Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Распространительное толкование предполагает придание словесному содержанию нормы оперативно-розыскного закона более широкий, чем ее истинный, смысл.

Следует исходить из того, что в оперативно-розыскной  практике недопустимо ни расширительное, ни ограничительное толкование норм оперативно-розыскного закона, так как эти виды толкования неизменно влекут субъективизм в оценке нормативных предписаний и, следовательно, нарушение законности в оперативно-розыскной деятельности.

Виды  толкования норм оперативно-розыскного закона в зависимости от приемов (способов) толкования. В теории права различают толкование грамматическое, логическое, систематическое и историческое.

Грамматическое (языковое) толкование норм предполагает проведение анализа структурной связи слов и выражений предписаний оперативно-розыскного закона для выяснения смысла и содержания конкретной нормы. Данный способ толкования предполагает, что слова и выражения должны содержать смысл, который вкладывается в них в обычном или профессиональном употреблении слов.

Логическое  толкование предусматривает разъяснение и уяснение смысла и содержания норм оперативно-розыскного закона на основе законов логического мышления.

Систематическое толкование — это сопоставление текста толкуемой нормы с другими нормами и предписаниями оперативно-розыскного закона (других законов в области оперативно-розыскной деятельности), уяснение ее места в иерархии законодательных актов.

Особое место при  толковании оперативно-розыскного закона занимает толкование его норм с бланкетной диспозицией. Оно предполагает обращение, во-первых, к иным, кроме ФЗ об ОРД, законам, нормы которых реализуются в оперативно-розыскной деятельности и, во-вторых, к предписаниям многочисленных подзаконных нормативных актов. Данное толкование также относится к систематическому.

Исторический  способ толкования используется тогда, когда необходимо раскрыть содержание толкуемой нормы оперативно-розыскного закона путем сопоставления ее с ранее применявшейся аналогичной нормой закона.

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под оперативно-розыскным законом?

2. Дайте краткую характеристику оперативно-розыскному закону.

3. Как действует оперативно-розыскной закон во времени?

4. Как действует оперативно-розыскной закон в пространстве?

5. Как действует оперативно-розыскной  закон по кругу лиц?

6. Раскройте понятие толкования норм оперативно-розыскного закона. В чем его практическое значение?

7. Какие различают виды толкования по степени юридической силе?

8. Перечислите виды толкования по объему толкования.

9. Назовите приемы (способы) толкования.

 

 

 

 

 

Тема  № 5.  Юридическая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности.

5.1.  Понятие  субъектов оперативно-розыскной деятельности и их система.

Субъектами  являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в ОРД и (или) проведение ОРМ либо участие в них.

Субъекты  ОРД находятся под защитой  государства.

В целях обеспечения  безопасности ряда субъектов ОРД  и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом федеральным законом о государственной защите, а результаты ОРД не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников.

Система субъектов ОРД. Эта система может быть представлена с учетом трех основных критериев:

  • функционального,
  • относимости к государству;
  • деления на физических и юридических лиц.

В зависимости от основных функций, исполняемых субъектами ОРД, их классифицируют на следующие основные группы:

непосредственно осуществляющие ОРД. В данной группе выделяют несколько подгрупп. Так, в зависимости от закрепления юридического статуса субъекта и его компетенции в ОРД в соответствующем законодательном акте различают две подгруппы субъектов:

  • первую составляют те, которые проводят ОРД согласно ФЗ об ОРД: оперативные подразделения, оперативники, агенты и др. (ст. 13, 17 и др.).
  • вторую — те, которые полномочны совершать оперативно-розыскные мероприятия или иным образом участвовать в сыскной работе в соответствии с иными федеральными законами.

Субъектов различают также в зависимости  от того, полностью или частично они осуществляют ОРД.     Согласно действующему в России законодательству полномочны полностью проводить ОРМ только оперативные подразделения органов, перечисленных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД. Эти субъекты правомочны проводить указанные мероприятия без каких-либо изъятий, т.е., как указал законодатель, они осуществляют ОРД в полном объеме. Кроме того, субъектами данной подгруппы безусловно являются оперативники, т.е. должностные лица указанных оперативных подразделений.

Частично  осуществляют ОРД следующие субъекты:

  • оперативные подразделения органов, перечисленных в ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД. Они полномочны проводить все ОРМ, но с определенными ограничениями;
  • органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК. В соответствии с предписаниями ч. 1 ст. 118 «Обязанности органов дознания» УПК на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных (и иных, предусмотренных УПК) мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (перечень и пределы проводимых ими ОРМ (мер) законодателем в УПК не определены, а в ФЗ об ОРД о них вообще не упоминается);
  • предприятия и операторы связи. Они обязаны: предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проводить ОРМ на сетях связи; принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (см. ч. 1 ст. 14 Закона о связи)'
  • лица, осуществляющие контроль и надзор за ОРД (Президент РФ и Правительство РФ, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представители Минфина России и др.).

По отношению к государству различают две основные группы субъектов: являющиеся его представителями (область собственно ОРД) и таковыми не являющиеся (область частной сыскной деятельности).

Все субъекты ОРД могут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления  на юридических лиц (например, ОРО, частное сыскное предприятие, оказывающее содействие ОРО, и др.) и физических лиц (например, оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД, и др.).

5.2. Компетенция субъектов  оперативно-розыскной деятельности. Компетенцией субъектов ОРД является единство следующих элементов: предмета оперативно-розыскного ведения, обязанностей, возлагаемых на субъектов ОРД (см., например, ст. 14 ФЗ об ОРД); предоставляемых им прав для реализации этих обязанностей (см. ст. 15 и др.) и возможность их привлечения к ответственности в случае нарушений законных предписаний (см., например, ч. 10ст. 5).

Предмет оперативно-розыскного ведения — это совокупность целей ОРД и ее задач (ст. 1 и 2 ФЗ об ОРД). Именно для достижения целей (защиты соответствующих объектов от преступных посягательств) и решения задач ОРД на субъектов возлагаются определенные обязанности и им предоставляются корреспондирующие обязанностям права.

Обязанности субъектов ОРД — это круг возложенных законодателем на них действий и (или) решений для выполнения задач ОРД и безусловных для исполнения.

Права субъектов ОРД — это круг предоставленных им законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей с целью решения задач ОРД.

Компетенцию субъектов ОРД не следует путать с полномочиями этих субъектов. Под полномочиями в оперативно-розыскной практике понимают элемент компетенции и одновременно правового статуса оперативного подразделения (его должностных лиц), предусмотренных ФЗ об ОРД и в соответствии с ним другими законодательными актами России.

Полномочия  оперативного подразделения определяются ФЗ об РД и некоторыми иными законодательными актами, которыми установлена компетенция ОВД, органов ФСБ России, других российских правоохранительных органов и спецслужб. Отсюда под пределами таких полномочий следует понимать строго ограниченный нормами ряда законодательных актов  круг прав субъектов ОРД по осуществлению в необходимых и обоснованных случаях ОРМ, перечисленных в ФЗ об ОРД (см. ст. 2, 4, 6, 13, 14 и 15).

Полномочия  оперативного подразделения в области  осуществления ОРД не следует путать с полномочиями соответствующих субъектов в сфере административной, уголовно-процессуальной и иной деятельности. Это особенно важно в связи с тем, что ОРД является комплексным видом юридической деятельности.

Основные правила определения  компетенции субъектов ОРД:

  • обязанности могут быть возложены, а права предоставлены исключительно для решения задач и достижения целей ОРД;
  • должен быть баланс обязанностей и прав соответствующих субъектов. Если он будет нарушен, то в первом случае (когда прав меньше, чем обязанностей) субъект не сможет защитить от преступных посягательств человека, общество и государство, а во втором (когда прав больше, чем обязанностей) — действия субъекта могут привести к нарушению законности;
  • эта компетенция может быть изложена исключительно в открытых нормативных правовых актах, как правило законодательных.

Исключения  из компетенции субъектов ОРД, предусмотренные  оперативно-розыскным законом (запреты). Запрет в ОРД — это предусмотренное в оперативно-розыскном законе ограничение компетенции оперативно-розыскных органов и других субъектов этой деятельности, направленное на усиление гарантий законности ОРД, а также установленное законодателем ограничение на ее осуществление не уполномоченными на то лицами.

В ФЗ об ОРД  содержатся три группы запретов, налагаемых на:

1) органы, осуществляющие  ОРД, и их должностных лиц (ч. 8 ст. 5, ч. 7 ст. 8 и ч. 3 ст. 17);

2) иных участников  ОРД (судей, агентов — ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 17);

3) относительно  неопределенный круг физических  и юридических лиц (ч. 6 ст. 6 и ч. 2 ст. 16).

5.3. Юридическая  ответственность субъектов оперативно-розыскной  деятельности. Под юридической ответственностью понимается последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом возложенных на него ФЗ об ОРД и другими законодательными актами в области ОРД обязанностей.

В соответствии с ч. 10 ст. 5 ФЗ об ОРД нарушения  этого Закона при осуществлении ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России. Для наступления юридической ответственности субъекта ОРД требуется наличие двух условий:

  • какое-либо нарушение ФЗ об ОРД,
  • предусмотренность ответственности законодательством России.

Субъектами, подлежащими ответственности, согласно требованиям ФЗ об ОРД могут быть:

государственные органы, осуществляющие ОРД (см. ст. 13 и др.);

должностные лица этих органов, непосредственно  осуществляющие ОРМ, а равно руководящие их осуществлением или контролирующие их (см. ст. 14, 15, 22 и др.);

должностные лица, санкционирующие осуществление  отдельных ОРМ или надзирающие за их законностью: судьи, прокуроры и пр. (см. ст. 9, 21 и др.);

отдельные граждане, привлеченные к сотрудничеству с ОРО (см. ст. 17и др.);

иные физические и юридические лица, нарушающие предписания ФЗ об ОРД (см. ч. 6 ст. 6).

Основные  виды ответственности субъектов  ОРД. Ими являются: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная.

Дисциплинарная ответственность — это разновидность воздействия на нарушителей служебной или трудовой дисциплины путем наложения на таких лиц различных дисциплинарных взысканий.

В ОРД применяют  различные виды дисциплинарных взысканий.

Административная ответственность наступает для должностных лиц и граждан за совершение ими административного правонарушения. Важнейшим актом, которым регулируется порядок привлечения к этому виду ответственности, является КоАП РСФСР.

Материальная ответственность — в трудовом праве ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Отношения, связанные с материальной ответственностью, урегулированы КЗоТ РФ и некоторыми другими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Гражданско-правовая ответственность наступает при рассмотрении судом жалобы гражданина и признании незаконными действий (решений) ОРО. Государственные органы, осуществляющие ОРД, могут подвергаться исключительно гражданско-правовой (гражданской) ответственности.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности