Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Таким образом, систему принципов
оперативно-розыскной
Подчеркнем, что все принципы оперативно-розыскной деятельности самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных, и внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.
1.6. Соотношение оперативно-
Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность.
Положения, в единстве которых, прежде всего, усматривается общность оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.
Во-первых, та и другая предназначены для целенаправленной защиты человека и общества от преступных посягательств.
Во-вторых, оперативно-розыскная
В-третьих, некоторые правовые положения, регламентирующие отдельные стороны оперативно-розыскной деятельности, непосредственно содержатся в уголовно-процессуальном законе (в частности отдельные положения о розыске и осуществлении ряда оперативно-розыскных мер).
В-четвертых, просматривается единство в общей для обоих видов деятельности — предупреждение совершения преступлений.
Несмотря на то, что оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность тесно связаны между собой, они не тождественны. Имеются существенные отличия первой от второй. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями государственных органов, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД, а уголовно-процессуальная — исключительно субъектами, указанными в уголовно-процессуальном законе (органами предварительного расследования, прокуратурой и судом). Оперативно-розыскная деятельность проводится в порядке, изложенном, как правило, в секретных ведомственных нормативных правовых актах, а уголовно- процессуальная — в порядке, предусмотренном УПК РСФСР. В оперативно-розыскной деятельности широко применяются негласные силы и средства, а в уголовно-процессуальной их применение недопустимо. Кроме того, одним из последствий уголовно-процессуальной деятельности может стать привлечение виновного в совершении общественно опасного деяния к наказанию. Наступление такого правового последствия в оперативно-розыскной деятельности исключено в силу положения, содержащегося в ч. 1 ст. 5 ФЗ об ОРД.
Оперативно-розыскная и частная сыскная (детективная) деятельность.
Основные отличия
оперативно-розыскной
Однако по содержанию и, в частности, по решаемым задачам, между оперативно-розыскной и частной сыскной деятельностью много общего. Согласно 2 ст. 3 Закона о частном сыске и охране сыщики занимаются поиском без вести пропавших, сбором сведений по уголовным делам на договорной основе участниками процесса и др. Аналогичные задачи по защите лиц от преступных посягательств и розыску без вести пропавших граждан решаются в оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, в ходе частного сыска проводятся, по существу, некоторые из оперативно-розыскных действий (например, устный опрос граждан и должностных лиц, наведение справок, изучение предметов и документов, наблюдение для получения необходимой информации).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о частном сыске и охране сыщикам запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов.
Контрольные вопросы
2.1. История становления правой основы ОРД. Исторический процесс правого регулирования оперативно-розыскной деятельности подлежит изучению в непосредственной зависимости от конкретных исторических условий, в которых происходило развитие российского общества, объективных закономерностей и причинной обусловленности такого развития.
В Росси можно выделить
три базовых периода правого
регулирования ОРД, для
На ряду с указанными основными
периодами выделяют еще два относительно
кратковременных, но весьма содержательных
(условно названных
2.2. Понятие правовой основы оперативно-розыскной деятельности.
Согласно статьи 4 "Правовая основа оперативно-розыскной деятельности" ФЗ об ОРД такую основу составляют Конституция России, ФЗ об ОРД» другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. ч. 2).
Использованный законодателем термин "Правовая основа оперативно-розыскной деятельности" весьма условен. Поэтому под правовой основой такой деятельности (точнее — нормативно-правовой) следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности.
Такое регулирование осуществляется на уровне:
федеральных законов России;
нормативных правовых актов России (актов Президента и Правительства и др.);
ведомственных и межведомственных подзаконных актов.
Иначе говоря, правовая основа оперативно-розыскной деятельности двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая — к подзаконным актам.
В свою очередь регулирование
Что касается ведомственного нормотворчества в области оперативно-розыскной деятельности то, прежде всего, следует разобраться в том, что понимается под нормативным актом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такой акт есть юридический акт подзаконного административного нормотворчества (разновидность правового акта управления), которым конкретизируются содержащиеся в законах нормы, призванные регламентировать общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности.
Непосредственно указанные в статье 4 ФЗ об ОРД нормативные правовые акты являются основными в регулировании общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности. Однако ими не исчерпывается все правовое регулирование данного вида государственной юридической Деятельности. В статье 4 изложен открытый (примерный) перечень ее нормативных правовых источников. Поэтому следует помнить, что возникающие в оперативно-розыскной деятельности общественные отношения регулируется правовыми нормами, содержащимися и в некоторых иных нормативных правовых актах
Использованный законодателем термин "правовая основа, оперативно-розыскной деятельности" не идентичен по содержанию все более распространяющемуся в нормотворчестве и в право применение термину "законодательство в области оперативно-розыскной деятельности. Последний может рассматриваться в "узком" и "широком" смысле слова.
В "узком" смысле слова законодательство
в области оперативно-
В "широком" смысле слова такое законодательство — формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Он включает совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации высшей (после законов) юридической силы. Эти акты содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества объективно затруднена или невозможна.
2.3. Структура и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности
Используя юридическую силу того или иного нормативного правового акта в качестве ведущего критерия для систематизации, действующие в России законодательные и иные нормативные акты, совокупность которых составляет, согласно статьи 4 ФЗ об ОРД, правовую основу оперативно-розыскной деятельности, можно разделить на пять групп.
К первой группе относится Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы.
Вторую группу или "ядро" правовой основы оперативно-розыскной деятельности составляют нормы самого ФЗ об ОРД.
В третью группу входят другие федеральные законы. Отметим, что законодатель в статье 4 ФЗ об ОРД не привел точного (закрытого, исключительного) перечня этих законов. Их перечень может и, наверное, должен пополняться новыми законодательными актами. Действующие же законы, относящиеся к рассматриваемой группе нормативных правовых источников оперативно-розыскной деятельности, в свою очередь, также можно систематизировать на несколько подгрупп.
Первая подгруппа состоит из двух законодательных актов: Уголовного кодекса Российской Федерации (вступил в действие с 1 января 1997 г.) и Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности".
Вторая подгруппа включает законодательные акты регулирующие группы общественных отношений, которые возникают в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней. В частности, в данную подгруппу включены: Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне"', Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 17 ноября 1995 г.) и Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности