Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация

Описание

Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140

Работа состоит из  1 файл

Диссертация.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

          Коэффициенты рентабельности всего капитала показывают, сколько балансовой или чистой прибыли получено с 1 рубля стоимости имущества:

Коэффициенты рентабельности собственных средств отражают долю балансовой стоимости или чистой прибыли в собственных средствах предприятия:

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько прибыли получено с каждого рубля, вложенного собственниками предприятия, этот показатель характеризует эффективность использования инвестированного капитала и служит важным критерием оценки уровня котировки акций. Коэффициент позволяет оценить потенциальный доход от вложения средств в ценные бумаги различных предприятий. Коэффициент рентабельности всех активов сравнивается с коэффициентом рентабельности собственных средств. Разность этих показателей характеризует привлечение внешних источников финансирования.

Рентабельность производственных фондов исчисляется отношением суммы прибыли к стоимости основных средств и материальных оборотных средств:

Рентабельность финансовых вложений исчисляется отношением доходов, полученных по ценным бумагам и от долевого участия в уставном фонде других предприятий к стоимости финансовых вложений:

                  

При расчете рентабельности реализации в качестве базы сравнения берется  объем реализованной продукции:

Рентабельность собственного и долгосрочного заемного (перманентного) капитала служит для оценки эффективности использования всего долгосрочного капитала предприятия:

Заключительный этап оценки финансового состояния – отнесение предприятия к соответствующему уровню устойчивости по определенным критериям. Критерии оценки задаются по следующим уровням: высший, первый, второй, третий и четвертый.

К высшему относят предприятия с абсолютно устойчивым финансовым положением, предприятия первого уровня имеют незначительные отклонения от нормы по отдельным показателям. Второй уровень образуют предприятия, имеющие признаки финансовой напряженности, но обладающие возможностями для их преодоления. К третьему уровню относятся предприятия повышенного риска, способные преодолеть напряженность финансового состояния за счет изменения формы собственности, диверсификации, обновления продукции, реконструкции, использования новых технологий. Четвертый уровень – это предприятия с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                  

 

2.1. Структура оптовой торговли

Политические и экономические преобразования, произошедшие в России в 90-е годы, сопровождались активным переосмыслением, как экономической теории, так и отраслевых дисциплин. Зачастую при этом пол­ная ревизия научных направлений, подходов и понятий объясняется становлением в нашей стране рыночных отношений. Переход к рыночной экономике связан с созданием нового хозяйственного механизма, ориенти­рованного на потребителя, обеспечивающего эффективное управление хо­зяйством на основе многообразия форм собственности и самостоятельно­сти хозяйствующих субъектов. При этом сохраняется товарный характер хозяйств, расширяется сфера действия товарно-денежных отношений, ук­репляется и усиливается роль торговли. В результате разделения труда в области реализации продукции по­требительского назначения торговая деятельность обособилась в хозяйст­венную отрасль. Как отрасль она связана с затратами материальных и тру­довых ресурсов, созданием соответствующих предприятий, оснащением их необходимым складским, торгово-технологическим оборудованием и т.д., что позволяет ей организационно и технически осуществлять товарный обмен. Выделение торговли в самостоятельную отрасль экономики имеет огромное значение. Во-первых, потому что обращение товаров осуществ­ляется специальными предприятиями, которые с большим экономическим и социальным эффектом доводят товар до потребителя. Во-вторых, значи­тельно ускоряется оборот общественного продукта. При этом обеспечивается не только его реальное движение из сферы производства в сферу по­требления, но также смена форм стоимости. В условиях рынка торговля является основной составляющей его инфраструктуры.

Рынок и торговля связаны между собой как общее и частное. Про­цессы торговли потребительскими товарами происходят в рамках рынка, а его развитие направляет и организует торговля. Торговля как отрасль на­родного хозяйства действует на рынке через совокупность торговых пред­приятий. Они решают разные задачи, характеризуются разнообразными организационно-правовыми формами, но в широком смысле все они со­ставляют единую отрасль. Подробная схема оптовой торговли представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура оптовой торговли

 

Торговля выполняет функции, которые необходимы для любого типа экономики и характеризуются разделением труда. Торговля производителя освобождает от необходимости вступать в отношения с огромной массой потребителей, создает запас товаров, обес­печивает синхронизацию ритмов производства и потребления, подвержен­ных разнообразным сезонным колебаниям. Благодаря торговле денежные доходы производителей становятся более регулярными и не зависят от за­держек сбыта продукции. Торговля создает условия для того, чтобы материальные блага, про­изведенные в массовом порядке, множеством предприятий, разбросанные по обширной территории, стали доступными потребителями в таком коли­честве и качестве, в таком месте и в такое время, которые наиболее прием­лемы и удобны для потребителей. Этим решаются возможности производ­ства в удовлетворении запросов потребителя и увеличивается полезность самой продукции. Осуществление данной функции видоизменяется в зави­симости от потребительских свойств товара, типа торгового предприятия и распределения обязанностей между производством и торговлей. В рыночной экономике, в которой хозяйствующие субъекты получи­ли право свободно организовывать свою деятельность, торговля воздейст­вует на некоторые принципиальные моменты принятия решений. Она ин­формирует производителей относительно запросов потребителей и участ­вует в рекламной деятельности, которая влияет на выбор того или иного товара, способствует конкуренции, осуществляя сравнение и выбор по­ставщиков, принимает активное участие в формировании издержек произ­водства и розничных цен. От роста товарооборота и товарооборачиваемости, связанных с активностью и эффективностью торговли, в значительной степени зависит рост производства соответствующих видов товаров.  От роста товарооборота и товарооборачиваемости, связанных с активностью и эффективностью торговли, в значительной степени зависит рост производства соответствующих видов товаров. Таким образом, торговля - это отрасль, способная стимулировать производство и влиять на его направление. Она является неотъемлемым элементом структуры рыночной экономики и оказывает непосредственное воздействие на ее эффективность. Эффективность хозяйственного комплекса России с переходом к ры­ночным отношениям существенно снизилась. В определенной мере это связано с реальным положением торговли в новых условиях. С одной сто­роны, рыночная реформа повысила престиж торговли как реформы разде­ления труда. Масштабы торговой и торгово-посреднической деятельности увеличились, а сама торговля в этом смысле получила повсеместное рас­пространение. С другой стороны, возможности торговли как единой отрас­ли, играющей важную роль в хозяйственном комплексе страны, сократи­лись. Трансформация экономических условий предопределила новый ха­рактер взаимоотношений между отраслями и предприятиями. Отказ от ад­министративно-командной системы управления экономикой и разрыв свя­зей между субъектами хозяйства первоначально привел к ослаблению по­зиций торговли как монополиста в сфере обращения. В   осуществление   купли-продажи   потребительских   товаров   все больше стали вовлекаться производственные предприятия, торгово-посреднические звенья, предприятия непроизводственной сферы и даже потребители. Наиболее противоречиво происходит соединение производственных и торговых функций у производителей товаров. На первом этапе рыночной реформы трудности в области снабжения, финансирования, связанные с либерализацией цен и галопирующей инфляцией, породили трудности сбыта произведенной продукции. Логическим выходом из такого положе­ния большинство производителей посчитали развитие бартерных товарных сделок, являющих собой натуральный товарный обмен. В результате резко снизился объем товарооборота в торговле, объем выпуска товаров в произ­водстве и, как следствие, объем потребления. Содействие предпринимательству, разгосударствление и приватиза­ция, демонополизация и развитие конкуренции в экономике обусловили новый этап развития коммерческой и торговой деятельности в производст­ве. Для многих производителей конкурентная борьба как со стороны рос­сийских, так и со стороны иностранных производителей и продавцов това­ров, стала реальностью. Часть производственных предприятий открыла свои магазины, создала торгово-посреднические фирмы, что позволяет значительно быстрей возвратить денежные средства и изучить непосредст­венный спрос населения на произведенную продукцию. Однако при этом существенно усложнился круг функциональных задач и проблем, которые приходится решать производителям потребительской продукции. Напри­мер, ухудшилось снабжение производителей сырьем и оборудованием, так как утратили роль организаторов хозяйственных связей отраслевые мини­стерства, концерны и ассоциации. Обеспечение производителей товаров, материальными ресурсами осуществлялось в большинстве случаев на базе сохранившихся хозяйственных связей. Однако происходящие в стране геополитические и инфляционные процессы разрушали и их, приводя к сокращению производства. Вместе с этим сформировались трудности в сбыте продукции. По данным много­численных исследований, проблемы сбыта в сознании руководителей про­изводственных предприятий вышли на первый план по сравнению с во­просами снабжения, хотя последние стоят порой достаточно остро. Перестав руководствоваться указаниями министерств и ведомств в определенной сбытовой политики, производители в большинстве своем не обращались за необходимой информацией к услугам коммерческих по­среднических организаций либо из-за экономии издержек, либо из-за от­сутствия или недостатка маркетинговых посреднических организаций, а иногда из-за отсутствия покупателей их продукции. Производителям при­шлось серьезно анализировать состав своих потребителей, оценив пер­спективы сотрудничества с ними, вырабатывать линию поведения на рын­ке. Опыт показал, что крупные промышленные предприятия обладают недостаточной гибкостью, не способны быстро менять ориентацию и раз­нообразить производимую продукцию. Небольшие хозяйственные едини­цы обладают большой экономической мобильностью, способностью к бы­строй переориентации вслед за изменением рыночной ситуации. Расшире­ние круга гибких (менее крупных) хозяйствующих единиц повышает зна­чение экономической свободы для них - свободы предпринимательства на потребительском рынке. Развитие наравне с крупными производственны­ми предприятиями мелких, которые уже создают конкурентную среду, еще более обостряет проблему сбыта выпускаемой всеми субъектами рынка товарной продукции. Доминирующую роль на рынке играет потребитель. В связи с этим наметились существенные сдвиги в отношениях производственных предприятий с коммерческими структурами, занятыми только продажей това­ров потребителям. В новых условиях хозяйственные связи осуществляются на иной основе - взаимовыгодной. Безусловно, сохранились и старые хо­зяйственные связи, однако содержание их конструктивно обновляется. Нынешний этап рыночных отношений характеризуется возвратом функций продажи из сферы производства в сферу торговли. Процесс этот в условиях хозяйственной самостоятельности производственных субъектов формируется неоднозначно. Каждое производственной предприятие- изго­товитель, чтобы получить большую выгоду от реализации продукции, са­мостоятельно выбирает потребителя на более приемлемых для себя усло­виях. В результате сложилась многовариантная структура товародвижения на рынке потребительских товаров. Наиболее простая форма продвижения товаров: производитель - розничное торговое предприятие. Эта схема товародвижения имеет ряд привлекательных черт и для производителя, и для потребителя. Прежде всего, максимально сокращается время обращения товаров, снижается совокупная величина товарных запасов и расходов, связанных с их обслуживанием. При реализации скоропортящихся товаров эта форма является оптимальной, так как, наряду с вышеизложенными моментами, обеспечиваются сохранность, потребительские свойства товаров и наибо­лее полно реализуются интересы потребителей. Однако эта схема не всегда приемлема. Во-первых, места производства не всегда совпадают с местами потребления, что осложняет непосредственную связь производитель - по­требитель. Во-вторых, поставка продукции из промышленных предпри­ятий непосредственно в пункты реализации товаров целесообразна круп­ными партиями, и многие торговые предприятия не в состоянии их при­нять и продать. В-третьих, сезонность производства сельскохозяйственной продукции требует накопления товарных запасов для торговли и сырья для промышленности, что вызывает необходимость промежуточного звена в товародвижении. В-четвертых, производственный ассортимент даже у крупных производителей не совпадает с торговым, что заставляет ком­плектовать партии товаров для торговых предприятий на складах и базах, в-пятых, при такой схеме товародвижения значительная часть финансовых и трудовых ресурсов производственных предприятий отвлекается на про­дажу товаров, что снижает эффективность производства и сбыта. Перечисленные проблемы вызвали к жизни более сложные формы товародвижения: производитель - посредник (оптовое звено) - розничное предприятие. Эта схема апробирована опытом распределительной систе­мы, когда оптовая торговля являлась главным организатором товарного обращения на конкретной территории. Оптовая торговля, осуществляемая независимыми структурами, является реальным и сильным противовесом монополизму производителей, который они пытаются укрепить с помо­щью собственных зависимых структур. Аккумулируя распыленные товар­ные ресурсы отдельных производителей, оптовое предприятие имеет воз­можность формировать товарный ассортимент и снабжать розничное тор­говое предприятие в соответствии с требованиями и спецификой. Оптовая торговля в рыночных условиях наиболее активно может решать роль орга­низатора рынка, поскольку она непосредственно связана и с производите­лем, и с потребителем. Именно она имеет реальную информацию о спросе и предложении, тенденциях в их развитии, а значит, возможность реально оценивать емкость рынка, формировать товарное предложение на потреби­тельском рынке в соответствии с объемом и структурой спроса. Развивая процесс торгового обслуживания, увеличивая качество предлагаемых то­варов, торговля не только способствует удовлетворению спроса, но и его развитию. Условия функционирования и развития оптовых предприятий в регионах  России различны. Это отражается на количестве субъектов оптовой торговли, расположенных в конкретном федеральном округе. В центральном федеральном округе расположено – 37,5% всех субъектов оптовой торговли России, Приволжском – 16,9%, Северо-Западном 15,0%, Сибирском 10,4%, Южном –9,7%, Уральском 6,4%, Дальневосточном –4,0%.

Развитие субъектов оптовой торговли более адекватно можно оценить по доле занятых в нем и удельному весу продаваемых ими товаров в общем объеме  реализации товаров а регионе (рис. 3.).

Как видно из рисунка 3, развитие оптовой торговли в ЮФО (Южном Федеральном Округе) самое слабое – и по доле занятых и по доле предприятий.

Рисунок 3 − Развитие оптовой торговли в регионах России

 

Основные задачи оптовой торговли в теоретическом аспекте сводятся к посредничеству, передвижению товаров от производителей к потреби­телям. В условиях рыночных отношений их содержание подвергается принципиальным изменениям. Главная роль оптового звена торговли со­стоит в вовлечении имеющихся товарных ресурсов в оборот на основе конкуренции как товаропроизводителей, так и покупателей. Оптовая торговля располагает большими возможностями, чем роз­ничная, по маневренности товарных ресурсов. Оптовая торговля покрыва­ет широкое рыночное пространство, начинающееся при завершении про­изводства продукции промышленным или сельскохозяйственным произво­дителем и заканчивающееся продажей и доставкой товаров предприятиям розничной сети, промышленным потребителям и т.д. Формировать товар­ное предложение в соответствии со спросом по региональным рынкам страны под силу лишь оптовым предприятиям, которые могут организо­вать пространственное перемещение товарных ресурсов из районов произ­водства в районы потребления наиболее эффективно. Важнейшая функция рынка - осуществление хозяйственных связей между субъектами экономики, территориями, государствами. Оптовая тор­говля снабжает внерыночных потребителей, осуществляет межрегиональ­ный и межгосударственный обмен. При централизованной системе товароснабжения оптовая торговля осуществлялась в основном транзитными по­ставками, выполняя роль организатора товародвижения по фондовому распределению. Таким образом, она перекладывала свои функции (хране­ние, подсортировка, доработка, комплектование партий, качественная оценка товаров и др.) на розничное звено. В результате до 80% товарных запасов сосредотачивалось в розничной торговле. Транзитные поставки по отдельным оптовым предприятиям достигали 80-90%. Дефицит на товар­ном рынке укреплял позиции оптовой торговли, а монополизм делал опто­вые предприятия диктаторами в хозяйственных взаимоотношениях с розничной торговлей. В условиях рынка возникли новые варианты организации продвиже­ния товаров, сформировалась более сложная система товародвижения. На пути движения товарной массы возникают несколько оптовых посредни­ков, число которых обусловлено не столько целесообразностью товаро­движения, сколько конъюнктурой рынка. При этом один и тот же товар яв­ляется объектом неоднократной купли-продажи. Этой схеме присущи как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, сближают­ся объем и структура товарного предложения в разных регионах страны, расширяется и обновляется ассортимент, формируется конкурентная среда в торгово-посреднической сфере. С другой стороны, удлиняется путь про­движения товаров к потребителю, удлиняется время обращения, а много­кратная перепродажа товара увеличивает его цену, превышая первона­чальную в десятки раз. Кроме того, привлечение на рынок случайных, не­компетентных посредников засоряет его низкосортной, некачественной, экологически нечистой продукцией. При этом ослабляется ответствен­ность всех участников товародвижения перед потребителем, а также воз­можность контроля над торговой деятельностью. Ключевым фактором демократизации является свобода торговли. Отмена централизованного фондового распределения материальных ре­сурсов связана с формированием и развитием системы торговли, отвечаю­щей современным условиям.

Отраслевая структура предприятий – это один из самых устойчивых показателей состояния предпринимательства в целом. Ведущей отраслью малого предпринимательства из года в год остается торговля и общественное питание, в том числе и оптовая торговля (табл. 5).

Таблица 5 - Отраслевая структура числа малых предприятий в России (2002-2007 гг.), тыс. ед. (%)

Отрасль

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Промышленность

136,1

(15,7)

136,2

(15,3)

134,2

(15,3)

125,1

(14,8)

121,0

(13,7)

121,3

13,6

Строительство

137,5

(15,8)

135,9

(15,3)

126,8

(14,4)

121,9

(14,5)

113,0

(12,8)

114,2

12,8

Транспорт и связь

21,8

(2,5)

25,8

(3)

23,2

(2,6)

22,4

(2,7)

20,2

(2,2)

21,2

2,4

Торговля и общественное питание

386,1

(44,5)

399,7

(44,9)

407,5

(46,3)

388,1

(46,0)

422,4

(47,9)

424,6

47,5

ЖКХ

14,3

(1,6)

14,6

(1,6)

14,7

(1,7)

14,6

(1,7)

14,6

(1,7)

14,6

1,6

Образование, культура

14,8

(1,7)

14,3

(1,6)

13,9

(1,6)

12,8

(1,5)

12,9

(1,5)

12,9

1,4

Наука и научное обслуживание

38,8

(4,5)

37,1

(4,2)

30,9

(3,5)

28,5

(3,4)

22,7

(2,6)

28,3

3,2

Другие отрасли

118,6

(14,3)

127,0

(14,3)

128,1

(14,6)

129,6

(15,4)

155,5

(17,6)

157,5

17,6

Общее число малых предприятий,  тыс. ед.   (%)

868,0

(100)

890,6

(100)

879,3

(100)

843,0

(100)

882,3

(100)

894,6

100

Информация о работе Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности