Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Третья подгруппа включает законодательные акты, правовые нормы которых регулируют конкретные (отдельные) общественные отношения, возникающие в оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней. К их числу относятся: Таможенный кодекс Российской федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", Федеральный закон "О связи", Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и др.
Особый вид сторон подгруппы состоит из законодательных актов, закрепляющих компетенцию государственных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности и отчасти дублирующих предписания, изложенные в статьях 13—15 ФЗ об ОРД.
К четвертой группе актов
относятся иные нормативные правовые
акты федеральных органов
акты Президента Российской Федерации;
акты представительного и
акты Правительства Российской Федерации;
Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих.
Во-первых, это нормативные акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность. Данную группу нормативных правовых актов можно условно "разбить" на акты, принимаемые:
конкретным министерством или ведомством;
совместно министерствами и ведомствами
по тем или иным сторонам обеспечения
оперативно-розыскной
Во-вторых, это нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры России. Ее ведомственные акты (приказы и др.), согласно статье 4 ФЗ об ОРД, не входят в число актов, принадлежащих к правовой основе оперативно-розыскной деятельности (прокуратура не указана в статье 13 ФЗ об ОРД среди иных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность). Тем не менее ее акты для законного осуществления оперативно-розыскной деятельности весьма значимы.
2.4. Система
правовых источников
Как уже отмечалось, предписаниями нормативных актов, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности, не охватывается все правовое регулирование общественных отношений в данной деятельности. Круг ее правовых источников гораздо шире, чем об этом указано в статье 4 ФЗ об ОРД. Раскрывая такие дополнительные правовые источники целесообразно представить их в определенной системе.
Нормативные правовые акты, совокупность которых составляет круг всех источников правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности, можно систематизировать на три группы.
Во-первых, это нормативные правовые акты, составляющие правовую основу оперативно-розыскной деятельности.
Во-вторых, самостоятельную группу нормативных источников составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных регулировать специфические оперативно-розыскные отношения, однако в силу универсального характера изложенных в них предписаний, в обязательном порядке реализуемые в оперативно-розыскной деятельности.
В-третьих, к таким источникам относятся некоторые акты международно-правового характера. Основанием отнесения такого рода документов к указанным источникам служат предписания части 4 статьи 15 Конституции: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.
Кроме названных трех групп нормативных правовых актов, нельзя не упомянуть о том, что отдельными государственными органами принимаются специальные документы, которые предназначены разъяснять предписания законодательных и иных актов в области оперативно-розыскной деятельности.
Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял следующие акты, содержащие толкование тех или иных аспектов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:
О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации. Постановление Пленума Верховного Суда
от 24 декабря 1993 г. №13;
О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия. Постановление Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. № 8:
О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Постановление Пленума Верховного Суда от 25 июня 1996 г. №5.и др.
Тема № 3. Базисные положения правового регулирования оперативно--розыскной деятельности.
3.I. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и его объект. В теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности функциональный характер. Причем в этой работе посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Правовое регулирование
оперативно-розыскной
Объект правового
Что является объектом правового регулирования в оперативно-розыскной деятельности? Таким объектом выступают правовые отношения, возникающие, длящиеся и прекращающиеся в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней.
Перечислим группы правовых отношений, возникающих, длящихся и прекращающихся в оперативно-розыскной работе.
Первая группа правоотношений носит материально-правовой характер. Прежде всего, это уголовно - и административно-правовые отношения.
Вторая группа отношений
— правоотношения процессуального свойства.
Они регулируются в основном нормами уголовно
- и административно-
Более проблематично обстоит дело
с так называемыми уголовно-
Задачи заключаются не в изобличении и наказании лиц, совершивших общественно опасное деяние, а состоят в:
предупреждении и выявлении специфическими методами и средствами событий преступлений;
розыске лиц, скрывающихся от правосудия или пропавших без вести;
оказании действенной помощи органам дознания и следствия в пресечении и расследовании преступлений, используя присущие оперативно-розыскной деятельности специфические методы и средства.
В оперативно-розыскной
Уголовно-розыскное
правоотношение — это
3.2 Пределы правового
регулирования общественных
Пределы правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности (понимаемой в "узком" смысле слова) — это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий по правилам норм уголовно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.
При исследовании пределов правового
регулирования оперативно-
Факторы, обусловливающие
пределы правового
Первый фактор, от которого зависят пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, заложен в самом предмете данной деятельности, т. е. в общественных отношениях, подлежащих регулированию и упорядочению. Вся оперативно-розыскная деятельность (понимаемая как в "широком", так и в "узком" смысле слова) вполне может быть подвергнута правовому регулированию. Причем выбор того или иного варианта во многом зависит от воли законодателя. Этот вывод чрезвычайно важен для практиков спецслужб и правоохранительных органов России. Он закрепляет установку о том, что в оперативно-розыскной деятельности правоприменителю необходимо руководствоваться прежде всего нормами права, а не принципом политической целесообразности.
Суть второго фактора заключается в том, что при наличии определенной воли законодателя общественные отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности могут подвергнуться правовому регулированию только при наличии в них объективной возможности выбора того или иного правила поведения. При отсутствии такой возможности не определена, не урегулирована и норма поведения.
Третьим фактором является заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на те или иные общественные отношения при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями развития самого предмета регулирования, но и потребностями социума в целом.
Наконец, четвертым и пятым факторами, являются соответственно индивидуальные возможности как оперативных сотрудников, так и других участников негласной работы, их способность к сознательному восприятию правовых предписаний, а также общие потенциальные возможности права, его формальная определенность, системность и обеспеченность мерами государственного принуждения или поощрения.
Все перечисленные объективные и субъективные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены и только их совокупность позволяет уяснить пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности