Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Границы правового регулирования общественных отношений современной оперативно-розыскной деятельности. Такие границы условно можно определить как "дальние" и "ближние".
"Дальние" границы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности проходят там, где возникает необходимость:
"Ближние" пределы правового регулирования "узкой" оперативно-розыскной деятельности, по существу, смыкаются с началом:
Динамика пределов правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности в современный период. Пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности не статичны. Их изменения обусловлены рядом объективных и субъективных факторов и происходят постоянно. Поэтому несомненный интерес представляет анализ динамики пределов правового регулирования.
Пределы правового регулирования
оперативно-розыскной
Сфера правового регулирования
оперативно-розыскной
Отметим также то, что в соответствии с частью 3 статьи 17 ФЗ об ОРД была значительно сужена (по сравнению с предыдущей практикой правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности) возможность привлечения к данной деятельности отдельных категорий лиц: впервые законом было запрещено использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Установлением такого государственно-властного запрета усилилось нормативно-правовое воздействие на общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности. Здесь же следует подчеркнуть, что резерв для расширения сферы правового регулирования оперативно-розыскной работы и, следовательно, ее пределов, далеко не исчерпан.
3.3. Уровни правового
регулирования общественных
Уровни правового
Базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование осуществляется на уровне Конституции, федеральных конституционных законов. Следует отметить, что общественные отношения, характерные для оперативно-розыскной деятельности, на данном уровне регулируется в настоящее время только общими правилами, включенными законодателем в "традиционные" отрасли права и законодательства (прежде всего — административное и уголовно-процессуальное).
Средний (развивающий) уровень. На этом уровне правовое регулирование затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (вариантом служит отсылка к дополнительным нормативным правовым актам). Как правило, на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы. В настоящее время общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности регулируют более двадцати законодательных актов и, прежде всего ФЗ об ОРД'.
Два названных уровня правового
регулирования общественных отношений
в оперативно-розыскной
Законодательное регулирование
оперативно-розыскной
Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов. Среди них различают:
Именно на данном уровне регулирования концентрируется основная масса нормативно-правовых актов, относящихся к оперативно-розыскной деятельности.
1. Что понимается под правовым регулированием оперативно-розыскной деятельности.
2. Что является объектом правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
3. В чем состоит проблема выделения правовых отношений в области оперативно-розыскной деятельности.
4. Перечислите группы правоотношений в области оперативно-розыскной деятельности.
5. Назовите основное правоотношение в оперативно-розыскной деятельности и дайте его определение.
6. Что следует понимать под пределами правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
7. Каковы факторы,
8. Что понимается под границами
правового регулирования
9. В чем заключается динамика пределов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
4.1. Понятие, общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона.
Понятие оперативно-розыскного закона. Это собирательный термин. Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области оперативно-розыскной деятельности, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, в частности в контрразведывательной и уголовно-процессуальной деятельности.
Различают оперативно-
Первым в современной истории России был Закон РФ от 12 марта 1992 "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (утратил силу со дня введения в действие ФЗ об ОРД). Его сменил и в настоящее время действует ФЗ об ОРД.
Отправные моменты в изучении Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". ФЗ об ОРД принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом РФ 12 августа 1995 № 144-ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в "Российской газете" 18 августа 1995 г.
В ФЗ об ОРД четыре раза вносились изменения:
1.Федеральным законом от 18 июля 1997 г. № 101-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О государственной охране";
2. Федеральным
законом "Об оперативно-
3. от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и
4. от 30 декабря 1999 г. № 225-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности".
ФЗ об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи. Он содержит ряд бланкетных (отсылочных) юридических норм (ст. 4, ч. 3 и 8 ст. 5, ч. 4, 7 и 8 ст. 6, п. 5 ч. 1 ст. 7, ч. 1 и 8 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 и 5 ст. 10, ч. 1—3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и 4 ст. 13, п. 3 и 6 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 2, 4—6 ст. 16, ч. 3—9 ст. 18, ст. 19 и 20, ч. 1 ст. 21)'. Отдельные нормативные положения этого Закона декларативны (абз. 3 ст. 2, ч. 2 и 9 ст. 5, п. 1 ст. 14,ч. Зет. 15, ст. 22).
ФЗ об ОРД определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (преамбула).
Одна из важнейших ролей ФЗ об ОРД состоит в том, что он выступает в качестве ядра оперативно-розыскного и уголовно-розыскного законодательств; все его нормы включены в различные институты оперативно-розыскного права, и наряду с этим значительная часть его норм относится к уголовно-розыскному праву.
Кроме того, нормы ФЗ об ОРД образуют системообразующий нормативно-правовой массив для дальнейшего кодификационного процесса в области сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную и контрразведывательную, и разработки соответствующего кодекса.
Правовое содержание ФЗ об ОРД и общественные отношения, регулируемые нормами оперативно-розыскного закона. ФЗ об ОРД есть реальное проявление в современных условиях построения в России правового государства одной из форм жизни уголовно-розыскного права, ранее существовавшего в иных формах и видах.
В современной
оперативно-розыскной
Некоторые общие правила,
предусмотренные в оперативно-р
Кроме того, в ФЗ об ОРД предусмотрены специальные "перечни ", т.е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением. Законодатель непосредственно называет шесть списков.
Перечень
оперативно-розыскных
Важно правильно толковать это предписание. Во-первых, любые изменения перечня оперативно-розыскных мероприятий законны в случае внесения таковых в ФЗ об ОРД, но не в какой-либо другой федеральный закон.
Во-вторых, должно быть исключено расширительное толкование содержания перечня оперативно-розыскных мероприятий путем фиксации новых мероприятий, например в ведомственных нормативных актах. Так, осуществление органами внутренних дел (другими оперативно-розыскными органами) психофизиологического обследования (применение полиграфа) не может признаваться самостоятельным оперативно-розыскных мероприятием до его включения в перечень ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД.
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, согласно предписаний ч. 8 ст. 6 ФЗ об ОРД устанавливается Правительством РФ.
Перечень категорий
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности