Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Границы правового регулирования  общественных отношений современной оперативно-розыскной деятельности. Такие границы условно можно определить как "дальние" и "ближние".

"Дальние" границы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности проходят там, где возникает необходимость:

  • проверки информации (присущими только для оперативно-розыскной деятельности методами и средствами) в связи с совершением, вероятным совершением преступления или розыском без вести пропавших лиц;
  • осуществления превентивных мер, не допускающих нанесение ущерба жизненно важным интересам России (в рамках проведения "широкой" оперативно-розыскной деятельности);
  • ограничения конституционных прав граждан (по основаниям, указанным в законе).

"Ближние" пределы правового регулирования "узкой" оперативно-розыскной деятельности, по существу, смыкаются с началом:

  • уголовно-процессуальной деятельности (в частности при взаимодействии уголовно-розыскного процесса с дознанием и предварительным следствием);
  • производства уголовно-исполнительных процедур (в процессе наблюдения за лицами, отбывающими уголовное наказание).

Динамика пределов правового  регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности в современный период. Пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности не статичны. Их изменения обусловлены рядом объективных и субъективных факторов и происходят постоянно. Поэтому несомненный интерес представляет анализ динамики пределов правового регулирования.

Пределы правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности в России имеют тенденцию к  расширению. Показательно, что совсем недавно в стране наряду с оперативно-розыскной  деятельностью была легитимирована частная сыскная деятельность, до последнего времени вообще не подвергавшаяся специальному правовому регулированию. Анализ имеющегося нормативно-правового материала о частном сыске позволяет сделать вывод о том, данная деятельность содержит в себе различные элементы оперативно-розыскной работы, характерной для государственных органов.

Сфера правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности была также не так давно значительно расширена за счет включения отношений, возникающих в деятельности налоговой полиции и таможенных органов России.

Отметим также то, что в соответствии с частью 3 статьи 17 ФЗ об ОРД была значительно сужена (по сравнению  с предыдущей практикой правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности) возможность привлечения к данной деятельности отдельных категорий лиц: впервые законом было запрещено использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Установлением такого государственно-властного запрета усилилось нормативно-правовое воздействие на общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности. Здесь же следует подчеркнуть, что резерв для расширения сферы правового регулирования оперативно-розыскной работы и, следовательно, ее пределов, далеко не исчерпан.

3.3. Уровни правового  регулирования общественных отношений  в оперативно-розыскной деятельности. Критерии определения уровней правового регулирования и уровни правового регулирования общественных отношений в ОРД. Различают уровни правового регулирования в зависимости от плоскости (среза, аспекта) рассматриваемой проблемы. В частности, выделяют юридическую силу нормативного акта и пространственные пределы распространения действия нормативного акта как критерий для определения уровней правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Уровни правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности в плоскости, отражающей, юридическую силу акта. Различают три уровня правового регулирования: базовый, средний (или развивающий) и детализирующий.

Базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование осуществляется на уровне Конституции, федеральных конституционных законов. Следует отметить, что общественные отношения, характерные для оперативно-розыскной деятельности, на данном уровне регулируется в настоящее время только общими правилами, включенными законодателем в "традиционные" отрасли права и законодательства (прежде всего — административное и уголовно-процессуальное).

Средний (развивающий) уровень. На этом уровне правовое регулирование затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (вариантом служит отсылка к дополнительным нормативным правовым актам). Как правило, на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы. В настоящее время общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности регулируют более двадцати законодательных актов и, прежде всего ФЗ об ОРД'.

Два названных уровня правового  регулирования общественных отношений  в оперативно-розыскной деятельности образуют единую систему ее законодательного регулирования.

Законодательное регулирование  оперативно-розыскной деятельности в России — это государственно-властное нормативно - организующее воздействие на различные группы общественных отношений в специфическом виде социально полезной юридической деятельности представителей государства, осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (развивающем) уровнях правового регулирования.

Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов. Среди них различают:

  • нормативные акты законодательной и исполнительной власти (указы Президента и постановления Правительства РФ, акты палат Федерального Собрания РФ);
  • межведомственного характера;
  • сугубо ведомственного характера.

Именно на данном уровне регулирования концентрируется основная масса нормативно-правовых актов, относящихся к оперативно-розыскной деятельности.

 
Контрольные вопросы

1. Что понимается под правовым регулированием оперативно-розыскной деятельности.

2. Что является объектом правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

3. В чем состоит проблема выделения правовых отношений в области оперативно-розыскной деятельности.

4. Перечислите группы правоотношений в области оперативно-розыскной деятельности.

5. Назовите основное правоотношение в оперативно-розыскной деятельности и дайте его определение.

6. Что следует понимать под  пределами правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

7. Каковы факторы, обусловливающие  пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

8.  Что понимается под границами  правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

9.  В чем заключается динамика пределов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

 

Тема № 4 Оперативно-розыскной закон.

4.1. Понятие, общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона.

Понятие оперативно-розыскного закона. Это собирательный термин.  Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области оперативно-розыскной деятельности, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, в частности в контрразведывательной и уголовно-процессуальной деятельности.

 Различают оперативно-розыскной  закон: действующий (на конкретный период времени) и отмененный; содержащий основной нормативно-правовой массив (в настоящее время это ФЗ об ОРД) и федеральный закон (его раздел, статья), которым в действующий оперативно-розыскного закон вносят изменения и (или) дополнения.

Первым в современной истории России был Закон РФ от 12 марта 1992 "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (утратил силу со дня введения в действие ФЗ об ОРД). Его сменил и в настоящее время действует ФЗ об ОРД.

Отправные моменты  в изучении Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". ФЗ об ОРД принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом РФ 12 августа 1995 № 144-ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в "Российской газете" 18 августа 1995 г.

В ФЗ об ОРД  четыре раза вносились изменения:

1.Федеральным  законом от 18 июля 1997 г. № 101-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О государственной охране";

2. Федеральным  законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы";

3. от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и

4. от 30 декабря 1999 г. № 225-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности".

ФЗ об ОРД  состоит из преамбулы и шести  глав, включающих 23 статьи. Он содержит ряд бланкетных (отсылочных) юридических норм (ст. 4, ч. 3 и 8 ст. 5, ч. 4, 7 и 8 ст. 6, п. 5 ч. 1 ст. 7, ч. 1 и 8 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 и 5 ст. 10, ч. 1—3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и 4 ст. 13, п. 3 и 6 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 2, 4—6 ст. 16, ч. 3—9 ст. 18, ст. 19 и 20, ч. 1 ст. 21)'. Отдельные нормативные положения этого Закона декларативны (абз. 3 ст. 2, ч. 2 и 9 ст. 5, п. 1 ст. 14,ч. Зет. 15, ст. 22).

ФЗ об ОРД  определяет содержание оперативно-розыскной  деятельности, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (преамбула). 

Одна из важнейших  ролей ФЗ об ОРД состоит в том, что он выступает в качестве ядра оперативно-розыскного и уголовно-розыскного законодательств; все его нормы включены в различные институты оперативно-розыскного права, и наряду с этим значительная часть его норм относится к уголовно-розыскному праву.

Кроме того, нормы  ФЗ об ОРД образуют системообразующий  нормативно-правовой массив для дальнейшего кодификационного процесса в области сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную и контрразведывательную, и разработки соответствующего кодекса.

Правовое содержание ФЗ об ОРД и общественные отношения, регулируемые нормами оперативно-розыскного закона. ФЗ об ОРД есть реальное проявление в современных условиях построения в России правового государства одной из форм жизни уголовно-розыскного права, ранее существовавшего в иных формах и видах.

В современной  оперативно-розыскной деятельности возникают, длятся и прекращаются общественные отношения:

  • регулируемые нормами различных общепризнанных отраслей права (прежде всего уголовным и административным, а также уголовно- и административно-процессуальным). Отдельные правила (части норм) законодатель включил в ФЗ об ОРД, например уголовно-правовые предписания (см. ч. 4 ст. 18), административные (см. ч. 2 ст. 7), гражданские (см. п. 3 ч. 1 ст. 15), трудовые (см. ст. 17 и др.), финансовые (см. ст. 19);
  • не урегулированные должным образом ни одной из вышеуказанных отраслей права — уголовно-розыскные правоотношения.

Некоторые общие правила, предусмотренные в оперативно-розыскном законе. Прежде всего имеются исключения из правил осуществления оперативно-розыскной деятельности, т.е. изъятия из отдельных правил проведения оперативно-розыскных мероприятий и предоставления оперативной информации потребителю, которые непосредственно предусмотрены в ряде норм оперативно-розыскного закона и направлены на соблюдение принципов законности и конспирации, сохранность сведений, составляющих государственную тайну, а также защиту интересов правосудия. Знание правоприменителем этих исключений — одно из важных условий соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности. Таких исключений в тексте ФЗ об ОРД насчитывается восемь: они содержатся в ч. 4, 5 и 8 ст. 5, ч. 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 16 и ч. 3 ст. 21 .

Кроме того, в  ФЗ об ОРД предусмотрены специальные "перечни ", т.е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением. Законодатель непосредственно называет шесть списков.

Перечень  оперативно-розыскных мероприятий, приведенный в ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом (в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона).

Важно правильно  толковать это предписание. Во-первых, любые изменения перечня оперативно-розыскных мероприятий законны в случае внесения таковых в ФЗ об ОРД, но не в какой-либо другой федеральный закон.

Во-вторых, должно быть исключено расширительное толкование содержания перечня оперативно-розыскных мероприятий путем фиксации новых мероприятий, например в ведомственных нормативных актах. Так, осуществление органами внутренних дел (другими оперативно-розыскными органами) психофизиологического обследования (применение полиграфа) не может признаваться самостоятельным оперативно-розыскных мероприятием до его включения в перечень ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД.

Перечень видов специальных  технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, согласно предписаний ч. 8 ст. 6 ФЗ об ОРД устанавливается Правительством РФ.

Перечень категорий руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, которые полномочны утверждать мотивированное постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающего конституционные права граждан, согласно правил ч. 2 ст. 9 "Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий" ФЗ об ОРД устанавливается ведомственными нормативными актами. Как правило, такими лицами выступают первые руководители оперативно-розыскных органов и их заместители. Однако в ведомственных нормативных актах должны излагаться именно перечни (списки) категорий руководителей, а не называться отдельные персоны или перечисляться сотрудники, не являющиеся руководителями.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности