Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Требование о возмещении
К уголовной ответственности могут быть привлечены:
должностные лица: непосредственно осуществляющие ОРД (см., например, ст. 137—140, 283, 285, 286 и 311 У К РФ), принимающие юридически значимые решения в области ОРД судьи, прокуроры и следователи. Эти лица могут привлекаться к уголовной ответственности за совершение ряда должностных преступлений (см., например, ст. 285 и 286 УК РФ) и некоторых иных, составы которых предусмотрены, в частности, ст. 283, 284 и 303 УКРФ;
агенты, в частности, за заведомо ложный донос (см. ст. 306 УКРФ);
иные лица, оказывающие содействие в осуществлении ОРД (см., например, ст. 304 УК РФ);
не уполномоченные на то ФЗ об ОРД физические лица, которые нарушают запрет на использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, согласно ч. 6 ст. 6 (см. ч. 3 ст. 138 УК РФ).
Контрольные вопросы
6.1. Государственные органы, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Определение государственного органа, полномочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Таким субъектом является оперативно-розыскной орган — правоохранительный орган или специальная служба России, имеющие оперативные подразделения и в соответствии с оперативно-розыскным законодательством непосредственно полностью или частично наделенные wom осуществлять оперативно-розыскную деятельность (оперативно-розыскной орган в ФЗ об ОРД назван как "орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность").
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о прокуратуре координатором деятельности оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью выступает Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Система оперативно-розыскных органов. Согласно ФЗ об ОРД в России насчитывается десять оперативно-розыскных органов, компетентных проводить оперативно-розыскную деятельность.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 право непосредственного и полного осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории России предоставлено восьми оперативно-розыскным органам:
внутренних дел;
федеральной службы безопасности;
федеральной службы налоговой полиции;
федеральной службы государственной охраны;
федеральной пограничной службы;
таможенного комитета;
службы внешней разведки;
Минюста России.
Никто, кроме указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД подразделения государственных органов, не вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность комплексно с применением всего арсенала специфических средств и методов.
Согласно ч. 2
ст. 131 ФЗ об ОРД право на частичное
осуществление оперативно-
Законодатель
поставил специальные условия для
проведения оперативно-розыскных
Таким образом, систему российских
оперативно-розыскных органов
Отличие оперативно-розыскного органа от правоохранительного органа и некоторых иных субъектов. Российское оперативно-розыскное сообщество.
Отличие оперативно-розыскных органов от правоохранительных органов заключается в том, что, с одной стороны, не все оперативно-розыскные органы являются сугубо правоохранительными (ими нельзя назвать ГРУ ГШ ВС РФ), а с другой — не все правоохранительные органы являются оперативно-розыскными органами (в частности, органы прокуратуры не полномочны осуществлять оперативно-розыскную деятельность).
Отличны оперативно-розыскные органы и от органов.
Весомо отличие оперативно-розыскных органов от российских контрразведывательных и разведывательных органов, так как не все оперативно-розыскные органы одновременно являются контрразведывательными и разведывательными органами.
В настоящее время в России формируется так называемое оперативно-розыскное сообщество. Его образует совокупность оперативно-розыскных органов, уполномоченных законодателем на проведение оперативно-розыскной деятельности (это сообщество следует отличать от также формирующегося контрразведывательного сообщества).
Начало образования оперативно-
6.2. Оперативное подразделение как субъект, непосредственно осуществляющий оперативно-розыскную деятельность
Оперативное подразделение
— это организм - штатное звено
(элемент), входящее в структуру соответствую
российского
Оперативные подразделения конкретного
оперативно-розыскного органа структурированы
в соответствующие организационно-административны
Перечень оперативных
Виды оперативного подразделения. В зависимости от полноты осуществления оперативно-розыскных мероприятий различают два о основных вида этих подразделений:
Оперативные подразделения конкретных оперативно-розыскных органов. Рассмотрим их в соответствии с перечнем, изложенным в ст.13 ФЗ об ОРД.
Оперативные
подразделения органов
Оперативные
подразделения органов ФСБ
Оперативные
подразделения налоговой
Оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, Законом о государственной охране и Положением о Федеральной службе охраны перечень таких подразделений вправе определять руководитель ФСО России. Оперативными подразделениями являются соответствующие подразделения Службы безопасности Президента РФ и ФСО России.
Оперативные
подразделения органов
Оперативные подразделения таможенных органов России. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, ТК РФ и Положением о ГТК России перечень таких подразделений определяет Председатель ГТК России. Оперативные подразделения имеются в структуре ГТК России, региональных управлений и таможен. Ими являются подразделения собственной безопасности и подразделения по борьбе с таможенными правонарушениями.
Оперативные подразделения Минюста России. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД и Положением о Минюсте России (подл. 27 п 1 б) перечень оперативных подразделений вправе определять Министр юстиции РФ. Министр наделил функциями оперативного подразделения, в частности - следственный изолятор уголовно-исполнительной системы Минюста России. Согласно утвержденному им Положению "О следственном изоляторе Утверждено Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1272 "Вопросы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации". Оперативные подразделения СВР России, разведки Минобороны России и органа внешней разведки Президенте РФ. В соответствии с ФЗ об ОРД и Законом о разведке перечень таких оперативных подразделений определяют их руководители в закрытых ведомственных нормативных правовых актах.
6.3. Обязанности оперативно-розыскного органа. Обязанностями оперативно-розыскного органа является круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.
Различают две группы обязанностей:
Законодатель предъявляет
Непосредственно изложенные в ФЗ об ОРД обязанности оперативно-розыскных органов. Ими являются следующие две группы:
1) предусмотренные в ст. 14. Так, органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны:
- принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
- исполнять в пределах своих
полномочий поручения в
- выполнять на основе и в
порядке, предусмотренных
- информировать другие
- соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно розыскной деятельности;
- содействовать обеспечению
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности