Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация
Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140
Коэффициенты рентабельности всего капитала показывают, сколько балансовой или чистой прибыли получено с 1 рубля стоимости имущества:
Коэффициенты рентабельности собственных средств отражают долю балансовой стоимости или чистой прибыли в собственных средствах предприятия:
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько прибыли получено с каждого рубля, вложенного собственниками предприятия, этот показатель характеризует эффективность использования инвестированного капитала и служит важным критерием оценки уровня котировки акций. Коэффициент позволяет оценить потенциальный доход от вложения средств в ценные бумаги различных предприятий. Коэффициент рентабельности всех активов сравнивается с коэффициентом рентабельности собственных средств. Разность этих показателей характеризует привлечение внешних источников финансирования.
Рентабельность производственных фондов исчисляется отношением суммы прибыли к стоимости основных средств и материальных оборотных средств:
Рентабельность финансовых вложений исчисляется отношением доходов, полученных по ценным бумагам и от долевого участия в уставном фонде других предприятий к стоимости финансовых вложений:
При расчете рентабельности реализации в качестве базы сравнения берется объем реализованной продукции:
Рентабельность собственного и долгосрочного заемного (перманентного) капитала служит для оценки эффективности использования всего долгосрочного капитала предприятия:
Заключительный этап оценки финансового состояния – отнесение предприятия к соответствующему уровню устойчивости по определенным критериям. Критерии оценки задаются по следующим уровням: высший, первый, второй, третий и четвертый.
К высшему относят предприятия с абсолютно устойчивым финансовым положением, предприятия первого уровня имеют незначительные отклонения от нормы по отдельным показателям. Второй уровень образуют предприятия, имеющие признаки финансовой напряженности, но обладающие возможностями для их преодоления. К третьему уровню относятся предприятия повышенного риска, способные преодолеть напряженность финансового состояния за счет изменения формы собственности, диверсификации, обновления продукции, реконструкции, использования новых технологий. Четвертый уровень – это предприятия с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.
Политические и экономические преобразования, произошедшие в России в 90-е годы, сопровождались активным переосмыслением, как экономической теории, так и отраслевых дисциплин. Зачастую при этом полная ревизия научных направлений, подходов и понятий объясняется становлением в нашей стране рыночных отношений. Переход к рыночной экономике связан с созданием нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя, обеспечивающего эффективное управление хозяйством на основе многообразия форм собственности и самостоятельности хозяйствующих субъектов. При этом сохраняется товарный характер хозяйств, расширяется сфера действия товарно-денежных отношений, укрепляется и усиливается роль торговли. В результате разделения труда в области реализации продукции потребительского назначения торговая деятельность обособилась в хозяйственную отрасль. Как отрасль она связана с затратами материальных и трудовых ресурсов, созданием соответствующих предприятий, оснащением их необходимым складским, торгово-технологическим оборудованием и т.д., что позволяет ей организационно и технически осуществлять товарный обмен. Выделение торговли в самостоятельную отрасль экономики имеет огромное значение. Во-первых, потому что обращение товаров осуществляется специальными предприятиями, которые с большим экономическим и социальным эффектом доводят товар до потребителя. Во-вторых, значительно ускоряется оборот общественного продукта. При этом обеспечивается не только его реальное движение из сферы производства в сферу потребления, но также смена форм стоимости. В условиях рынка торговля является основной составляющей его инфраструктуры.
Рынок и торговля связаны между собой как общее и частное. Процессы торговли потребительскими товарами происходят в рамках рынка, а его развитие направляет и организует торговля. Торговля как отрасль народного хозяйства действует на рынке через совокупность торговых предприятий. Они решают разные задачи, характеризуются разнообразными организационно-правовыми формами, но в широком смысле все они составляют единую отрасль. Подробная схема оптовой торговли представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура оптовой торговли
Торговля выполняет функции, которые необходимы для любого типа экономики и характеризуются разделением труда. Торговля производителя освобождает от необходимости вступать в отношения с огромной массой потребителей, создает запас товаров, обеспечивает синхронизацию ритмов производства и потребления, подверженных разнообразным сезонным колебаниям. Благодаря торговле денежные доходы производителей становятся более регулярными и не зависят от задержек сбыта продукции. Торговля создает условия для того, чтобы материальные блага, произведенные в массовом порядке, множеством предприятий, разбросанные по обширной территории, стали доступными потребителями в таком количестве и качестве, в таком месте и в такое время, которые наиболее приемлемы и удобны для потребителей. Этим решаются возможности производства в удовлетворении запросов потребителя и увеличивается полезность самой продукции. Осуществление данной функции видоизменяется в зависимости от потребительских свойств товара, типа торгового предприятия и распределения обязанностей между производством и торговлей. В рыночной экономике, в которой хозяйствующие субъекты получили право свободно организовывать свою деятельность, торговля воздействует на некоторые принципиальные моменты принятия решений. Она информирует производителей относительно запросов потребителей и участвует в рекламной деятельности, которая влияет на выбор того или иного товара, способствует конкуренции, осуществляя сравнение и выбор поставщиков, принимает активное участие в формировании издержек производства и розничных цен. От роста товарооборота и товарооборачиваемости, связанных с активностью и эффективностью торговли, в значительной степени зависит рост производства соответствующих видов товаров. От роста товарооборота и товарооборачиваемости, связанных с активностью и эффективностью торговли, в значительной степени зависит рост производства соответствующих видов товаров. Таким образом, торговля - это отрасль, способная стимулировать производство и влиять на его направление. Она является неотъемлемым элементом структуры рыночной экономики и оказывает непосредственное воздействие на ее эффективность. Эффективность хозяйственного комплекса России с переходом к рыночным отношениям существенно снизилась. В определенной мере это связано с реальным положением торговли в новых условиях. С одной стороны, рыночная реформа повысила престиж торговли как реформы разделения труда. Масштабы торговой и торгово-посреднической деятельности увеличились, а сама торговля в этом смысле получила повсеместное распространение. С другой стороны, возможности торговли как единой отрасли, играющей важную роль в хозяйственном комплексе страны, сократились. Трансформация экономических условий предопределила новый характер взаимоотношений между отраслями и предприятиями. Отказ от административно-командной системы управления экономикой и разрыв связей между субъектами хозяйства первоначально привел к ослаблению позиций торговли как монополиста в сфере обращения. В осуществление купли-продажи потребительских товаров все больше стали вовлекаться производственные предприятия, торгово-посреднические звенья, предприятия непроизводственной сферы и даже потребители. Наиболее противоречиво происходит соединение производственных и торговых функций у производителей товаров. На первом этапе рыночной реформы трудности в области снабжения, финансирования, связанные с либерализацией цен и галопирующей инфляцией, породили трудности сбыта произведенной продукции. Логическим выходом из такого положения большинство производителей посчитали развитие бартерных товарных сделок, являющих собой натуральный товарный обмен. В результате резко снизился объем товарооборота в торговле, объем выпуска товаров в производстве и, как следствие, объем потребления. Содействие предпринимательству, разгосударствление и приватизация, демонополизация и развитие конкуренции в экономике обусловили новый этап развития коммерческой и торговой деятельности в производстве. Для многих производителей конкурентная борьба как со стороны российских, так и со стороны иностранных производителей и продавцов товаров, стала реальностью. Часть производственных предприятий открыла свои магазины, создала торгово-посреднические фирмы, что позволяет значительно быстрей возвратить денежные средства и изучить непосредственный спрос населения на произведенную продукцию. Однако при этом существенно усложнился круг функциональных задач и проблем, которые приходится решать производителям потребительской продукции. Например, ухудшилось снабжение производителей сырьем и оборудованием, так как утратили роль организаторов хозяйственных связей отраслевые министерства, концерны и ассоциации. Обеспечение производителей товаров, материальными ресурсами осуществлялось в большинстве случаев на базе сохранившихся хозяйственных связей. Однако происходящие в стране геополитические и инфляционные процессы разрушали и их, приводя к сокращению производства. Вместе с этим сформировались трудности в сбыте продукции. По данным многочисленных исследований, проблемы сбыта в сознании руководителей производственных предприятий вышли на первый план по сравнению с вопросами снабжения, хотя последние стоят порой достаточно остро. Перестав руководствоваться указаниями министерств и ведомств в определенной сбытовой политики, производители в большинстве своем не обращались за необходимой информацией к услугам коммерческих посреднических организаций либо из-за экономии издержек, либо из-за отсутствия или недостатка маркетинговых посреднических организаций, а иногда из-за отсутствия покупателей их продукции. Производителям пришлось серьезно анализировать состав своих потребителей, оценив перспективы сотрудничества с ними, вырабатывать линию поведения на рынке. Опыт показал, что крупные промышленные предприятия обладают недостаточной гибкостью, не способны быстро менять ориентацию и разнообразить производимую продукцию. Небольшие хозяйственные единицы обладают большой экономической мобильностью, способностью к быстрой переориентации вслед за изменением рыночной ситуации. Расширение круга гибких (менее крупных) хозяйствующих единиц повышает значение экономической свободы для них - свободы предпринимательства на потребительском рынке. Развитие наравне с крупными производственными предприятиями мелких, которые уже создают конкурентную среду, еще более обостряет проблему сбыта выпускаемой всеми субъектами рынка товарной продукции. Доминирующую роль на рынке играет потребитель. В связи с этим наметились существенные сдвиги в отношениях производственных предприятий с коммерческими структурами, занятыми только продажей товаров потребителям. В новых условиях хозяйственные связи осуществляются на иной основе - взаимовыгодной. Безусловно, сохранились и старые хозяйственные связи, однако содержание их конструктивно обновляется. Нынешний этап рыночных отношений характеризуется возвратом функций продажи из сферы производства в сферу торговли. Процесс этот в условиях хозяйственной самостоятельности производственных субъектов формируется неоднозначно. Каждое производственной предприятие- изготовитель, чтобы получить большую выгоду от реализации продукции, самостоятельно выбирает потребителя на более приемлемых для себя условиях. В результате сложилась многовариантная структура товародвижения на рынке потребительских товаров. Наиболее простая форма продвижения товаров: производитель - розничное торговое предприятие. Эта схема товародвижения имеет ряд привлекательных черт и для производителя, и для потребителя. Прежде всего, максимально сокращается время обращения товаров, снижается совокупная величина товарных запасов и расходов, связанных с их обслуживанием. При реализации скоропортящихся товаров эта форма является оптимальной, так как, наряду с вышеизложенными моментами, обеспечиваются сохранность, потребительские свойства товаров и наиболее полно реализуются интересы потребителей. Однако эта схема не всегда приемлема. Во-первых, места производства не всегда совпадают с местами потребления, что осложняет непосредственную связь производитель - потребитель. Во-вторых, поставка продукции из промышленных предприятий непосредственно в пункты реализации товаров целесообразна крупными партиями, и многие торговые предприятия не в состоянии их принять и продать. В-третьих, сезонность производства сельскохозяйственной продукции требует накопления товарных запасов для торговли и сырья для промышленности, что вызывает необходимость промежуточного звена в товародвижении. В-четвертых, производственный ассортимент даже у крупных производителей не совпадает с торговым, что заставляет комплектовать партии товаров для торговых предприятий на складах и базах, в-пятых, при такой схеме товародвижения значительная часть финансовых и трудовых ресурсов производственных предприятий отвлекается на продажу товаров, что снижает эффективность производства и сбыта. Перечисленные проблемы вызвали к жизни более сложные формы товародвижения: производитель - посредник (оптовое звено) - розничное предприятие. Эта схема апробирована опытом распределительной системы, когда оптовая торговля являлась главным организатором товарного обращения на конкретной территории. Оптовая торговля, осуществляемая независимыми структурами, является реальным и сильным противовесом монополизму производителей, который они пытаются укрепить с помощью собственных зависимых структур. Аккумулируя распыленные товарные ресурсы отдельных производителей, оптовое предприятие имеет возможность формировать товарный ассортимент и снабжать розничное торговое предприятие в соответствии с требованиями и спецификой. Оптовая торговля в рыночных условиях наиболее активно может решать роль организатора рынка, поскольку она непосредственно связана и с производителем, и с потребителем. Именно она имеет реальную информацию о спросе и предложении, тенденциях в их развитии, а значит, возможность реально оценивать емкость рынка, формировать товарное предложение на потребительском рынке в соответствии с объемом и структурой спроса. Развивая процесс торгового обслуживания, увеличивая качество предлагаемых товаров, торговля не только способствует удовлетворению спроса, но и его развитию. Условия функционирования и развития оптовых предприятий в регионах России различны. Это отражается на количестве субъектов оптовой торговли, расположенных в конкретном федеральном округе. В центральном федеральном округе расположено – 37,5% всех субъектов оптовой торговли России, Приволжском – 16,9%, Северо-Западном 15,0%, Сибирском 10,4%, Южном –9,7%, Уральском 6,4%, Дальневосточном –4,0%.
Развитие субъектов оптовой торговли более адекватно можно оценить по доле занятых в нем и удельному весу продаваемых ими товаров в общем объеме реализации товаров а регионе (рис. 3.).
Как видно из рисунка 3, развитие оптовой торговли в ЮФО (Южном Федеральном Округе) самое слабое – и по доле занятых и по доле предприятий.
Рисунок 3 − Развитие оптовой торговли в регионах России
Основные задачи оптовой торговли в теоретическом аспекте сводятся к посредничеству, передвижению товаров от производителей к потребителям. В условиях рыночных отношений их содержание подвергается принципиальным изменениям. Главная роль оптового звена торговли состоит в вовлечении имеющихся товарных ресурсов в оборот на основе конкуренции как товаропроизводителей, так и покупателей. Оптовая торговля располагает большими возможностями, чем розничная, по маневренности товарных ресурсов. Оптовая торговля покрывает широкое рыночное пространство, начинающееся при завершении производства продукции промышленным или сельскохозяйственным производителем и заканчивающееся продажей и доставкой товаров предприятиям розничной сети, промышленным потребителям и т.д. Формировать товарное предложение в соответствии со спросом по региональным рынкам страны под силу лишь оптовым предприятиям, которые могут организовать пространственное перемещение товарных ресурсов из районов производства в районы потребления наиболее эффективно. Важнейшая функция рынка - осуществление хозяйственных связей между субъектами экономики, территориями, государствами. Оптовая торговля снабжает внерыночных потребителей, осуществляет межрегиональный и межгосударственный обмен. При централизованной системе товароснабжения оптовая торговля осуществлялась в основном транзитными поставками, выполняя роль организатора товародвижения по фондовому распределению. Таким образом, она перекладывала свои функции (хранение, подсортировка, доработка, комплектование партий, качественная оценка товаров и др.) на розничное звено. В результате до 80% товарных запасов сосредотачивалось в розничной торговле. Транзитные поставки по отдельным оптовым предприятиям достигали 80-90%. Дефицит на товарном рынке укреплял позиции оптовой торговли, а монополизм делал оптовые предприятия диктаторами в хозяйственных взаимоотношениях с розничной торговлей. В условиях рынка возникли новые варианты организации продвижения товаров, сформировалась более сложная система товародвижения. На пути движения товарной массы возникают несколько оптовых посредников, число которых обусловлено не столько целесообразностью товародвижения, сколько конъюнктурой рынка. При этом один и тот же товар является объектом неоднократной купли-продажи. Этой схеме присущи как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, сближаются объем и структура товарного предложения в разных регионах страны, расширяется и обновляется ассортимент, формируется конкурентная среда в торгово-посреднической сфере. С другой стороны, удлиняется путь продвижения товаров к потребителю, удлиняется время обращения, а многократная перепродажа товара увеличивает его цену, превышая первоначальную в десятки раз. Кроме того, привлечение на рынок случайных, некомпетентных посредников засоряет его низкосортной, некачественной, экологически нечистой продукцией. При этом ослабляется ответственность всех участников товародвижения перед потребителем, а также возможность контроля над торговой деятельностью. Ключевым фактором демократизации является свобода торговли. Отмена централизованного фондового распределения материальных ресурсов связана с формированием и развитием системы торговли, отвечающей современным условиям.
Отраслевая структура предприятий – это один из самых устойчивых показателей состояния предпринимательства в целом. Ведущей отраслью малого предпринимательства из года в год остается торговля и общественное питание, в том числе и оптовая торговля (табл. 5).
Таблица 5 - Отраслевая структура числа малых предприятий в России (2002-2007 гг.), тыс. ед. (%)
Отрасль | Год | |||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Промышленность | 136,1 (15,7) | 136,2 (15,3) | 134,2 (15,3) | 125,1 (14,8) | 121,0 (13,7) | 121,3 |
13,6 | ||||||
Строительство | 137,5 (15,8) | 135,9 (15,3) | 126,8 (14,4) | 121,9 (14,5) | 113,0 (12,8) | 114,2 |
12,8 | ||||||
Транспорт и связь | 21,8 (2,5) | 25,8 (3) | 23,2 (2,6) | 22,4 (2,7) | 20,2 (2,2) | 21,2 |
2,4 | ||||||
Торговля и общественное питание | 386,1 (44,5) | 399,7 (44,9) | 407,5 (46,3) | 388,1 (46,0) | 422,4 (47,9) | 424,6 |
47,5 | ||||||
ЖКХ | 14,3 (1,6) | 14,6 (1,6) | 14,7 (1,7) | 14,6 (1,7) | 14,6 (1,7) | 14,6 |
1,6 | ||||||
Образование, культура | 14,8 (1,7) | 14,3 (1,6) | 13,9 (1,6) | 12,8 (1,5) | 12,9 (1,5) | 12,9 |
1,4 | ||||||
Наука и научное обслуживание | 38,8 (4,5) | 37,1 (4,2) | 30,9 (3,5) | 28,5 (3,4) | 22,7 (2,6) | 28,3 |
3,2 | ||||||
Другие отрасли | 118,6 (14,3) | 127,0 (14,3) | 128,1 (14,6) | 129,6 (15,4) | 155,5 (17,6) | 157,5 |
17,6 | ||||||
Общее число малых предприятий, тыс. ед. (%) | 868,0 (100) | 890,6 (100) | 879,3 (100) | 843,0 (100) | 882,3 (100) | 894,6 |
100 |