Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация
Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140
Из данных таблицы 5 видно, что ни одна из отраслей малого бизнеса РФ не имела столь устойчивых темпов роста за анализируемый период, как торговля, это характерно как для РФ в целом, так и для ЮФО и Ставропольского края.
Чтобы более наглядно представить какое количество работников занято в торговле по сравнению с другими отраслями обратимся к таблице 6.
Преобладание торговли и общественного питания в сфере малого предпринимательства по количеству предприятий имеет место и в Южном федеральном округе (его доля 47,3 %), и в Ставропольском крае (53,9 %), причем в крае это преобладание еще более высокое, чем в целом по России (47,9 %) и ЮФО. Это можно объяснить неразвитостью в крае малого предпринимательства в других сферах экономической деятельности населения и большей устойчивостью, сферы малого торгового бизнеса (табл.7).
Таблица 6 - Отраслевая структура работников, занятых на малых предприятиях в России (2002-2007 гг. тыс. чел. (%)
Отрасль | Год | |||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Промышленность | 1580,8 | 1646 | 1621,9 | 1529 | 1445,7 | 1443,9 |
Строительство | 1600,9 | 1652,7 | 1586,2 | 1545,2 | 1342,4 | 1340,6 |
Транспорт и связь | 241 | 288,5 | 274,4 | 265,1 | 244,2 | 242,4 |
Торговля и общественное питание | 2525,5 | 2523,7 | 2607,3 | 2553,9 | 2812,8 | 2811 |
ЖКХ | 118,3 | 124,2 | 175,9 | 183,4 | 141,4 | 139,6 |
Другие отрасли | 1334,9 | 1308,3 | 1355,4 | 1359,2 | 1233,8 | 1232 |
Общее число занятых на малых предприятиях, тыс. чел. | 7401,4 | 7543,4 | 7621,1 | 7435,8 | 7220,3 | 7209,5 |
В структуре занятого населения ЮФО и Ставропольского края также имеет преобладание торгового бизнеса, особенно в оптовой торговле (табл. 8).
Таблица 7 - Отраслевая структура на малых предприятиях в ЮФО и Ставропольском крае в 2007 г.
Отрасль | Регион | |||
ЮФО | Ставропольский край | |||
Число МП | Доля всего по РФ, % | Число МП | Доля всего по ЮФО, % | |
Промышленность | 16,042 | 13,2 | 1,158 | 8,6 |
Строительство | 8,94 | 7,9 | 0,861 | 7,6 |
Транспорт и связь | 4,423 | 22,0 | 0,204 | 10,5 |
Торговля и общественное питание | 42,954 | 10,2 | 4,462 | 11,1 |
Другие отрасли | 20,551 | 10,0 | 1,709 | 9,5 |
Общее число малых предприятия, тыс. | 83,03 | 9,4 | 6,93 | 8,1 |
Перспективным направлением развития торговли в условиях рынка является переход на многоканальность, когда производитель по своему усмотрению реализует свой товар либо через свою фирменную сеть, либо через розничную сеть. Это дает возможность производителю осуществлять своевременное воспроизводство затраченных средств и получать прибыль.
Таблица 8 - Отраслевая структура работников, занятых на малых предприятиях в ЮФО и Ставропольском крае 2007 г.
Отрасль
| Регион | |||
ЮФО | Ставропольский край | |||
Число работников МП | Доля к всего по РФ, % | Число работников МП | Доля к всего по ЮФО, % | |
Промышленность | 171,07 | 11,9 | 22,3 | 15,1 |
Строительство | 144,43 | 10,7 | 18,4 | 14,3 |
Транспорт и связь | 33,97 | 13,9 | 2,75 | 10,0 |
Торговля и общепит | 235,17 | 8,4 | 36,67 | 18,0 |
Другие отрасли | 131,07 | 9,6 | 11,27 | 10,0 |
Общее число МП, тыс. | 705,83 | 9,8 | 86,93 | 14,0 |
Оптовый рынок имеет широкие горизонтальные территориальные связи с производителем и рынком розничной торговли. А так как рынок потребительских товаров в последнее время не монополизирован и характеризуется большим числом как продавцов товара, так и покупателей, т.е. создана конкурентная среда, то каждый из оптовых продавцов будет иметь относительно небольшую долю в общем объеме продукции данного вида. Все это повышает эффективность оптовой торговли. Производитель получил возможность выбирать каналы сбыта по своему усмотрению, которые характеризуются многообразием. Разработка стратегии управления торговой деятельностью с учетом особенностей функционирования торговых предприятий в условиях рыночной экономики требует, прежде всего, рассмотреть основные элементы системы организации товародвижения, стандартные ситуации, с которыми сталкивается менеджер торгового предприятия, и следовательно, указать на те стандартные решения, которые он должен принимать.
- Товародвижением называют деятельность по планированию, реализацией и контролю за перемещением товаров и услуг от производителя к потребителю. Цель организации товародвижения - доставка нужных грузов (товаров) в нужное время и нужное место с наименьшими затратами. Комплекс элементов товародвижения включает в себя обработку заказа, складирование, управление запасами и транспортировку. Эти четыре отдельных фактора представляют взаимосвязанную систему, и при этом каждый из них в отдельности имеет свои цели и задачи: при обработке заказа: выполнение заказа аккуратно и в заданный срок;
- при транспортировке: выбор оптимального способа доставки между железнодорожным, автомобильным, водным, авиа путями или трубопроводом;
- при управлении запасами: балансирование затрат на складирование, капиталовложение и страхование от порчи;
- при складировании: решение по выбору количества складов, их местоположение, типа используемого оборудования.
Товародвижение осуществляется через каналы. Типы каналов распределения колеблются от личных контактов до вовлечения одного, двух или трех посредников (косвенная продажа через розничного торговца, оптовика или джоббера). Обычно прямое распределение является более дорогим, чем косвенное, хотя комиссионные сборы и скидки, требуемые посредниками, могут быть значительными.
Каналы распределения (товародвижения) - это все организации и лица, выступающие как посредники или участники сбыта, принимающие на себя или помогающие передать другому лицу право собственности на товар, это путь, по которому товары движутся от производителя (поставщика) к потребителю. Рассмотрим разнообразие каналов, возможные решения при их выборе, основные функции каналов распределения.
Распределяют прямые и косвенные каналы распределения (товародвижения). Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров и услуг непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимых посредников. Продажи осуществляются через принадлежащие компании (фирме) магазины, по почте, вразнос и т.п. Такая система позволяет контролировать всю маркетинговую программу. Она обеспечивает тесный контакт с потребителем, а, следовательно, более полную информацию о его вкусах и привычках, но требует разветвленной системы управления сбытом и поэтому больших затрат. Косвенные каналы товародвижения связаны с использованием независимых посредников, к которым товар перемещается от производителя и которые затем реализуют его потребителям. Они могут быть простыми, основанными на устном договоре между производителем (как правило, небольшой компанией) и местным розничным магазином, и сложными базирующимися на контрактных соглашениях, в которых оговаривается ценовая политика, условия продажи, размер комиссионных, структура услуг и ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта и т.п. Косвенные каналы товародвижения требуют разработки общей стратегии развития рассматриваемого торгового комплекса, формирования организационной стратегии как составных элементов общей стратегии развития торговой деятельности. Преимущества системы косвенных каналов товародвижения при условии разработки общего плана маркетинга с распределением обязанностей связаны с возможностью использования подобных знаний торговых агентов о рынке, с их способностью обеспечить реализацию товара на рынке, о котором непосредственный производитель может не знать. Посредники берут на себя функции хранения готовой продукции, облегчают финансирование торгового оборота, снижают риск потерь от возможной неполной продажи товаров, тем самым сокращают издержки обращения. Выбор канала распределения зависит от:
- характеристик товара (на каком рынке продается, какое поведение
типично для его покупателей, какие услуги требуются при его продаже и т.п.);
- масштабов производства продукции и ее конкурентоспособности, текущей и перспективной политики фирмы, стратегии развития как инструмента оценки и выбора перспективных форм и направлений торговой деятельности, выбранных маркетинговой и организационных стратегий, разработанных и используемых информационных моделей, методов и процедур общей системы управления торговой деятельностью, и, наконец, устойчивости положения торговой фирмы в отрасли (рынке, сегменте рынка);
- характеристик самих каналов сбыта (величина торговых расходов, степень охвата торговой сети, предполагаемый объем и зона сбыта, финансовое положение и технический уровень торгового посредника),