Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Формальными признаются составы ОРМ, в которых законодатель устанавливает факт оконченности ОРМ с момента совершения оперативно-розыскного деяния, не связывая его с обязательностью наступления негативного юридически значимого последствия, которое может быть им вызвано.
Дополнительные виды составов ОРМ. Их различают по:
Рассмотрим отдельные из них.
По необходимости получения судебной санкции различают составы ОРМ, в которых обязательным условием выступает требование ее получения и в которых она не требуется.
По необходимости получения
санкции руководства
По форме осуществления ОРМ различают составы ОРМ, которые предусматривают гласную и негласную формы.
По времени осуществления ОРМ различают составы длящихся ОРМ, и разовых ОРМ.
По применяемым силам и средствам — ОРМ с участием агентов, оперативно-технические мероприятия, наружное наблюдение и др.
По способу получения информации — составы ОРМ, в которых объективная сторона характеризуется непосредственным способом ее получения, опосредованным и смешанным.
10.3. Алгоритм юридического
анализа состава оперативно-
Алгоритм юридического анализа конкретного состава ОРМ — это логически выверенная и практически значимая последовательность установления элементов и признаков определенного состава ОРМ в том или ином совершенном (планируемом, подготавливаемом) оперативно-розыскном деянии.
Рекомендуем следующую последовательность оценочных действий.
1. Определение ОРМ.
2. Нормативное обоснование ОРМ.
3. Установление объекта состава ОРМ (общего или усеченного), а при необходимости — предмета и лица — носителя информации.
4. Установление объективной стороны состава ОРМ. В данном случае устанавливается:
а) оперативно-розыскное деяние;
б) юридически значимое последствие (реальное и вероятное) — только для материальных составов;
в) способ совершения ОРМ;
г) место проведения ОРМ;
д) время (сроки) проведения ОРМ;
е) используемые средства.
5. Определение субъекта состава ОРМ. В данном случае устанавливают: специальных участников; кто правомочен принимать решение на проведение конкретного ОРМ; кто правомочен оценивать итоги ОРМ.
6. Установление субъективной стороны состава ОРМ.
7. Проведение отличия конкретного ОРМ от схожих общественно полезных действий (см. разд. 2.1) и общественно опасных противоправных деяний
Контрольные вопросы:
Тема № 11. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
11.1. Понятие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий и их классификация. Фактические и "формальные" основания для проведения ОРМ.
Собственно основание (фактическое) – это непосредственная причина проведения ОРМ, материализованная в фактической информации.
По характеру причины среди
фактических оснований
необходимость решения задачи предупреждения совершения преступлений и поиска латентных преступлений (см. ст. 1 и 2);
наличие данных о совершении преступления (см. ч. 1 cm. 7);
наличие фактических данных о безвестном отсутствии лица (см. подп. 4 2ч. I ст. 7);
необходимость соблюдения административно-правовых режимов (см. п.5 ч. 1 и 2 ст. 7);
необходимость исполнения международного договора России (см. п.6 ч. 7).
Кроме фактических оснований есть поводы (или формальные, юридические основания).Различают две группы поводов:
Форма повода может быть
документальная или иная.
11.2. Основания уголовно-правового характера для проведения оперативно-розыскных мероприятий
В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД различают три основания сугубо уголовно-правового характера:
1) наличие возбужденного уголовного дела;
2) ставшие известными оперативно-розыскным органам соответствующие сведения;
3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Первое основание. Это совокупности повода и фактического основания. Повод — факт наличия возбужденного уголовного дела. Фактическое основание — те достаточные данные, указывающие на признаки преступления, которые легли в основу решения о возбуждении уголовного дела (см. ч. 2 ст. 108 УПК).
Второе основание составляет две группы сведений:
Во-первых, им являются ставшие известными ОРО сведения о признаках подготовляемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих и совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД).
Во-вторых, это ставшие известными ОРО сведения о лицвх, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (си. подп. 3 п. 2 ч. 1 ст. 7).
Третье основание – это поручение следователя, органа дознания, указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящими в их производстве (см. п. 3 ч. 1 ст. 7).
Классификация оснований для проведения ОРМ. В оперативно-розыскной теории и формирующейся науке уголовно-розыскного права известны различные критерии для классификации этих оснований, в частности по степени конкретизации данных, по относимости данных к лицу или факту либо по их характеру (содержанию)'. Последний критерий наиболее практически значим. Поэтому сгруппируем и рассмотрим основания для проведения ОРМ в зависимости от содержания фактических данных. В данном аспекте различают три группы оснований: уголовно-правового характера, административно-правового характера и так называемого смешанного характера.
11.3. Основания "смешанного" характера для проведения оперативно-розыскных мероприятий есть ни что иное, как основания, которые содержат одновременно возможность для проведения ОРМ в связи с совершением преступления, а также по иным основаниям, непосредственно изложенных в конкретном нормативном правовом источнике либо вытекающих из толкования смысла норм ФЗ об ОРД. Известны пять законных оснований "смешанного" характера.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД различают три из них:
Кроме того, четвертое и пятое основания указаны в подп. 2 и 4 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД. Ими являются:
11.4. Условия проведения
оперативно-розыскных
Условия проведения ОРМ - это установленные оперативно-розыскным законодательством cпециальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обуславливает подготовку и (или) осуществление конкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать соблюдение принципов оперативно-розыскной деятельности при их проведении.
Основная совокупность этих правил содержится в ст. 8 ФЗ об ОРД.
Виды условий проведения ОРМ. В ФЗ об ОРД закреплены два вида условий осуществления ОРМ:
Общие условия проведения
всех оперативно-розыскных
Первым общим условием выступает возможность осуществления ОРМ на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно воли законодателя допустимы исключения из действия ФЗ об ОРД в пространстве, что должно быть предусмотрено федеральным законом. Исключения:
Вторым общим условием является то, что гражданство, национальность отдельных лиц и другие обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД, не являются препятствием для проведения в отношении них ОРМ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Единственным исключением из правила
равенства каждого перед
Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий. Законодатель предусмотрел две группы условий, которые содержат исключения из общих правил проведения ОРМ.
Первая группа — это условия, которые ограничивают осуществление конкретных ОРМ. Эти условия изложены в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД: проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации соответствующего характера.
Первая группа условий гарантирует законность при осуществлении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на частную жизнь. Непосредственно в ст. 8 указаны два обязательных условия: наличие судебного решения и наличие соответствующей информации.
Вторая группа — это условия "экстренного характера". В ФЗ об ОРД указаны три таких комплексных условия (см. ч. 3, 4 и 8 cm. 8). Рассмотрим первое из них.
Общими условиями осуществления ОРМ в случаях, которые не терпят отлагательства (они указаны в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД), являются:
Дополнительным условием для осуществления ОРМ в ситуациях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, выступает обязательность наличия данных о событиях и действиях, создающих такую угрозу.
Второе из рассматриваемых комплексных условий изложено в ч. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД.
Третье из комплексных условий предусмотрено в ч. 8 ст. 8 ФЗ об ОРД. В ней изложены правила проведения ОРМ, обеспечивающих безопасность оперативно-розыскных органов.
Контрольные вопросы.
1. Понятие усовия проведенгия
оперитвно-розыскного
Тема № 12. Юридический анализ оперативно-розыскных мероприятий первой категории.
12.1 Опрос. Опрос (сыскной) — сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно обладает ею.
Нормативное обоснование. Сыскной опрос предусмотрен п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Кроме того, отдельные признаки элементов его состава изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, а также в закрытых нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов.
Нормативные предписания рекомендательного характера об этом ОРМ содержатся также в п. 1 ч. 1 ст. 6 Модельного закона государств — участников СНГ "Об оперативно-розыскной деятельности"'.
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности