Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация
Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140
Наиболее существенные результаты определяются следующими положениями диссертационного исследования:
− автор формулирует и вводит в научный оборот в качестве инструмента исследования понятие «инфраструктура предпринимательства». Необходимость его использования определена в результате анализа категориального аппарата, применяемого при рассмотрении характера воздействия системы на предпринимательский элемент. Выявленные автором понятийные ограничения стали методологическим обоснованием создания собственной концепции взаимодействия предпринимательства и системы. Базовое понятие концепции «инфраструктура предпринимательства» позволяет комплексно подойти к рассмотрению закономерностей развития предпринимательства в широком историческом контексте, выявить механизмы воздействия на предпринимательство, определить характер этого воздействия на различных этапах развития инфраструктуры;
− на основе исследования теоретических вопросов, раскрывающих сущность управления инвестиционными процессами, доказана необходимость рассмотрения категории «инвестиционная поддержка малого предпринимательства» как элемента системы инфраструктуры малых предприятий;
− раскрыта экономическая сущность венчурного капитала как составной части системы инвестиционной поддержки малого предпринимательства и на этой основе обоснованы особенности венчурного инвестирования инфраструктуры малого бизнеса;
− обобщены результаты исследования проблем венчурного инвестирования зарубежных и отечественных предприятий для последующего определения основных направлений совершенствования управления инвестиционной деятельностью в инфраструктуре малого предпринимательства на основе развития венчурного капитала;
− разработана методика социально-экономического моделирования региональной институциональной системы поддержки венчурного инвестирования малого предпринимательства как института в механизме взаимодействия субъектов инвестиционного рынка;
− предложена методика оценки риска вложений венчурного капитала в инновационные проекты субъектов малого предпринимательства, предусматривающая поэтапную экспертно-аналитическую и статистическую оценку факторов внешней и внутренней среды;
− уточнены функциональные возможности государства по формированию инфраструктуры предпринимательства. Государство рассматривается автором в качестве активного управляющего элемента системы, способного координировать и корректировать воздействие на предпринимательство инфраструктурных факторов. Исследование институциональных инфраструктурных факторов позволило автору сформулировать основные направления использования государством правовой и финансовой системы для развития форм предпринимательства, адекватно отражающих его содержание, то есть позволяющих предпринимательству эффективно выполнять его системные задачи и функции.
Практическая значимость представленной работы заключается в том, что основные выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, создают методическую основу создания условий для развития инфраструктуры малого предпринимательства и расширения доступа малых предприятий к венчурным источникам инвестирования.
Рекомендации работы могут быть использованы в законотворческом процессе, являются исходным материалом для дальнейших исследований и рекомендуются к использованию в учебном процессе при чтении таких дисциплин, как «Экономика предприятия», «Предпринимательство» и «Инновационный менеджмент» студентам и слушателям экономических специальностей вузов.
Публикации. По теме диссертации опубликованы 5 печатных работ общим объемом 2,85 п.л:
1) Переходные положения в организации учета основных средств, как один из важнейших элементов учетной политики. Основные тенденции и пути совершенствования механизма экономического развития//Материалы 65 научно-практической конференции студентов научного общества «Учетно-финансового» факультета. – Ставрополь. – 2001 – 194с. (0,09 п.л.);
2) Сравнительная характеристика учета расходов на производство и реализацию продукции для целей бухгалтерского и налогового учетов. Основные тенденции и пути совершенствования механизма экономического развития//Материалы 66 научно-практической студенческой конференции учетно-финансового факультета. - Вып.2. – Ставрополь. – 2002 – 176с. (0,13 п.л.);
3) Оценка функционирования инфраструктуры предпринимательской деятельности/Д.А.Пыханов. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. – 68с. (2,13 п.л.);
4) "Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах", Экономический вестник РГУ, Ставрополь, 2008г. № 2, часть 3, том 6, Издательство ЮФУ (0,33 п.л.);
5) Роль оптовой торговли в современных условиях//журнал «Российское предпринимательство». Издательство «Креативная экономика». М. – 2008. - №12. – вып. 2. – С. 107-111 (0,17 п.л.).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 154 страниц основного текста, 7 рисунок, 19 таблиц.
В экономической литературе имеется множество определений инфраструктуры, различающих последнюю как по выполняемым ею функциям, так и по перечню входящих в нее отраслей. Одни ученые понимают под этим всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в «предоставлении услуг и производству, и населению». В «обслуживании производства и населения», в «осуществлении социально-экономических функций, обусловленных потребностями материального производства и населения»; другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в «создании общих условий производства», в «обеспечении деятельности основного производства».
В некоторых работах инфраструктура понимается как накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, «обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности и сельского хозяйства», «как часть национального богатства, которая призвана обеспечить беспрепятственное поле деятельности». Другие экономисты считают, что инфраструктура – не просто накопленное материальное богатство, а сфера деятельности человека, «совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих выполнение определенных функций в процессе общественного воспроизводства».
Исходя из семантики данного термина (infra – под, struktura – строение), производственную инфраструктуру можно определить как фундамент экономики, видя в ней нечто вспомогательное по отношению к основному производству. Действительно, развитие инфраструктуры с точки зрения конечных задач функционирования экономической системы не является основополагающей целью социально-экономического развития, поскольку здесь не производится основа человеческого существования – продукт в материальной форме. В то же время инфраструктура является важнейшей предпосылкой налаживания современного по своим характеристикам общественного производства.
Можно выделить три понятия инфраструктуры. На уровне сущности – это сфера приложения труда, обеспечивающая обращение продукции в народном хозяйстве.
На уровне явления первого порядка – это совокупность отраслей, т.е. организационно обособленных предприятий или организаций, имеющих своей функцией транспортировку, хранение и реализацию продукции.
На уровне явления второго порядка – это совокупность материальных объектов, создающих условия для обеспечения нормального протекания процесса общественного воспроизводства.
Инфраструктура подвергается трансформации с развитием общественного производства, с более глубоким познанием действия объективных экономических законов рынка. Необходимо выделять два понятия: производственная инфраструктура и система производственного обслуживания. Первое охватывает объекты, функциональным назначением которых является создание благоприятных условий для осуществления процесса общественного воспроизводства путем обращения материальных благ (средств производства), т.е. их транспортировка, накопление, хранение и реализация.
Второе понятие – система производственного обслуживания – более широкого плана. Она предназначена для создания благоприятных условий постоянного возобновления процесса производства наиболее рациональным образом и включает в себя, помимо элементов сферы обращения, также элементы производящей сферы (подработка продукции в процессе обращения, капитальный ремонт, автосервис, машиносервис и т.д.)
В условиях рынка происходят трансформация понимания производственной инфраструктуры как сферы обращения в понимании ее как системы производственного обслуживания. То есть, система производственного обслуживание есть то состояние, к которому стремится производственная инфраструктура в своем развитии.
Производственная инфраструктура как объект анализа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Деятельность отраслей инфраструктуры является производительной. Отрасли, входящие в ее состав, участвуют в производстве национального дохода и совокупного общественного продукта. Вместе с тем «работа» инфраструктуры имеет ряд существенных отличий от деятельности базисных отраслей. Главное из этих отличий заключается в том, что результат функционирования инфраструктуры выступает в виде полезного эффекта, но не в виде продукции в материально-общественной форме.
То, что продукция отраслей инфраструктуры не материализуется в вещи, а выступает в виде полезного действия и исчезает вместе с этим действием, предопределяет особую форму резервов в инфраструктуре. Здесь должно происходить не резервирование продукции, как в базисных отраслях материального производства, а резервирование производственных мощностей – пропускной способности, подвижного состава, трудовых ресурсов.
Роль инфраструктуры в процессе общественного воспроизводства состоит, в первую очередь, в обеспечении условий, необходимых для непрерывного возобновления процесса производства во времени и в пространстве.
Главной задачей производственной инфраструктуры является обеспечение связей между предприятиями (или подразделениями предприятий), создание материальных предпосылок для объединения их в единый хозяйственный организм в целях эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса. Главная функция производственной инфраструктуры – обеспечение обращения средств производства.
Между отдельными составляющими производственной инфраструктуры существует тесная взаимосвязь либо дополняющего, либо компенсирующего типа. В целях системного анализа развития производственной инфраструктуры необходимо шире использовать понятие инфраструктурного комплекса, подчеркивая тем самым сложность и тесное переплетение между собой входящих сюда элементов.
При анализе производственной инфраструктуры необходимо выделить ее функционально-отраслевую структуру, т.е. такие ее подразделения, как транспортно-складское звено, информационно-коммуникационное звено, сфера делового обслуживания.
Функционально-отраслевые составляющие инфраструктуры играют различную роль в обеспечении процесса обращения продукции. Одни из них имеют прямое и непосредственное отношение к данному процессу (например, транспортно-складское хозяйство), другие связаны с этим процессом косвенно (например, информационное и деловое обслуживание).
В свою очередь, в каждой их названных подсистем инфраструктуры можно выделить отраслевые элементы, играющие разную роль в процессе общественного воспроизводства. Так, транспорт, складское хозяйство, механизмы и приспособления для выполнения погрузочно-разгрузочных работ тесно связаны между собой и являются звеньями единой технологической цепи движения продукции от места производства до места потребления. Другие элементы транспортно-складского звена инфраструктуры, такие, как тара, контейнеры, средства пакетирования, занимают особое положение, поскольку не образуют какого-то отдельного звена технологической цепи, а пронизывают все ее звенья, создавая необходимые условия для совершенствования процессов транспортировки и хранения продукции. Развитие тарного хозяйства в широком смысле, включая контейнеризацию перевозок и хранения, ведет к ускорению доставки продукции от производителя до потребителя, к сокращению ее потерь при транспортировке и хранении, к снижению трудовых затрат на выполнение погрузочно-разгрузочных, транспортных работ и складских операций. Вместе с тем, контейнеризация невозможна без механизации погрузочно-разгрузочных работ.