и иные виды ответственности.

К уголовной  ответственности могут быть привлечены:

должностные лица: непосредственно осуществляющие ОРД (см., например, ст. 137—140, 283, 285, 286 и 311 У К РФ), принимающие юридически значимые решения в области ОРД судьи, прокуроры и следователи. Эти лица могут привлекаться к уголовной ответственности за совершение ряда должностных преступлений (см., например, ст. 285 и 286 УК РФ) и некоторых иных, составы которых предусмотрены, в частности, ст. 283, 284 и 303 УКРФ;

агенты, в  частности, за заведомо ложный донос (см. ст. 306 УКРФ);

иные лица, оказывающие содействие в осуществлении  ОРД (см., например, ст. 304 УК РФ);

не уполномоченные на то ФЗ об ОРД физические лица, которые нарушают запрет на использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, согласно ч. 6 ст. 6 (см. ч. 3 ст. 138 УК РФ).

Контрольные вопросы

1.Понятие субъекта  оперативно-розыскной деятельности.

2.Классификация субъектов ОРД по функциональному критерию

3.Предмет оперативно-розыскной  деятельности

4.Запреты в  оперативно-розыскной деятельности.

5. Субъекты, подлежащие  ответственности.

6. Виды ответственности.

 

 

 

Тема № 6. Оперативно-розыскные органы

6.1. Государственные органы, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Определение государственного органа, полномочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Таким субъектом является оперативно-розыскной орган — правоохранительный орган или специальная служба России, имеющие оперативные подразделения и в соответствии с оперативно-розыскным законодательством непосредственно полностью или частично наделенные wom осуществлять оперативно-розыскную деятельность (оперативно-розыскной орган в ФЗ об ОРД назван как "орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность").

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о прокуратуре координатором деятельности оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью выступает Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Система оперативно-розыскных  органов. Согласно ФЗ об ОРД в России насчитывается десять оперативно-розыскных органов, компетентных проводить оперативно-розыскную деятельность.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 право  непосредственного и полного осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории России предоставлено восьми оперативно-розыскным органам:

внутренних дел;

федеральной службы безопасности;

федеральной службы налоговой полиции;

федеральной службы государственной охраны;

федеральной пограничной  службы;

таможенного комитета;

службы внешней  разведки;

Минюста России.

Никто, кроме  указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД  подразделения государственных  органов, не вправе осуществлять оперативно-розыскную  деятельность комплексно с применением всего арсенала специфических средств и методов.

Согласно  ч. 2 ст. 131 ФЗ об ОРД право на частичное  осуществление оперативно-розыскной  деятельности предоставлено оперативным  подразделениям органа внешней  разведки Минобороны России (ГРУ ГШ ВС РФ) и органа внешней разведки  ФАПСИ при Президента РФ.                                       

Законодатель  поставил специальные условия для  проведения оперативно-розыскных мероприятий  этими оперативно-розыскными органами:

  • во-первых, оперативно-розыскные мероприятия ими проводятся только в целях обеспечения безопасности этих органов;
  • во-вторых, этими субъектами оперативно-розыскные мероприятия проводятся только в случае, если их проведение не затрагивает полномочий органов, указанных в п. 1—7 ч. I cm. 13 ФЗ об ОРД.

Таким образом, систему российских оперативно-розыскных органов составляют восемь оперативно-розыскных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность полностью, и два оперативно-розыскного органа, которые ее могут проводить с определенными ограничениями.

Отличие оперативно-розыскного органа от правоохранительного органа и некоторых иных субъектов. Российское оперативно-розыскное сообщество.

Отличие оперативно-розыскных  органов от правоохранительных органов заключается в том, что, с одной стороны, не все оперативно-розыскные органы являются сугубо правоохранительными (ими нельзя назвать ГРУ ГШ ВС РФ), а с другой — не все правоохранительные органы являются оперативно-розыскными органами (в частности, органы прокуратуры не полномочны осуществлять оперативно-розыскную деятельность).

Отличны оперативно-розыскные  органы и от органов.

Весомо отличие оперативно-розыскных органов от российских контрразведывательных и разведывательных органов,  так как не все оперативно-розыскные органы одновременно являются контрразведывательными и разведывательными органами.

В настоящее время в России формируется  так называемое оперативно-розыскное сообщество. Его образует совокупность оперативно-розыскных органов, уполномоченных законодателем на проведение оперативно-розыскной деятельности (это сообщество следует отличать от также формирующегося контрразведывательного сообщества).

Начало образования оперативно-розыскного сообщества положено в 1992 г., когда был  принят Закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым в него вошло шесть субъектов (в настоящий период их число возросло до десяти и, не исключено, что оно будет расти).

6.2. Оперативное подразделение как субъект, непосредственно осуществляющий оперативно-розыскную деятельность

Оперативное подразделение  — это организм - штатное звено (элемент), входящее в структуру соответствую российского правоохранительного  органа или спецслужбы, в функциональные  обязанности которого входит решение оперативно-розыскных контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральными законами.

Оперативные подразделения конкретного  оперативно-розыскного органа   структурированы   в   соответствующие   организационно-административные единицы. Это может быть оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное или информационно-аналитическое отделение (группа, отдел, служба, управление, главное управление, а равно подраздел собственной безопасности и др.

Перечень оперативных подразделений  определяется нормативно- правовыми  актами соответствующих оперативно-розыскных  органов, численных в ст. 13 ФЗ об ОРД.

Виды оперативного подразделения. В зависимости от полноты осуществления оперативно-розыскных мероприятий различают два о основных вида этих подразделений:

  1. осуществляющих оперативно-розыскную деятельность полностью
  2. проводящих только часть оперативно-розыскных мероприятий (оперативно-технические и оперативно-поисковые).         

Оперативные подразделения конкретных оперативно-розыскных  органов. Рассмотрим их в соответствии с перечнем, изложенным в ст.13 ФЗ об ОРД.

Оперативные подразделения органов внутренних дел. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД Законом о милиции и Положением о Министерстве внутренних дел РФ перечень таких подразделений вправе определять Министр внутренних дел РФ. Оперативные подразделения имеются в структуре МВД России, органов внутренних дел субъектов Федерации, органов внутренних дел в районах, городах и иных муниципальных образованиях, а также в органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах. Кроме того, в структуре органов внутренних дел оперативными являются подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России и некоторые др.                                                   

Оперативные подразделения органов ФСБ России. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, Законом об органах ФСБ России, Положением о ФСБ России от 6 июля 1998 г. № 806, Положением об управлениях (отделах) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) некоторыми ведомственными нормативными актами перечень таких подразделений  определяет Директор ФСБ России.

Оперативные подразделения налоговой полиции. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД п. 3 ч. 2 ст. 36 НК РФ, Законом о Федеральных органах налоговой полиции и Положением об этих органах перечень таких подразделений полномочен определять Директор ФСНП России. Оперативные подразделения имеются в структуре ФСНП России (Управление собственной безопасности и Главное оперативное управление) и в органах налоговой полиции на местах.

Оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, Законом о государственной охране и Положением о Федеральной службе охраны перечень таких подразделений вправе определять руководитель ФСО России. Оперативными подразделениями являются соответствующие подразделения Службы безопасности Президента РФ и ФСО России.

Оперативные подразделения органов пограничной  служб России. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД и Положением о Федеративной пограничной службе РФ перечень таких подразделений вправе определять Директор ФПС России. Оперативные подразделения имеются структуре ФПС России, региональных управлений и пограничных отрядов. Ими являются Служба собственной безопасности, Разведывательный департамент и Оперативно-розыскное управление (ФПС России), а также и органы на местах.

Оперативные подразделения таможенных органов  России. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, ТК РФ и Положением о ГТК России перечень таких подразделений определяет Председатель ГТК России. Оперативные подразделения имеются в структуре ГТК России, региональных управлений и таможен. Ими являются подразделения собственной безопасности и подразделения по борьбе с таможенными правонарушениями.

Оперативные подразделения Минюста России. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД и Положением о Минюсте России (подл. 27 п 1 б) перечень оперативных подразделений вправе определять Министр юстиции РФ. Министр наделил функциями оперативного подразделения, в частности - следственный изолятор уголовно-исполнительной системы Минюста России. Согласно утвержденному им Положению "О следственном изоляторе Утверждено Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1272 "Вопросы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации".    Оперативные подразделения СВР России, разведки Минобороны России и органа внешней разведки Президенте РФ. В соответствии с ФЗ об ОРД и Законом о разведке перечень таких оперативных подразделений определяют их руководители в закрытых ведомственных нормативных правовых актах.

6.3. Обязанности оперативно-розыскного органа. Обязанностями оперативно-розыскного органа является круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения  оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.

Различают две группы обязанностей:

  1. изложенные в предписаниях ФЗ об ОРД;
  2. зафиксированные в некоторых иных нормативных актах России. 

Законодатель предъявляет следующие требования к обязанностям оперативно-розыскных органов:

  • все они могут устанавливаться исключительно в открытых нормативных правовых акта;
  • любые действия этих органов, связанные с реализацией обязанностей, будут законны исключительно при условии их направленности на достижение целей и решение задач оперативно-розыскной деятельности.

Непосредственно изложенные в ФЗ об ОРД обязанности оперативно-розыскных органов.  Ими являются следующие две группы:

1) предусмотренные в ст. 14. Так, органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны:

- принимать в пределах своих  полномочий все необходимые меры защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

- исполнять в пределах своих  полномочий поручения в письменной  форме органа дознания, следователя,  указания прокурора и решения суда в проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;

- выполнять на основе и в  порядке, предусмотренных международными  договорами России, запросы соответствующих  международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

- информировать другие российские  оперативно-розыскные органы ставших  им известными о фактах противоправной  деятельности, относящихся к компетенции  этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;

- соблюдать правила конспирации  при осуществлении оперативно  розыскной деятельности;

- содействовать обеспечению безопасности  и сохранности имущества своих  сотрудников лиц, оказывающих  содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств;

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности