Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Распространительное толкование предполагает придание словесному содержанию нормы оперативно-розыскного закона более широкий, чем ее истинный, смысл.
Следует исходить из того, что в оперативно-розыскной практике недопустимо ни расширительное, ни ограничительное толкование норм оперативно-розыскного закона, так как эти виды толкования неизменно влекут субъективизм в оценке нормативных предписаний и, следовательно, нарушение законности в оперативно-розыскной деятельности.
Виды толкования норм оперативно-розыскного закона в зависимости от приемов (способов) толкования. В теории права различают толкование грамматическое, логическое, систематическое и историческое.
Грамматическое (языковое) толкование норм предполагает проведение анализа структурной связи слов и выражений предписаний оперативно-розыскного закона для выяснения смысла и содержания конкретной нормы. Данный способ толкования предполагает, что слова и выражения должны содержать смысл, который вкладывается в них в обычном или профессиональном употреблении слов.
Логическое толкование предусматривает разъяснение и уяснение смысла и содержания норм оперативно-розыскного закона на основе законов логического мышления.
Систематическое толкование — это сопоставление текста толкуемой нормы с другими нормами и предписаниями оперативно-розыскного закона (других законов в области оперативно-розыскной деятельности), уяснение ее места в иерархии законодательных актов.
Особое место при толковании оперативно-розыскного закона занимает толкование его норм с бланкетной диспозицией. Оно предполагает обращение, во-первых, к иным, кроме ФЗ об ОРД, законам, нормы которых реализуются в оперативно-розыскной деятельности и, во-вторых, к предписаниям многочисленных подзаконных нормативных актов. Данное толкование также относится к систематическому.
Исторический способ толкования используется тогда, когда необходимо раскрыть содержание толкуемой нормы оперативно-розыскного закона путем сопоставления ее с ранее применявшейся аналогичной нормой закона.
1. Что следует понимать под оперативно-розыскным законом?
2. Дайте краткую характеристику оперативно-розыскному закону.
3. Как действует оперативно-розыскной закон во времени?
4. Как действует оперативно-розыскной закон в пространстве?
5.
Как действует оперативно-
6. Раскройте понятие толкования норм оперативно-розыскного закона. В чем его практическое значение?
7. Какие различают виды толкования по степени юридической силе?
8. Перечислите виды толкования по объему толкования.
9. Назовите приемы (способы) толкования.
Тема № 5. Юридическая характеристика субъектов оперативно-розыскной деятельности.
5.1. Понятие
субъектов оперативно-
Субъектами являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в ОРД и (или) проведение ОРМ либо участие в них.
Субъекты ОРД находятся под защитой государства.
В целях обеспечения безопасности ряда субъектов ОРД и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом федеральным законом о государственной защите, а результаты ОРД не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников.
Система субъектов ОРД. Эта система может быть представлена с учетом трех основных критериев:
В зависимости от основных функций, исполняемых субъектами ОРД, их классифицируют на следующие основные группы:
непосредственно осуществляющие ОРД. В данной группе выделяют несколько подгрупп. Так, в зависимости от закрепления юридического статуса субъекта и его компетенции в ОРД в соответствующем законодательном акте различают две подгруппы субъектов:
Субъектов различают также в зависимости от того, полностью или частично они осуществляют ОРД. Согласно действующему в России законодательству полномочны полностью проводить ОРМ только оперативные подразделения органов, перечисленных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД. Эти субъекты правомочны проводить указанные мероприятия без каких-либо изъятий, т.е., как указал законодатель, они осуществляют ОРД в полном объеме. Кроме того, субъектами данной подгруппы безусловно являются оперативники, т.е. должностные лица указанных оперативных подразделений.
Частично осуществляют ОРД следующие субъекты:
По отношению к государству различают две основные группы субъектов: являющиеся его представителями (область собственно ОРД) и таковыми не являющиеся (область частной сыскной деятельности).
Все субъекты ОРД могут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления на юридических лиц (например, ОРО, частное сыскное предприятие, оказывающее содействие ОРО, и др.) и физических лиц (например, оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД, и др.).
5.2. Компетенция субъектов
оперативно-розыскной деятельно
Предмет оперативно-розыскного ведения — это совокупность целей ОРД и ее задач (ст. 1 и 2 ФЗ об ОРД). Именно для достижения целей (защиты соответствующих объектов от преступных посягательств) и решения задач ОРД на субъектов возлагаются определенные обязанности и им предоставляются корреспондирующие обязанностям права.
Обязанности субъектов ОРД — это круг возложенных законодателем на них действий и (или) решений для выполнения задач ОРД и безусловных для исполнения.
Права субъектов ОРД — это круг предоставленных им законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей с целью решения задач ОРД.
Компетенцию субъектов ОРД не следует путать с полномочиями этих субъектов. Под полномочиями в оперативно-розыскной практике понимают элемент компетенции и одновременно правового статуса оперативного подразделения (его должностных лиц), предусмотренных ФЗ об ОРД и в соответствии с ним другими законодательными актами России.
Полномочия оперативного подразделения определяются ФЗ об РД и некоторыми иными законодательными актами, которыми установлена компетенция ОВД, органов ФСБ России, других российских правоохранительных органов и спецслужб. Отсюда под пределами таких полномочий следует понимать строго ограниченный нормами ряда законодательных актов круг прав субъектов ОРД по осуществлению в необходимых и обоснованных случаях ОРМ, перечисленных в ФЗ об ОРД (см. ст. 2, 4, 6, 13, 14 и 15).
Полномочия оперативного подразделения в области осуществления ОРД не следует путать с полномочиями соответствующих субъектов в сфере административной, уголовно-процессуальной и иной деятельности. Это особенно важно в связи с тем, что ОРД является комплексным видом юридической деятельности.
Основные правила определения компетенции субъектов ОРД:
Исключения из компетенции субъектов ОРД, предусмотренные оперативно-розыскным законом (запреты). Запрет в ОРД — это предусмотренное в оперативно-розыскном законе ограничение компетенции оперативно-розыскных органов и других субъектов этой деятельности, направленное на усиление гарантий законности ОРД, а также установленное законодателем ограничение на ее осуществление не уполномоченными на то лицами.
В ФЗ об ОРД содержатся три группы запретов, налагаемых на:
1) органы, осуществляющие ОРД, и их должностных лиц (ч. 8 ст. 5, ч. 7 ст. 8 и ч. 3 ст. 17);
2) иных участников ОРД (судей, агентов — ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 17);
3) относительно
неопределенный круг
5.3. Юридическая
ответственность субъектов
В соответствии с ч. 10 ст. 5 ФЗ об ОРД нарушения этого Закона при осуществлении ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России. Для наступления юридической ответственности субъекта ОРД требуется наличие двух условий:
Субъектами, подлежащими ответственности, согласно требованиям ФЗ об ОРД могут быть:
государственные органы, осуществляющие ОРД (см. ст. 13 и др.);
должностные лица этих органов, непосредственно осуществляющие ОРМ, а равно руководящие их осуществлением или контролирующие их (см. ст. 14, 15, 22 и др.);
должностные лица, санкционирующие осуществление отдельных ОРМ или надзирающие за их законностью: судьи, прокуроры и пр. (см. ст. 9, 21 и др.);
отдельные граждане, привлеченные к сотрудничеству с ОРО (см. ст. 17и др.);
иные физические и юридические лица, нарушающие предписания ФЗ об ОРД (см. ч. 6 ст. 6).
Основные виды ответственности субъектов ОРД. Ими являются: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная.
Дисциплинарная
В ОРД применяют различные виды дисциплинарных взысканий.
Административная
Материальная ответственность — в трудовом праве ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Отношения, связанные с материальной ответственностью, урегулированы КЗоТ РФ и некоторыми другими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Гражданско-правовая ответственность наступает при рассмотрении судом жалобы гражданина и признании незаконными действий (решений) ОРО. Государственные органы, осуществляющие ОРД, могут подвергаться исключительно гражданско-правовой (гражданской) ответственности.
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности