Понятие и виды инновационных стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:31, реферат

Описание

Қазақстан Республикасының ұзақ мерзімді «Қазақстан - 2030» даму стратегиясының басым бағыттарында сипатталғандай, жоғарғы дәрежелі өркениетті нарықта экономикалық өсудің нақты тұрақты өсу қарқынына қол жеткізу барысында салықтық жоспарлау маңызды орынға ие. Аталмыш басым бағыттарды жүзеге асыруды бір жағынан салық әкімшілігін, оның ішінде салықтық жоспарлауды жетілдіру арқылы жүргізуге болады. Сондықтан салықтық жоспарлауды теориялық тұрғыдан талдау өзекті мәселелердің санатына жатады.

Работа состоит из  1 файл

раздел 2.doc

— 709.50 Кб (Скачать документ)

   Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия.

   НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия  на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых  льгот, понижения или повышения  общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

   Налоговое регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

   Эффективность налогового регулирования зависит  от соблюдения следующих условий:

   – соответствия используемых налоговых  инструментов целям и задачам  государства;

   – соотношение используемых налоговых  инструментов уровню развития национальной и региональной экономики и уровню жизни населения;

   – нецелесообразности преобладания налогов, искажающих оценку факторов производ-ства (например, на фонд оплаты труда);

   – необходимости применения корректирующих налогов и налоговых инструментов для стимулирования предпринимательской деятельности в ключевых и социально значимых сферах экономики и для достижения самодостаточности регионов;

   – обеспечения баланса интересов  государства, регионов и налогоплательщиков.

   Многообразие  налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.

   Самым первым и наиболее употребительным  до настоящего времени является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному или к обложению расходов на потребление, на два основных вида - прямые и косвенные.

   В соответствии с этим критерием прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица.

   К прямому налогу относятся подоходные налоги, социальный налог, налоги на имущество (земельный налог,  на прирост капитала).

   Каждый  из этих видов налогов имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.

   Основным  преимуществом прямого налогообложения  является то, что прямые налоги - это  более определенный, твердый и  постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

   Достоинства косвенных налогов связаны с  их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

   Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров.

   Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.

   Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.

   Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами. Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.

   В основу системы налогового регулирования  легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежание двойного налогообложения.

   Наиболее  перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

   Методы  налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое  регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две  взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

   Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых  платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее. Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности.

   Важным  условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот. Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал.

   Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий.

   Необходимость текущих налоговых корректировок  через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать изменения.

   Таким образом, налоговое регулирование  является сложным действием налоговой политики государства, поскольку его цель - не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

   Эффективность инструментов налогового регулирования  зависит от целостности механизма  налогового регулирования, однако не используется в полной мере налоговое прогнозирование и планирование, вследствие чего изменения налогового законодательства не оправдывают ожиданий налогоплательщиков, регионов и государства.

   Эффективность инструментов налогового регулирования  социально-экономического развития регионов - это характеристика совершенства целевого воздействия налоговых инструментов на экономическое поведение налогоплательщиков, обеспечивающего эффек-тивное распределение ресурсов и сбалансированное соотношение между затратами налого-плательщиков (регионов, государства) на уплату (взимание) налогов, сборов и полученными результатами в виде доходов налогоплательщиков, развития экономики регионов и повыше-ния уровня жизни населения.

   Налоговое регулирование осуществляется государством, а размеры налоговых поступлений  в государственный бюджет определяются содержанием инструментов налогового регулирования таких как:

  • Налог на добавленную стоимость - налог, который обеспечивает быстрое поступление денежных средств в бюджет. Он является одним из наиболее устойчивых и эффективных налогов в рыночной экономике. Система его сбора сравнительно проста и защищена от инфляции, а уклонение от уплаты затруднено в силу непрерывности процесса платежей и взимания его на всех стадиях движения продукции и услуг.
  • Корпоративный подоходный налог - практически во всех развитых странах источником более 85% всех налоговых поступлений являются корпоративный подоходный налог.
  • Индивидуальный подоходный налог - обеспечивают налоговые поступления в бюджеты в большинстве государств.  
  • Акцизы-налоги на отдельные товары, которые не только выполняют роль ограничителя потребления некоторых изделий, но и является источником доходов под специальные расходы, например, для компенсации расходов на строительство и содержание дорог.
  • Инвестиционные стимулы- инструмент налоговой политики, который оказывает влияние на содержание доходной части бюджета. Эти стимулы приобретают форму налоговых скидок или кредитов, применяются по всем видам фондов или дифференцируются по видам оборудования, деятельности.

   Одним из важных направлений в части совершенствования инструментов налогового регулирования является создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны. В рамках работы по совершенствованию инструментов налогового регулирования был проведен целый ряд реформ.

   Первое, что бросается в глаза при  рассмотрении нового кодекса, это ставки налогов и сборов. Даже в условиях наметившегося в последнее время  кризиса на мировых финансовых рынках правительство Казахстана не только не боится идти на радикальное снижение налогов, но и сделало это осознанно, держа в уме долгосрочные стратегические планы.

   Что касается раздела Налогового кодекса  «Налог на добавленную стоимость», в редакции, претерпел существенные изменения. Ставка налога на добавленную стоимость  снижена с 13 до 12% и применяется к размеру  облагаемого оборота и облагаемого импорта. Установлен единный налоговый период по налогу  на добавленную стоимость –календарный квартал, а не месяц или квартал, как было в ранее действующей редакции Налогового кодекса. Нововведением Кодекса является увеличение мимнимума  оборота с 15 000-кратного до 30 000-кратного МРП и то, что названный размер определяется за календарный год, а не за двенадцатимесячный период. Дополнительные меры, такие как введение отсрочки уплаты НДС на импорт доступной для всех импортеров, а также упрощение порядка возврата НДС при совершении экспортных операций, позволят сделать конструкцию НДС максимально удобной для предпринимателей.

   Основным  направлением реформирования КПН является упрощение порядка исчисления (оптимизация льгот) с одновременным снижением ставки налога с 30 процентов до 20 процентов, уже в следующем году, до 17,5% - в 2010, и до 15% - в 2011 году.

     Потери бюджета в 2009 году от  снижения ставки КПН до 20 процентов составят ориентировочно 178 млрд. тенге. В свою очередь, оптимизация льгот позволит расширить налогооблагаемую базу и обеспечит равные условия деятельности предприятий со схожим уровнем рентабельности. Исключается обязательная уплата авансовых платежей по КПН для предприятий малого и среднего бизнеса, что значительно упрощает налогообложение и исключает наказание за неверное планирование деятельности. Инвестиционные налоговые приференции предусмотрены по КПН и заключаются в отнесении на вычаты стоимости объектов преференции и последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.

   В основном порядок исчисления и удержания  индивидуального подоходного налога из доходов физических лиц, облагаемых у источника, сохранен. Ставки налога также не изменились: 10% (кроме дивидендов), на дивиденды-5 %. Введено понятие «необлагаемый размер совокупного годовога дохода», который определен в размере 12 минимальных зарабатных плат. Данный показатель в основном предусмотрено использовать для регистрации физических лиц в качестве индивидульных предпринимателей.

Информация о работе Понятие и виды инновационных стратегий