Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, систему принципов  оперативно-розыскной деятельности критерия образуют следующие:

  1. принципы, непосредственно перечисленные в ст. 3 ФЗ об ОРД. Это два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласныx методов и средств);
  2. принципы, наличие которых в оперативно-розыскной деятельности выражает из содержания правовых норм, частично изложенных в ФЗ об ОРД и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. В их число входят два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина  перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление оперативно-розыскной деятельности только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела оперативного учета; применение конфидентов).

Подчеркнем, что все принципы оперативно-розыскной деятельности самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных, и внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

1.6. Соотношение оперативно-розыскной  деятельности со смежными видами деятельности.

Оперативно-розыскная  и уголовно-процессуальная деятельность.

Положения, в единстве которых, прежде всего, усматривается общность оперативно-розыскной  и уголовно-процессуальной деятельности.

Во-первых, та и другая  предназначены  для целенаправленной защиты человека и общества от преступных посягательств.

Во-вторых, оперативно-розыскная деятельность много заимствует из уголовно-процессуальной деятельности для создания собственного процедурного механизма, причем процесс использования достижений родственной отрасли юридической деятельности в настоящее время значительно продвинулся (принятие ФЗ об ОРД тому свидетельство).

В-третьих, некоторые правовые положения, регламентирующие отдельные стороны оперативно-розыскной деятельности, непосредственно содержатся в уголовно-процессуальном законе (в частности отдельные положения о розыске и осуществлении ряда оперативно-розыскных мер).

В-четвертых, просматривается единство в общей для обоих видов  деятельности — предупреждение совершения преступлений.

Несмотря на то, что оперативно-розыскная  и уголовно-процессуальная деятельность тесно связаны между собой, они  не тождественны. Имеются существенные отличия первой от второй. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями государственных органов, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД, а уголовно-процессуальная — исключительно субъектами, указанными в уголовно-процессуальном законе (органами предварительного расследования, прокуратурой и судом). Оперативно-розыскная деятельность проводится в порядке, изложенном, как правило, в секретных ведомственных нормативных правовых актах, а уголовно- процессуальная — в порядке, предусмотренном УПК РСФСР. В оперативно-розыскной деятельности широко применяются негласные силы и средства, а в уголовно-процессуальной их применение недопустимо. Кроме того, одним из последствий уголовно-процессуальной деятельности может стать привлечение виновного в совершении общественно опасного деяния к наказанию. Наступление такого правового последствия в оперативно-розыскной деятельности исключено в силу положения, содержащегося в ч. 1 ст. 5 ФЗ об ОРД.

Оперативно-розыскная  и частная сыскная (детективная) деятельность.

Основные отличия  оперативно-розыскной деятельности от частной детективной (сыскной) состоят в следующем:

  • оперативно-розыскная деятельность осуществляется исключительно государственными органами, а сыскная — негосударственными организациями и частными лицами;
  • целью оперативно-розыскной деятельности является защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от общественно опасных противоправных деяний лиц, а частной детективной — получение прибыли посредством совершения действий по защите законных прав и интересов своих клиентов.

Однако по содержанию и, в частности, по решаемым задачам, между оперативно-розыскной и частной сыскной деятельностью много общего. Согласно 2 ст. 3 Закона о частном сыске и охране сыщики занимаются поиском без вести пропавших, сбором сведений по уголовным делам на договорной основе участниками процесса и др. Аналогичные задачи по защите лиц от преступных посягательств и розыску без вести пропавших граждан решаются в оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, в ходе частного сыска проводятся, по существу, некоторые из оперативно-розыскных действий (например, устный опрос граждан и должностных лиц, наведение справок, изучение предметов и документов, наблюдение для получения необходимой информации).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о частном сыске и охране сыщикам запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов.

Контрольные вопросы

  1. В отличие между научным «узким» и «широким» определением оперативно-розыскной деятельности?
  2. Какие виды ОРД различают?
  3. Каково содержание оперативно-розыскной деятельности?
  4. В чем заключается цель оперативно-розыскной деятельности?
  5. В чем состоит система принципов ОРД?
  6. Раскройте принципы ОРД, указанные в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности.
  7. В чем различие между ОРД и частной сыскной деятельности?

 

 

Тема № 2 Становление и развитие правовой основы оперативно-розыскной деятельности.

2.1. История становления правой основы ОРД.  Исторический процесс правого регулирования оперативно-розыскной деятельности подлежит изучению в непосредственной зависимости от конкретных исторических условий, в которых происходило развитие российского общества, объективных закономерностей и причинной обусловленности такого развития.

     В Росси можно выделить  три базовых периода правого  регулирования ОРД, для которых  характерны соответствующие правовые источники:

  1. правовая регламентация сыскной работы в Российской Империи (XY111в. – начало ХХ века). В этом периоде выделяют три значимых этапа:
  • регламентация розыска до преобразований Петра 1;
  • правовая регламентация розыскной работы со времен преобразований Петра 1 до 60-х годов Х1Х в.;
  • нормативно-правовое регулирование ОРД с 60—х гг. Х1Х века  до начала ХХ века.
  1. Правовое регулирование ОРД в советский период (середина 1918 г. – август 1991 года). Этот период разделен на четыре значимых этапа:
  • середина 1918 года – 1930  год;
  • 1931 год – 1952 год;
  • 1953 год – середина 70 годов;
  • середина 70-годов – август 1991 года.
  1. правовое регулирование ОРД в современный (постсоветский) период (с марта 1992 года по настоящее время). Начало этому периоду положено принятие ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»

На ряду с указанными основными  периодами выделяют еще два относительно кратковременных, но весьма содержательных (условно названных переходными) периода:

  1. с момента отказа Временного правительства от нормативных правил царской России и до установления в Советской России собственных нормативно-правовых рамок негласной работы (март 1917 года – середина 1918 год);
  2. период современного постепенного замещения нормативных актов Советского Союза российскими нормативными актами и одновременно регламентации ОРД не в подзаконных актах, а на уровне законов (август 1991 года – март 1992 года).

2.2. Понятие правовой основы оперативно-розыскной деятельности.

   Согласно статьи 4 "Правовая  основа оперативно-розыскной деятельности" ФЗ об ОРД такую основу составляют Конституция России, ФЗ об ОРД» другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. ч. 2).

 Использованный законодателем  термин "Правовая основа оперативно-розыскной деятельности" весьма условен. Поэтому под правовой основой такой деятельности (точнее — нормативно-правовой) следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности.

Такое регулирование осуществляется на уровне:

федеральных законов России;

нормативных правовых актов России (актов Президента и Правительства и др.);

ведомственных и межведомственных подзаконных актов.

Иначе говоря, правовая основа оперативно-розыскной деятельности двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая — к подзаконным актам.

В свою очередь регулирование оперативно-розыскной  деятельности на уровне закона (т.е. законодательное) — это правовое регулирование общественных отношений в специфическом виде функционирования государства (деятельности его представителей), осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях.

Что касается ведомственного нормотворчества  в области оперативно-розыскной деятельности то, прежде всего, следует разобраться в том, что понимается под нормативным актом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такой акт есть юридический акт подзаконного административного нормотворчества (разновидность правового акта управления), которым конкретизируются содержащиеся в законах нормы, призванные регламентировать общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности.

Непосредственно указанные в статье 4 ФЗ об ОРД нормативные правовые акты являются основными в регулировании общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности. Однако ими не исчерпывается все правовое регулирование данного вида государственной юридической Деятельности. В статье 4 изложен открытый (примерный) перечень ее нормативных правовых источников. Поэтому следует помнить, что возникающие в оперативно-розыскной деятельности общественные отношения регулируется правовыми нормами, содержащимися и в некоторых иных нормативных правовых актах

Использованный законодателем термин "правовая основа, оперативно-розыскной деятельности" не идентичен по содержанию все более распространяющемуся в нормотворчестве и в право применение термину "законодательство в области оперативно-розыскной деятельности. Последний может рассматриваться в "узком" и "широком" смысле слова.

В "узком" смысле слова законодательство в области оперативно-розыскной  деятельности — совокупность федеральных  законов России, которые содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе зашиты человека и общества от преступных посягательств путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий.

В "широком" смысле слова такое  законодательство — формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Он включает совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации высшей (после законов) юридической силы. Эти акты содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества объективно затруднена или невозможна.

2.3. Структура и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности

Используя юридическую силу того или  иного нормативного правового акта в качестве ведущего критерия для систематизации, действующие в России законодательные и иные нормативные акты, совокупность которых составляет, согласно статьи 4 ФЗ об ОРД, правовую основу оперативно-розыскной деятельности, можно разделить на пять групп.

К первой группе относится Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы.

      Вторую  группу или "ядро" правовой основы оперативно-розыскной деятельности составляют нормы самого ФЗ об ОРД.

В третью группу входят другие федеральные законы. Отметим, что законодатель в статье 4 ФЗ об ОРД не привел точного (закрытого, исключительного) перечня этих законов. Их перечень может и, наверное, должен пополняться новыми законодательными актами. Действующие же законы, относящиеся к рассматриваемой группе нормативных правовых источников оперативно-розыскной деятельности, в свою очередь, также можно систематизировать на несколько подгрупп.

Первая подгруппа состоит из двух законодательных актов: Уголовного кодекса Российской Федерации (вступил в действие с 1 января 1997 г.) и Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности".

Вторая подгруппа включает законодательные акты регулирующие группы общественных отношений, которые возникают в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней. В частности, в данную подгруппу включены: Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне"', Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 17 ноября 1995 г.) и Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности