Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Формальными признаются составы ОРМ, в которых законодатель устанавливает факт оконченности ОРМ с момента совершения оперативно-розыскного деяния, не связывая его с обязательностью наступления негативного юридически значимого последствия, которое может быть им вызвано.

Дополнительные виды составов ОРМ. Их различают по:

  • целевому назначению;
  • решаемым задачам;
  • уровню принятия решения;
  • необходимости получения судебной санкции;
  • форме осуществления;
  • применяемым силам и средствам;
  • юридически значимым последствиям и др.

Рассмотрим отдельные из них.

По необходимости получения  судебной санкции различают составы ОРМ, в которых обязательным условием выступает требование ее получения и в которых она не требуется.

По необходимости получения  санкции руководства оперативно-розыскного органа различают составы ОРМ, в которых предусмотрено ее получение и в которых она предусмотрена.

По форме осуществления ОРМ различают составы ОРМ, которые предусматривают гласную и негласную формы.

По времени осуществления ОРМ различают составы длящихся ОРМ, и разовых ОРМ.

По применяемым силам  и средствам — ОРМ с участием агентов,  оперативно-технические мероприятия, наружное наблюдение и др.

По способу получения  информации — составы ОРМ, в которых объективная сторона характеризуется непосредственным способом ее получения, опосредованным и смешанным.

10.3. Алгоритм юридического  анализа состава оперативно-розыскного  мероприятия. 

Алгоритм юридического анализа конкретного состава ОРМ — это логически выверенная и практически значимая последовательность установления элементов и признаков определенного состава ОРМ в том или ином совершенном (планируемом, подготавливаемом) оперативно-розыскном деянии.

Рекомендуем следующую последовательность оценочных действий.

1. Определение ОРМ.

2. Нормативное обоснование ОРМ.

3. Установление объекта состава ОРМ (общего или усеченного), а при необходимости — предмета и лица — носителя информации.

4. Установление объективной стороны состава ОРМ. В данном случае устанавливается:

а) оперативно-розыскное деяние;

б) юридически значимое последствие (реальное и вероятное) — только для материальных составов;

в) способ совершения ОРМ;

г) место проведения ОРМ;

д) время (сроки) проведения ОРМ;

     е) используемые средства.

5. Определение субъекта  состава ОРМ. В данном случае устанавливают: специальных участников; кто правомочен принимать решение на проведение конкретного ОРМ; кто правомочен оценивать итоги ОРМ.

6. Установление субъективной стороны состава ОРМ.

7. Проведение отличия конкретного ОРМ от схожих общественно полезных действий (см. разд. 2.1) и общественно опасных противоправных деяний

Контрольные вопросы:

 

 

 

 

Тема № 11. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

11.1. Понятие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий и их классификация. Фактические и "формальные" основания для проведения ОРМ.

Собственно основание (фактическое) – это непосредственная причина  проведения ОРМ, материализованная  в фактической информации.

По характеру причины среди  фактических оснований различают:

необходимость решения задачи предупреждения совершения преступлений и поиска латентных  преступлений (см. ст. 1 и 2);

наличие данных о совершении преступления (см. ч. 1 cm. 7);

наличие фактических данных о безвестном отсутствии лица (см. подп. 4 2ч. I ст. 7);

необходимость соблюдения административно-правовых режимов (см. п.5 ч. 1 и 2 ст. 7);

необходимость исполнения международного договора России (см. п.6 ч. 7).

Кроме фактических оснований есть поводы (или формальные, юридические основания).Различают две группы поводов:

  • исходящие от участников ОРД;
  • исходящие от иных субъектов.

Форма повода может быть документальная или иная.                        

11.2. Основания уголовно-правового характера для проведения оперативно-розыскных мероприятий

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД  различают три основания сугубо уголовно-правового характера:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными оперативно-розыскным органам соответствующие сведения;

3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Первое основание. Это совокупности повода и фактического основания. Повод — факт наличия возбужденного уголовного дела. Фактическое основание — те достаточные данные, указывающие на признаки преступления, которые легли в основу решения о возбуждении уголовного дела (см. ч. 2 ст. 108 УПК).

Второе основание составляет две группы сведений:

Во-первых, им являются ставшие известными ОРО сведения о признаках подготовляемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих и совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД).

Во-вторых, это ставшие известными ОРО сведения о лицвх, скрывающихся от органов дознания, следствия и  суда или уклоняющихся от уголовного наказания (си. подп. 3 п. 2 ч. 1 ст. 7).

Третье основание – это поручение следователя, органа дознания, указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящими в их производстве (см. п. 3 ч. 1 ст. 7).

Классификация оснований для проведения ОРМ. В оперативно-розыскной теории и формирующейся науке уголовно-розыскного права известны различные критерии для классификации этих оснований, в частности по степени конкретизации данных, по относимости данных к лицу или факту либо по их характеру (содержанию)'. Последний критерий наиболее практически значим. Поэтому сгруппируем и рассмотрим основания для проведения ОРМ в зависимости от содержания фактических данных. В данном аспекте различают три группы оснований:  уголовно-правового характера,  административно-правового характера и так называемого смешанного характера.

11.3. Основания "смешанного" характера для проведения оперативно-розыскных мероприятий есть ни что иное, как основания, которые содержат одновременно возможность для проведения ОРМ в связи с совершением преступления, а также по иным основаниям, непосредственно изложенных в конкретном нормативном правовом источнике либо вытекающих из толкования смысла норм ФЗ об ОРД. Известны пять законных оснований "смешанного" характера.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД различают три из них:

  • запросы других российских органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (п. 4 ч. 1 ст. 7);
  • постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц  (п. 5 ч. 1 ст. 7);
  • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России (п. 6 ч. 1 ст. 7).

Кроме того, четвертое и пятое  основания указаны в подп. 2 и 4 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД. Ими являются:

  • наличие сведений о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
  • ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

11.4. Условия проведения  оперативно-розыскных мероприятий

Условия проведения ОРМ - это установленные оперативно-розыскным законодательством  cпециальные  правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обуславливает подготовку и (или) осуществление конкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать соблюдение принципов оперативно-розыскной деятельности при их проведении.

Основная совокупность этих правил содержится в ст. 8 ФЗ об ОРД.

Виды условий проведения ОРМ. В ФЗ об ОРД закреплены два вида условий осуществления ОРМ:

  • общего свойства;
  • содержащие исключения из общих правил их проведения.                    

Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий. Два общих условия проведения ОРМ:

Первым общим условием выступает возможность осуществления ОРМ на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно воли законодателя допустимы исключения из действия ФЗ об ОРД в пространстве, что должно быть предусмотрено федеральным законом. Исключения:

  • В частности, в ст. 12 УК содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление за пределами России.
  • Второе исключение допустимо на основании предписаний Закона о международных договорах.

Вторым общим условием является то, что гражданство, национальность отдельных лиц и другие обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД, не являются препятствием для проведения в отношении них ОРМ, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Единственным исключением из правила  равенства каждого перед законом  служат специальные упоминания в федеральных законах. По сути они являются правилами особого порядка осуществления ОРМ в отношении отдельных категорий должностных лиц. В соответствии с Конституцией неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания и судьи, согласно Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" — Уполномоченный, а Федерального закона о прокуратуре — прокуроры и следователи органов прокуратуры.

Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий. Законодатель предусмотрел две группы условий, которые содержат исключения из общих правил проведения ОРМ.

Первая группа — это  условия, которые ограничивают осуществление  конкретных ОРМ. Эти условия изложены в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД: проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации соответствующего характера.

Первая группа условий гарантирует  законность при осуществлении ОРМ, ограничивающих конституционные права  человека и гражданина на частную жизнь. Непосредственно в ст. 8 указаны два обязательных условия: наличие судебного решения и наличие соответствующей информации.

Вторая группа — это  условия "экстренного характера". В ФЗ об ОРД указаны три таких комплексных условия (см. ч. 3, 4 и 8 cm. 8). Рассмотрим первое из них.

Общими условиями осуществления ОРМ в случаях, которые не терпят отлагательства (они указаны в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД), являются:

    1. наличие мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность;
    2. обязательное уведомление суда (судьи) в течение 24 час;
    3. обязанность оперативно-розыскного органа получить судебное решение о допустимости его проведении в течение 48 часов с момента начала;
    4. обязанность оперативно-розыскного органа прекратить его проведение по истечении 48 часов с момента начала при отсутствии судебного решения о допустимости его проведении.

Дополнительным условием для осуществления ОРМ в ситуациях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, выступает обязательность наличия данных о событиях и действиях, создающих такую угрозу.

Второе из рассматриваемых комплексных  условий изложено в ч. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД.

Третье из комплексных условий  предусмотрено в ч. 8 ст. 8 ФЗ об ОРД. В ней изложены правила проведения ОРМ, обеспечивающих безопасность оперативно-розыскных органов.

Контрольные вопросы.

1. Понятие усовия проведенгия  оперитвно-розыскного меропрития

 

Тема № 12. Юридический анализ оперативно-розыскных мероприятий первой категории.

12.1 Опрос. Опрос (сыскной) — сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно обладает ею.        

Нормативное обоснование. Сыскной опрос предусмотрен п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Кроме того, отдельные признаки элементов его состава изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, а также в закрытых нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов.

Нормативные предписания рекомендательного характера об этом ОРМ содержатся также в п. 1 ч. 1 ст. 6 Модельного закона государств — участников СНГ "Об оперативно-розыскной деятельности"'.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности