Качество продукции организации (предприятия) и ее конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:39, контрольная работа

Описание

Проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она
является стратегической проблемой, от решения которой зависит
стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества,
объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов,
сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров
или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Содержание

Введение
Понятие и показатели качества продукции. Значение качества для обеспечения конкурентоспособности организации (предприятия).
Технико-экономическая характеристика организации (предприятия). Мероприятия по повышению качества продукции, проводимые фирмой.
Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

КР экономика организации.docx

— 64.06 Кб (Скачать документ)

     Международный опыт организации систем качества на предприятиях отражен в стандартах МС ИСО 9004 – «Общее руководство качеством  и элементы системы качества». Стандарт рекомендует выбор основных элементов системы качества предприятия-изготовителя и определяет их место в общей системе руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов:

  • соответствия
  • документирования
  • единоначалия
  • подконтрольности
  • комплексности
  • законности.

     Хорошо  структурированная организационная  система качества является залогом  реализации функций и успешного  общего руководства системой качества.

     В зарубежных фирмах ответственным руководителем  по общему руководству качеством  является вице-президент компании. Его главная задача состоит в  обеспечении требуемого уровня качества и поддержании уверенности потребителя  в том, что все условия контракта  на поставку продукции будут выполнены.

     Многолетний опыт функционирования систем управления качеством показывает, что эффективное  управление возможно лишь при наделении  каждого работника правами и обязанностями, однако и мера участия и ответственности руководителя предприятия несоизмеримо выше. Обычно в компетенцию руководителей входит: определение направлений деятельности и установление их приоритетности, построение организационной структуры управления качеством, определение уровня подготовки кадров и их квалификации.

     Эффективность работы системы качества зависит  от достоверности получаемой информации, ее адекватности, скорости прохождения  сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях и адекватности применяемых мер. Поэтому в системе  качества осуществляется постоянный контроль – организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработка соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по заранее разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени соответствия фактического состояния работ требованиям, установленным документами системы. В этих целях специально разрабатывается блок-вопросник, содержащий 300 вопросов, разбитых по 35 функциям системы качества. Результаты внутренней проверки представляются в формализованном виде по трехбалльной оценке соответствия каждой из 300 характеристик установленным нормам и требованиям. Системы управления качеством могут контролироваться или проверяться на соответствие установленным требованиям не только внутренней комиссией, но и внешней. В этом случае результаты проверки оформляются соответствующим документом-сертификатом.

 

     Экономическая эффективность мероприятий  по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности.

     Качество, которое соответствует требованиям  потребителей и достижениям научно-технического прогресса, определяет конкурентоспособность  продукции. Конкуренция заставляет всех субъектов экономики постоянно  усовершенствовать качественные показатели товаров и услуг, нарабатывать оперативную  и стратегическую политику в сфере  качества. Качество продукции как экономическая категория в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность. 

     Ранее уже отмечалось, что улучшение  качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия. Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:

Эффективность = (Качество ∙ Объем выпуска (реализации)) / Затраты.

     Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более  быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

   Для определения экономической эффективности  от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

  1. Для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;
  2. Экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя;
  3. Необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
  4. Предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

   В конечном итоге это проявляется  в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:

∆П = ∆Пv + ∆Пц ± (Сд – Сбр),

где ∆П — общая дополнительная прибыль  от улучшения качества продукции; ∆Пv — дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции; ∆Пц — дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены; Сд — дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции; Сбр — величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.

     Для упрощения расчетов величину ∆П можно  определить по формуле:

∆П = (Цн – Сн) ∙Vн – (Цст – Сст) ∙Vст,

где Цн, Цст — новая и старая продажная цена; Сст, Сн — себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции; Vст, Vн — объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.

     Годовой экономический эффект (Э) от улучшения  качества продукции определяется так:

Э = ∆П – Е ∙ К,

где Е  — нормативный коэффициент эффективности  капитальных вложении; К — дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.

     Для экономического обоснования капитальных  вложений (К), необходимых для улучшения  качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности  капитальных вложений (Е) и сравнить его с приемлемой для инвестора величиной (Еп,) или рентабельностью активов предприятия (Ra):

Е = ∆П / К.

Если  Е > Еп или Е > Ra, то вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние мероприятий по повышению  качества продукции  на экономические  показатели деятельности мебельной фабрики

ООО "ФОРТЕ  РУС".

     ООО "ФОРТЕ РУС" - дочернее предприятие  АО "Мебельные фабрики FORTE", одного из самых крупных польских производителей и экспортеров мебели. AO "FORTE" было создано в 1992 году, и за четырнадцать лет существования на рынке создало  мощную группу капитала. Сейчас в состав Группы ФОРТЭ входит 7 мебельных  фабрик и 9 собственных дистрибьюторских фирм в Польше и других странах  Европы.

     Система обеспечения качества ООО "ФОРТЕ РУС" базируется на следующих принципах:

  1. Выпуск конкурентоспособной продукции при постоянном снижении затрат материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Данная фирма стремится минимизировать затраты путем использования новых технологий в области производства мебели. Кроме того в работе задействованы современное оборудование, что способствует повышению качества изделий;
  2. Учет и полную компенсацию потребителю всех издержек, связанных с возникновением случайных дефектов изделия;
  3. Постоянную связь с поставщиками материалов и комплектующих изделий с целью повышения качества продукции поставщиков. В производстве мебели используются только качественные материалы отечественного и импортного производства соответствующие ГОСТам (ДСП, ЛДСП, финиш пленки), а также экологически чистые материалы (МДФ), натуральную древесину. 
    Качество выпускаемой мебели подтверждено сертификатами соответствия;
  4. Постоянную связь с потребителями с целью выявления дефектности и предложений по повышению потребительских свойств;
  5. Реализацию принципа персональной ответственности за качество труда и признание заслуг исполнителя;
  6. Целенаправленное, постоянное повышение квалификации специалистов и рабочих. Сотрудники российской фирмы, занимающие стратегические должности, прошли обучение на фабриках Группы ФОРТЕ в Польше. "ФОРТЭ РУС" ведет свою деятельность на основании новой компьютерной системы SAP R3, в которой работают уже все польские фабрики Группы ФОРТЭ.

     Если  проанализировать перечисленные выше принципы, то они однозначно определяют цель системы управления - выпуск конкурентоспособной продукции высокого качества, определяющую ответственность предприятия в целом перед потребителем за качество выпущенной продукции и ответственность каждого работника предприятия за результаты своего труда в отдельности. Кроме того, данные принципы определяют наличие двух механизмов обратной связи: между поставщиками материалов и предприятием и между предприятием и потребителями его продукции. Наличие данных механизмов чрезвычайно важно для оценки эффективности функционирования системы обеспечения качества. Руководство предприятия в полной мере обеспечивает понимание политики в области качества каждым работником предприятия. На это направлено ознакомление каждого, вновь поступающего на работу, с политикой предприятия в области качества.

     Одним из основных направлений мер по повышению качества продукции фирмы является разработка широкого диапазона коллекций, разнообразных по дизайну и ценовому уровню. Широкий выбор элементов и расцветок предоставляет клиенту возможность создавать индивидуальную обстановку жилых помещений и офиса. Подтверждением высокого качества и соответствия деятельности фирмы западноевропейским требованиям и нормам было получение Мебельными фабриками FORTE Сертификата ISO 9001, что оказывает положительное влияние на конкурентоспособность предприятия.

     Выводы  и предложения.

     Изучив  направление деятельности организации  ООО "ФОРТЕ РУС", я пришла к выводу, что данная фирма в настоящее время имеет достаточно стабильные позиции в сфере производства мебели. Главное внимание при этом уделяется решению активных задач, то есть формированию и стимулированию спроса на товар, разработка новых дизайнов своей продукции, использование новых технологий производства. Особое внимание фирме ООО "ФОРТЕ РУС" следует обратить на внутренние коммуникации, так как проведение эффективных внутренних коммуникаций позволяет совершенствовать организацию работы с клиентами компании, изучать клиентов и создавать благоприятный образ фирмы. Для достижения этих целей компании необходимо:

  1. Обратить внимание на изучение характеристик товара продавцов и менеджеров. Сотрудники фирмы должны знать и уметь рассказать все подробности о продаваемом товаре, они должны быть для покупателя источником информации;
  2. Воспитывать у сотрудников любезность и отзывчивость;
  3. Применять принцип превращения случайного посетителя в покупателя.

     Кроме того, для привлечения внимания покупателей к продукции фирмы, необходимо проводить выставки своей продукции, на которых могут быть представлены новые модели мебели, эксклюзивные образцы. На таких мероприятиях осуществляется большая коммерческая и рекламно-пропагандистская работа.  
 
 
 
 

Заключение:

     Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    1. Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые обусловливают ее способность удовлетворять выявленные или предполагаемые потребности.
    2. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
    3. С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции, основанного на сопоставлении значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями.
    4. Управление качеством должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко определяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
    5. Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация. Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, а также контроль за правильностью использования этой документации.
    6. Конечная оценка качества изготовления продукции осуществляется с помощью сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства с помощью контрольных испытаний.

Информация о работе Качество продукции организации (предприятия) и ее конкурентоспособность