Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация
Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140
Особое положение в системе производственной инфраструктуры занимают информационная система и сфера делового обслуживания. Назначение информационной системы – создавать общественно-нормальные условия воспроизводства, т.е. производства и обращения продукции в народном хозяйстве путем обеспечения его информацией. Информационная подсистема влияет на эффективность общественного производства не только путем улучшения показателей деятельности базисных отраслей материального производства, но и путем совершенствования деятельности отраслей производственной инфраструктуры.
Необходимость ускоренного развития информационно- коммуникационной системы связана также с тем, что эта сфера на современном этапе является одним из главных носителей научно-технического прогресса.
В зависимости от уровня иерархии необходимо отметить инфраструктуру народного хозяйства, регионов, отраслей, отдельных предприятий.
Местный уровень власти отличается от регионального, прежде всего тем, что местные органы наделены собственными правами и свободой в выборе методов и способов поддержки предпринимательства. Кроме этого создание региональных объектов инфраструктуры не может учитывать специфики экономического развития всех муниципальных образований находящихся на территории субъекта.
Одним из видов организаций входящих в инфраструктуру поддержки предпринимательства на местном уровне являются агентства по поддержке бизнеса. Система агентств по поддержке малого бизнеса образовалась в России с момента принятия постановления Правительства РФ от 29.12.94 г. 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» совместно с Фондом «Ноу-хау» (Великобритания). Координатором создания и развития сети выступило Российское агентство малого и среднего бизнеса и Ассоциация региональных агентств «Развитие» при техническом содействии Европейского Союза в рамках программы TAC1S. Отличительной чертой региональных агентств является тесное взаимодействие с местными администрациями по развитию предпринимательства в городах на основе изучения и использования европейского опыта развития малого бизнеса. Все агентства по всему миру объединены в информационную сеть «SIORA.NET», а в России эти агентства объединены в сеть «SIORA.RU». Для оперативного и стратегического управления администрации городов должны иметь достоверную информацию по производимой на их территории продукции, располагать сведениями о спросе на нее, характере и каналах реализации, возможности продвижения продукции своих товаропроизводителей в другие регионы, а также доступа на свой рынок товаров из других городов и районов субъекта РФ. Для хранения и анализа данной информации может быть создан единый информационно-аналитический центр. Он будет аккумулировать, и увязывать необходимые сведения, которыми сегодня располагают центры занятости, органы статистики, регистрационные палаты, налоговые органы. Органы местного самоуправления должны предусматривать мероприятия, позволяющие субъектам предпринимательства пользоваться информационными услугами бесплатно.
Примерный перечень баз данных должен включать информацию о рынках сбыта и поставщиках товаров и услуг, об источниках и условиях кредитования, о потенциальных инвесторах, о нежилых и производственных помещениях, о деятельности субъектов малого предпринимательства на территории города, о коммерческих предложениях различных фирм.
Рассмотрим: следующий вид поддержки малого предпринимательства это так называемые «бизнес-инкубаторы». В настоящий момент в мире действует более 1000 подобных структур. Отечественные исследователи определяют бизнес-инкубатор как организацию, призванную создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий (субъекта предпринимательства) путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, предоставления помещений в аренду, обучения, кредитования, шт.д.) на льготных условиях. Наиболее полное на наш взгляд определение бизнес-инкубатора следующее - это организация, призванная создать наиболее благоприятные условия для возникновения и развития малых предприятий или индивидуальных предпринимателей путем предоставления различных видов услуг на льготных условиях. Главное его назначение — это первоначальная поддержка малых предприятий и помощь начинающим предпринимателям, которые хотят начать свое дело. Бизнес-инкубаторы могут быть двух видов:
1. Малые предприятия объединяются под одной крышей и им предоставляются услуги секретаря, помещения под офис, телефон, факс, ксерокс, компьютер и т.д., а также обеспечиваются консалтинговыми услугами, оказывается помощь в подготовке кадров;
2. Предприниматели пользуются всеми видами услуг, за исключением аренды офиса.
Эффективность бизнес-инкубатора как объекта инфраструктуры обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-плана до выпуска готовой продукции. В соответствии с Гражданским кодексом РФ создание бизнес-инкубатора рассматривается как предпринимательская деятельность, которая может осуществляться в различных формах. В том случае если это коммерческая организация, то в форме закрытого акционерного общества или унитарного государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Для некоммерческой организации это может быть фонд, союз (ассоциация), либо учреждение, финансируемое собственником.
В качестве рекомендации отечественными исследователями предлагаются базовые схемы взаимодействия бизнес-инкубатора со своими членами (малыми предприятиями). Первый вариант взаимоотношений построен на договорной основе, по его условиям бизнес-инкубатор оказывает малому предприятию поддержку путем предоставления услуг по льготным ценам. В момент выхода из состава бизнес-инкубатора малое предприятие выплачивает бизнес-инкубатору индексированную стоимость услуг. Второй вариант, когда бизнес-инкубатор работает по принципу холдинговой компании. При этом бизнес-инкубатор владеет контрольным пакетом акций. Вступивших в него малых предприятий. При выходе из состава бизнес-инкубатора малое предприятие выкупает у бизнес-инкубатора весь пакет акций или его контрольную часть на заранее оговоренных в соответствующем договоре условиях.
Формирование структуры происходит в соответствии с целями и задачами бизнес-инкубатора и определяется набором оказываемых им услуг, но, несмотря на это, в структуре любого бизнес-инкубатора должно присутствовать три основных структурных блока: административный, консультативно-сервисный, курирующий. Курирующий блок включает в себя малые предприятия, формируемые в бизнес-инкубаторе, предприятия, ставшие арендаторами и внешние субъекты, не арендаторы, но клиенты бизнес-инкубатора.
Для создания на своей территории бизнес-инкубатора органы местного самоуправления должны помочь инициаторам приобретением помещения, высвобожденного входе приватизации государственной и муниципальной собственности, обеспечить льготное налогообложение.
Следующим, важным объектом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, являются кредитные кооперативы (союзы). Создание кредитных союзов еще не получило должного распространения, но отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что общества взаимного кредитования являются полезными и эффективными источниками финансовой поддержки предпринимательства.
Малый бизнес требует для своего развития постоянного прилива доступных инвестиций, поэтому является благоприятной средой для развития кредитных союзов. К концу 19 века Россия одной из первых имела закон о кредитной кооперации и эта законодательная база постоянно развивалась. Около 0,5 млн. граждан были членами 950 кредитных союзов. В настоящее время положения, предусматривающие функционирование обществ взаимного кредитования, содержатся в федеральном законе N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001 года, а также № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Кредитный союз, численность членов которого ограничена двумя тысячами человек, предоставляет им следующие права:
получать ссуды под льготный процент на условиях, устанавливаемых самими членами кредитного союза;
размещать свободные средства на вкладах и получать по ним процент;
получать доход на свой членский взнос;
получать консультации по различным вопросам (юридическим, финансовым);
получать гарантию или поручительство кредитного союза по обязательствам.
Кредитные союзы объединяют своих членов по общности интересов, по профессиональным или территориальным признакам. Прибыль кредитного союза может направляться по желанию его членов на удовлетворение социальных нужд пайщиков. Процентная ставка значительно ниже, чем в банках, а проценты по паям несколько выше. С прекращением членства в кредитном союзе паевой и сберегательный взносы возвращаются со всеми приращениями пайщику.
Положительным фактом деятельности кредитных союзов является то, что ресурсы кредитного союза используются в месте их возникновения, а это важно для сбалансированного развития городов и стабильности их финансовой базы.
Роль органов местного самоуправления в развитии кредитного движения в городе заключается в его пропаганде в средствах массовой информации, предоставлении кредитным союзам в аренду на льготных условиях нежилых помещений, льготном налогообложении, оказании практической помощи в создании новых кредитных союзов.
Деловое сотрудничество органов местного самоуправления с общественными организациями (объединениями, ассоциациями, союзами) предпринимателей далее общественными организациями предпринимателей является необходимой составляющей широкого спектра мер, способствующих созданию на территории условий и благоприятной социально-психологической атмосферы для реализации предпринимательских инициатив.
Общественные организации предпринимателей являются мощным выразителем интересов рассматриваемого сектора экономики и должны объединять и координировать усилия всех своих членов по устранению административных, финансовых и правовых барьеров, препятствующих становлению малого предпринимательства на территории.
Органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством, обязаны предоставлять возможность представителям общественных организаций лоббировать интересы малого бизнеса, активно участвуя в решении следующих территориальных задач:
совершенствование действующего законодательства по малому бизнесу и разработка местных нормативно-правовых актов (по регистрации малых предприятий, лицензированию отдельных видов деятельности, регулированию арендных отношений формированию муниципальных заказов и т.д.);
разработка местных программ поддержки малого предпринимательства с финансовым обеспечением их реализации за счет средств местного бюджета;
определение форм и методов контроля за использованием ресурсов территории (финансовых, материальных, технических и трудовых);
формирование проектов местного бюджета и разработки программ социально-экономического развития города;
разработка научно-обоснованных экологических программ и программ использования вторичных местных ресурсов;
заключение и корректировка соглашений между работодателями, профсоюзами и трудящимися;
проведение выставок-ярмарок продукции, производимой в городе.
Главным рычагом обеспечения общественных интересов территории должно стать развитие партнерских отношений между субъектами малого предпринимательства и крупными предприятиями города. Местная администрация должна стимулировать любые попытки сотрудничества общественных организаций предпринимателей и совета директоров крупных фирм города, нацеленные на реализацию стратегических направлений развития территории. В первую очередь на формирование инфраструктуры (единые информационно-аналитические центры, консультационные и обучающие пункты, лизинговые компании и т.д.).
Органам местного самоуправления необходимо обеспечить взаимодействие общественных организаций предпринимателей с городским центром занятости населения, проведение встреч с гражданами, желающими заняться предпринимательской деятельность.
На хорошо развитое предпринимательство в значительной степени оказывают влияние различные институты и организации, которые на месте представляют интересы предпринимателей, но одновременно и предлагают последним различные услуги и помощь в решении проблем, а также конкретную поддержку при реализации предпринимательской стратегии.
Среди различных институтов, входящих в инфраструктуру предпринимательства, можно выделить организации самопомощи и представления интересов предпринимателей, к ним, прежде всего, относятся союзы предпринимателей, которые, с одной стороны, представляют интересы своих участников, а с другой стороны, являются организацией по предоставлению сервиса добровольно объединившимся членам. Такие структуры в России только начали формироваться. Предпринимательские союзы активно действуют главным образом на местном уровне и представляют самые различные отрасли и формы предпринимательства.
Наряду с союзами предпринимателей следует также содействовать созданию торгово-промышленных палат. Центральные структурные подразделения торговой палаты делают возможным предоставление высококачественных услуг, которые должны быть доступны всем филиалам на территории РФ. Это касается, например, банков данных о потенциальных отечественных и иностранных партнерах по кооперации, поддержки при участии в выставках в России и за рубежом и т.д. В России членство в палате является добровольным. Это является стимулом для предложения палатами действительно нужных предпринимателям услуг. При этом органам местного самоуправления следует оказывать содействие в создании и функционировании палаты. В целом торгово-промышленные палаты с точки зрения развития местной экономики следует рассматривать как хороший инструмент для развития межрегиональных связей предприятий, расположенных на соответствующей территории.
Многочисленные вышеперечисленные организации могут обеспечить оптимальный экономический эффект только в том случае, если регулярно осуществляется согласование муниципальной экономической политики при участии всех заинтересованных лиц. В данном случае роль координатора может выполнять административная структура. Под административными структурами следует понимать такие структуры, которые либо являются непосредственно структурой органов местного самоуправления, либо поддерживаются ими. Это могут быть: комитет или иное подразделение по экономике муниципальной администрации; иной орган (структура) по содействию развитию экономики как ключевая структура в администрации; уполномоченный по содействию экономическому развитию внутри администрации.