Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:43, диссертация

Описание

Целью исследования является обоснование теоретических и методологических основ воздействия системных элементов на предпринимательство через определение со¬держания категории «инфраструктура предпринимательства». Существенным является выявление совокупности факторов, реализующих общие и особенные характеристики экономических систем, и определяющих, в связи с этим, направления и механизмы государственного регулирования процессов развития предпринимательства.
Для реализации цели автор решает следующие основные задачи:
− классифицированы взгляды российских и зарубежных исследователей на содержание инфраструктуры предпринимательской деятельности, что позволило выявить взаимосвязь между развитием предпринимательства как явления и усложнением категориального аппарата экономической теории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 13
1.1. Основные элементы и задачи инфраструктуры на современном этапе 13
1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства 30
1.3. Система показателей оценки предпринимательской деятельности 48
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 57
2.1. Структура оптовой торговли 57
2.2. Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях 93
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 108
3.1. Проектирование институциональной инфраструктуры развития бизнеса в территориальных программах 108
3.2. Методика оценка риска вложений венчурного капитала в инвестиционные проекты 113
3.3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства программными методами 130
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 140

Работа состоит из  1 файл

Диссертация.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Преимущество данной организационной структуры заключается в том, что совместная концепция экономической политики муниципалитета будет осуществляться по согласованию между всеми заинтересованными сторонами, и как следствие соответствовать запросам и действительным потребностям предпринимателей.

Организационное оформление при этом зависит от целого ряда специфических данных: от размера и местонахождения муниципалитета, от проблем и потенциалов, от структуры экономики и т.д. В небольших муниципалитетах следует руководствоваться выше названными вариантами, которые предлагают решение внутри структуры администрации. В более крупных муниципалитетах, наряду с одной из указанных структур, может быть создано самостоятельное юридическое лицо, которое возьмет на себя широкий спектр задач, например таких, как:

 общество содействия экономическому развитию;

 бизнес-центр и/или бизнес-инкубатор.

Эти организационные формы имеют большую самостоятельность при проведении своих мероприятий и принятии решений, во всяком случае, в оперативной деятельности. Муниципалитету в любом случае следует выступать учредителем с большей долей, однако возможно также вхождение соучредителем и в уже существующие организации, созданные для реализации сходных целей. Попечительские советы таких организаций определяют стратегическое направление их деятельности и политику, которые, в свою очередь, дают ясный сигнал предпринимателям и демонстрируют готовность администрации оказывать поддержку.

Недостаток такой структурной формы, прежде всего, заключается в проблеме самофинансирования, которое вряд ли возможно в иных случаях, кроме бизнес-инкубатора, - который финансируется посредством арендных платежей и других поступлений. Софинансирование из средств муниципального бюджета в большинстве случаев является обязательным условием.

В условиях растущей межрегиональной взаимной интеграции и конкуренции регионов на мезо- и макроуровне на рынках инвестиций, капитала, квалифицированной рабочей силы решающим фактором обеспечения долговременных устойчивых преимуществ в региональном развитии становится реализация комплексных региональных программ, отражающих ценностные ориентиры регионов как формирующихся целостных территориальных образований с собственными деловыми интересами. Региональная идеология ориентирована на создание социально-привлекательного статуса и укрепление положительного имиджа территории как сообщества партнеров - региональной администрации, предприятий промышленности и сферы услуг, институтов региональной инфраструктуры, общественных организаций, ориентированных  на потребности целевых групп покупателей услуг территории.

В региональных программах в этой связи особую роль играет формирование действенной институциональной инфраструктуры обеспечения деловой среды развития бизнеса и социальной среды партнерства общественных институтов и граждан, а также мониторинг их воздействия на повышение хозяйственного и социально-экономического статуса территории.

При определении роли инфраструктуры, в целом,  и институциональной инфраструктуры, в частности, в обеспечении согласованного внутрирегионального развития, целесообразно основываться на подходе Р. Йохимсена, согласно которому инфраструктура представляет  собой совокупность материальных, институциональных и индивидуальных условий, имеющихся в распоряжении хозяйственных единиц и соответствующих выравниванию доходов, связанных с равной производительностью факторов, позволяющих при целесообразном размещении ресурсов обеспечить полную интеграцию и возможно самый высокий уровень хозяйственной деятельности[1]. При этом под институциональной инфраструктурой понимается совокупность выполняемых и узаконенных норм и способов поведения в их «конституционной действительности», поскольку они своим фактическим состоянием выравнивают условия хозяйственной деятельности для различных субъектов, вступающих в хозяйственной взаимодействие.  Институциональная  инфраструктура определяет нормы правоприменения и правила поведения взаимодействия хозяйствующих субъектов, институтов государственной власти и граждан и обеспечения их коалиционной свободы. Функции институциональной инфраструктуры  состоят в том, чтобы выработать такой внутренний правопорядок, действующий в условных рамках  определенного хозяйственного организма, чтобы результаты хозяйственной деятельности давали возможность участвующим в ней субъектам развиваться в оптимальных возможностях, обеспечивали аллокативную эффективность в точках приложения их усилий.

Организации внешней инфраструктуры - это ряд структур, не имеющих прямого отношения ни к муниципальным органам власти, ни к предпринимателям, но являющихся важными для создания благоприятной для предпринимателей обстановки. К ним, в первую очередь, относятся:

 центры подготовки и переподготовки;

 университеты, техникумы, а также иные учебные заведения;

 другие предприятия сферы обслуживания, к которым предприниматели могут обращаться или не обращаться (как,  например, рекламные агентства, аудиторские фирмы, юридические консультации и т.д.).

Наличие этих учреждений оказывает дополнительное стимулирующее воздействие на развитие предпринимательства в муниципалитете. Органы местного самоуправления могут способствовать укреплению связей между уже существующими учреждениями и предпринимательством и активно участвовать в оформлении этих связей. Муниципалитет в данном случае должен проявить инициативу, координировать этот процесс и управлять им.

Рядом авторов в итоге предлагается создание совместной структуры объединяющей органы местного самоуправления, предпринимателей и иные организации, связанные с экономикой и играющей в ней ключевую роль. Для институционализации и систематизации этих связей предлагается создание, к примеру, координационного совета или комитета, регулирующего определенную сферу деятельности. Подобный орган, представляющий собой комитет, объединяющий все заинтересованные стороны, выполнял бы только консультационные функции, например: обсуждение актуальных вопросов муниципальной экономики, стратегического планирования, предложение программ поддержки предпринимателей.

На наш взгляд, создание дополнительных структур кроме уже действующих в системе поддержки будет избыточным (дублирование функций в условиях ограниченности финансовых средств местных бюджетов), кроме случаев отсутствия выполнения или невозможностью передачи функций координации другим объектам инфраструктуры. Функции координации работы объектов входящих в систему целесообразно передать административным структурам, но только в случае если данная структура не находится в непосредственном подчинении у органов местного самоуправления. Так как это может привести к лоббированию своих интересов отдельными экономическими группами.

В Законе РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ вопросы создания и деятельности некоммерческих партнерств закреплены в ст.8. При этом, некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, образовательных, научных и управленческих целей, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

  Следует отметить, что перечень рассмотренных нами объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства не является полным. Рассмотренные объекты являются основными, с точки зрения количества выполняемых ими функций, остальные в этом смысле являются производными от них. На основе анализа различных объектов инфраструктуры, поддержки предпринимательства мы можем сделать следующие общие выводы. Во-первых, существование большого числа разнообразных структур в сфере экономического развития создает, в конечном итоге, так называемый мезоуровень, то есть благожелательное окружение и благоприятный климат для предпринимателей, делает возможной институционализированную взаимосвязь и согласованную со всеми заинтересованными сторонами общую муниципальную экономическую политику. Во-вторых, важнейшей задачей муниципальной администрации является содействие созданию различных организаций, активная поддержка их становления, а также возложение на них определенных обязанностей.

Во многих муниципальных образованиях есть целый ряд объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, которые, как правило, не выполняют свои функции в полной мере. В этих случаях органам местного самоуправления следует действовать решительно и настойчиво, содействуя повышению эффективности соответствующих организаций.

1.2. Проблемы финансирования инфраструктуры малого предпринимательства

Как уже было отмечено выше, в условиях растущей межрегиональной взаимной интеграции и конкуренции регионов на мезо- и макроуровне на рынках инвестиций, капитала, квалифицированной рабочей силы решающим фактором обеспечения долговременных устойчивых преимуществ в региональном развитии становится создание социально-привлекательного для инвестиций статуса и укрепление положительного имиджа территории.

Следует отметить, что в современной экономической литературе поня­тие категории инвестиций трактуется гораздо шире, чем в макроэкономике,  где они выступают в основном в виде капитальных вложений в основные производственные фонды, производственный капитал. Например, в справоч­нике менеджера, выпущенном в 1991 г., инвестиции трактуются как «сово­купность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала» в различные отрасли хозяйства с целью получения предпринимательского до­хода или процента [27]. Никифорова В. Д. рассматривает их как социально-экономический процесс вложений капитала в различных его формах и видах,  а также бытие инвестиций в виде накоплений и неиспользованной для по­требления части дохода за определенный период хозяйственной деятельно­сти, который вновь вкладывается в общественное воспроизводство. Этот процесс, интегрирующий полно и комплексно все факторы воспроизводства вообще, закономерно повторяется многократно, и для него характерно про­изводительное использование инвестиционных средств [54]. Такое определение инвестиций, по нашему мнению, значительно расширяет представление об объектах инвестирования и одновременно усложняет макроэкономический анализ их воздействия на экономику.

Наиболее полно и обоснованно, с нашей точки зрения, раскрыта сущ­ность понятия инвестиций в работе А.Е. Когута, СЮ. Бахарева, Д.В. Шопен-ко [64]. При определении содержания инвестиций они исходят из представ­лений, согласно которым инвестиции - это физический и денежный капитал, а также интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринима­тельской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения другого положительного результата. Комментируя экономи­ческое содержание приведенного определения, следует отметить, что, во-первых, вложения инвестиций не самоцель, а лишь средство достижения экономической эффективности, на основе которой могут быть решены мно­гообразные социальные и экономические задачи. Поэтому инвестиционный процесс в конечном счете должен иметь социальную ориентацию. Во-вторых, при оценке инвестиционных проектов следует иметь в виду: ком­мерческую (финансовую) эффективность, учитывающую финансовые по­следствия реализации инвестиций; бюджетную эффективность, отражающую финансовые последствия инвестиционных вложений для местного, регио­нального и федерального бюджетов; сравнительную экономическую эффек­тивность, объективно характеризующую технологические и другие преиму­щества данного инвестиционного проекта и учитывающую сопоставимые за­траты и результаты, связанные с реализацией этого проекта в фиксированных  условиях. В-третьих, нельзя рассматривать инвестиционные процессы изоли­рованно от других социально-экономических процессов и явлений, происхо­дящих в экономике, а тем более осуществлять их в ущерб друг другу, необ­ходима взаимная согласованность.

Таким образом, изложенное позволяет утверждать, что инвестиции во­обще - это совокупность всех видов денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в реализацию различных программ и проектов производственной, коммерческой, социальной, научной, культурной или какой-либо другой сферы с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального или экологического эффекта. Суть экономического содержания инвестиций можно понять через такое понятие, как «инвестици­онные ценности». В качестве таковых выступают денежные средства, бан­ковские депозитные вклады, банковские кредиты и ссуды, ценные бумаги (облигации, акции, векселя и т. д.), движимое и недвижимое имущество (зда­ния, различные сооружения, машины, механизмы и оборудование, а также другие материальные ценности), права пользования землей и другими при­родными ресурсами, интеллектуальные ценности (запатентованные изобре­тения, закрепленные авторскими правами открытия, ноу-хау). То есть, инве­стиционные ценности - это ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг и получения при­были.

Как и другие экономические системы, инвестиционная система малого предпринимательства представляется сложным системно-организационным образованием, обладающим структурными взаимосвязями и взаимодейст­вующим с внешней средой. Она является составной частью системы финан­сово-экономической поддержки деятельности малых предприятий.

Система финансово-экономической поддержки деятельности малых предприятий, как элемент инфраструктуры, на сегодняшний день выстроена на принципе иерархии, в кото­рой можно выделить три уровня.

Первый уровень - межотраслевой в котором выделяют федеральный, региональный и муниципальный подуровни.

На федеральном подуровне осуществляется государственная поддерж­ка малого предпринимательства. Эта поддержка ориентирована на формиро­вание целей, приоритетов, принципов и условий поддержки, обоснование перспектив его развития. Финансовые средства из федерального бюджета должны рационально и эффективно направляться на создание и реализацию механизмов всех видов поддержки малого предпринимательства.

Для выработки основных направлений региональной политики и опре­деления приоритетов в её реализации принимается к осуществлению прин­цип дифференцированного подхода и адресности мер государственной под­держки деятельности в малом предпринимательстве применительно к раз­личным типам регионов и муниципальных образований, существенно отли­чающихся по уровню инвестиционной привлекательности и развитости ма­лого бизнеса.

Информация о работе Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности