Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Третья подгруппа включает законодательные акты, правовые нормы которых регулируют конкретные (отдельные) общественные отношения, возникающие в оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней. К их числу относятся: Таможенный кодекс Российской федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", Федеральный закон "О связи", Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и др.

Особый вид сторон подгруппы состоит из законодательных актов, закрепляющих компетенцию государственных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности и отчасти дублирующих предписания, изложенные в статьях 13—15 ФЗ об ОРД.

К четвертой группе актов  относятся иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной  власти. Ими являются:

акты Президента Российской Федерации;

акты представительного и законодательного органа Российской Федерации (парламента)*;

акты Правительства Российской Федерации;

Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих.

Во-первых, это нормативные акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность. Данную группу нормативных правовых актов можно условно "разбить" на акты, принимаемые:

конкретным министерством или  ведомством;

совместно министерствами и ведомствами  по тем или иным сторонам обеспечения  оперативно-розыскной деятельности.

Во-вторых, это нормативные  правовые акты Генеральной прокуратуры  России. Ее ведомственные акты (приказы и др.), согласно статье 4 ФЗ об ОРД, не входят в число актов, принадлежащих к правовой основе оперативно-розыскной деятельности (прокуратура не указана в статье 13 ФЗ об ОРД среди иных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность). Тем не менее ее акты для законного осуществления оперативно-розыскной деятельности весьма значимы.

2.4. Система  правовых источников оперативно-розыскной  деятельности и их общая характеристика

Как уже отмечалось, предписаниями  нормативных актов, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности, не охватывается все правовое регулирование общественных отношений в данной деятельности. Круг ее правовых источников гораздо шире, чем об этом указано в статье 4 ФЗ об ОРД. Раскрывая такие дополнительные правовые источники целесообразно представить их в определенной системе.

Нормативные правовые акты, совокупность которых составляет круг всех источников правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности, можно систематизировать на три группы.

Во-первых, это нормативные правовые акты, составляющие правовую основу оперативно-розыскной деятельности.

Во-вторых, самостоятельную группу нормативных источников составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных регулировать специфические оперативно-розыскные отношения, однако в силу универсального характера изложенных в них предписаний, в обязательном порядке реализуемые в оперативно-розыскной деятельности.

В-третьих, к таким источникам относятся некоторые акты международно-правового характера. Основанием отнесения такого рода документов к указанным источникам служат предписания части 4 статьи 15 Конституции: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

Кроме названных трех групп нормативных  правовых актов, нельзя не упомянуть  о том, что отдельными государственными органами принимаются специальные  документы, которые предназначены  разъяснять предписания законодательных и иных актов в области оперативно-розыскной деятельности.

Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял следующие акты, содержащие толкование тех или иных аспектов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:

О некоторых вопросах, связанных  с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации. Постановление Пленума Верховного Суда

от 24 декабря 1993 г. №13;

О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия. Постановление Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. № 8:

О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Постановление Пленума Верховного Суда от 25 июня 1996 г. №5.и др.

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под правовой основой оперативно-розыскной деятельности.
  2. Чем является правовая основа оперативно-розыскной деятельности.
  3. Сколько уровней имеет правовая основа оперативно-розыскной деятельности.
  4. Опишите структуру правовой основы оперативно-розыскной деятельности. Какой критерий является основным дня структурирования правовой основы.
  5. Какое значение для правового регулирования оперативно-розыскной деятельности имеют конституционные положения.
  6. Какое место в системе нормативно-правовой основы оперативно-розыскной деятельности занимает действующий оперативно-розыскной закон.
  7. Какие нормативные акты составляют группу "иные подзаконные нормативные правовые акты". В чем состоят особенности их принятия и применения.
  8. Какова система всех правовых источников оперативно-розыскной деятельности.
  9. Назовите международно-правовые источники правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. На каком основании они включены в систему таких источников.

 

Тема № 3. Базисные положения правового регулирования оперативно--розыскной деятельности.

3.I. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и его объект. В теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений.  Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности функциональный характер. Причем в этой работе посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Правовое регулирование  оперативно-розыскной деятельности — это нормативно-властное воздействие  Российского государства на возникающие, длящееся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания.

Объект правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности. Правоотношение — это то рубежное звено, в котором право смыкается с объектом своего регулирования, тот узел, в котором правовые явления сложным образом сплетаются с элементами социальной сферы. При исследовании правоотношений в оперативно-розыскной деятельности возникают сложности:

  • во-первых, необходимо учитывать специфику, исключительность правоотношений в отраслях права, от которых "отпочковывается" формирующееся уголовно-розыскное право;
  • во-вторых, нельзя забывать о феномене уголовно-розыскного права как новой правовой отрасли.

Что является объектом правового регулирования в оперативно-розыскной деятельности? Таким объектом выступают правовые отношения, возникающие, длящиеся и прекращающиеся в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней.

Перечислим группы правовых отношений, возникающих, длящихся и прекращающихся в оперативно-розыскной работе.

Первая группа правоотношений носит материально-правовой характер. Прежде всего, это уголовно - и административно-правовые отношения.

Вторая группа отношений — правоотношения процессуального свойства. Они регулируются в основном нормами уголовно - и административно-процессуального права.

Более проблематично обстоит дело с так называемыми уголовно-розыскными правоотношениями. Полагаем, что они  не только теоретически допустимы, но и достаточно реальны. Оперативно-розыскная работа как разновидность государственной деятельности прежде всего предназначена для решения задач предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений. В ней, как и в других видах государственной деятельности (например, уголовно-правовой и уголовно-процессуальной), должно сохраняться общее положение: при осуществлении правоохранительными органами и их должностными лицами правомочий в оперативно-розыскной деятельности правоотношения преобразуются в сугубо специфические — оперативно-розыскные (уголовно-розыскные). Органы, обеспечивающие безопасность России, и их представители, реализующие нормы уголовно-розыскного права (официально пока не признанного), являются субъектами (участниками) оперативно-розыскных отношений. Кроме того, иные лица (конфиденты и специалисты, с одной стороны, проверяемые и разыскиваемые — с другой), участвующие в производстве по делу оперативного учета и наделенные определенными правами и обязанностями, точно так же выступают субъектами (участниками) уголовно-розыскных отношений.

Задачи заключаются не в изобличении и наказании лиц, совершивших общественно опасное деяние, а состоят в:

предупреждении и выявлении  специфическими методами и средствами событий преступлений;

розыске лиц, скрывающихся от правосудия или пропавших без вести;

оказании действенной помощи органам дознания и следствия в пресечении и расследовании преступлений, используя присущие оперативно-розыскной деятельности специфические методы и средства.

В оперативно-розыскной деятельности существует весьма крупная группа  общественных отношений, не урегулированных в настоящее время в должной мере никакой "традиционной" отраслью права. Это отношения, которые складываются, протекают, развиваются и прекращаются в ходе работы уполномоченных на то законом субъектов по заведению, производству и разрешению дел оперативного учета, ведущихся в связи с совершением преступления или в связи с реальной возможностью его совершения.

     Уголовно-розыскное  правоотношение — это возникающая  на основе норм формирующегося  уголовно-розыскного права связь  между субъектами (участниками) оперативно-розыскной деятельности по поводу совершения преступления или достаточной вероятности его совершения, характеризуемая наличием единства их юридических прав и обязанностей и гарантируемая принудительной силой государства.

3.2 Пределы правового  регулирования общественных отношений  в оперативно-розыскной деятельности. Немаловажное значение для правильного понимания предназначения и содержания оперативно-розыскной деятельности имеет уяснение вопроса именно о пределах ее правового регулирования. От его решения во многом зависит действенность оперативно-розыскной работы и, следовательно, реальность мер по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых отдельными лицами, а также гарантированность защиты прав и свобод гражданина, попавшего в поле зрения российских правоохранительных органов. Пределы общего правового регулирования обусловлены определенными факторами границы властного государственного вмешательства в общественные отношения при помощи норм права.

Пределы правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности (понимаемой в "узком" смысле слова) — это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий по правилам норм уголовно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.

При исследовании пределов правового  регулирования оперативно-розыскной деятельности нельзя не опираться на общие закономерности, выработанные теорией права. Так, осмысление пределов общего правового регулирования предполагает анализ по крайней мере двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств:

  • во-первых, тех факторов, от которых зависят границы данной деятельности,
  • во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения.

Факторы, обусловливающие  пределы правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности.

 Первый фактор, от которого зависят пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, заложен в самом предмете данной деятельности, т. е. в общественных отношениях, подлежащих регулированию и упорядочению. Вся оперативно-розыскная деятельность (понимаемая как в "широком", так и в "узком" смысле слова) вполне может быть подвергнута правовому регулированию. Причем выбор того или иного варианта во многом зависит от воли законодателя. Этот вывод чрезвычайно важен для практиков спецслужб и правоохранительных органов России. Он закрепляет установку о том, что в оперативно-розыскной деятельности правоприменителю необходимо руководствоваться прежде всего нормами права, а не принципом политической целесообразности.

Суть второго фактора заключается в том, что при наличии определенной воли законодателя общественные отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности могут подвергнуться правовому регулированию только при наличии в них объективной возможности выбора того или иного правила поведения. При отсутствии такой возможности не определена, не урегулирована и норма поведения.

Третьим фактором является заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на те или иные общественные отношения при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями развития самого предмета регулирования, но и потребностями социума в целом.

Наконец, четвертым и пятым факторами, являются соответственно индивидуальные возможности как оперативных сотрудников, так и других участников негласной работы, их способность к сознательному восприятию правовых предписаний, а также общие потенциальные возможности права, его формальная определенность, системность и обеспеченность мерами государственного принуждения или поощрения.

Все перечисленные объективные  и субъективные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены и только их совокупность позволяет уяснить пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности